Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Белочка» с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно - речевому развитию детей
Конспект НОД по образовательным областям «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
«Весёлые матрёшки»
Цель: познакомить детей с предметом народного творчества, изделием русских мастеров – матрёшкой; развивать музыкальные и творческие способности детей, формировать грамматически правильную речь, развивать эстетический вкус.
Задачи: 1. Способствовать формированию у детей представления о русской народной игрушке (матрёшке).
2. Обогащать словарь и активизацию в речи детей слов: матрёшка, деревянная кукла, круглолицая, расписная, румяная, русская народная игрушка, шёлковый платочек, сарафан, загадочная и др.
3. Поддерживать стремление активно вступать в общение, высказываться; побуждать к радостным ощущениям от совместных активных действий.
4. Способствовать развитию творческих и познавательных способностей, воображения, речи, внимания, мелкой моторики рук.
5. Способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной творческой деятельности, проявлению инициативы в выборе узора и цветовой гаммы.
6. Воспитывать художественный вкус, аккуратность при рисовании, терпение при выполнении работы.
Предварительная работа: стихи и загадки про матрёшку, рассматривание узоров на одежде матрёшек, пение «Мы матрёшки, маленькие крошки», д/и «Определи по величине матрёшек».
Материал и оборудование: сундучок, «волшебная палочка-мигалочка», дорожка из верёвочек, расписной домик матрёшки, ИКТ, презентация «Знакомство с матрёшкой», матрёшки для демонстрации, силуэты матрёшек, гуашь разного цвета, ватные палочки, клеёнки, салфетки для каждого ребенка.
Приветствие: «Я дарю тебе улыбку»
Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло! Давайте с ними поздороваемся.
Здравствуйте!
Воспитатель. Ребята, у вас хорошее настроение? Вы рады встрече с гостями? (Да)
У меня тоже хорошее настроение. Давайте с вами встанем в круг.
Собрались все дети в круг
Я твой друг, и ты мой друг
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся!
(Улыбнемся гостям - и мне, гостям – и мне).
Ребята, а подмигивать вы умеете? (Да). Ну-ка, подмигните мне правым глазом, левым глазом, а потом вместе двумя глазками. А гостям вы подмигнёте? (Подмигивают гостям, а в это время у воспитателя появляется волшебная палочка-мигалочка).
Ой, ребята, у меня волшебная палочка вся сверкает огоньками. Что-то хочет нам показать (подхожу к сундучку). Смотрите, какой красивый сундучок. Давайте его откроем и посмотрим, что же там лежит?
Давайте произнесём волшебные слова:
Сундучок, сундучок, позолоченный бочок,
Расписная крышка, медная задвижка, Раз, два, три, сундучок отопри!
Воспитатель. Что же там лежит? Расскажет нам Настя.
Алый шёлковый платочек, яркий сарафан в цветочек
Упирается рука в деревянные бока
Разрумянилась немножко. Это русская - Матрёшка!.
Воспитатель. Верно, это кукла матрёшка – русская народная игрушка, символ России.
(Дети присаживаются на стульчики).
Мини сообщение «Знакомство с матрёшкой» (Презентация).
Давным-давно, в одном царстве-государстве жил-был один мастер, который очень любил ребятишек (девчонок и мальчишек). С утра до вечера он мастерил для детей игрушки. Однажды задумал он для детей сделать необычную игрушку из дерева – куклу с чудесным секретом: внутри первой куклы сидела кукла поменьше, а в той ещё поменьше, и ещё, ещё. Яркими красками разрисовал. Весёлая получилась куколка. Он долго-долго думал, как же назвать ему эту куклу. Назвал её русским именем – Матрёна. А так как куколка была маленькая, то все её звали Матрёшкой. С той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их ягодками, цветами, другими узорами.
Вот так, ребята, появилась русская народная игрушка – матрёшка. Её не случайно назвали народной, потому что она сделана добрыми руками русских людей.
Игра «Красивые слова для матрёшки».
Дети называют слова – (красивая, нарядная, расписная, весёлая, пухленькая, деревянная, красочная, яркая, интересная, загадочная, румяная, цветочная).
Воспитатель. Что-то наша Матрёшка тяжёлая. Может быть у неё внутри что-нибудь есть? Давайте посмотрим, что там гремит.
МАТРЁШКА – МАТРЁШКА, ОТКРОЙСЯ НЕМНОЖКО! (открываю матрёшку и достаю всех матрёшек, выставляю в ряд)
Воспитатель. Сколько матрёшек стало? (много). А было? (одна).
Посмотрите целая семья матрёшек, вот как много куколок спряталось в одной матрёшке. Матрёшка – кукла не простая, а с секретом. В большой матрёшке живут её сестрички. Матрёшка символ семьи. И как в любой семье они живут вместе, любят и заботятся друг о дружке.
Давайте посмотрим, во что одеты матрёшки.
Что у них на голове? (платочек)
Что у них на туловище? (сарафан)
Чем украшен сарафан? (цветами)
Посмотрите, дети, все матрёшки разного роста. Эта матрёшка какая? - большая!
Это матрёшка какая? – маленькая!
Ребята, а давайте отправимся в гости к настоящей матрёшке!
(Давайте встанем друг за дружкой ), а поможет нам в пути волшебная палочка.
По ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке шагают наши ножки.
По извилистой дорожке шагают наши ножки. Прямо к домику Матрёшки.
Матрёшка сама нас встречает.
Матрёшка: Здравствуйте, ребята!
Я к вам собиралась, долго-долго наряжалась,
Сарафан в цветочек, розовый платочек.
Матрёшка: Ребята, я хочу с вами потанцевать немножко. Девочки-матрёшечки будут танцевать, а мальчики будут подыгрывать на расписных ложках.
(Звучит в записи мелодия «Весёлые матрёшки», дети танцуют).
Матрёшка: Молодцы, ребята! А ведь у меня есть сестрички, посмотрите, они почему-то грустные? Как вы думаете, почему? (ответы детей). Что же делать? Как нам быть? Как нарядить матрёшек? Я предлагаю раскрасить сарафаны матрёшкам.
Я приглашаю вас в свою мастерскую, вы сейчас станете художниками. Только прежде чем приступить к работе, нам нужно пальчики размять.
Пальчиковая игра «Девчонки - хохотушки»:
Жили-были пять подружек (сжимают кулачок, разжимают)
Пять девчонок-хохотушек: Иришка, Маришка, Катюшка, Танюшка, а эту подружку зовем мы Настюшка! (загибают по очереди пальчики)
Матрёшка: А рисовать мы будем с вами сегодня ватными палочками. (Дети садятся за стол с приготовленными заранее красками и шаблонами силуэтов матрешек. Воспитатель (Матрёшка) показывает на образце, как надо рисовать палочками узоры на сарафанах матрёшек. На начальных этапах обучения воспитатель может помочь детям обмакнуть палочку в краску, оставить отпечаток в нужном месте. Дети под музыку раскрашивают матрёшек).
Индивидуальная работа: во время работы хвалить детей, оказывать по мере необходимости помощь.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, все матрёшки получились красивые, в ярких сарафанах, нет ни одного похожего. Все матрёшки получились неповторимые!
Софья расскажет какие получились матрёшки:
Посмотрите, вот они
И румяны, и пышны.
В сарафанах пестрых
Наши русские матрёшки!
Воспитатель: Ребята, вам понравилось играть, раскрашивать матрёшек? Молодцы, дети! Давайте похлопаем друг другу в ладоши за хорошую работу.