Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96472

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 26.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Конспект по формированию элементарных математических представлений с использованием дидактической игры

Дата публикации:

Автор:
Воспитатель, МБДОУ "Центр развития ребёнка - детский сад №26", г. Гатчина, Ленинградская область

Цель: Учить детей запоминать геометрические фигуры, обучать группировке предметов по цвету, соотнесению предметов по форме методом наложения.

Задачи: Образовательные: • закреплять представление о геометрических фигурах, умение распознавать их, сравнивать по форме, цвету, размеру, • продолжать упражнять детей в ориентировке на плоскости и названии цветов на платочках и геометрических фигурах. Развивающие: • развивать внимание, • логическое мышление, • память, • мелкую моторику рук, • развивать мышление, интерес к игре Воспитательные: • воспитывать самостоятельность, творческую активность, чувство товарищества.

В работе дошкольных учреждений большое место занимают дидактические игры. Они используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Дидактическая игра может служить составной частью занятия. Она помогает усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности.

Дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Использование дидактической игры как метода обучения повышает интерес к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. Особенно эффективны эти игры на занятиях по формированию элементарных математических представлений. В среднем дошкольном возрасте увеличивается запас слов, развивается мышление: начинают группировать предметы по материалу, качеству и назначению, в окружающей обстановке находят качества знакомых геометрических фигур. Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

Дидакти́ческие и́гры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения

Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трёх основных направлениях:

  • подготовка к проведению
  • её проведение
  • анализ.

В подготовку к проведению дидактической игры входят:

  • отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь) и др.;
  • установление соответствия определённой возрастной группы;
  • определение наиболее удобного времени проведения дид. игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время);
  • определение кол-ва играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально); играла вся группа.
  • подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры
  • подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, своё место в игре, методы руководства игрой;
  • подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

Планируя дидактические игры, педагогам необходимо заботиться об усложнения игр, расширения их вариативности (возможно придумывание более сложных правил).( вариант «Дорожка для Матрёшки)

Проведение дидактических игр включает:

  • ознакомление детей с содержанием игры, с дид-им материалом, который будет использован в игре (показ матрёшки и геометрических фигур)
  • объяснение хода и правил игры.
  • определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих(советом, вопросом,
  • подведение итогов игры — это ответственный момент в руководстве ею, т.к. по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности

Педагогическая ценность дидактической игры:

В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности.

Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятий, формированию представлений, усвоению знаний Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль.

Необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка, служила формированию его способностей.

Дидактическая игра содействует решению задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности. Воспитатель ставит детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать своё поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным.

Дидактическая игра имеет свою структуру:
1. Обучающая задача – основной элемент дидактической игры, которому подчинены все остальные.

2. Игровые действия – это способы проявления активности ребёнка в игровых целях
3. Правила – обеспечивают реализацию игрового содержания

конспект проведения дидактической игры в средней группе

Тема: «Матрешки в гостях у ребят»

Задачи:

Образовательные:

закреплять представление о геометрических фигурах, умение распознавать их, сравнивать по форме, цвету, размеру,

продолжать упражнять детей в ориентировке на плоскости

и названии цветов на платочках и геометрических фигурах.

Развивающие:

развивать внимание,

логическое мышление,

  • память,
  • мелкую моторику рук,
  • развивать мышление, интерес к игре

Воспитательные:

воспитывать самостоятельность, творческую активность, чувство товарищества.

Оборудование:

демонстрационный материал: «Матрёшки», ;

раздаточный материал: геометрические фигуры, матрёшки.;

Ход НОД:

1)Организационный момент

Приветствие:

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг,

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

2)Вводная часть

Мотивационно – побудительный этап.

- Ребята, я обнаружила у нас в группе посылку. Давайте посмотрим, что же в ней. (Загадка.)

Сейчас я загадаю ее вам, а вы слушайте внимательно и постарайтесь отгадать:

Деревянные подружки

Любят прятаться друг в дружке,

Носят яркие одёжки,

Называются- (матрёшки).

3)Основная часть:

Организационно-поисковый этап.

