Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96477

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 26.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ «ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ ИГРОВЫХ ОБУЧАЮЩИХ СИТУАЦИЙ»

Дата публикации:

Автор:
воспитатель, ГБДОУ детский сад № 90 Невского района Санкт-Петербурга, Санкт-Петербург

Цель: Цель опыта: оптимизировать процесс формирования экологических представлений у дошкольников посредством применения игровых обучающих ситуаций.

Задачи: Задачи: - проанализировать научно – методическую литературу по проблеме формирования экологических представлений у детей; - обеспечить оптимальные условия для формирования у детей экологических представлений через структуризацию и обновление предметно-пространственной среды в группе; - применить на практике комплекс ИОС; - привлечь внимание родителей и педагогов к формированию экологических представлений детей.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 90 Невского района Санкт-Петербурга

ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ

«ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ ИГРОВЫХ ОБУЧАЮЩИХ СИТУАЦИЙ»

Воспитатель

Савельева Ирина Николаевна

Санкт-Петербург

СОДЕРЖАНИЕ

  • Актуальность опыта
  • Описание технологии опыта
  • Результативность
  • Заключение
  • Список используемой литературы

3

4

12

13

14

Актуальность опыта

Воспитание человека как носителя экологической культуры – вызов современного общества. Дошкольное детство, по мнению педагогов и психологов, является тем возрастным периодом, в котором активно формируются основы мировоззрения и эмоциональная сфера ребенка, происходит его интенсивное социальное развитие. Поэтому дошкольный возраст – благодатная пора для формирования экологических представлений о мире, умений взаимодействовать с объектами природы.

Считаю, что проблема экологического воспитания детей особенно актуальна в настоящее время из-за подмены живого общения с природой зависимостью от компьютера и телевидения. Недостаточная экологическая культура родителей, игнорирование многими из них необходимости общения с природой лишь увеличивают количество воспитанников с низким уровнем экологических представлений и умений.

В своей педагогической практике я столкнулась с тем, что, несмотря на существующий интерес к природе, дети почти ничего не знают о животных и растениях ближайшего окружения, с трудом устанавливают причинно – следственные связи между объектами и явлениями природно – предметного мира. Поэтому важным направлением работы считаю повышение эффективности занятий по формированию экологических представлений у детей дошкольного возраста.

Для решения данной задачи применяю наглядные, словесные и практические методы.

Одним из ведущих методов экологического воспитания считаю игру. Применяя дидактические игры, я заметила, что дети достаточно легко отвлекаются, переключают свое внимание на посторонние предметы, то есть происходит быстрое разрушение занимательности дидактической игры под натиском учебных задач; она становится лишь средством повторения и закрепления знаний. Включение же элементов сюжетно – ролевой игры в процесс формирования представлений о природе создает благоприятный эмоциональный фон, который обеспечивает экологически ориентированное развитие личности.

Совместное исследование С.Н. Николаевой и Н.А. Комаровой показало, что оптимальной формой привнесения сюжетно-ролевой игры в процесс ознакомления дошкольников с природой являются игровые обучающие ситуации (в дальнейшем именуемые ИОС).

Я определила ведущую идею опыта своей работы:

применение ИОС повышает эффективность занятий по формированию экологических представлений у детей дошкольного возраста.

Цель опыта: оптимизировать процесс формирования экологических представлений у дошкольников посредством применения игровых обучающих ситуаций.

Задачи:

- проанализировать научно – методическую литературу по проблеме формирования экологических представлений у детей;

- обеспечить оптимальные условия для формирования у детей экологических представлений через структуризацию и обновление предметно-пространственной среды в группе;

- применить на практике комплекс ИОС;

- привлечь внимание родителей и педагогов к формированию экологических представлений детей.

Продолжительность работы над опытом – 2 года.

Описание технологии опыта

На начальном этапе работы мною была изучена научно – методическая литература по вопросам экологического воспитания детей дошкольного возраста, определены условия и эффективные приёмы формирования экологических представлений, разработаны ИОС согласно темам занятий по ознакомлению с окружающим миром.

