Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96470

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 26.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Опыт работы: Формирование творческих способностей в процессе ручного труда

Дата публикации:

Автор:
Воспитатель, МАДОУ №35, г.Сыктывкар

Цель: Формировать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности в процессе создания образов, используя различный «бросовый» материал и технику.

Задачи: 1. Обучение детей различным приемам преобразования бросового материала. 2. Развитие воображения, умения видеть необычное в обычных предметах, развитие творческих способностей детей. 3. Изготовление детьми поделок, подарков, использование детских поделок для оформления интерьера дошкольного учреждения. 4. Изготовление поделок вместе с родителями. 5. Воспитание трудолюбия, аккуратности, желание доводить начатое дело до конца.

Муниципальноеавтономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №35 общеразвивающего вида»г. Сыктывкара

Опыт работы:

«Формирование творческих способностей в процессе ручного труда».

Воспитатель:

Мишурова Светлана Леонидовна

Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок”.

(В.А.Сухомлинский)

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Конструирование и ручной труд, так же как игра и рисование, особые формы собственно детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка данного возраста, а именно:

  • желание практически действовать с предметами, которое уже не удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было раньше, а предполагает получение определенного осмысленного результата;
  • желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.

Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работа с подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Эти знания и представления прочны потому, что, как писал Н.Д. Бартрам: “Вещь, сделанная самим ребенком, соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизмеримо живее, интенсивнее, глубже и прочнее того, что пойдет по чужому, фабричному и часто очень бездарному измышлению, каким является большинство наглядных учебных пособий”.

На наш взгляд ручной труд в детском саду создают большие возможности для развития творчества детей, для всестороннего развития личности ребенка.

Изготовление детьми игрушек и предметов из различных материалов составляет одну из важнейших сторон трудового воспитания дошкольников, особенно в старших группах. Этот вид труда открывает перед ними широкие перспективы созидания. Содержание ручного труда тесно примыкает к конструированию.

Ручной труд по своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстетических потребностей человека. В его содержание входит изготовление поделок из природного материала, бросового материала, бумаги, картона, ткани, дерева. Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способностей; развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умению доводить начатое до конца. Результатами своего труда дети радуют других людей, создавая для них подарки.

«Бросового» материал доступный и привлекательный для ребенка вид деятельности таит в себе далеко не востребованный полностью педагогический потенциал для реализации цели воспитания творческого и нравственного человека с развитыми потребностями к содержательному досугу и способному к разумному потреблению материальных ресурсов. Следует заметить, что на рубеже XX—XXI веков проблемы загрязнения окружающей среды, разумного потребления и использования материальных ресурсов, утилизации отходов становятся все более актуальными для современной цивилизации.

Бросовый материал дает детям чувство независимости от взрослых, так как его можно использовать по своему усмотрению, а главное этот материал всегда можно найти, он разнообразен, развивает детскую фантазию и воображение. Использование «бытового мусора» приучает ребенка к бережливости, он никогда не сломает игрушку, сделанную своими руками, к изготовлению которой приложил усилия и старание, а в дальнейшем станет уважать и труд других людей. Работая с разными материалами, дети знакомятся с их свойствами, разнообразной структурой, приобретают трудовые навыки и умения, учатся мыслить. Еще В.А. Сухомлинский писал: «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Формирование творческого способностей строится на основе трех взаимосвязанных составляющих: развитие самостоятельного детского экспериментирования с новым материалом; развитие образного мышления и воображения; формирование обобщенных способов деятельности.

В процессе творческого ручного труда из разных материалов у детей складываются представления об обобщенных способах построения деятельности, аналогичных тем, которые наблюдаются в детском сочинительстве. Ручной труд формирует универсальную способность к творчеству, построению новых целостностей различного типа (конструкций, поделок), что особенно важно, так как сущностной характеристикой детского досуга является именно творческое поведение детей в свободной для выбора занятий и степени активности пространственно-временной среде.

Необходимость в создании данного проекта существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с формированием у детей творческих способностей, фантазии, мелкой моторики рук, внимания, усидчивости.

Цель проекта

Формироватьпознавательные, конструктивные, творческие и художественные способности в процессе создания образов, используя различный «бросовый»материал и технику.

Задачи проекта

  • Обучение детей различным приемам преобразованиябросового материала.
  • Развитие воображения, умения видеть необычное в обычных предметах, развитие творческих способностейдетей.
  • Изготовление детьми поделок, подарков,использование детских поделок для оформления интерьера дошкольного учреждения.
  • Изготовление поделок вместе с родителями.
  • Воспитание трудолюбия, аккуратности, желание доводить начатое дело до конца.

Направления работы.

