Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96470

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 26.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Из опыта работы с детьми с ОВЗ на уроках профильного труда.

Дата публикации:

Автор:
Учитель технологии, МКОУ СОШ №3 г. Мирного Архангельской области, г. Мирный Овчинникова 17 -54

Цель: Исходя из личного опыта работы помочь учителям технологии в работе с детьми с ОВЗ.

Задачи: Позволить учащимся с ОВЗ лучше усваивать уроки профильного труда.

Торопыгин Федор Анатольевич, учитель технологии

МКОУ средняя образовательная школа №3 города Мирного Плесецкого района Архангельской области.

Из опыта работы с детьми с ОВЗ на уроках профильного труда.

В нашей школе обучаются дети с проблемами в развитии и задача педагогического коллектива, должна быть направлена на коррекцию развития детей. Педагоги помогают учащимся подготовиться к трудовой деятельности, сохранить своё здоровье, реализовать себя в дальнейшей жизни.

Особое место в общеобразовательном цикле занимают уроки технологии, так как они позволяют учащимся лучше усваивать предметы общеобразовательного цикла. Особенно большое влияние эти знания оказывают на формирование трудовых навыков.

Трудовое обучение важное средство развития личности школьников. На уроках технологии формируются трудовые навыки и умения, которые ребята должны уметь применять. В ходе учебного процесса у ребят развивается мышление, память, вырабатывается устойчивое внимание.

Выполняя различные задания ребята раскрывают свои творческие способности, воображение, расширяется круг их интересов.

Программа по трудовому обучению предполагает постепенное усложнение материала, что помогает детям с ОВЗ развитию пространственных представлений, формированию моторных функций – двигательных умений, координации движений, мелкой моторики.

К основным задачам уроков технологии относится не только формирование трудовых навыков, но и воспитание любви к труду и уважения к людям, проявившим себя в различной трудовой деятельности. Учитель может приводить такие примеры используя различные материалы. Коррекционная направленность и четкая организация трудового обучения позволяет учащимся выбрать профессию, которая позволит им адаптироваться в обществе, чувствовать себя уверенным и самостоятельным в жизни. Исходя из этого можно сделать вывод: какая ответственность ложится на учителей трудового обучения, который должен ставить перед учащимися определённые задачи и добиваться их выполнения.

Не менее важная задача — знакомство учащихся с технологической последовательностью выполнения любого изделия, которая включает в себя несколько этапов:

-чертеж будущего изделия;

-последовательность изготовления;

-необходимые материалы и инструменты.

Обучение по предмету «технология» для детей ОВЗ в нашей школе проходит с 5-го по 9-й классы. Когда пятиклассники в начале учебного приходят на уроки, они не имеют определённых трудовых навыков:

Практика показала, что в начале изучения предмета учащиеся не могут правильно замерить и построить отрезок заданной длины (не сформировано понятие «нуля»). У многих ребят нарушена мелкая моторика рук, поэтому работа с циркулем вызывает у них некоторые трудности. Учащиеся на уроке с трудом пользуются линейкой и не могут без помощи учителя отложить заданный размер от нуля и построить элементарный чертёж. Соответственно, возникает путаница при самостоятельной разметке и последующем изготовление изделия, что может спровоцировать переживания и возникновение стрессовых ситуаций. Из-за частых ошибок увеличивается расход материала (брак), кроме того не рационально используется учебное время (следование рабочей программе) из-за исправления ошибок. Поэтому мною решено было больше времени уделить основам черчения, ведь как я понял из своего личного опыта работы, правильно сделанная разметка - это основной залог успеха в качественном изготовление изделия.

Уже на первом этапе выполнения чертежа у детей, начинаются ошибки основными из которых являются:

-ученики не могут самостоятельно выбрать место в рабочей тетради для нанесения основных контуров (не экономят или берут слишком мало места в тетради для чертежа);

-плохо ориентируются в направлении линий по клеткам тетради;

-все линии одинаковой толщины;

-чертеж выходит грязным неаккуратным из-за частого использования ластика.