Считаю, что важным элементом процесса формирования экологических представлений у детей является развивающая предметно-пространственная среда. В группе создана модель экологической предметно-развивающей среды, включающая в себя следующие компоненты:

- уголок природы, в котором воспитанники учатся ухаживать за растениями, работать с календарём природы; у детей формируются представления о закономерностях роста растений и жизни животных, такие личностные качества, как терпение и трудолюбие;

- центр экспериментирования, в котором собраны коллекции природного материала, специальное оборудование (мерные стаканчики, лупы, песочные часы и т.д.), во время игр и опытов с которыми формируются исследовательские умения, наблюдательность, интерес к окружающим предметам и явлениям;

- информационный центр, содержащий наглядные графические модели, глобус, карты, атласы, образно-символические материалы (картинки-символы, например, «Как вести себя в природе», мнемокартинки, детские энциклопедии, гербарии, информационно-иллюстративный материал). Использование наглядных моделей, образов дает более реальное представление об окружающем мире, закономерностях роста, развития живых существ, сезонных изменений в природе;

- центр сюжетно-ролевой и дидактической игры. В нем я собрала атрибуты для сюжетно-ролевых игр, в том числе и игрушки – аналоги, и атрибуты для игр – путешествий (фотоаппараты, очки, телефоны, бинокли и т.д.). Игра выступает и как средство моделирования окружающего мира, и как средство создания положительного эмоционального фона познавательной деятельности;

- театральный уголок с куклами – героями детских произведений, сказок, которые «приходят» на занятия, знакомят детей с объектами природы;

- уголок книги и художественно-эстетического развития, в котором дети могут познакомиться, например, с литературными героями, участвующими в ИОС, «напечатать» свои «фотографии», т.е. нарисовать впечатления, полученные в игре-путешествии по зимнему лесу или во время игры - экскурсии в зоопарк.

По мере разработки и применения ИОС предметно - пространственная среда трансформировалась, так как без необходимых игрушек и атрибутов, специально организованного пространства реализовать ИОС невозможно.

С.Н. Николаевой и И.А Комаровой предложены три вида ИОС:

- ИОС с применением игрушек - аналогов;

- ИОС с использованием кукол, изображающих персонажей литературных произведений;

- ИОС типа путешествий.

Построение ИОС с игрушками - аналогами сводилось к сопоставлению живого объекта с игрушечным по различным признакам: внешнему облику, условиям жизни, способу функционирования (поведения), способу взаимодействия ребёнка с ним. Игрушка использовалась параллельно с живым объектом (например, сухопутная черепаха – живая и пластмассовая игрушка или рыбки живые в аквариуме и рыбки – игрушки). Но игрушка не подменяла животное, а наравне с ним фокусировала на себе внимание, являлась содержательным элементом обучения, обследуя который, ребёнок определял отличительные признаки живых существ.

Так, чтобы сформировать у детей представление об основных частях тела рыбы, я провела ИОС «Рыбки живые и игрушечные». После рассматривания живой рыбки в аквариуме, детям была предложена для обследования рыбка-игрушка. Вместе со мной они находили признаки сходства и различия.

Для детей старшего возраста ИОС была усложнена, она предполагала выявление главных различий: живые рыбки живут в воде, самостоятельно плавают и едят корм; игрушечные рыбки - неживые, они стоят на полке, самостоятельно плавать не могут. На занятии мы с детьми определили различные способы взаимодействия с живыми и игрушечными рыбками: игрушечных можно брать в руки, играть с ними (кормить понарошку, укладывать спать, за них разговаривать). Живых же рыб вынимать из воды нельзя - они погибнут, их надо кормить, чистить аквариум, за ними можно наблюдать.

ИОС «Рыбы живые и заводные. Сравнение» способствовала формированию у детей представлений об общевитальных признаках живых организмов (движение, питание, рост), научила правильно взаимодействовать с живыми объектами (рыбками).

С помощью игрушек-аналогов на занятиях, во время наблюдений, на прогулках мы познакомились с домашними и дикими животными, растениями. Эмоциональный отклик у детей вызвала и ИОС «Ели живые и искусственные», которая проводилась в предновогоднее время. Дети сравнивали искусственную ёлку и живую ель, растущую на территории детского сада. В этой ИОС дети смогли увидеть не только различия между искусственной и живой елью, но и полюбоваться красотой живого растения, у них появилось желание бережно относиться к деревьям и растениям ближайшего окружения.

