Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96478

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 26.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Дата публикации:

Автор:
Воспитатель, "Детский сад комбинированного вида № 16", п.Реммаш, Московсая область

Цель: Цель: развитие творческого воображения, памяти, внимания, мелкую моторику рук. Формирование уверенности в себе и в своих способностях.

Задачи: Задачи: 1. Подбор методов и приемов в непосредственной деятельности детей. 2. Создание условий ,способствующих реализации данного направления. 3. Подбор материала для творческого развития детей дошкольного возраста.

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Воспитатель: Любовь Ивановна Чербаева (высшая квалификационная категория). « Детский сад комбинированного вида № 16» ,п. Реммаш, Московская область.

Цель: развитие творческого воображения, памяти, внимания, мелкую моторику рук. Формирование уверенности в себе, в своих способностях. Задачи:

  • Подбор методов и приемов в непосредственной деятельности детей.
  • Создать условия, способствующие реализации данного направления.
  • Подбор материала для творческого развития детей дошкольного возраста.

Актуальность выбранного направления.

Творчество – одна из содержательных форм психической активности детей, которую можно рассматривать как универсальное средство развития индивидуальности, обеспечивающее устойчивую адаптацию к новым условиям жизни, как необходимый резерв сил для преодоления стрессовых ситуаций и активного творческого отношения к действительности. Именно творческая деятельность, по мнению Л.С. Выготского, делает человека существом, обращенным к будущему, созидающему его и видоизменяющим свое настоящее.

Способность к творчеству является специфичной особенностью человека, которая дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее.

Чем выше уровень развития способностей человека, тем больше возможностей открывается для его творческой деятельности.

Образ, созданный детьми в результате творческой деятельности, нельзя отождествлять с художественным образом, созданным взрослым, так как глубокого обобщения они сделать не могут. Созданные ими образы обладают большей или меньшей выразительностью, зависящей от степени общего развития способностей и приобретенных навыков.

Н.П. Саккулина-педагог, специалист в области художественного воспитания дошкольников.

Способность к изображению состоит из трех компонентов:

1. Восприятие и связанное с ним представление. Чтобы научиться изображать, надо овладеть особым способом восприятия: видеть предмет в целом (воспринимать содержание и форму в единстве), а форму – в то же время расчленено (строение, цвет, положение в пространстве, относительную величину).

2. Овладение средствами графического воплощения образа (овладение комплексом умений и навыков изображения, формы, строения, пропорциональных отношений, положения в пространстве).

Без овладения этими графическими навыками, умениями способность к изображению нельзя сформировать.

3. Овладение техникой рисунка. Технические умения и навыки тесно слиты с графическими и являются их составной частью. Н.П. Саккулина выделяет их в отдельную группу в силу их специфичности и подчиненности главным – графическим.

Из трех компонентов развития способности к изображению необходимо иметь задатки в области зрительных и осязательных ощущений и двигательной сферы – владение мелкими дифференцированными движениями рук (кисть руки, пальцы), отмечает Н.П. Саккулина.

Т.С. Комарова отметила ручную умелость как своеобразную сложную сенсорную способность, которую можно и нужно формировать в дошкольном возрасте. В структуре этой способности выделяются три компонента: техника рисования, (способы правильного держания карандаша, кисти и овладение рациональными приемами их использования, овладение техникой линии, штриха, пятна); формообразующие движения (движения, направленные на передачу формы предмета) и регуляция рисовальных движений по ряду качеств (темпу, ритму, амплитуде, силе нажима), плавность движения, непрерывность; удержание направления движения по прямой, дуге, окружности, умение изменять направление движения под углом, переход от движения по прямой к движению по дуге и наоборот, умение подчинять движение соразмерению отрезков по длине, изображений или их частей по величине.

Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и специальными видами художественного творчества (использование природного, бросового ...материалов и их комбинирования в детских работах).

Дополнительные занятия по развитию творческих способностей включают работу с пластилином, с природным материалом(шишки, орехи, сухие листья, веточки, семена, ракушки..),работу с бросовым материалом(коробочки, пластиковые стаканчики..)работа с тканью, нитками(изготовление панно, открыток к праздникам, сувениры..).

