Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96481

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 26.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Из опыта работы по познавательному развитию на тему: Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей среднего возраста в природе, посредством игрового моделирования и экспериментирования.

Дата публикации:

Автор:
воспитатель, МБДОУ"ЦРР -детский сад №31 "Крепыш", г.Инта Республика Коми

Цель: Цель моделирования - обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.

Задачи: Становление экологически воспитанной личности в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения возможно при решении следую-щих задач: 1. Формирование у детей элементов экологического сознания. Освоение ребен-ком элементов экологического сознания определяется содержанием и характе-ром (степенью сложности) знаний о природе. Это должны быть знания эколо-гического содержания, отражающие ведущие взаимосвязи природных явлений. 2. Формирование у детей практических навыков и умений в разнообразной де-ятельности в природе; при этом деятельность детей должна иметь природо-охранительный характер. В ходе реальной деятельности в природе (уход за животными и растениями в уголке природы и на участке, участие в природо-охранительной работе) дети осваивают умения создавать для растений и жи-вотных условия, близкие к природным, с учетом потребностей живых орга-низмов. Важными являются осваиваемые детьми умения предвидеть послед-ствия негативных поступков, правильно вести себя в природе, сохранять це-лостность отдельных живых организмов и систем. Именно освоение детьми практических навыков и умений делает отношение к природе не созерцатель-ным, а осознанно-действенным. 3. Воспитание гуманного отношения к природе. Отношение к природе - гуман-ное, познавательное, эстетическое - теснейшим образом связано с содержанием осваиваемых ребенком знаний. Знания экологического содержания регулируют и направляют поведение и деятельность детей в природе. Особое место в фор-мировании отношения к природе занимают знания о законах природы, до-ступные пониманию детей.

Из опыта работы по познавательному развитию.

На тему: Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей среднего возраста в природе, посредством игрового

моделирования и экспериментирования.

Исаева

Светлана Евгеньевна

воспитатель МБДОУ

«ЦРР-детский сад №31 «Крепыш»

Содержание:

  • Экологическое воспитание как актуальное направление дошкольной педагогики……… ………………………………………………… 3- 9стр.
  • Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста в природе посредством игрового моделирования и экспериментирования по программе «Детство».....10-19 стр.
  • Развивающая среда для развития познавательно - исследовательской деятельности в природе в детском саду ……….…………….20-23 стр.
  • Методы и приемы для развития познавательной активности детей в природе в детском саду ………………………………………………24-25стр.
  • Мониторинг………………………………………………………. 27-28 стр.
  • Вывод ………………………………………………………………...28 стр.
  • Библиография. ………………………………………………………..29 стр.


Экологическое воспитание как актуальное направление дошкольной педагогики

"Природа для нас - кладовая солнца с великими сокровищами... И охранять природу - значит охранять Родину" (М.М. Пришвин).

Глава I. Теоретический аспект исследования

Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет, дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека. В это же время закладываются позитивное отношение к природе, к "рукотворному миру", к себе и окружающим людям ("Концепция дошкольного воспитания "). Именно на этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры, но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Одной из основных задач воспитания и образования является формирование экологической культуры и природоохранного сознания, фундамент которых составляют достоверные знания по экологии и практические умения, направленные на охрану природы.

В дошкольной педагогике велись исследования по отбору и систематизации природоведческих знаний, отражающих ведущие закономерности живой (И.А. Хайдурова, С.Н. Николаева, Е.Ф. Терентьева и др.) и неживой (И.С. Фрейдкин и др.) природы. В исследованиях, посвященных живой природе, в качестве ведущей была выбрана закономерность, которой подчиняется жизнь любого организма, а именно зависимость существования растений и животных от внешней среды. Эти работы положили начало экологическому подходу в ознакомлении детей с природой.

Становление экологически воспитанной личности в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения возможно при решении следующих задач:

1. Формирование у детей элементов экологического сознания. Освоение ребенком элементов экологического сознания определяется содержанием и характером (степенью сложности) знаний о природе. Это должны быть знания экологического содержания, отражающие ведущие взаимосвязи природных явлений.