  • Формирование творческих способностей
  • Развитие ручной умелости
  • Художественно-эстетическое развитие
  • Познавательное развитие

Основной формой работы являются занятия подгруппами два раза в месяц. На первом занятиипроходило знакомствос материалом и осуществлялся начальный этап конструирования поделки,на втором занятии – доработка (оформление) своей работы. Индивидуальная работа предполагается в свободное от занятий и вечернее время, направленное на решение конкретных задач.

Содержание работы.

Работу по данной теме начали осуществлять с детьми второй младшей группы, несмотря на их возраст, мы решили попробовать организовывать работу по ручному труду,используя «бросовый»материал, хотя многие программы предлагают использовать ручной труд только со старшего возраста. Основнаяпродуктивная работа была – аппликация. Детям предлагался «бросовый материал: трубочки, фантики, старые диски, ватные диски, мелкие украшения и т.д.Малыши с большим увлечением, с отличным настроением выполняли свои поделки. С огромной гордостью они показывали и дарили свои работы мамам, папам. Работа педагога заключалась в том, чтобы развить ручную умелость у детей, подбирались разнообразные пальчиковые игры, упражнения для развития мелкой моторики рук.

С детьми среднего дошкольного возраста работа по развитию ручной умелости продолжалась по аналогии с работой второй младшей группы. Мы разработали перспективный план работы по ручному труду и следовали ему. Дети уже более уверено держали ножницы, сгибали бумагу, учились аккуратно выполнять свои поделки.

В своей работеиспользовалисьметоды и приемы обучения.

1. Наглядные (показ педагога, пример, помощь).

2. Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование пословиц и поговорок, загадок).

3. Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки).

Начавработу,по формированию творческих способностей детей в процессе ручного труда,созданию поделок из различного «бросового» материала, мы обратили основное внимание на реализацию основных принципов работы с детьми:

1. Принцип связи обучения с жизнью и практикой. Данный принцип реализуется в системе работы следующим образом: все полученные знания, умения и навыки конструирования из бросового материала могут быть успешно использованы детьми в других видах деятельности (изобразительной, трудовой).

2. Принцип развивающего и воспитательного характера обучения. Освоение детьми способов обследования предметов, с помощью конструирования будет способствовать не только успешному познанию объектов окружающего мира, но в значительной степени будет способствовать всестороннему развитию личности ребенка и его индивидуальности в целом.

3. Принцип доступности обучения. При работе с детьми учитываются особенности развития детей. Игровые ситуации составлялись с учетом возрастных особенностей детей старшей группы. Они доступны по содержанию и соответствует особенностям восприятия старших дошкольников. Обучение строиться таким образом, чтобы дети не испытывали интеллектуальных перегрузок.

4. Принцип систематичности и последовательности. Предполагает усвоение знаний детьми в определенном порядке, системе, что позволит достичь наиболее оптимальных результатов в формировании конструктивного творчества.

Таким образом, разработанная система работы представляет собой последовательный процесс: наличие первоначальных знаний о «бросовом» материале, о конструировании из «бросового» материала, проявление интереса к нему, формирования специальных умений и навыков.В целом можно считать, чторабота по формированию творческих способностей в процессе ручного труда, используя разный материала детей 5-го года жизни, в процессе ручного труда была реализована.

Разработанныйплан для детей младшей и средней групп дошкольного возрастаможетявляться кружковой работой в детском саду.

Перспективный план работы по формированию

творческих способностей

во второй младшей группе.

месяц

тема

цель

материал

игры и упражнения для развития ручной умелости

Сентябрь

«Неваляшка»

Учить детей наклеивать круги в соответствии с образцом.

Фантики, клей, лист цветного картона.

-Игры со шнурками.

- Упражнение:

"ПАЛЬЧИК-МАЛЬЧИК"

Пальчик-мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил.
С этим братцем щи варил.
С этим братцем кашу ел.
С этим братцем песни пел.

Взрослый показывает большой палец правой руки и говорит, как бы обращаясь к нему: прикасается кончиком большого пальца к кончикам всех пальцев от указательного до мизинца.

Октябрь

«Украсим цветочек»

Учить детей разглаживать пластилин на трафарете. Развивать мелкую моторику рук, работая с мелкими предметами.

Трафарет цветочка, пластилин, мелкие украшения.

- Игры с мозайкой

- ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

1. Ладони на столе (на счет "раз-два" пальцы врозь - вместе.)

2. Ладошка - кулачок - ребро (на счет "раз, два, три").

3. Пальчики здороваются (на счет "раз-два-три-четыре-пять" соединяются пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с указательным и т.д.)

4. Человечек (указательный и средний пальцы правой, а потом левой руки бегают по столу).

