Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96470

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 26.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Методическая разработка: «Паспорт здоровья дошкольника»

Дата публикации:

Автор:
инструктор по физической культуре, Муниципальное образовательное учреждение «Средняя школа № 87 Тракторозаводского района Волгограда» структурное подразделение группы дошкольного возраста, г. Волгоград

Цель: Разъяснить особенности оформления и составления паспорта здоровья дошкольника.

Задачи: 1. Показать необходимость ведения паспорта здоровья дошкольника. 2. Раскрыть основные блоки паспорта здоровья дошкольника. 3. Познакомить с особенностями заполнения паспорта дошкольника в содружестве ребенок и взрослый.

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя школа № 87 Тракторозаводского района Волгограда»

структурное подразделение группы дошкольного возраста

Методическая разработка: «Паспорт здоровья дошкольника»

Составила: инструктор по физической культуре

Рыжкова Ольга Александровна

Методическая разработка: «Паспорт здоровья дошкольника»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Вопросы образования и здоровья сегодня рассматриваются в контексте нового, современного отношения к педагогическому процессу, как к сохраняющему, формирующему, развивающему и улучшающему показатели, определяющие понятие «здоровье».

На протяжении последних лет сформировано практически полное понимание и стремление к тесному взаимодействию двух важнейших определяющих здоровье будущего подрастающего поколения. В настоящее время в основном предопределены стереотипы отношения специалистов к дошкольным образовательным учреждениям как воспитательно-образовательным, выполняющим отдельные функции лечебно профилактической и оздоровительной направленности. Не подлежит сомнению, что сохранять, развивать и укреплять здоровье невозможно без образования.

А адекватное восприятие ребенком и эффективность образовательно-воспитательного процесса невозможны, если ребенок не здоров.

Известно, что дети даже одной возрастной группы в ДОУ существенного различаются по уровню здоровья, психофизического развития, работоспособности и многим другим характеристикам. В связи с этим неоспоримо, что процесс воспитания и образования дошкольников должен строиться с учетом реальных возможностей каждого воспитанника, особенностей его мышления, памяти, способности к усвоению знаний. При этом различные здоровье развивающие технологии должны рационально сочетаться с осуществлением всей воспитательно-образовательной работы, не нарушая ее режима.

Отношение к современному образовательному процессу как здоровьесберегающей технологии ставит задачу поиска и рационального выбора критериев оценки и его адекватности и эффективности.

Все критерии, по которым оценивают состояние здоровья, принято делить на определяющие (или обусловливающие) – это: социальный, биологический и генеалогический анамнез и характеризующие здоровье – физическое и психо-эмоциональное развитие, резистентность к заболеваниям, уровень функционального состояния органов и систем, наличие хронических заболеваний, пороки развития.

Одним из показателей здоровья ребенка является уровень общей заболеваемости от 2-х до 6-7 лет и распространенность функциональных отклонений и хронических заболеваний.

Вместе с тем, очевидно, что оценить эффективность работы ДОУ по динамике заболеваемости и распространенности той или иной патологии не корректно ввиду того, что на болезненность детей влияет множество факторов, многие из которых не возможно контролировать в условиях ДОУ. Поднять уровень здоровья невозможно только разного рода лечебными воздействиями, направленными на восстановление функций отдельных систем.

Для сохранения и укрепления здоровья необходимо повысить, прежде всего, устойчивость функциональных систем и резервные возможности детского организма, тем более что существенное снижение внешнесредовых негативных влияний, в том числе и учебной нагрузки в современных условиях вряд ли возможно. Одним из обобщающих параметров здоровья и индикатором социального благополучия общества является физическое развитие ребенка, которое определяет основные черты данного поколения, включая потенциальное долголетние и передачу соответствующих качеств (рост, вес, окружность грудной клетки, головы).