Использование игрушек-аналогов было в одних случаях более успешным, а в других - менее. Дети с удовольствием держали в руках игрушечную рыбку, птичку, зайчика, так как не могли взять в руки живых животных. И наоборот, игрушка-аналог была мало интересна, если у детей была возможность пообщаться с живым щенком, который лает, бегает, которого можно погладить, взять за лапку. На таких занятиях я обращалась к опыту детей, у которых есть домашние животные. Кроме того, на помощь пришли информационно-компьютерные технологии: дети с удовольствием смотрели видеофрагменты о животных или растениях.

Так, в младшей группе мы с детьми сначала рассмотрели игрушку-котенка, а потом на экране - живую кошку. Дети, у которых есть кошка дома, рассказали какая гладкая и мягкая шёрстка у нее, как приятно гладить кошку, играть с ней, слушать, как она мурлычет.

Кроме видеосюжетов я использовала сопоставление игрушки-аналога с изображением на картинах. Например, дети по сюжетным картинам рассказывали игрушечному зайчику о жизни зайцев в лесу, а я дополняла их рассказы новыми сведениями.

Сопоставление животных с игрушками-аналогами и одновременное обыгрывание последних помогло мне сформировать у детей первые представления о животных и заложить основы правильного обращения с ними.

Интересен и второй тип ИОС, связанный с использованием кукол, изображающих персонажей литературных произведений или героев мультфильмов, знакомых детям. ИОС проектировались на основе литературного амплуа героев (осведомленность Чиполино, доктора Айболита и наивность Незнайки, Тимошки т.д.). Куклы воспринимались детьми очень эмоционально, сразу концентрировали на себе внимание, будоражили воображение, становясь объектом для подражания.

Для своих занятий я выбрала куклу Тимошку неслучайно. Детям понравился забавный, веселый хвастунишка из мультфильма, который не может ответить на самые простые вопросы, строит нелепые предположения. С его появлением дети поменяли позицию в обучении: из обучаемых превратились в обучающих. Они не обращали внимания на то, что за Тимошку говорю я. Находясь во власти игровой ситуации, уверенно, не стесняясь, высказывались, дополняли мой рассказ, объясняли Тимошке изучаемый материал. После занятий с большим интересом рассказывали родителям о том, чему они сегодня научили Тимошку. Например, вместе с ним мы посеяли и вырастили овёс для птиц, выяснили, какие условия необходимы для роста растений, очень переживали из-за того, что в его горшочке зелень не появилась, определили причины его неудач.

Тимошка - кукла би-ба-бо, с которой мне было удобно совершать различные действия: поливать растения, сажать семена, рыхлить землю. В роли Тимошки я вступала в контакт с детьми - разговаривала, гладила по голове, здоровалась за руку, управляла их деятельностью.

Доктор Айболит помогал нам ухаживать за растениями и живыми обитателями уголка природы. Он учил нас правильно осматривать «пациентов», то есть растения и животных уголка природы, ставил им диагнозы, называл признаки и причины заболеваний, выписывал рецепты с рекомендациями (обрезать вытянувшиеся стебли, пересадить цветок в другой горшочек и т.д.). Наш Айболит приезжал на машине скорой помощи – большом пластмассовом грузовике с зеленым крестом, символизирующим помощь природе. Айболит привозил предметы, необходимые для «лечения» пациентов: мешочек с чернозёмом, золой, новый опрыскиватель для растений, пузырёк с подсолнечным маслом для смазывания панциря сухопутной черепахи. На этом грузовике увозил больные растения в свою зеленую лечебницу. В чемоданчике Айболита всегда были чистые бланки для рецептов, палочка для рыхления почвы, водный термометр, пластмассовые ножницы. Благодаря помощи Доктора Айболита обитатели нашего уголка природы всегда здоровы, а дети научились наблюдать и ухаживать за растениями и животными.

Героями ИОС стали Колобок, Вини - Пух, Дюймовочка, Красная Шапочка.

