Условия развития наглядно -образного и словесно логического мышления у старших дошкольников с использованием геометрического материала
На современном этапе развития общества в системе народного образования актуальна проблема умственного воспитания. Перестройка дошкольного воспитания связана с общими изменениями в нашей стране, которые коснулись в том числе и жизни детского сада. Появляются основные документы, дающие возможность перестроить содержание работы детсада ,это:
1.Концепция по дошкольному воспитанию.
2.Закон об образовании.
3.Ориентиры и требования к обновлению дошкольного образования.
4.Конвенция о правах ребенка.
Все эти документы предусматривают развитие познавательных процессов. Отсюда вытекает задача развивающего обучения. Для решения этой задачи необходимо развитие наглядно -образного и словесно -логического мышления. Развитие умственных способностей имеет большое значение для подготовки детей к школьному обучению.Очень важно не только какими знаниями владеет ребенок при поступлении в школу, а готов ли он к получению новых знаний, умеет ли рассуждать, обобщать, делать выводы, строить замыслы рисунков и конструкций. Анализируя литературу по психологии, можно отметить ,что исследованием процесса мышления занимались многие ученые: Р.С .Немов , П.Я.Гальперин, А.Н.Леонтьев, Ж.Пиаже и многие другие.
Опираясь на теории развития мышления, создается разнообразная педагогическаяи методическая литература, авторами которой являются: Кралина М.В, Дьяченко О.М, Никитин Б.П,Басов А.В. и многие другие. Здесь предлагается материал, показывающий необходимость развития наглядно-образного и словесно -логического мышления. Особое внимание уделяется дидактическим играм. В практической деятельности в дошкольных учреждениях задача развития предложенных видов мышления решается недостаточно .Было выявлено, что большинство детей при поступлении в школу не владеют действиями замещения, наглядного моделирования, многими логическими приемами.
Современные психологические исследования показывают, что способности дошкольников в овладении математическими представлениями, (в том числе элементарными геометрическими) велики и до конца еще не раскрыты.Мы считаем, что существенно может повлиять на развитие наглядно -образного и словесно-логического мышления система дидактических игр с геометрическим содержанием. Решением этих проблем представляет собой актуальность выбранной нами темы для теории и практики обучения детей.
Цель нашей работы: Выявить условия и подобрать методическую систему развития данных видов мышления с использованием геометрического материала.
Задачи:1)Исследовать один из важнейших психических процессов и познавательных функций человека наглядно -образное и словесно-логическое мышление, их особенности.
2)Проанализировать литературу с содержанием дидактических игр на развитие мышления .
3)Подобрать дидактические игры на развитие наглядно -образного мышления.
4)Подобрать дидактические игры на развитие словесно -логического мышления
5)Разработать специальную систему дидактических игр и упражнений, на занятиях, в совместной и в самостоятельной деятельности с использованием геометрического материала для развития наглядно -образного и словесно -логического мышления.
Мышление человека-это творческое отражение действительности. Познавая окружающий мир, человек ,на основе своего мышления активно преобразует мир в своих интересах. (Выготский Л.С)
Развитие мышления ребенка происходит при условии овладения им тремя основными формами мышления:
1)Наглядно -действенное(мышление в действии)Оно развивается у младших дошкольников в процессе действий с различными предметами, игрушками.
2)Наглядно -образное- т.е.такая организация образов, которая позволяет выделять самое существенное в предметах, а также видеть соотношение их друг с другом и соотношение их частей. Ребенок должен научиться пользоваться различными планами, схемами.
3)Словесно-логическое- вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. При этом, решая те или иные задачи, мы пользуемся готовыми знаниями, полученными другими людьми и выраженными в форме понятий, суждений и умозаключений.
Основные приемы мышления
Особенность мышления выявляется в таких его приемах как:
Анализ- мысленное разложение предмета на составляющие его части или стороны(либо цвет, либо форма, либо величина предмета и т.д)
Синтез- наоборот представляет собой мысленное объединение в целом расчлененных анализом элементов.
Сравнение, т.е установление сходства и различия предметов.