Ценность показателей физического развития ребенка можно объяснить целым рядом аргументов. Например, для многих хронических заболеваний детского возраста не существует определенной систематики, относящейся к раннему этапу развития болезни, а нарушение физического развития является одним из признаков неблагополучия и служит показанию для углубленного обследования.

Центральное место среди содействующих укреплению здоровья технологий занимает физическое воспитание как способ повышения естественной сопротивляемости организма. Физическое воспитание, как известно, воздействуя на развивающий организм, способствует повышению устойчивости к различным факторам среды путем более быстрой и экономной реакции на них. Оптимальная физическая активность определяет не только физическую выносливость, иммунобиологическую устойчивость, но и творческий потенциал, способствуя совершенствованию головного мозга. Вместе с тем, высокий уровень функциональных возможностей не является обязательным свидетельством благоприятного состояния организма, поскольку может обеспечивать за счет напряжения адаптационных механизмов, высокой цены адаптации при недостаточном функциональном резерве отдельных органов и систем, что важно учитывать при разработке критериев, позволяющих регламентировать нагрузку с учетом функциональных и адаптационных возможностей организма.

Поскольку в настоящее время признано, что мерой индивидуального здоровья служит степень адаптации организма, определяющая его способность сохранять постоянство внутренней среды, а также соответствующий ему уровень работоспособности при воздействии различных внешнесредовых факторов, наиболее объективным критерием здоровья ребенка сегодня могут считаться адаптационно-приспособительные механизмы.

Таким образом, лишь постоянный мониторинг уровня физического здоровья и адаптационных возможностей детей является одним из объективных критериев эффективности работы дошкольного образовательного учреждения по проблемам состояния здоровья воспитуемых.

«Паспорт здоровья дошкольника» представляет собой документ нового типа. Это новая форма организации здоровьесберегающей деятельности, содержащая данные о состоянии здоровья дошкольника и направленная на охрану и укрепление здоровья ребёнка, на формирование у него мотивации на здоровый образ жизни с раннего дошкольного возраста.

«Паспорт здоровья дошкольника» включает данные о ребёнке за весь период пребывания дошкольника в детском саду. Содержит медико-биологические и психолого-педагогические характеристики на основе ежегодного обследования детей, включая текущие болезни. По результатам этапной диагностики специалисты ДОУ составляют рекомендации для ребенка, родителей, педагогов. Появляется возможность разработки оздоровительных программ, организации профилактической работы с детьми, контроля со стороны педагогов по выполнению ребенком, родительской общественности конкретных рекомендаций. Паспорт поможет готовить ребенка к школьному обучению с учетом состояния здоровья, социально адаптировать к новым условиям жизнедеятельности.

Блочная структура «Паспорта здоровья дошкольника» включает медицинский, психологический, социально-педагогический, физкультурно-оздоровительный и оздоровительно-образовательные разделы, рекомендации и приложения. Для более эффективной работы Совет по здоровью детского сада отдельно создаёт пакет диагностических, методических, информационных материалов по каждому блоку, в котором можно найти документы, анкеты, тесты, комплекты упражнений.

«Паспорт здоровья дошкольника» принадлежит ребенку и родителям, хранится в детском саду на протяжении всего пребывания дошкольника – до выпуска ребенка в школу. Педагоги групп, специалисты, медицинский персонал, родители вместе с ребенком заполняют и регулярно просматривают этот документ, выполняют рекомендации, анализируют, участвуют в мониторинге, тем самым приобретают опыт наблюдения, самоконтроля, приучаются, самостоятельно используя методики – проводить тесты, анализировать состояние своего здоровья, и здоровья ребенка – дошкольника, понимают и принимают понятие здорового образа жизни.

Воспитатели групп, специалисты, родители вносят необходимые диагностические данные в «Паспорт здоровья дошкольника»

По имеющимся данным педагоги оформляют «Паспорт здоровья группы» и дают информацию администрации для оформления «Паспорта здоровья ДОУ».