5. Дети бегут наперегонки (движения, как и в четвертом упражнении, но выполняют обе руки одновременно).

Ноябрь

«Солнышко»

Учить, аккуратно работать с ножницами, разрезать длинную полоску на маленькие.

Кружокжелтого цвета, синий лист бумаги, трубочки для питья, клей, ножницы.

- игры с пуговицами

-Упражнение:"БЕЛКА"

Сидит белка на тележке,
Продает она орешки,
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.

Взрослый и дети при помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца.

Декабрь

«Новогодняя игрушка»

Формировать умение самостоятельно подбирать украшения для своей поделки.

Старый диск, мелкие украшения, тесьма, клей.

- игры с разноцветными прищепками

-ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

1. Флажок (большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе).

2. Птички (поочередно большой палец соединяется с остальными).

3. Гнездо (соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжать).

4. Цветок (то же, но пальцы разъединены).

5. Корни растения (прижать корни - руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз).

Январь

«Снеговик»

Учить детей работать с мягким материалом, аккуратно наклеивать его на бумагу.

Ватные диски (разной величины), клей, прямоугольник.

- игры с фасолью

-упражнение:

"ЭТОТ ПАЛЬЧИК"

Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - я,
Вот и вся моя семья.

Детям предлагается согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем, слушая потешку, по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.

Февраль

«Кораблик в подарок папе»

Учить детей разрезать прямоугольник по диагонали.

Трафарет кораблика, трубочка, прямоугольник, клей, ножницы, лист бумаги

.

- игры с резиночками

- ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

1. Пчела (указательным пальцем правой, а затем и левой руки вращать вокруг).

2. Пчелы (то же упражнение выполняется двумя руками).

3. Лодочка (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв их).

4. Солнечные лучи (скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы).

5. Пассажиры в автобусе (скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные стороны рук вверх, большие пальцы вытянуты вверх).

Март

«Цветы»

Учить детей выполнять аппликацию, используя кожу.

Заготовки цветов (из кожи), бусинки, клей, бумага.

- игры с палочками

-упражнение «варежка»

Маша варежку надела:
(сжать пальцы в кулак)

"Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал".
(все пальцы разжать, кроме большого)

Маша варежку сняла:
"Поглядите-ка, нашла!
(разогнуть оставшийся согнутым палец)

Ищешь, ищешь - и найдешь,
Здравствуй, пальчик, как живешь?"
(сжать пальцы в кулачок)

Апрель

«Ёжик»

Учить детей работать с твердым материалом, делить его пополам.

Зубочистки, трафарет ежика, клей, лист бумаги.

- игры с крышками от пластмассовых бутылок

- ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

1. Замок (на счет "раз" - ладони вместе, а насчет "два" - пальцы соединяются в "замок").

2. Лиса и заяц (лиса "крадется" - все пальцы медленно шагают по столу вперед; заяц "убегает" - перебирая пальцами, быстро движутся назад).

3. Паук (пальцы согнуты, медленно перебираются по столу).

4. Бабочка (ладони соединить тыльной стороной, махать пальцами, плотно сжатыми вместе).

5. Счет до четырех (большой палец соединяется поочередно со всеми остальными).

Май

«Бабочка»

Учить детей выполнять работу строго по инструкции и развивать конструктивное мышление.

Спичечный коробок, заготовки бабочки, проволока, клей.

- игры с кубиками

-упражнение «замок»

На двери висит замок.
(соединить пальцы обеих рук в замок)

Кто его открыть бы мог?
(пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)

Постучали,
(не расцепляя пальцы, постучать ладонями друг о друга)

Покрутили,
(покрутить сцепленные руки в запястьях)

Потянули
(пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)

И открыли.
(расцепить пальцы)

Перспективный план работы по формированию творческих способностей

в средней группе

месяц

тема

цель

материал

игры и упражнения для развития ручной умелости

Сентябрь

«Бабочка»

Учить складывать бумагу гармошкой.

Фантики, нитки

Кисти рук расположить горизонтально. Скрестить большие пальцы.

Махи кистями рук, изображая крылышки бабочки.

Ах, красавица какая-

Эта бабочка большая!

Над цветами полетала-

И мгновенно вдруг пропала.

Октябрь

«Игрушка для малышей»

Способствовать формированию конструктивных умений

Яйцо из под киндер - сюрприза, шнурки, крышки

Есть у нас игрушки:

(Хлопки).

Пластмассовые погремушки,

(Встряхивают кулачки).

Мишка мягкий меховой,

(Сжимают и разжимают пальцы).

Мяч резиновый цветной,

(Делают шар из пальцев).