2. Формирование у детей практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе; при этом деятельность детей должна иметь природоохранительный характер. В ходе реальной деятельности в природе (уход за животными и растениями в уголке природы и на участке, участие в природоохранительной работе) дети осваивают умения создавать для растений и животных условия, близкие к природным, с учетом потребностей живых организмов. Важными являются осваиваемые детьми умения предвидеть последствия негативных поступков, правильно вести себя в природе, сохранять целостность отдельных живых организмов и систем. Именно освоение детьми практических навыков и умений делает отношение к природе не созерцательным, а осознанно-действенным.

3. Воспитание гуманного отношения к природе. Отношение к природе - гуманное, познавательное, эстетическое - теснейшим образом связано с содержанием осваиваемых ребенком знаний. Знания экологического содержания регулируют и направляют поведение и деятельность детей в природе. Особое место в формировании отношения к природе занимают знания о законах природы, доступные пониманию детей.

Для дошкольника характерны следующие элементы экологического сознания: во-первых, потребность в общении с природой, которая является отправной точкой формирования экологической культуры ребенка, как правило, не отделяющего себя от природы, воспринимая себя частью этой природы. Во-вторых, эстетические и этические чувства, которые вызывает общение с природой, индивидуальные для каждого ребенка, имеют различные эмоциональные оттенки, положительные или отрицательные. Показателем сформированности экологической культуры дошкольника является его экологическая воспитанность, которая выражается:

в усвоении норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром, трансформация значительной их части в привычки;

в наличии потребности в приобретении экологических знаний, ориентация на их практическое применение;

в потребности в общении с представителями животного и растительного мира, сопереживание им, проявление доброты, чуткости, милосердия к людям, природе; бережное отношение ко всему окружающему;

в проявлении эстетических чувств, умения и потребности видеть и понимать прекрасное, потребности самовыражения в творческой деятельности; в проявлении инициативы в решении экологических проблем ближайшего окружения.

Названные показатели сформированности нравственно-экологической позиции личности показательны для любого возраста, но на каждом возрастном этапе уровень их сформированности различен, как различны и содержание каждого из характеристик, так и формы их проявления.

Таким образом, в период дошкольного детства происходит формирование и развитие экологической культуры детей, и при условии качественного формирования этой субкультуры в настоящий момент, ребенок будет любить, ценить и беречь окружающую природу всю жизнь, передавая свои знания и умения следующим поколениям.

Многие известные педагоги и философы обращали внимание и необходимость открыть ребенку книгу природы как можно раньше. Это Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Л.Н.Толстой, В.А. Сухомлинский и др.

Особую роль природы в развитии мышления подчеркивал К.Д. Ушинский. Он считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка. Именно непосредственные наблюдения окружающей природы составляют первоначальные логические упражнения мысли, а сама логика есть, отражение в нашем уме связи предметов и явлений природы.

Многочисленными исследованиями А.В.Запорожца, А.Н. Леонтьева и др. доказано, что если детей специально обучать, то у них быстро меняется ход мыслительного процесса. В работах П.Я. Гальперина, В.В.Давыдова отмечается, что мышление не может развиваться самостоятельно, необходимо целенаправленно развивать, создавая для этого условия - через содержание учебных предметов и адекватные ему технологии и методики.

Великий учёный И.М. Сеченов доказал, что высшие логические формы мышления вырастают на базе элементарных форм познания - практических действий ребёнка. Эти действия включены в чувственное познание и служат не только средством решения конкретной задачи, но и способом освоения самой мыслительной деятельности. Эта концепция И.М. Сеченова легла в основу понимания отечественными учёными процесса развития мышления у детей.

Глава II. Практический аспект исследования

Психологами доказано, что у детей первых семи лет жизни мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, педагогический процесс в дошкольном учреждении в основном должен строиться на методах наглядных и практических. Педагогические наблюдения показывают, что наиболее эффективно процесс экологического мышления дошкольников идёт через такие способы поисковой деятельности как: активное наблюдение, экспериментирование, исследовательская работа, моделирование, имитация.

Вместе с тем, в последние годы в педагогической теории и практике всё большее значение уделяется вопросам моделирования в работе с детьми дошкольного возраста. В психологических работах перечисляются функции, которые способны выполнять моделирование, становясь компонентом той или иной деятельности, в том числе функции фиксации знаний, обозначения, планирования (Л.И. Айдарова) и эвристическая функция (В.В.Давыдов, А.У. Варданян, Л.М. Фридман и др.)