Родители участвуют в заполнение «Паспорта здоровья дошкольника». На основе 3-х уровневой системы анализа состояния здоровья определяются возможности ДОУ по внедрению новых форм работы с детьми, педагогами, семьей и социумом, по организации оздоровительно-образовательного процесса. «Паспорт здоровья дошкольника» и 3-х уровневая система анализа состояния здоровья позволяют расширить информационное пространство ДОУ, объединить усилия врачей, педагогов, родителей по формированию основ здоровой личности дошкольника. Разработать и внедрить новые подходы к организации оздоровительной работы в ДОУ, улучшить состояние здоровья детей, повысить выносливость к внешним воздействиям окружающей среды, сформировать у ребёнка убеждение, что здоровье – это главная ценность человека, основной фактор успеха на последующих этапах его жизни.

МЕДИЦИНСКИЙ БЛОК

АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

младшая группа (2-3)

показатели норма октябрь апрель

м д. м д. м д.

Рост (см)

Вес (см)

Частота пульса (уд. Мин.)

Систолическое АД

Диастолическое АД

2 Младшая группа (3-4 лет)

Показатели норма октябрь апрель

м д. м д. м д.

Рост (см)

Вес тела (кг)

Частота пульса (уд./мин.)

Систолическое АД (мм.рт.ст.)

Диастолическое АД (мм.рт.ст.)

Средняя группа(4-5 лет)

показатели норма октябрь апрель

м д м д. м д.

Рост (см)

Вес (кг)

Частота пульса

Систолическое АД

Диастолическое АД

СТАРШАЯ ГРУППА (5-6 ЛЕТ)

показатели норма октябрь апрель

м д. м д. м д.

Рост (см)

Вес (кг)

Частота пульса

Систолическое АД

Диастолическон АД

Возраст ребенка Рост (см.) Вес (кг.) Давление систолическое. Давление диастолическое Пульс (60 сек)

2 года 80-90 11-13 – - 110-115

3 года 90-100 13-15 92-105 48-62 95-112

4 года 96-106 14-17 93-110 48-63 91-110

5 лет 102-114 16-19 95-113 48-66 86-108

6 лет 108-120 18-22 95-114 51-70 84-100

7 лет 113-127 20-25 91-114 53-71 80-100

Физическое развитие (на момент обследования)___________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Группа здоровья (указать) – I, II, III, IV

Медицинская группа (подчеркнуть) – основная, подготовительная, специальная

Противопоказания врача к занятиям физическими упражнениями_____

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Рекомендации врача_______________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подпись родителей________________________________________

Рост

Обращение к родителям.

В ДОУ Вашему ребенку измеряли рост. Помогите ему сделать соответствующую отметку на графике. Постарайтесь вспомнить рост Вашего ребёнка при рождении и отметьте на графике. Если в Вашей семье сохранились какие-либо записи о росте ребёнка в разное время в 1 до 2 лет, внесите эти данные на график. Соедините все точки линией. Обсудите с ним, что у Вас получилось. Помогите ребёнку ответить на поставленные ниже вопросы и выполнить задания.

График роста

Задание 1. Отметьте на графике рост ребенка.

Задание 2.

Посмотри на этот график.

Линия на нём показывает, как ты растёшь. Первая точка слева — это твой рост в тот день, когда ты родился. Последняя точка справа — твой рост сейчас, когда ты начал пошел в детский сад.

Посмотри, насколько ты вырос за это время. Ты будешь продолжать расти и в дальнейшем.

Измеряйте рост раз в месяц и, отмечайте его вместе с ребенком на этом же графике, в дальнейшем ребенок самостоятельно будет следить за своим ростом.