Такие занятия способствуют развитию внимания, дают положительный эмоциональный настрой(дети приходят в восторг от своих незамысловатых поделок), развивается личность, характер ребенка, формируется контроль и оценка собственной деятельности, расширяется представление об окружающем мире..В процессе систематического труда рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Все это важно для подготовки руки к письму, к учебному процессу в школе. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики –-согласованности в работе глаза и руки.

В.А. Сухомлинский : «Истоки способностей и дарований детей –на кончиках пальцев. От пальцев ,образно говоря, идут тончайшие ручейки ,которые питают источники творческой мысли».

Важно так продумать формы организации занятий, подобрать такие методы и приемы, что бы ребенок заинтересовался творчеством, захотел научиться мастерить. Знания и умения детей, приобретенные на занятиях, закрепляются и развиваются в повседневной жизни. Одним из главных приемов приобщения детей к конструктивной деятельности остается совместное конструирование взрослого и детей. Приобщение ребят к подготовке к занятиям воспитывает у них трудолюбие, закрепляет представление о деталях, материалах, формирует осознанное отношение к предстоящей деятельности( «Давайте посоветуемся ,какого размера лучше сделать книжку, какой выберем цвет..»).Развитию творческих способностей способствует проведение прогулок, экскурсий, во время которых они наблюдают разнообразные объекты, а взрослый при этом советует запомнить увиденное, чтобы потом материть. Во время игр поощряю стремление детей объединять свои конструкции единым сюжетом. К плохим результатам приходим мы, взрослые, когда излишне опекаем детей и практикуем диктовку. К этому легко и просто привыкнуть ,потому что проявлять активность и самостоятельность гораздо труднее. Главное для ребенка –это преодоление трудностей ,радость творчества, приобретение трудовых навыков. Это ли не чудо, если ребенок учится созидать, испытывает радость от результатов своего труда и гордость ,если он все больше убеждается в высоких своих возможностях, увереннее берется за изготовление новой самоделки. Эта работа как никакая другая удовлетворяет его ненасытную познавательную активность, способствует развитию технического мышления. Ребенок учится обдумывать и создавать схему будущей поделки, подбирает материал с учетом возможности его использования, придумывать оформление ,приемы изготовления. Он познает основы графической грамоты, учится производить разметку и измерение, пользуется эскизами, схемами…Начинает анализировать свою деятельность—сравнивать ,выделять главное, обобщать. У ребенка активно развивается пространственное ,математическое мышление, способность к экспериментированию и изобретательству. В ходе этой деятельности ребенка можно научить прогнозировать ,представлять, как изменится поделка, если добавить новые элементы оформления. Ребенок, как маленький дизайнер, творит по законам красоты и гармонии. Он старается, чтобы его поделка или рисунок..были красивыми, аккуратными, выразительными. При этом у него развивается фантазия, творчество, художественный вкус. Необходимо взрослым помнить: развитие художественных способностей детей основано на формировании потребности к творчеству. Но эта потребность не может быть реализована без усилий со стороны ребенка. Поэтому так важно формировать трудолюбие, терпение, аккуратность, самостоятельность, стремление доставлять радость окружающим людям. Необходимо, чтобы труд воспитывал, наполняя содержанием умственные и творческие интересы ребенка, развивая эстетику. А если учесть ,что именно в художественном труде дети дошкольного возраста обнаруживают самую высокую заитересованность, успешность и сознательное стремление научиться ,то заниматься им ребенку ,как говорят в народе «сам Бог велел».Почаще радоваться любому ,даже самому маленькому успеху ребенка, поддержать его уверенность в себе и в том что у него все получается и становится все лучше и лучше—это наша необходимость для успеха ребенка в достижении конечной цели.

Литература:

1. Т.С.Комарова, А.В.Антонова, М.Б. Зацепина «Красота. Радость. Творчество»: Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет. - М.: Педагогическое общество России, 2009.-128 с.

2. Т.Н. Доронова .Развитие детей в изобразительной деятельности // Ребенок в детском саду. - № 4. - 2008. - 21-29; № 5. - 2008. - 3-13.

3. Т.И. Сайганова, Е.М. Седова и др. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. - М.: Сфера, 2010.

4.T.C.Комарова, А. Савенко. Коллективное творчество детей. - М., 2008.

5..Н.П.Саккулина , Т.С.Комарова. Изобразительная деятельность в детском саду. - М., 2007. - 202 с.

Наши новости:

Разместить свою публикацию