Моделирование - исследование каких-либо явлений, процессов, систем путём построения и изучения их моделей.

Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению моделей.

Цель моделирования - обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.

Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками.

В действии с натуральными объектами нелегко выделить общие черты, стороны, так как объекты имеют множество сторон, не относящихся к выполняемой деятельности или отдельному действию. Модель дает возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься от несущественных в данном конкретном случае.

Например, для выбора способа удаления пыли с растений важно выделить такие их признаки, как количество листьев, характер их поверхности. Безразличны, несущественны для данной деятельности их цвет, форма. Чтобы отвлечься от этих признаков, необходимо моделирование. Воспитатель помогает детям отбирать, использовать модели, свободные от ненужных свойств, признаков. Это могут быть графические схемы, какие-либо предметные образы-заместители или знаки.

Моделирование как активная самостоятельная деятельность используется воспитателем наряду с демонстрацией моделей. По мере осознания детьми способа замещения признаков, связей между реальными объектами, их моделями становится возможным привлекать детей к совместному с воспитателем, а затем и к самостоятельному моделированию.

Обучение моделированию осуществляется в такой последовательности:

  • воспитатель предлагает детям описать новые объекты природы с помощью готовой модели, ранее усвоенной ими;
  • организует сравнение двух объектов между собой, учит выделению признаков различия и сходства, одновременно дает задание последовательно отбирать и выкладывать на панно модели, замещающие эти признаки;
  • постепенно увеличивает количество сравниваемых объектов до трех-четырех;
  • обучает детей моделированию существенных или значимых для деятельности признаков (например, отбор и моделирование признаков растений, определяющих способ удаления пыли с растений уголка природы);
  • руководит созданием моделей элементарных понятий, таких как "рыбы", "птицы", "звери", "домашние животные","дикие животные", "растения", "живое", "неживое" и т.д.

Многообразие природных явлений, составляющих непосредственное окружение детей, создает видимость их легкого познания в процессе наблюдений детей. Пугливость, скрытый образ жизни диких животных, изменчивость развивающихся организмов, цикличность сезонных изменений в природе, многочисленные, и скрытые от восприятия связи и зависимости внутри природных сообществ - все это создает объективные трудности для познания явлений природы детьми дошкольного возраста, мыслительная деятельность которых находится еще в становлении. Указанные обстоятельства в ряде случаев вызывают необходимость моделирования некоторых явлений, объектов природы, их свойств и признаков. Особое значение приобретают действующие, предметные модели, которые вскрывают характер функционирования объекта, показывают механизм его связи с окружающими условиями.

Доступность метода моделирования для детей дошкольного возраста доказана работами психологов А.В. Запорожца, Л.А.Венгера, Н.Н. Поддъякова, Д.Б. Эльконина. Оно определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим предметом, изображением, знаком. Ребенок рано овладевает замещением объектов в игре, в процессе освоения речи, в изобразительной деятельности.

В дидактике выделяют три вида моделей:

Первый вид - предметная модель в виде физической конструкции предмета или предметов, закономерно связанных. В этом случае модель аналогична предмету, воспроизводит его главные части, конструктивные особенности, пропорции и соотношения частей в пространстве. Это может быть плоскостная фигура человека с подвижным сочленением туловища и конечностей; модель хищной птицы, модель предостерегающей окраски (автор С.И. Николаева).

Второй вид - предметно-схематическая модель. Здесь выделенные в объекте познания существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов-заместителей и графических знаков.

Предметно-схематическая модель должна обнаружить связи, отчетливо представить их в обобщенном виде. Примером могут служить модели по ознакомлению дошкольников с природой:

модель покровительственной окраски (С.Н. Николаева)

модель "длинных и коротких ног" (С.Н. Николаева)

модель, позволяющая формировать у детей знания о потребности растений в свете (И.А. Хайдурова)

модели Н.И. Ветровой для ознакомления детей с комнатными растениями.

Третий вид - графические модели (графики, формулы, схемы и т.п.)