Обобщение -естьпроцесс мышления ,в котором человек от мысли об отдельных предметах или группах предметов , переходит к мыслям, относящимся к более широкому кругу предметов.
Классификация-логический прием,заключающийся в распределении предметов какого либо рода на взаимосвязанные классы по наиболее существенным признакам.
Абстрагирование -способность человека направлять свою мысль на какие либо признаки предмета,отвлекаясь от других его признаков,от его связей с другими предметами.(Тесно связано с обобщением
Сериация-логический прием упорядочивания предметов по степени выраженности какого либо признака.
Суждение-форма мысли,в которой посредством связи понятий утверждается или отрицается что- либо, о чем -либо. каждое суждениехарактеризуется множеством признаков("Все мячи круглые").
Умозаключение-это процесс мышления, в результате которого из двух или нескольких суждений выводится новое суждение.
Таким образом, можно сделать вывод о том ,что мышление связано с решением задач, оно нацелено на открытие нового знания. Нужно отметить одинаковую ценность и сочетание разных видовмышления в практической деятельности человека.
Альтернативные программы предусматривают развивающее обучение, которое направлено на общее развитие детей, т.е.развитие ума, воли ,чувств и представляют собой надежную основу для усвоения знаний, умений и навыков дошкольников. Все они предусматривают игровой метод обучения, который поможет нам в будущем формировать мышление через систему дидактических игр, которая является важнейшим условием для решения проблемы развития наглядно -образного и словесно -логического мышления у старших дошкольников.
Дидактическая игры- это игра с четко установленными правилами,предназначены для обучения и воспитания детей.
Цель этих игр : дать детям новые знания и закрепить совершенствовать старые.
Дидактические игры включают в себя:
1)Игры с дидактическими игрушками.
2)Словесные игры.
3)Настольно -печатные
В детском садушироко используются дидактические игры как средство воспитания и обучения детей, как средство расширения представлений и закрепление основных понятий. Дидактические игры делают процесс обучения более легким, интересным и занимательным. Играя, дети незаметно усваивают знания. В процессе игр происходит совершенствование психических и познавательных процессов(мышление, память, воображение).Нами были проанализирована методическаялитература, на основе которой были подобраны дидактические игры с геометрическим содержанием для развития наглядно -образного и словесно -логического мышления, которые были приведены всоответствующуюсистему, состоящую из дух последовательных этапов.
1этап: дидактические игры, направленные на развитие наглядно -образного мышления.(слайд)
2 этап: дидактических игры, направленные на развитие словесно-логического мышления.(слайд)
Дидактические игры на развитие наглядно -образного мышления:
1)"Разноцветные цепочки"
Программное содержание: Учить детей ,используя геометрический материал(круги, квадраты определенного цвета )ориентироваться в пространстве, находя свое место в соответствии с заданной схемой.
Ход игры
Выбирается 10 детей и делятся на две команды по 5 человек в каждой команде. Воспитатель раздает участникам игр карточки, на которых изображены квадраты и круги определенных цветов. Дети встают лицом к воспитателю, проводящему игру. Воспитатель объясняет правила игры, согласно которым каждая команда должна быстро построиться так, как нарисовано на картинке. Когда обе команды построятся, воспитатель проверяет выполнение задания т.е.точность построения в соответствии с рисунком на карточке. Далее игра продолжается. Педагог показывает следующую картинку.
2)Дидактическая игра:"Чье это место?"
Программное содержание: Уметь ориентироваться в пространстве, используя План-схему.
Ход игры
Воспитатель совместно с детьми составляет "план-схему" постановки групповых столов и стульчиков соответственно. Дети рассаживаются на свои места.Указкой или магнитом педагог обозначает любое посадочное место на схеме.Тот ,чье место показали ,должен поднять руку или встать.
Усложнение игры: Ребята меняются местами или сами на плане показывают свое место.
3)Дидактическая игра :"Рукавички"
Игра на обозначение предметов.
Программное содержание: Учить детей на слух представить предмет(геометрическую фигуру) и изобразить его согласно инструкции, ориентироваться на листе бумаги.
Ход игры
Один игрок загадывает какую -нибудь варежку и рассказывает другому игроку о расположении фигур на варежке. Второй игрок рисует такую же варежку только по описанию. Затем рисунок сравнивают с оригиналом.
