Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №80 г. Ростова-на-Дону
Сценарий проведения итогового занятия с детьми старшего дошкольного возраста
«День Народного Единства»
Автор (составитель):
Аношкина Надежда Петровна,
воспитатель высшей категории
Ростов-на-Дону, 2018
Цели и задачи
Цель:
- Закреплять представления дошкольников об истории возникновенияпраздника, связанной с событиями 1612 года, его значении для России, поддерживать интерес к изучению истории своей страны.
- Воспитывать чувство патриотизма, гражданственности.
- Изучать обычаи и традиции народов, живущих в России.
Задачи:
- Познание:Углублять и уточнять представления детей о Родине – России, о государственных праздниках; давать элементарные сведения об истории родной страны.
- Воспитывать чувство гордости за достижения своей страны, уважение к людям разных национальностей и их обычаям.
- Расширять представления о Москве – главном городе, столице России.
- Вовлечение родителей в активное сотрудничество.
- Коммуникация: Продолжать работу по расширению обществоведческого словаря. Отрабатывать интонационную выразительность речи.
- Чтение художественной литературы: Развиватьинтерес к поэтическому слову. Совершенствовать художественно – речевые исполнительские навыки при чтении стихотворений.
- Музыка: Закреплять знание мелодии гимна Российской Федерации. Закреплять практические навыки выразительного исполнения песен.
Методы и приемы
- Методы и приёмы: художественное слово, беседа с детьми, выразительное исполнение музыкального сопровождения, рассматривание картин, иллюстраций, индивидуальная работа, игровые приёмы с внесением атрибутов, введением живых персонажей в костюмах.
- Словарная работа: обогащение и активизация словаря – народное единство, согласие, держава, народное ополчение; использование в речи – собор Василия Блаженного на Красной площади, памятник Минину и Пожарскому, Казанский собор.
Предварительная работа
- Познакомить детей с государственным праздником 4 ноября, историческими событиями 1612 года.
- Организовать виртуальную экскурсию на выставку «Исторические памятники Древней Руси» с просмотром видеофильма «Наши соотечественники: народное ополчение».
- Разучить музыкально-литературный материал.
- Закрепить танцевально-игровые навыки.
- Обсуждение и подготовка костюмов и атрибутов с детьми и родителями.
- Оборудование: флажки с Российской символикой по количеству детей, детские костюмы: русские, белорусские, татарские, чеченские, украинские, бурятские.
- Декорации: украшение зала Российской символикой и атрибутами разных национальностей.
Воспитатель: Ребята, знаете, какой мы будем отмечать праздник 4 ноября?
Да, 4 ноября вся наша Росси отмечает «День Народного Единства». Этот день занимает особое место среди государственных праздников современной России. А что у вас в руках?
- Поставьте флаги
- Какие символы нашего государства вы знаете? (Флаг, гимн, герб).
- Гимн – торжественная песня государства, музыку написал композитор А. Александров, автор слов – Сергей Михалков. Вы знаете, что гимн нужно исполнять и слушать стоя.
- Что означают цвета нашего флага, мы уже говорили.
Дети читают стихотворение: «Три цвета на флаге России»
Ребенок 1: Красный, белый, синий
С красной полоской флаг-
В ней кровь отцов и дедов,
С красным цветом Россией
Добыты честь и победа!
Ребенок 2: Синяя полоса -цвет неба ясного,
Чтоб жизнь в нашей стране была прекрасная!
Ребенок 3: Белый цвет – в нем добро, любовь, чистота,
Мы хотим жить в дружбе и мире всегда!
Все дети делают из ладошек Флаг России
Воспитатель: А сейчас поговорим о нашей Родине. Во все времена русский народ любил свою Родину, слагал о ней песни и стихи. Во имя родной страны совершал подвиги.
Очень часто за событиями и за сутолокой дней
Страны своей не помним, забываем мы о ней
Но кто своего родства не уважает, тот сам себя унижает.
А кто предков своих стыдится, тот через это срамится.
Воспитатель: Много веков назад жили на Руси русичи - наши предки. Хлеб сеяли, детей растили, землю свою оберегали и любили. Но вот навалились беды на землю русскую – пришла засуха, неурожай, а с ним голод лютый. С голода начались между людьми ссоры да раздоры. Заметили враги, что ослабела Русь от раздоров, да от голода и решили захватить землю русскую. И не в честном бою, а обманом и хитростью. Есть такое государство - Польша, и живут там поляки. Привели они своего царя - фальшивого да самозваного, а людям сказали, что это русский царь. Люди и поверили. Он захватил царскую корону, принялся пировать да веселиться, а Россию грабить да продавать.
Послушайте, что было дальше с Россией.
Ребенок 1: Раньше она называлась великим словом Русь. Она стала сильным, мужественным государством. Были в России и тяжелые времена. Польские враги хотели завоевать нашу Родину. Но среди русского народа нашлись два мудрых человека. Они подняли и возглавили войска для победы над врагом.
Ребенок 2: Один - из простого народа, имя его - Кузьма Минин, другой - князь Дмитрий Пожарский. Обратились они ко всему русскому народу с призывом: «Друзья, братья! Русь святая гибнет! Поможем Родине святой!
Воспитатель: Собралось войско народное, много на Руси было богатырей сильных и крепких. А среди вас есть ловкие и сильные?
(Выходят дети в костюмах богатырей)
Ребенок 1: Широка ты, Русь по лицу земли
В красе царственной развернулася!
У тебя ли нет богатырских сил.
Старины святой, громких подвигов?