Чтобы модель, как наглядно-практическое средство познания выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:

-чётко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания;

-быть простой и доступной для создания и действия с ней;

-ярко и отчётливо передавать с её помощью те свойства и отношения, которые должны быть освоены;

-облегчать познание (М.И. Кондаков, В.П. Мизинцев, А.И. Усмов).

Этапы овладения детьми моделями.

Первый этап предусматривает овладение самой моделью. Дети, работая с моделью, осваивают с помощью замещения реально существующих компонентов условными обозначениями. На этом этапе решается важная познавательная задача - расчленение целостного объекта, процесса на составляющие компоненты, абстрагирование каждого из них, установление связи функционирования.

На втором этапе - осуществляется замещение предметно-схематической модели схематической. Это позволяет подвести детей к обобщенным знаниям, представлениям. Формируются умения отвлекаться от конкретного содержания и мысленно представить себе объект с его функциональными связями и зависимостями.

Третий этап - самостоятельное использование усвоенных моделей и приемов работы с ними в собственной деятельности.

В психолого-педагогической литературе выделены особенности организации работы с моделями в дошкольном возрасте: начинать следует с формирования моделирования пространственных отношений. В этом случае модель совпадает с типом отображенного в ней содержания, а затем переходит к моделированию других типов отношений; целесообразновначале моделировать единичные конкретные ситуации, а позже организовывать работу по построению модели, имеющей обобщенный смысл. Обучение моделированию осуществляется легче, если ознакомление начинается с применения готовых моделей, а затем дошкольников знакомят с их построением.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста в природе посредством игрового моделирования

и экспериментирования по программе «Детство»

Образовательная работа с детьми строится в соответствии с рекомендациями комплексной программы "Детство" /примерная общеобразовательная программа дошкольного образования, 2011г./ разработанной авторским коллективом Т.И.Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова.

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования определяет образовательную область «Познание», содержание которой направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение ряда задач, среди которых: формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. [1]

По мнению К.Д.Ушинского «картина мира является духовным образованием, «духовной призмой», через которую преломляется воспринимаемый человеком окружающий мир и вырабатывается отношение к нему». Е.Г. Андреевская рассматривает «картину мира» как «систему представлений о свойствах и закономерностях реальной действительности, построенная в результате обобщения (синтеза) научных понятий и принципов». [2]

Современная картина мира включает в себя представления о развитии бытия, о взаимосвязи и взаимодействии субъективной реальности. Она показывает, что в результате усложнения структуры и уровней организации материи из неживой природы возникает живая, а из этой последней — человек с его социальными проблемами. На передний план в формировании картины мира выдвигается задача его познания, а современная картина мира очерчивает постоянно расширяющееся поле познания и деятельности человека, рассматривая мир в единстве и целостности.

Каждая картина мира состоит из четырех сюжетов: 1 — «человек и космос», 2 — «человек и природа», 3 — «человек и человек», 4 — «человек и нечто (непознанное)». Формирование целостной картины мира является необходимой предпосылкой становления личности и означает, что человек способен полно и глубоко понимать окружающий мир, отводя себе в нем вполне определенное место.

Рассматривая сюжет «человек - природа», можно сказать, что многообразие природных явлений, составляющих непосредственное окружение детей, создает видимость их легкого познания. Вместе с тем, как отмечает С.Н. Николаева, «пугливость и срытый образ жизни диких животных, изменчивость развивающихся организмов, цикличность сезонных изменений в природе, срытые от восприятия связи и зависимости внутри природных сообществ создают объективные трудности для познания явлений природы детьми дошкольного возраста». [9]

Для качественного решения задач – формирования представлений о единстве организма и среды, роста и развития животных, особенностей приспособления к условиям окружающей среды - необходимо учитывать особенности развития мышления детей трех-семи лет. В связи с тем, что оно является наглядно-действенным и наглядно-образным, педагогический процесс в дошкольном учреждении строится на наглядных и практических методах. Одним из наиболее эффективных методов познания окружающего мира является моделирование.

Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками - моделями (от лат. modulus - «мера, образец») и направлено на успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.