4)Дидактическая игра: "Урок труда"
Ход игры
По предложенному стихотворению детям потребуется из картонных квадратов, прямоугольников, кругов сконструировать заданный предмет, например:
-Квадрат, пямоугольник, круг,
Еще прямоугольник и два круга...
И будет очень рад мой друг,
машину ведь построил я для друга.
Дидактические игры и упражнения на развитие словесно -логического мышления:
1).Дидактическая игра:" Компьютер"
Программное содержание: развитие логического мышления-умения выделять и изменять свойства геометрических фигур, согласно условиям ,заданным с помощью цепочки знаков -символов.
Ход игры
Дети получают игровое поле и набор логических фигур. Ставят любую фигуру на клеточку под стрелкой(ввод фигуры) и нажимая на кнопочки "компьютера", изменяют свойства фигуры согласно заданию. В итоге на выходе получается фигура, обладающая совершенно иными свойствами. Вот суть игровых действий, которые производит "компьютер",находящийся в голове ребенка.
Прежде ,чем приступить к игре, нужно с детьми провести игровое упражнение"Измени"Для того нужны три демонстрационные карточки с заданием и набор геометрических фигур: цвет, форма, размер.
1.Измени цвет
2.Измени форму
3.Измени величину
4.Измени цвет и форму
5.Измени цвет, форму, величину.
Игру можно использовать как часть занятия, и как самостоятельную развивающую игру.
2)Дидактическая игра :"Четвертый лишний"
Программное содержание: Закрепить знания детей о геометрических фигурах, цвете, размере, форме, а также развитие логического приема мышления-обобщения.
Ход игры
Детям предлагаются карточки с изображением геометрических фигур в количестве 4х.Ребенок должен внимательно посмотреть и сделать вывод, почему одна фигура лишняя.
3) Дидактическое упражнение:"Посели фигуры в домик"
Цель: Развитие логического приема мышления -классификации.
4)Дидактическое упражнение:"Какая фигура убежала"
Цель :Развитие логического приема мышления-обобщения.
5).Дидактическая игра :"Танграм"
Программное содержание: Учиться анализировать изображения, выделять в них геометрические фигуры. Учить разбивать визуально целый объект на части и наоборот составлять из элементов заданную модель, учиться логически мыслить.
Занятие по математике:"Путешествие в страну геометрия" -является завершающим этапом проекта. По ходу занятия путешествуя, дети делали остановки -принимали участие в играх, на развитие ориентировки в пространстве, воображения, речи, а также на развитие наглядно- образного и словесно логического мышления.
Исследуя процесс развития мышления, педагогические условия для развития наглядно -образного и словесно логического мышления у старших дошкольников мы выявили, что период 6го и 7 го года жизни очень важный период для развития ребенка и именно в этот период закладывается основа к творческому труду. В эти годы развиваются все познавательные процессы, особенно мышление.
Подобранная система дидактических игр с геометрическим содержанием в занимательной и доступной форме знакомит дошкольников с математикой, развивает у детей действия замещения и наглядного моделирования ,учит мыслить логически и творчески ,выражать свои мысли математическим языком, а также является эффективным условием для развития наглядно -образного и словесно -логического мышления.
Список литературы
1.Агеева С А:"Обучение с увлечением"
2.Альтхауз Д, Дум Э:"Цвет,форма,количество"
3.Васильева.Н.Н,Новоторцева.Н.В:"Развивающие игры для дошкольников"
4.Венгер Л.А, Дьяченко О.М:"Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста"
5.Венгер Л.А, Дьяченко О.М:"Угадай ,как зовут?"
6.ВолковаС.И, Столярова Н.Н., Тетрадь с математическими заданиями.
7.Выготский.Л.С:"Вопросы детской психологии"
8.ЖитомирскийВ.Г., ШевринЛ.Н:"Путешествие по стране геометрия"
9.ПоддЪяков Н.Н: " Мышление дошкольника."
10.Столяр А.А:"Формирование элементарных математических представлений у дошкольников"
11.Эльконин Д.Б:"Детская психология"