Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96446

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 26.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Развитие фонематического слуха у дошкольников

Дата публикации:

Автор:
воспитатель , МБДОУ № 88, г. Белгород

Цель: Овладение грамотой, закладывание основ отношения к языку, сознательного оперирования им, что является важной предпосылкой успешности школьного обучения

Задачи: подготовить детей к овладению звуковым анализом слов; последовательному вычленению всех звуков в слове по порядку; дифференцированию звуков по их качественным характеристикам; сравнивать слова по количественному и качественному звуковому составу.

Развитие фонематического слуха у дошкольников

Дошкольное детство – время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее сензитивный период для развития любознательности, общих и специальных способностей. Благодаря особому процессу познания, который осуществляет эмоционально-практическим путем, каждый дошкольник становиться маленьким исследователем, первооткрывателем окружающего мира.

Чем полнее и разнообразнее деятельность ребенка, чем значимее она, тем успешнее идет развитие, тем счастливее его детство.

Развитие речи детей – одна из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждение и родители.

Развитие речи осуществляется при разных видах деятельности, в том числе на специальных занятиях по обучению грамоте. Педагогический процесс предполагает не только обучение чтению, но и введение широкого круга познавательных задач в области языковой действительности (именно об этом писали в свое время Д.Б. Эльконин, О.М. Дьяченко, Н.С. Варенцова, Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова и др.)

Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического обучения родному языку в начальной, а затем и средней школе.

В исследованиях Г.И. Щукиной, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева и др. доказано, что успешность обучения в школе зависит от целого ряда условий и, в частности, от уровня развития как общих и индивидуальное своеобразие деятельности (В.С. Мерлин), так и частных способностей определенной направленности, в том числе и коммуникативных (С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Л.С. Выготский и др.)

Обучение дошкольников элементам грамоты – определить и структурировать содержательный элемент в многосторонней речевой подготовке к школе; выделить наиболее эффективные формы, методы и приемы освоения детьми программных задач: предложить практическим работникам последовательность занятий в разных возрастных группах дошкольных образовательных учреждениях с учетом ведущих задач по обучению детей грамоте.

Обучение грамоте детей дошкольного возраста является обязательным элементом комплексного подхода к обучению детей родному языку и развитию речи, когда на одном занятии решаются разные взаимосвязанные речевые задачи – фонетические, лексические, грамматические – и на их основе – развитие связной речи.

Звуковая и знаковая деятельность сопережены с овладением детьми определенными грамматическими правилами, Особенностями русского языка, некоторыми элементами орфографии и др.

Теоретические основы опираются на разработки концепции дошкольного образования детей, на федеральный закон «Об образовании», анализ научно-методической литературы по проблеме. При разработке данной концепции учитывали системный, комплексный, личностный и деятельностный подходы в развитии детей.

Системный подход позволяет рассматривать пути освоения ребенком культуры целостно, в единстве создания, деятельности, во взаимосвязи всех компонентов образовательного процесса.

Комплексный подход требует не только взаимодействия разных наук (психолингвистики, педагогики, языкознания, социолингвистики), но и комплексного подхода в решении задач речевого развития (С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Ф.А. Сохин, Д.Б. Эльконин, А.М. Шахнорович и др.). Теоретический подход к проблеме основывается на представлении о закономерностях речевого развития дошкольников.

Личностный подход позволяет рассматривать процесс обучения детей грамоте в свете концепции развития целостной личности с учетом этапов и закономерностей, психофизиологических особенностей детей, их потребностей.

Деятельностный подход позволяет рассматривать ребенка как субъект разнообразных видов деятельности, особое значение среди которых занимает ирга как ведущий вид деятельности. В игре, игровой ситуации созревают познавательные процессы, потребности, интересы и происходит становление личностной готовности детей к школе.

В основе концептуальной идеи лежит теория А.В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития: основной путь развития ребенка – это путь обогащения, наполнение наиболее значимыми для дошкольника формами и способами деятельности, - путь амплификации.

Концепция Л.А. Венгера о развитии способностей содержит утверждение, что главное в обучении грамоте – это развитие способностей, а не только формирование знаний, навыков и умений. Способностей, позволяющих ребенку самостоятельно анализировать, моделировать, находить решения в новых ситуациях, осознанно относиться к собственной деятельности.

Вариативность программы связана с конкретными особенностями детей данной группы, индивидуальными способностями усвоению языка, зависит от степени подготовленности детей в той или иной области знаний по грамоте. Программа – не статичный документ, а весь подвижный механизм в организации работы с детьми каждой возрастной группы.

На основе психолого-педагогических исследований (Д.Б. Эльконин, Л.Е. Журова, Н.С. Варенцова, Г.А. Тумакова и др.) были сформулированы и структурированы задачи. Обучение дошкольников элементам грамоты: сформировать у детей первоначальные лингвистические представления, понимание того, что такое слово, предложение и как они строятся. Дети знакомятся со звучащим словом, его протяженностью, овладевают способами интонационного выделения звука в слове, называют слова с заданным звуком; знакомятся со слогом, со слоговой структурой слова, учатся делить слова на слоги; усваивают смыслоразличительную функцию звука, выделяют гласные и согласные звуки.

Решение этих задач подготавливает детей к овладению звуковым анализом слов, т.е. последовательному вычленению всех звуков в слове по порядку, дифференцированию звуков по их качественным характеристикам. Дети определяют словесное ударение, сравнивают слова по количественному и качественному звуковому составу. На этой основе впоследствии они обучаются чтению.

Следовательно, осознание звукового состава слова и словесного состава предложения подводит детей к порогу овладения грамотой и, главное, - закладывает основы нового отношения к языку, сознательного оперирования им, что является выжной предпосылкой успешности школьного обучения (Ф.А. Сохин, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, С.А. Тумакова, Л.Е. Журова идр.)

Уровень развития речевых навыков и умений детей в области грамоты характеризуется следующими показателями:

•сформированность у ребенка представлений о речевых и неречевых формах общения, умение ориентироваться в содержании общения, выполнять поручения;

•наличие у ребенка представления о звуковой основе речи как реальной действительности; о слове, слоге, звуке, ударении (без определения); о качественной характеристике звуков (гласные, согласные, твердые и мягкие согласные), о выразительных средствах речи;

•проявление ребенком заинтересованного отношения к звуковой основе речи, активное участие в игре, выполнение упражнений по звуковой культуре речи;

•владение ребенком планирующей и регулирующей функцией речи: наличие у него представления о модели и процессе моделирования; способность комментировать свои действия, анализировать проделанную работу.

Приоритетной формой организации детей на занятиях является объединение их в малые группы по 2 – 4 ребенка или индивидуальные занятия (младший, средний возраст), по 6 – 8 детей (старший возраст). Это позволяет удовлетворить стремление детей к общению, совместным действиям и эмоциональным переживаниям.

Программа реализуется в доступной и интересной форме: дидактических играх и упражнениях с использованием наглядного материала.

Наряду с основными задачами занятий – обучение дошкольников элементам грамоты, включает задачи по подготовке руки ребенка к письму на данном возрастном этапе с учетом его психолого-возрастных особенностей; развитие мелкой моторики (умение управлять пальцами рук) и развитие графических навыков; развитие фонематического восприятия и формирование устной разговорной речи.

Занятия также включают в себя широкое использование различного словесного и иллюстрационного материала: стихи, потешки, загадки, пословицы и поговорки, словесные игры и упражнения, веселые рисунки, создающие эмоциональный фон. Интерес к занятию и мотивационная направленность деятельности помогают формировать самоконтроль и самооценку ребенка.

Наши новости:

Разместить свою публикацию