В соответствии с основной общеобразовательной программой ДОУ, которая предполагает тематическое планирование и учет возрастных особенностей детей, для реализации задач по формированию целостной картины мира и расширения кругозора детей, используются модели, предложенные Н.И. Ветровой, О.А. Воронкович, С.Н. Николаевой, И.А. Хайдуровой, а так же авторские модели.

В работе с детьми выделяются следующие этапы овладения детьми моделями.

Первый этап предусматривает овладение самой моделью. Работая с моделью, дети, осваивают, как реально существующие компоненты можно заместить с помощью условных обозначений.

На этом этапе решается важная познавательная задача - расчленение целостного объекта, процесса на составляющие компоненты, установление связи функционирования. Используя схематические модели при ознакомлении с деревьями, дети легче запоминают части дерева (корни, ствол, ветки, листья, плоды), узнают, какую пользу они приносят человеку. Применяя модели при ознакомлении с насекомыми, легко усваивают, что насекомое имеет три части тела (голова, грудь, брюшко), шесть ног, крылья.

На втором этапе осуществляется замещение предметно-схематической модели схематической, что позволяет подвести детей к обобщенным знаниям, представлениям, сформировать умения отвлекаться от конкретного содержания и мысленно представить себе объект с его функциональными связями и зависимостями. Например, модели помогают детям усвоить причинно-следственные связи: с наступлением холодов – засыхают многие растения – исчезают насекомые – улетают в теплые края птицы и т.д.

Третий этап - самостоятельное использование усвоенных моделей и приемов работы с ними в собственной деятельности.

Для того чтобы дети легче усваивали взаимозависимости в окружающем мире природы, обучение моделированию осуществляется по принципу от простого к сложному:

- описание новых объектов природы с помощью готовой модели, которую дети усвоили ранее, моделирование от пространственных отношений к моделированию других типов отношений;

- сравнение двух объектов между собой, выделение признаков различия и сходства, постепенное увеличение количества сравниваемых объектов до трех-четырех;

- моделирование существенных или значимых для детской деятельности признаков (например, отбор и моделирование признаков растений, определяющих способ удаления пыли с растений уголка природы);

- организация работы по построению модели, имеющей обобщенный смысл, такой как «рыбы», «птицы» и т.д.

Таким образом, демонстрация моделей облегчает познание детей и позволяет их научить выделять основные свойства и отношения, существенные признаки и компоненты наблюдаемых природных явлений, устанавливать связи между ними, а, следовательно, обеспечить более глубокое понимание фактов и явлений окружающей действительности.

Представление о природе является содержательной основой для осуществления разнообразной детской деятельности. Поэтому данное содержание успешно интегрируется с различными образовательными областями:

• «Физическая культура» + «Познание»: при выполнении различных упражнений, отражающих сезонные явления, объекты природы и др. используются модели «Забавные зверята», «Деревья» и др.

• «Здоровье» + «Познание»: при формировании представлений о том, как вода, лекарственные растения и др. влияют на здоровье человека используются модели «Человек и вода», «Человек и лекарственные растения» и др.

• «Безопасность» + «Познание»: при формировании представлений о безопасном поведении и труде в природе используются модели «Правила поведения в лесу» и др.

• «Социализация» + «Познание»: использование моделей при воспитании у детей гуманного отношения к природе; обогащении социально-личностного опыта детей развиваются социально-ценностные ориентации и представления о природе, происходит развитие детского самосознания в системе «человек-природа». В детских играх-проектах «Мы кладоискатели», «Охраняем и защищаем природу» и т. п. создаются благоприятные условия для интеграции, становления и развития субъектной позиции ребенка используются модели «Правила поведения в природе», «Взаимосвязь компонентов в природе», «Хорошо-плохо» и др.

• «Труд» + «Познание»: использование графических моделей «Способы ухода за комнатными растениями и др.», «Способы размножения комнатных растений» и др. при организации деятельности детей по уходу за растениями и животными уголка природы, а также на участке детского сада при постоянной помощи воспитателя и др.

• «Чтение художественной литературы» + «Познание» используются модели при заучивании стихотворений о природе во время чтения природоведческой литературы и поэзии; обсуждения вместе с детьми смысла и содержания пословиц, поговорок, загадок о природных явлениях, народных примет и т.п. и др.