Вместе с Вини – Пухом мы побывали на лугу, полюбовались цветами, понаблюдали за насекомыми, познакомились с растениями - медоносами. Сопровождая укатившегося в лес Колобка, воспитанники средней группы получили первоначальные представления об особенностях жизни в лесу волка, лисы, медведя. Путешествуя с Дюймовочкой, больше узнали о мире насекомых. Красная шапочка, которая умеет ухаживать за больной бабушкой, помогла ребятам сформировать и закрепить представления об организме человека, рассказала о правилах закаливания и витаминах.

Использование литературно-сказочных персонажей придало эмоциональную окраску процессу формирования экологических представлений у детей, помогло организовать трудовую деятельность в уголке природы, повысило интерес к природе.

Детям очень понравился третий тип ИОС - игры - путешествия. Сюжет игры – путешествия предполагает прямую передачу новых знаний. Распределив роли, мы совершали определённые действия (водитель управлял транспортом, пассажиры сидели в транспорте, выходили и заходили на остановках, брали билеты), соблюдали ролевые отношения (мамы разговаривали с дочками, с другими пассажирами, водитель объявлял остановки, просил покупать билеты, предупреждал об опасности и т.д.) Я обращала внимание на новые впечатления, получаемые «путешественниками» во время поездки, знакомила детей с флорой и фауной природных сообществ и природных зон. В роли путешественников, экскурсантов дети узнали природе пустыни, Антарктиды, животных зоопарка, подводном мире морей и океанов. Они слушали мой рассказ, делали «фотоснимки».

ИОС этого типа невозможно было организовать без соответствующей атрибутики: самодельных фотоаппаратов, подзорных труб и биноклей. Получая такой атрибут, дети активнее входили в роль, совершали больше игровых действий. «Оптические приборы», ограничивая объективом пространство обзора, создавали хорошие визуальные условия для наблюдения. Кроме того, «фотографирование» предполагало изготовление «фотографий» - дети делали зарисовки на основе своих впечатлений.

Для подготовки ИОС я использовала мебель группы: стульями огороженное пространство - это клетки для животных в зоопарке; опрокинутые набок детские столы, покрытые белой тканью - льдины, а пестро-коричневой тканью - тундра, в которой пасутся северные олени, или скала с множеством северных птиц (картинок). Свет от настольной лампы - это яркое солнце в полярный день.

Предложенные на занятиях ИОС дети часто продолжали в нерегламентированной деятельности самостоятельно, с моей помощью развивали сюжет, закрепляли полученные на занятии представления о природе. Я мотивировала детей на продолжение игры дома с родителями, братьями и сёстрами.

Участие семьи в образовательном процессе считаю важным аспектом формирования экологических представлений у дошкольников. Наши воспитанники объединяют вокруг себя родителей, родственников, воспитателей, экологическая культура которых может совершенствоваться вместе с развитием экологической культуры детей. С другой стороны, именно родители могут дать детям наглядный начальный опыт взаимодействия с природой, приобщить к активной деятельности, показать пример бережного отношения к растениям и животным. Чтобы этот опыт был положительным, я как воспитатель создала условия для повышения экологической грамотности родителей и укрепления связи воспитатель-ребенок - родители.

В начале учебного года на родительском собрании я рассказала родителям о задачах учебной программы дошкольного образования по экологическому воспитанию, провела анкетирование в целях выявления отношения родителей к вопросам экологического образования дошкольников и его осуществления в семье.

Вместе с родителями мы сделали вывод о том, что экологическая культура детей зависит от наличия у них представлений о природе, интереса к познанию окружающего мира, умения видеть в привычном - необычное, эмоционального отклика, ответственного отношения к окружающей среде. Без поддержки семьи воспитатель не сможет решить эти задачи.

Я использовала разные формы и методы работы с родителями. Например, предложила им серию наблюдений в природе и специальных заданий: прислушаться к голосам птиц, полюбоваться красками заката, понаблюдать за насекомыми; сделать семейные фотографии во время отдыха в деревне, в лесу, в парке; принять участие в конкурсе поделок из природного материала; поучаствовать в пополнении уголка природы в группе.

