Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
Косенко Карина Николаевна
Воспитатель МБДОУ «Город детства» г. Лянтор
Воспитание здорового подрастающего поколения граждан России - первоочередная задача государства, от решения которой во многом зависит его будущее процветание. Во всех существующих программах воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях ведущим декларируется тезис о приоритетности мероприятий, связанных с охраной здоровья ребенка, повышением его функциональных возможностей, уровнем физического, психического развития. Образовательное учреждение на современном этапе развития общества должно стать важнейшим звеном в формировании и укреплении здоровья детей. Охрану здоровья сегодня называют важнейшим приоритетным направлением всего общества. Все без исключения понимают, как важно заниматься физкультурой и спортом, как здорово закаливать свой организм, делать зарядку, больше двигаться, но как трудно бывает пересилить себя - заставить встать пораньше, сделать несколько упражнений. Но и эти небольшие «жертвы» нужны лишь на первых порах, а затем преодоление физической нагрузки приносит совершенно необычное чувство мышечной радости, ощущение свежести, бодрости, оздоровления. Основной вопрос, который встает перед системой образования: как обеспечить сохранение, укрепление и восстановление здоровья детей? Но чтобы ответить на этот вопрос и успешно решать его, необходимо понять собственно условия жизни человека.
Здоровьесберегающая образовательная среда имеет принципиальное значение для формирования гармонично развитой личности. Образование будет выполнять функцию укрепления здоровья подрастающего поколения в том случае, если здоровью будут не только учить, но здоровье станет образом жизни.
Основными мероприятиями здоровьесберегающей деятельности считаются:
- организация физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий;
- повышение уровня образованности в области физической культуры, спорта и здорового образа жизни;
- формирование у ребят устойчивого интереса и потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом.
Для достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения применяются следующие группы средств:
- средства двигательной направленности;
- оздоровительные силы природы;
- гигиенические факторы.
Комплексное применение этих средств позволяет решить задачи оздоровления.
К средствам двигательной направленности относятся такие двигательные действия, которые направлены на реализацию задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Это – физические упражнения; физкультминутки и динамические (подвижные) перемены; оздоровительная, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний; лечебная физкультура, подвижные игры; массаж, самомассаж; тренинги и др.
Организационная деятельность по укреплению здоровья детей:
- Определение содержания педагогического процесса в образовательном учреждении, способствующего формированию валеологической культуры.
- Создание условий для совместной деятельности медицинских и педагогических работников в оздоровлении детей.
- Создать программно-методическое обеспечение педагогического процесса в ДОУ.
Улучшение санитарных условий и совершенствование санитарно- оздоровительных мероприятий:
1.Укрепление материально- технической базы образовательного учреждения с целью профилактики и укрепления здоровья детей дошкольного возраста.
2.Создание оптимального режима функционирования образовательного учреждения.
Формирование валеологической культуры:
- Разработать концептуальные подходы к формированию валеологической культуры в условиях города, с учетом региональной специфики.
- Определить структуру , специфику, критерии, уровни, методики диагностирования валеологической культуры дошкольников.
- Разработать и осуществить опытно- экспериментальную проверку модели непрерывного валеологического образования дошкольников.
Решение оздоровительных задач средствами физической культуры и спорта.
- Обеспечение условий для сохранения, укрепления физического и психического здоровья детей в соответствии с их психофизическими возможностями.
- Формирование реабилитационной базы в образовательном учреждении на основе спортивно- оздоровительных, а не медикаментозных средств и методов снятия стресса различной этиологии.
- Всемерное развитие и содействие детскому стрессу.
Литература.
- Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С. 21 – 28.
- 4. Педагогика и психология здоровья /Под ред. Н. К. Смирнова. - М.: АПКиПРО, 2003.
- Чупаха И.В. Здоровьесберегающие технологии в образовательно- воспитательном процессе: научно-практический сборник инновационного опыта / Москва . 2006