Вначале я показываю учащимся готовый образец изделия, а затем уже составляем его чертёж. Таким образом, мы начинаем осваивать основы графической культуры.

Почему я делаю в своей работе акцент на основах черчения. Во-первых, для детей с ОВЗ в школьной программе отсутствует предмет «черчение». Поэтому, я не стараюсь требовать правила оформления чертежа, такие как основная надпись чертежа, рамки масштаба, некоторые линии. А, основной упор делаю на то, чтобы научить школьников читать и выполнять несложные чертежи, эскизы, технические рисунки, правильно пользоваться чертежными инструментами, материалами и принадлежностями.

Особое внимание при построении чертежа учащимися уделяется

-линиям сплошной толстой контурной и сплошной тонкой размерной,

-вертикальному или горизонтальному расположению чертежа в тетради,

-виду в трех проекциях: спереди, сверху, сбоку (см. рис. 1),

Рис. 1.

а также выполнению эскиза детали с натуры (с нанесением размеров) и ее техническому рисунку.

Таким образом, одной из первостепенных задач, стоящей передо мной на уроках технологии становится установление четкой и понятной для детей связи между графическими изображениями разных типов и реальными предметами. Учащиеся должны понять основные принципы построения чертежа реальной детали и изготовления детали по чертежу.

Для достижения поставленной цели мною разработан алгоритм выполнения эскиза детали:

-анализ геометрической формы детали;

- определение количества видов на чертеже, главного вида;

-очерчивание габаритных прямоугольников тонкими линиями с учетом того, чтобы оставить место для нанесения размеров;

-нанесение внешних (видимых) контуров детали;

-нанесение внутренних (штриховые линии) контуров детали;

-нанесение выносных и размерных линий;

-обмер детали (линейка или штангенциркуль) и нанесение размерных чисел;

-обводка;

-проверка эскиза.

После завершения работы обычно следует совместный с классом разбор ошибок, выделение лучших работ и выставление оценок.

Большую помощь моей работе оказывает применение ИКТ технологии. Я вывожу на экран проектора простой чертеж или эскиз и предлагаю построить его в тетради. Эту работу они выполняют с интересом, а моя задача заключается в том, чтобы помогать им, особенно тем ребятам, у которых имеются проблемы.

По результатам работы в течение года у ребят отмечается повышение уровня заинтересованности к урокам технологии с применением основ черчения. Можно также отметить динамику в развитии учащихся: преобладает положительный эмоциональный фон, школьники становятся более активными, внимание становится более устойчивым, повышается самоконтроль. Значительно пополняется словарный запас, ребята с удовольствием демонстрируют свои успехи друг другу, проявляют интерес к свободной самостоятельной деятельности.

Кроме того, у ребят наблюдается положительная динамика в развитии мелкой моторики, что очень важно для детей с ОВЗ. Их чертежи с каждым уроком становятся более аккуратными и соответствуют правилам выполнения, вследствие чего, разметка делается с меньшим количеством ошибок, а конечный результат (изготовление изделия) достоин высокой оценки.

Важно не только учить ребят изготовлению изделий, но и правильно строить

коррекционно – воспитательную работу. Для этого я стараюсь изучить индивидуальные особенности учащихся, осуществлять дифференцированный подход как основное средство оздоровительно – развивающей работы с учащимися. Для дополнительного объяснения материала приглашаю учеников к своему столу и доске. Это служит разрядкой, и снимает напряжение в ходе урока.

Урок технологии — один из основных предметов, которые способствует умственному и нрав­ственному воспитанию учащихся с ОВЗ, развивает способность ориентироваться в жизненных ситуациях, помогает достичь уровня знаний и умений, необходимых для их социальной адаптации.

Учащиеся коррекционных классов нашей школы принимают участие в конкурсах среди общеобразовательных школ города, занимают призовые места. Знания, которые они получают в стенах нашей школы, позволяют им поступить в училища начального профессионального образования и получить профессию.

Наши новости:

Разместить свою публикацию