КАРТА РЕАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ИНДИВИДУАЛЬНО – ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА С ОСЛАБЛЕННЫМ ЗДОРОВЬЕМ МОУ

—————————————— ————————————————- ———————————————-

Фамилия ребенка Дата рождения Дата поступления в ДОУ

№ п./п. ПЕРИОДЫ НАБЛЮДЕНИЯ

ФАКТОРЫ гг – гг уч. год

октябрь апрель октябрь апрель октябрь апрель

в- высокий, н – низкий, с - средний

в с н в с н в с н в с н в с н в с н

1. Состояние ребенка по медицинским данным

2. Физический потенциал

3. Двигательная сфера

3.1 Психомоторика

3.2 Работоспособность

3.3 Физическая активность

4. Социальная адаптивность по картам адаптации

5. Социометрический статус

6. Познавательная деятельность

6.1 Понимательная способность

6.2 Развитие мыслит. Операций

6.3 Любознательность

6.4 Воображение

Эмоциональная расположенность ребенка к дошкольному образовательному учреждению.

- Высокий уровень – ребенок любит приходить в дошкольное образовательное учреждение, неохотно уходит домой. Дружит со сверстниками и взрослыми, всегда в хорошем настроении.

- Средний уровень – ребенок в основном безразличен к образовательному учреждению, ходит потому, что надо. Иногда может воодушевляться, например, на праздничном мероприятии.

- Низкий уровень – ребенок откровенно неохотно приходит в дошкольное образовательное учреждение, радуется любому случаю, чтобы остаться дома или с друзьями.

Эмоциональная расположенность родителей к дошкольному образовательному учреждению.

- Высокий уровень – родители с удовольствием принимают участие в жизни дошкольного образовательного учреждения. С удовольствием откликаются на просьбы дошкольного образовательного учреждения для улучшения условий оздоровительно-образовательного процесса их ребенка.

- Средний уровень – родители в основном безразличны к проблемам дошкольного образовательного учреждения, но принимают участие в редких случаях, например в дни праздничных мероприятий.

- Низкий уровень – родители категорически отказываются от участия в жизни дошкольного образовательного учреждения. Игнорируют просьбы и предложения.

6. Осведомленность родителей по вопросам применения элементов здоровьесберегающих технологий в повседневной жизни.

- Высокий уровень – с удовольствием интересуются информацией предложенной педагогами. Предлагают собственные рекомендации.

- Средний уровень – интересуются только той информацией, которая предложена педагогами или проявляют безразличие.

- Низкий уровень – полное игнорирование и неосведомленность в вопросах применения здоровье сберегающих технологий.

Индекс здоровья.

(ИЗ) = 1 – /Б:Д: Р./

Б – количество пропущенных дней по болезни.

Д – количество детей в группе.

Р. – количество рабочих дней в месяце.

ТЕХНОЛОГИЯ ПОДСЧЕТА ИНДЕКСА

ЗДОРОВЬЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ГРУППЫ

«___________________________________»

Д – количество детей в группе

Чд = Д * Р ИЗ = 1 – (Б: Д: Р)

Р. – количество рабочих дней в месяц

П. – количество пропущенных дней в месяце

Б – количество пропущенных дней по болезни ПБ = 1 – ((П. – Б): (Д * Р))

АДАПТАЦИОННАЯ КАРТА ДОШКОЛЬНИКА

НА _______________________________________________________

ВОЗРАСТ___________________ ДАТА РОЖДЕНИЯ______________

Дата поступления _________________________ гр.________________

Родители ___________________________________________________

(оба, один, опека) ____________________________________________

Откуда поступил

Число и. месяц

Анкетирование родителей

Нахождение родителей в группе_____________________

Время пребывания ребенка в группе________________________

Особенности поведения:

- нервно-психические двигательные, коммуникативные

Течение адаптации:________________________________________________________________________________________________________________________

Эмоциональное состояние___________________________

Сон

Аппетит

Прием лекарств

Навыки самообслуживания

заболеваемость

Заключение по течению адаптации:_____________________________
________________________________________________________________

_________________________________________________________

Консультации:

Психолога

Логопеда

Педиатра

Социального педагога

Заведующей

Воспитатели: (хорошо, удовлет., неудовлетв,)

Наши новости:

Разместить свою публикацию