Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96472

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 26.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Использование мини-музея в психолого-педагогическом сопровождении родителей детей с ОВЗ.

Дата публикации:

Автор:
воспитатель, инструктор по физической культуре, МБДОУ детский сад компенсирующего вида № 466, г. Екатеринбург, город Екатеринбург

Цель: Создание специальной модели экологического образования детей дошкольного возраста с нарушением зрения через активизацию потребности получение нового социального опыта в изучении объектов неживой природы с использованием средств музейной педагогики.

Задачи: • расширение кругозора и развитие речи детей дошкольного возраста; • формирование интереса к началам экологической культуры детей и их родителей • формирование умения контактировать детей и взрослых при посещении музея неживой природы; • разработать систему интегрированных занятий и мероприятий для детей с нарушением зрения и их родителей (законных представителей)

Шардина Анна Георгиевна,

воспитатель первой квалификационной категории

МБДОУ детский сад компенсирующего вида № 466,

г. Екатеринбург

Использование мини-музея в психолого-педагогическом сопровождении родителей детей с ОВЗ

Ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы (физическими явлениями и законами) занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, оказывает своё влияние и непрерывно воздействует на развитие ребёнка. Включая его в процесс поиска причины того или иного физического явления, мы создаём предпосылки формирования у него новых практических и умственных действий. Растет сам интерес ребенка к окружающему миру, развивается его любознательность. [3]
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Поэтому в рамках реализации инновационного проекта «Система психолого-педагогической поддержки родителей детей с ограниченными возможностями здоровья» был создан «Мини – музей неживой природы». Причины самые разные. Во-первых, в нашем районе нет музеев. Во-вторых, многие родители считают, что дошкольникам еще рано посещать такие учреждения. И, в-третьих, многим папам и мамам просто не приходит в голову идея такой экскурсии. Так как же привлечь внимание родителей к музеям?Прямая агитация здесь вряд ли поможет. Поэтому для начала мы решили создать собственный музей неживой природы. А для начала мы выпустили«Экологическую газету для родителей», чтобы заинтересовать их вопросами экологического воспитания детей с ОВЗ, т к недостатки зрительного восприятия затрудняют познавательную деятельность детей с нарушением зрения, что нуждается в систематической, длительной и комплексной работе по развитию восприятия.

Музейная педагогика – новое и необычайно популярное направление образовательной деятельности. Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Немаловажное значение имеет представление семейных экспонатов, собранных детьми вместе с родителями. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, пополнении экспонатами, ребята из старших групп могутпроводить экскурсии для младших, пополнять их своими работами.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции, причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей - результат общения совместной работы воспитателя, детей и их семей. [1]

Музей играет большую познавательную и воспитательную роль для дошкольников и роль в сотрудничестве детского сада и семьи. Задача дошкольного учреждения познакомить с новыми методиками обучения детей с ОВЗ, одной из которых является Музей неживой природы, созданный совместно с родителями, с помощьюкоторого формируется экологическая культура нетолькодетей дошкольного возраста, но и их родителей. Экологические знания должны содержать не только информационный материал, но и будить воображение, опираясь на наглядно-зрительные игровые образы, то есть формировать экологическую субкультуру всех участников воспитательного процесса.

Главными задачами Музея неживой природы для детей являются:

  • знакомство детей дошкольного возраста с организационными формами сбора, хранения экспонатов неживой природы;
  • формирование умения контактироватьдетей и взрослых при посещении музея неживой природы;
  • расширение кругозора и развитие речи детей дошкольного возраста;
  • формирование интереса к началам экологической культуры детей и их родителей.
  • привлечение родителей (законных представителей) к работе по данной теме (сбор экспонатов, совместное творчество, выпуск экологической газеты и словарей).

Музей неживой природы:

  • создаёт условия для освоения детьми дошкольного возраста с

нарушением зрения коммуникативной компетентности;

  • формирует современного посетителя музея и потребность в получении знаний взаимодействия с объектами неживой природы;
  • развивает восприятие музейной информации и освоение (открытие) окружающего мира;
  • является специально организованным местомдля детей и их родителей (законным представителей) для знакомства с предметами неживой природы.

Параллельно с созданием музея ведетсяработа по изданию газеты для родителей «Мое солнышко». Газета – это способ педагогического информирования семьи, форма взаимодействия педагогов с родителями и сопровождение родителей, и средство развития творческих способностей всех субъектов дошкольного учреждения. Газета как форма взаимодействия с семьей хороша еще и потому, что здесь совершенно исчезает элемент "принуждения", о котором с тревогой говорят педагоги-психологи, подчеркивая, что именно оно отталкивает родителей, мешает восприятию даже интересной и значимой информации. Газету можно читать, можно просмотреть, можно просто ее не взять, а можно прочитать и применить в практике воспитания собственного ребенка, да еще и хранить ее вместе с фотографиями в альбоме, как историю развития своего сына или дочери.

Газета для родителей:

•обеспечивает психолого-педагогическое информирование родителей;

• способствует формированию позитивного имиджа детского сада и болеетесному взаимодействия педагогов и родителей.

В результате проекта многие родители стали активнее посещать музеи, выставки нашего города. У них появился интерес к объектам неживой природы и их свойствам, возникла потребность к совместным походам и знакомству с нашим краем. Родители стали принимать участие в издании газеты и собирание экспонатов для музея. Установился контакт между родителями и педагогами для создания условий воспитания и развития детей с ОВЗ.

Вся эта работа привела к возникновению устойчивого интереса детей и их родителей к экологической культуре, укрепилась взаимосвязь в триаде «педагог-ребёнок-родитель». Важно и то, что ребенок при этом от поверхностного восприятия отдельных предметов приходит к объяснению, учится логически мыслить, расширяет свой словарный запас.

Экспонаты музея и экологическиеПосещение музея детьми.

словарики.

Литература

  • Мини – музеи в детском саду. http://bib.convdocs.org
  • Николаева С.Н.Как приобщить ребенка к природе. М.: Новая школа, 1993
  • Николаева С.Н.Юный эколог. М.: Мозаика-Синтез, 2002.
  • Рыжова Н. А., Логинова Л. В., Данюкова И. А. «Мини-музей в детском саду» М.; Линка - Пресс, 2008 г.
  • Трунова, М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы / Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4. - С. 38-42.
  • Чумалова, Т. Музейная педагогика для дошкольников. /Дошкольное воспитание. - 2007. - N 10. - С. 44-50.
  • Чумалова, Т. Основные принципы музейной педагогики. / Дошкольное воспитание. - 2008. - N 3. - С. 58 - 63.

Наши новости:

Разместить свою публикацию