Сначала взрослые не очень охотно откликались на мои предложения, но желание детей поучаствовать с мамой и папой в мероприятиях пересилило инертность родителей. Они стали участвовать в предложенных учреждением мероприятиях, задавать вопросы по экологическому воспитанию. Мною были разработаны материалы в родительские уголки с информацией о правилах поведения в природе, с рассказами об объектах и явлениях природы, интересующих детей.

Во время индивидуальных консультаций я беседовала с родителями, дети которых проявляли равнодушие или жестокость по отношению к животным или растениям.

Чтобы преодолеть равнодушие Влада, предложила маме вырастить вместе с сыном комнатное растение, зарисовать этапы его роста, подарить это растение другу, бабушке или украсить комнату. Влад с гордостью принес свою фиалку в группу, рассказал, как он ухаживал за цветком.

На консультации «Играя, сбережем природу» я рассказала об ИОС, которые можно придумывать не только на занятиях, но и дома. Назвала произведения детских авторов о животных, показала, как можно манипулировать игрушкой. Так в нескольких семьях появился свой литературный персонаж, которого дети стали учить ухаживать за растениями, домашними животными.

Сотрудничество с семьями детей обеспечило единство и непрерывность экологического воспитания.

Результативность

Анализ работы на заключительном этапе показал, что применение ИОС на занятиях по ознакомлению с окружающим миром оптимизирует процесс формирования экологических представлений у дошкольников. У всех детей сформированы представления о живой и неживой природе в соответствии с требованиями учебной программы дошкольного образования в образовательной области «Ребёнок и природа».

Дети узнают и называют представителей животного мира и разделяют их по видам, могут аргументировать свой выбор, соотносить представителей животного мира со средой обитания, называть их характерные признаки. Знают, как надо ухаживать за домашними животными и обитателями живого уголка природы. Умеют классифицировать растения по видам, выделяя их характерные признаки. Называют условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений, знают, как правильно ухаживать за ними. Воспитанники называют отличительные характеристики объектов неживой природы, времён года. Понимают взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц, растений, называют животных и растения, занесённые в Красную книгу Республики Беларусь. Наблюдения за детьми, беседы свидетельствуют о том, что у них сформировано понимание необходимости бережного отношения к природе.

Заключение

Ребенок с радостью познает и исследует то, что для него представляет интерес, то есть отношение к информации, которую он получает от взрослого первично, а сама информация – вторична. При использовании ИОС на занятиях у детей появляются положительные эмоции – от самой игры и от того, что с ними, играет взрослый. Такая ситуация является хорошим психологическим условием для формирования прочных представлений об окружающем мире, для выработки умственных и практических навыков [6].

Желание детей развивать игровые сюжеты после занятий в нерегламентированной деятельности и дома означает, что полученные представления оказались яркими, запомнились, вызвали эмоциональный отклик, преобразовались в отношение, которое и спровоцировало продолжение игры и будет перенесено ребёнком в реальную ситуацию.

Таким образом, на основе представлений об окружающем мире, которые дети получают через проведение ИОС и чередование их с другими видами деятельности, могут быть заложены первоначальные формы осознанно правильного отношения к объектам и явлениям природы и экологически целесообразного поведения.

Практическая значимость моего опыта заключается в том, что проанализировано содержание экологического воспитания детей дошкольного возраста, определены условия повышения качества процесса формирования экологических представлений у детей, описаны методика проведения ИОС различных типов и формы работы с родителями по данному направлению. Предложенные мною ИОС не требуют создания особых условий и могут быть использованы в практике воспитателей дошкольных учреждений.

Список используемой литературы

  • Николаева, С.Н. Как приобщить ребенка к природе. Методический материал для работы с родителями в дошкольных учреждениях/ С.Н. Николаева.- М.: Новая школа, 1993. – 64с.
  • Николаева, С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа/ С.Н. Николаева, И.А. Комарова. – М: ГномиД, 2008. – 136с.
  • Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/ С.Н. Николаева. – 3-е изд., перераб. – М.: Академия, 2005. – 225с.

Наши новости:

Разместить свою публикацию