Доклад на тему:
«Роль воспитателя и физкультурного работника в оздоровлении детей дошкольного возраста»
Разливаева Ирина Викторовна ,
воспитатель МБДОУ «Одуванчик» г. Волгодонска
1.Оздоровление детей в соответствии с ФГОС ДО:
В последнее десятилетие отчетливо наблюдаются тенденции к ухудшению здоровья и физического развития детей. Родители, медицинские и педагогические работники констатируют отставание, задержки, нарушения, отклонения, несоответствия нормам в развитии детей, неполноценность их здоровья. Детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого закладывается фундамент здоровья: происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, развиваются его адаптационные возможности, повышается его устойчивость к внешним воздействиям, формируется осанка, приобретаются физические качества, привычки, вырабатываются волевые черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. Всё, что приобретено ребёнком в детстве, сохраняется потом на всю жизнь.
ФГОС представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Вместо двух образовательных областей «Физическая культура» и «Здоровье», которые предусматривали ФГТ, в содержании Стандарта представлена образовательная область «Физическое развитие». ФГОС ДО направлен на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в т. ч. их эмоционального благополучия, формирование общей культуры личности детей, в т. ч. ценностей здорового образа жизни, развития их физических качеств. Важно отметить, что в Стандарте понятие «здоровье» дается более конкретно- психическое и физическое, добавляется новое понятие «Эмоциональное благополучие», акцентируется внимание на формирование общей культуры личности, ценностей здорового образа жизни.
Во ФГОС задачи образовательной области «Физическое развитие» решаются в трех направлениях: приобретение опыта двигательной деятельности, становление целенаправленности, саморегуляции в двигательной сфере и овладение нормами и правилами здорового образа жизни.
2.Роль воспитателя в физическом развитии детей дошкольного возраста:
Для того чтобы физкультурная деятельность прошла эффективно и для повышения качества образовательных услуг необходимы слаженные действия инструктора по физической культуре и воспитателя. Многие воспитатели не знают, чем они могут быть полезны в процессе проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий. От активного участия воспитателя, его взаимопонимания и взаимодействия с инструктором по физической культуре зависит конечный результат и достижение таких целей, как повышение двигательной активности детей, формирование у них двигательной культуры, положительного эмоционального настроя.
Воспитатель - помогает инструктору по физической культуре, осуществлять страховку дошкольников, следить за качеством выполнения упражнений и дисциплиной, а также проводить индивидуальную работу с ослабленными детьми, которую он планирует в календарном плане воспитательно-образовательной работы. Для совершенствования двигательных навыков воспитатель в тесном контакте с инструктором по физической культуре организует в группах и на территории ДОУ двигательную предметно-пространственную развивающую среду, при этом учитываются возрастные особенности детей и их интересы.
Во всех формах организации физического воспитания детей (занятия, подвижные, игры, самостоятельная двигательная активность и так далее) внимание воспитателя направляется на воспитание мыслящего, сознательно действующего в меру своих возрастных возможностей ребенка.
Для полноценного физического развития детей и удовлетворения их потребностей в движении у нас в группе созданы следующие условия:
*Каждый день по утрам проводится утренняя гимнастика.
Воспитатели сами подбирают упражнения и занятия по различным видам физического совершенствования детей. Основными из них являются:
*Подбор упражнений для физкультминуток, для бодрящей гимнастики, для организации игр между занятиями;
*Оборудование физкультурного уголка;
*Организация самостоятельной двигательной активности детей в группе и на улице;
*Оформление рекомендаций для родителей по организации двигательной деятельности в семье.
3.Роль инструктора по физическому воспитанию:
Инструктор по физической культуре, должен оказывать помощь воспитателям по различным вопросам физического развития, дошкольников: подбирать упражнения для утренней гимнастики, бодрящей гимнастики, организовывать игры на прогулке, а также самостоятельную двигательную деятельность воспитанников в группе и на прогулке; оформлять рекомендации для родителей по организации двигательной деятельности детей в семье.
4.Взаимодействие инструктора по физическому воспитанию и воспитателя ,через привлечение родителей.
Просвещение родителей, повышение их грамотности в вопросах физического воспитания и укрепления здоровья дошкольников может осуществляться в разнообразных формах:
- информация в родительских уголках, в папках передвижках, в библиотеке детского сада;
- различные консультации, устные журналы и дискуссии с участием психолога, медиков, специалистов по физическому образованию, а также родителей с опытом семейного воспитания;
- семинары-практикумы, деловые игры и тренинги с прослушиванием магнитофонных записей бесед с детьми;
- «открытые дни» родителей с просмотром и проведением разнообразных занятий в физкультурном зале, на стадионе, закаливающих и лечебных процедур;
- совместные физкультурные досуги, праздники;
- анкетирование и тестирование родителей по вопросу воспитания здорового ребенка.
5.Рекомендации:
Ежедневные занятия с каждым ребёнком, знание его интересов, способностей дают возможность воспитателю и инструктору по физическому воспитанию осуществлять физическое развитие всех детей.
Инструктор консультирует воспитателей, даёт необходимые советы, оказывает помощь. В тетради взаимодействия с педагогом инструктор записывает рекомендации по индивидуальной работе с детьми с целью закрепления определенного двигательного навыка в режиме дня.
Особенно содержательная совместная работа с воспитателем и музыкальным руководителем проводится в ходе подготовки к утренней гимнастики, спортивным праздникам, досугам, развлечениям. Учитывая способности каждого воспитателя необходимо распределить роли для сюрпризных моментов праздника, отработать их, подобрать музыкальное сопровождение, песни, танцы.
Чтобы воспитатель был первым помощником физ.инструктора, с ним надо регулярно взаимодействовать. На консультациях знакомить воспитателей с планом работы, разрабатывать утреннюю гимнастику, обращать внимание на те умения и навыки, которыми должен овладеть каждый ребёнок, вместе обсуждать проведенные занятия, учитывать, кому из детей нужна индивидуальная помощь. А на практических занятиях помогать воспитателям, совершенствовать их навыки и умения.
Постоянная, совместная работа инструктора по физическому воспитанию и воспитателя группы может привести к желаемым результатам в решении задач общего физического воспитания дошкольников.