Ребенок 2: Уж и есть за что, Русь могучая.
Полюбить тебя, назвать матерью,
Стать за честь твою против недруга,
За тебя в нужде сложить голову!
(Никитин И.С. «Былины»)
Ребенок 3: Кто за Родину дерется, тому двойная сила дается.
Ребенок 4: Родина – мать, умей за неё постоять.
Жить - Родине служить.
Соревнования богатырей:
- Отжимание.
- Меряться силой.
- Вытолкнуть мячом.
- Меткие стрелки.
После соревнований богатырей встречали девицы - красавицы хлебом-солью (Подносят каждому богатырю каравай хлеба и соль)
Игра: Девицы с закрытыми глазами должны найтисвоего богатыря и надеть ему на голову шлем.
Воспитатель: Продолжаем путешествие в историю.
Ребенок 1: И собрался народ государства Российского из 25 городов в Москве. Большим войском пошли они на врага; впереди войска несли икону «Казанской Божией Матери». После долгих, кровопролитных боев победил русский народ лютого польского врага.
Ребенок 2: В Москве в честь победы над врагом, за героизм, мужество, отвагу на Красной площади установлен памятник, сделана надпись «Гражданину Кузьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому. Благодарная Россия». Также построен храм «Казанской Божией Матери».
Ребенок 3. Стихотворение «С историей не спорят»
С историей не спорят,
С историей живут.
Она объединяет на подвиги и труд.
Единство государства,
Когда один народ.
Когда великой силой
Он движется вперед.
Ребенок 4: Врага он побеждает,
Объединившись в бой.
И Русь освобождает
И жертвует собой.
Во славу тех героев
Живем одной судьбой.
Сегодня «День Единства
Мы празднуем с тобой».
Воспитатель: Вся Русская земля встала против захватчиков. Два месяца шли бои за освобождение Москвы.
Ребенок 1: В день четвертого ноября
Выходной у нас не зря.
Праздник, пир, увеселенья -
День народа единенья!
Ребенок 2: Так как Минин и Пожарский
Что на службе были царской,
Град Москву освободили,
Подвиг славный совершили!
Ребенок3: Вот что было в день сей в мире
Века уж назад четыре.
Соберемся ж вместе, братья,
За столом – не в поле ратном!
Все мы разные, так что же?
Все мы люди, мы похожи!
Будем жить в единстве дружном.
Воспитатель: Россия – многонациональная страна, в ней живут более 130 национальностей. Россия единая, могучая, бескрайняя, гостеприимная – протягивает руку дружбы и раскрывает свои объятья всем народам, кто пожелает жить на земле мирно и счастливо.
Ребенок 1: Живут в России разные народы с давних пор:
Одним тайга по нраву, другим степной простор.
У каждого народа язык свой и наряд
Один черкеску носит, другой надел халат,
Одним милее осень, другим милей весна.
А Родина – Россия у нас у всех одна.
Воспитатель: Сегодня вы познакомитесь еще с некоторыми национальностями. (Проводится демонстрация национальных костюмов воспитанниками группы, которые, в действительности,являются представителями этих национальностей)
- Бурятия. 2. Чеченская республика. 3. Грузия.
Воспитатель: Наше государство - многонациональное, более 100 национальностей. У каждого народа есть свои обряды и игры.
Якуты на Севере Крайнем живут
Оленей разводят, и в тундре пасут.
Игра: «Поймай оленя». (Кольцеброс)
Бурятия – в России республика одна,
Степями и цветами славится она.
Эстафета «Иголка - нитка, узелок».
Республика Тува – наездниками славится,
Лошади у них – чудо – красавицы!
Скачут как ветер, их не догнать.
Эстафета: «Лошадки».
Игра: А сейчас познакомимся с башкирской игрой «Медный пень».
Игра: Играем в татарские жмурки с закрытыми глазами.
Инсценировка: Смотрим инсценировку бурятской народной сказки с привлечением родителей (выступают папа и дочка - воспитанница группы).
Воспитатель: Вот и подошел наш праздник к завершению. Ребята, когда вы вырастите, вы тоже будете готовы постоять за свою Родину. Но для этого нужно сейчас нам держаться вместе: помогать друг другу, уметь дружить, быть терпеливыми, уважать интересы других людей, уметь общаться и прощать обиды.
Для вас ребята единство начинается с семьи. Хорошо жить в крепкой сплоченной семье. Не зря говорят: крепка семья – крепка держава.
Давайте посмотрим, как вы изобразили свои семьи на фоне нашей великой России. Они крепко держатся за руки и обнимают нашу землю. ( Все смотрят на плакат, которыйсделали сами воспитанники кэтому празднику)
Ребенок 1: В День единства будем рядом.
Будем вместе навсегда -
Все народности России
В дальних селах, городах!
Ребенок 2: Вместе жить, работать, строить,
Сеять хлеб, растить детей,
Созидать, любить и спорить
Охранять покой людей.
Ребенок 3: Предков чтить, дела их помнить,
Войн, конфликтов избегать,
Чтобы счастьем жизнь наполнить,
Чтоб под мирным небом спать!
Воспитатель: Вот и закончился наш праздник. Мы еще раз поздравляем всех с Днем Народного Единства. Приходите к нам в гости. Мы будем рады вам!
Фотоматериалы по апробации сценария:
Оформление группы к празднику
.
Демонстрация национальных костюмов
Чтение стихов
Зажигательный чеченско-грузинский танец
Инсценировка народной бурятской сказки (с участием родителей)
Фотография на память