Кубик деревянный,

Солдатик оловянный,

(Руки сложить в круг перед собой).

Шарик легкий надувной,

(Руки сложить в круг перед собой).

Я люблю играть с тобой.

(Хлопают в ладоши).

Ноябрь

«Тарелочка в подарок маме»

Способствовать формированию чувство ритма при составлении узора.

Трафарет тарелочки, мелкие украшения, клей.

Раз, два, три, четыре! (хлопают в ладоши)

Кто живет в моей квартире?

Раз, два, три, четыре, пять! (хлопают в ладоши)

Всех могу пересчитать:

Папа, мама, брат, сестренка, кошка Мурка,

два котенка, мой щегол, сверчок и я (поочередное поглаживание- массаж всех десяти пальцев).

Вот и вся моя семья!

Декабрь

«Бусы на елочку»

Учить детей делать отверстия в поролоне.

Бросовый материал (звездочки), тонкая проволока.

Этот пальчик - самый толстый, самый толстый и большой,

Этот пальчик для того,чтоб показывать его,

Этот пальчик - самый длинный и стоит он в середине,

Этот пальчик - безымяный, этот - балованный самый,

А мизинец, хоть и мал, но и ловок , и удал.

Январь

«Сказочнаяелочка»

Учить детей выкладывать украшения по контуру елочки.

Трафарет елочки, мелкие бусинки.

Как живешь?

- Вот так!

(Большие пальцы обеих рук - вверх, остальные собраны в кулак)

А плывешь?

- Вот так!

(Руками изображают движение пловца.)

Как бежишь?

- Вот так!

(Руки согнуть в локтях, движение вдоль туловища)

Вдаль глядишь?

- Вот так!

(Поочередно приклады­вать ладони колбу)

Машешь вслед?

- Вот так!

(Энергичные движения кистями рук)

Ночью спишь?

- Вот так!

(Ладони под голову.)

А шалишь?

- Вот так!

(Кулачками обеих рук хлопнуть по надутым щекам.)

Февраль

«Флажок»

Учить детей резать по начерченным линиям.

Прямоугольники из бумаги, ножницы, клей, трубочки.

Дружат в нашей группе девочки и мальчики.

(соединять пальцы в «замок»)

С вами мы подружим маленькие пальчики.

(касание кончиков пальцев обеих рук)

Раз, два, три, четыре, пять - начинай считать опять.

(парное касание пальцев от мизинцев)

Раз, два, три, четыре, пять - мы закончили считать.

(руки вниз, встряхнуть кистями)

Март

«Игольница»

Развивать эстетический вкус,воспитывать аккуратность

Небольшие коробочки, поролон, украшения, тесьма, клей.

Вот все пальчики мои,

(поворот кистей рук)

Их как хочешь, поверни –

И вот так, и вот так –

(хлопок перед собой,

лёгкий хлопок по столу,

повторить повороты кистей рук)

Не обидятся никак!

(руки перед грудью, пальцы в замок.

Руки вперёд, ладони вперёд)

Раз, два, три, четыре, пять,

(круговые движения кистью, пальцы в замок)

Не сидится им опять.

(«моторчик», вращающие движения рук)

Постучали,

(пальцы друг о друга)

Повертели,

(поворот кистей рук)

И работать захотели,

(встряхнув, движения кистью)

Дали ручкам отдохнуть,

(встряхнули руками)

А теперь обратно в путь.

(положить руки на стол)

Апрель

«Березка»

Коллективная работа

Учить детей завязывать узелки.

Березовые веточки,

нитки зеленого цвета

(Плавное движение правой рукой в сторону-вверх)
Берёза моя, берёзонька.
(То же, но левой рукой)
Берёза моя кудрявая.
(подъём рук вверх, вдох)
Стоишь ты, берёзонька,
(Опустить руки, выдох)
Посредь долинушки,
(подъём рук, вдох)
На тебе, берёзонька,
(Опустить руки, выдох)
Листья зелёные,
(Подъём рук, вдох)
Под тобой, берёзонька,
(Опустить руки, выдох)
Трава шёлковая,
(Подъём рук, вдох)
Вокруг тебя, берёзонька,
(Опустить руки, длительный выдох)
Девицы красные
Венки вьют, плетут…

Май

«Золотая рыбка»

Учить выполнять поделку строго по инструкции.

Яйцо (киндер – сюрприз), бумажные плавники, нитки.

Ладони выпрямлены, пальцы прижаты друг к другу.

Плавные движения ладонями, изображая рыб в воде.

Рыбки в озере резвятся,

Среди камешков кружатся.

Вниз и вверх плывут они,-

Как им весело, смотри.

Наши новости:

Разместить свою публикацию