• «Музыка» + «Познание»: использование моделей с изображением объектов живой и неживой природы при прослушании звуков природы и классической музыки (помогает детям эмоционально воспринимать и лучше понимать красоту и многообразие природного мира).

«Познание» (Развитие математических представлений) + «Познание» (формирование целостной картины мира природы): использование графических моделей эффективно в овладении обследованием, сравнением, умением обобщать по признакам, характеризовать объект исходя из существенных и несущественных признаков.

• «Коммуникация» + «Познание»: использование графических моделей «Роль хвост в жизни белки, лисы, зайца и др.», «Дерево зимой и летом» (о сокодвижении) и др. при обогащении и уточнении экологических представлений у детей в процессе бесед («Почему осень называют золотой?», «Что бы ты увидел, сидя на облаке?», «Живые ли деревья зимой?», «Зачем белке пушистый хвост?» и т.д.); составление описательных рассказов и т.п.

• «Художественное творчество» + «Познание»: отображение детьми своих впечатлений от наблюдений в природе в разнообразной продуктивной деятельности. В рисовании, в лепке, в поделках из природного материала, аппликации используютсямодели по изготовлению поделок из природного материала и др.В уголке самостоятельной художественной деятельности, в зависимости от времени года, помещаются трафареты (фруктов, овощей, грибов, деревьев, зверей, птиц, снежинок), тонированная бумага для изображения, составления пейзажей и натюрмортов; репродукции и др.

Содержательные связи между разными образовательными областями программы позволяют интегрировать образовательное содержание. Так, например, расширяя представления детей о природе, воспитывается гуманное отношение к живому («Социализация»); развиваются эстетические переживания, связанные с природой («Художественное творчество»); решаются задачи развития речи («Коммуникация»); овладения соответствующими практическими и познавательными умениями («Познание»); дети учатся отражать впечатления о природе в разнообразной изобразительной и игровой деятельности («Художественное творчество» и «Социализация»), а знания о потребностях растений становятся основой для овладения способами ухода за ними («Труд»).

Следовательно, интеграция экологического содержания с другими образовательными областями программы обеспечивает расширение представлений ребенка о мире, обогащает его эмоциональный опыт при восприятии объектов природы. Предоставляет возможность переноса осваиваемых ребенком способов познания (наблюдения, сравнения, обследования, экспериментирования, моделирования, обобщения) в другие условия, способствует проявлению самостоятельности ребенка в деятельности, направленной на взаимодействие с природой, и творческой инициативы.

Определить готовность детей помогать природе, заботиться о ней, развивать чувство сострадания, сопереживания представителям животного и растительного мира, выявить место природы в системе ценностных ориентаций ребенка помогают следующие методики:

- рисуночный тест И.Э.Куликовской «Я - часть природы» (цель - изучение образных представлений детей о взаимосвязи и целостности ребенка и природы);

- рисуночный тест «Образ мира» (модификация Е.С. Романовой и О.Ф. Потемкиной). Цель - изучение понимания детьми многообразного видения природных зависимостей.

Таким образом, метод моделирования развивает познавательный интерес у детей к окружающему миру, умение устанавливать причинно – следственные связи в системе «человек – природа».Научно-методический поиск в изучении возможностей игр привёл к попытке привнести элементы сюжетно-ролевой игры в процессе обучения детей. Научно-методический поиск в течение ряда лет, апробирования конспектов в разных возрастных группах позволили объединить игру с процессом ознакомления детей с природой (С.Н.Николаева, И.А.Комарова).

Результаты работы были опубликованы в книге "Место игры в экологическом воспитании дошкольников". Автор ставит вопрос, каким же образом игра может быть использована в педагогическом процессе по экологическому воспитанию, каковы её функции и место в ряду методов и приёмов, обеспечивающих формирование элементов экологических представлений дошкольников.

Заслуживает внимание совместное исследование с И.А.Комаровой, которое показало, что оптимальной формой при внесении сюжетно-ролевой игры в процесс ознакомления с природой являются игровые обучающие ситуации. Они создаются педагогом для решения конкретных дидактических задач по экологическому воспитанию.

Авторами были выявлены три типа игровых обучающих ситуаций. Это игровые обучающие ситуации, построенные с привлечением игрушек-аналогов, кукол, изображающих литературные персонажи, различных вариантов сюжета "Путешествие". В данной книге описана практика создания и использования игровых обучающих ситуаций всех трёх типов. В данном пособии проблема использования игры в формировании элементарных экологических представлений рассмотрена с двух позиций: теоретической и практической.

Кроме того, С.Н.Николаева обращает внимание на целесообразность и необходимость использования игр в "семейном кругу". Взрослые члены семьи могут быть прямыми и косвенными участниками игр ребёнка. В книге "Как приобщить ребёнка к природе" в разделе "Игра помогает воспитывать интерес детей к природе" даны конкретные рекомендации по организации игр в семье, советы родителям и педагогам.

В настоящей работе рассмотрены подходы к содержанию экологического воспитания дошкольников, метод игровогомоделирования (как разновидность методов экологического воспитания) - роль, место, особенности использования в конкретной возрастной группе, определена эффективность их применения в работе по формированию экологических представлений и положительного отношения к объектам природы.

Цель работы: обеспечить развитие познавательно-исследовательской деятельности детей среднего возраста в природе посредством игрового моделирования и экспериментирования.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования естественно-научных представлений у детей дошкольного возраста средствами игровогомоделирования.

Выявить уровень сформированности экологических представлений об объектах природы у детей среднего дошкольного возраста.

Разработать систему работы по формированию естественно-научных представлений и развитию познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста средствами игрового моделирования.

Создать условия по формированию естественно-научных представлений и развитию познавательной активности в процессе формирования экологических представлений у детей среднего дошкольного возраста средствами игрового моделирования.

Определить эффективность системы работы по формированию естественно-научных представлений и развитию познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста средствами игровогомоделирования.

Объект исследования: процесс формирования экологических представлений и положительного отношения к объектам живой и неживой природы в рамках формирования общей экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста посредством использования вышеназванных методов экологического воспитания, рассматриваемых как их разновидность.

Одним из залогов успешного экологического воспитания является создание такой атмосферы, которая способствует развитию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости детей. Такой деятельностью в дошкольном воспитании является игра, которую мы рассматриваем как важное средство формирования экологической направленности личности ребёнка.

Игра – это ведущая деятельность дошкольного периода, и под её влиянием формируется личность ребёнка.

Психолого-педагогическими исследованиями установлено, что игра является своеобразной формой отношения ребёнка к тому содержанию, которое в ней воплощается. Посредством игры происходит более эффективное усвоение знаний. Создавая положительные эмоции, игра оказывает стимулирующее влияние на умственную активность дошкольников, что и станет условием более эффективного их обучения (Р.И.Жуковская, С.Л. Новосёлова).

Обладая специфическими особенностями (сочетание познавательных и занимательных начал), экологические игры предоставляют детям возможность оперировать заключёнными в их содержании знаниями. (В.А. Дрязгунова, Л.П. Молодова, О. Газина).

Экологические игры помогают ребёнку увидеть неповторимость и целостность экосистемы, осознать невозможность нарушения её целостности, понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные проблемы.

Игра может быть эффективным средством формирования экологических знаний о многообразии природы у дошкольников при соблюдении следующих педагогических условий:

- специального отбора привлекательных для детей этого возраста игр и насыщение их экологически значимым содержанием;

- включения игры в различные виды деятельности детей: наблюдение, труд, эксперимент и др.

- использования разнообразных педагогических методов и приёмов, обеспечивающих стимуляцию детей к самостоятельной игровой деятельности и проявлению творчества;

- учёта особенностей развития игровой деятельности данной группы, индивидуальных особенностей детей.

Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к её достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребёнка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни. Игра дисциплинирует детей, приучает их подчинять свои действия, чувства и мысли поставленной цели.

В последние годы вопросы теории и практики игры разрабатывались и разрабатываются многими исследователями: А.П.Усовой, А.И.Сорокиной, Е.И.Радиной, Н.Р.Блехер, Б.Н.Хачапуридзе, З.М.Богуславской, Е.Ф.Иваницкой, Е.И.Удальцовой, В.Н.Аван

Наши новости:

Разместить свою публикацию