Игровое упражнение: Количество и счет.

- Матрёшка – одна из самых любимых русских игрушек. Сделана она из дерева и раскрашена веселыми красками.

- А вы хотите поиграть с матрёшкой?

- Как вы думаете, матрёшка пришла одна к нам в гости?

- А почему вы так думаете?

- Правильно. Матрешек всегда много, и они спрятаны друг в друга. Давайте проверим. Вот они.

- Давайте познакомимся с подружками. (Один из детей выставляет 5 матрешек) Дети их пересчитывают.

Давайте отдохнём:

Физминутка «Матрешки»

Мы, матрешки, вот такие крошки.
(Руки на поясе, дети выполняют приседания с поворотами вправо и влево)

Посмотрите, вот у нас красные сапожки.
(Руки на поясе, движение «ковырялочка», завершаемое тремя притопами)

Мы, матрешки, вот такие крошки
(Руки на поясе, приседания с поворотами вправо и влево)

Посмотрите, вот у нас розовые щечки
(Растирание руками щек)

Мы, матрешки, вот такие крошки
(Руки на поясе, приседания с поворотами вправо и влево)

Посмотрите, вот у нас яркие платочки.
(Повороты головы вправо-влево, взявшись за «кончики платочков»)

Цель следующего упражнения : упражнять в названии цветов, развивать внимание, память.

-Ребята, у нас среди девочек тоже есть матрёшки ( Выходят четыре девочки: Катя, Наташа, Даша, Оля. Дети повязывают платочки : красный, желтый, зеленый, синий и становятся в ряд-это матрешки)

-У Кати какой платочек? У Наташи? У Даши? А у Оли?

-Запомнили ребята.( Теперь девочки выходят за дверь и 2 перевязывают платочки, возвращаются обратно под песню « Мы милашки, куклы- неваляшки!»)( играют 2 раза)

-Что изменилось?

-Молодцы , вы были очень внимательны.

-Ребята, а матрешки пришли к нам не с пустыми руками. Посмотрите, какой красивый сундучок они принесли: деревянный, расписной. Давайте заглянем в него и узнаем, что там. Да это же геометрические фигурки. В них тоже можно поиграть.

дидактическая игра «Наряди матрёшку»

« Сегодня у Куклы Кати день рождения , но день рождение у неё необычное - геометрическое , и она пригласила к себе своих подружек –матрёшек.

-Ребята, а в какой одежде ходят на день рождения?

-Давайте нарядим наших матрёшек.

Цель:

  • Учить детей запоминать геометрические фигуры.
  • Обучать группировке предметов по цвету, соотнесению предметов по форме методом наложения.
  • Совершенствовать тактильные ощущения.
  • Развивать мелкую моторику рук.
  • Учить детей фиксировать внимание на цветовых свойствах предметов.

Материал: 4 матрёшки с разными платочками : красным, синим, жёлтым и зелёным , с геометрическими рисунками-схемами, геометрические формы, «дорожки».

-Ребята, у наших матрёшек тоже платочки ?

Какого они цвета?

- Какие геометрические фигуры вы видите?

- Почему треугольник так назвали?

-В какой фигуре есть углы, но они прямые?

-Ребята, а какая фигура не похожа на остальные? Почему?

-Возьмите матрёшку. Давайте украсим сарафан матрёшки.

Ребёнок берёт матрёшку и методом наложения выкладывают геометрические фигуры по контуру. Игра считается законченной, если все контуры будут закрыты геометрическими фигурами нужного цвета.

Это 2 вариант этой игры « Найди матрёшке её дорожку».

Молодцы, ребята!

-А теперь давайте отправим матрёшку по волшебной дорожке- треугольной.

-Внимательно посмотрите на платочек своей матрёшки. И возьмите ту дорожку, которая будет начинаться с такого же цвета.

(Когда ребёнок украсил свою матрёшку .Ему нужно найти «дорожку» с красной геометрической фигурой и выложить на ней все треугольники ). Игра считается законченной, если матрёшки будут стоять на дорожках)

- Молодцы, ребята!

4)Заключительная часть.

Рефлексивно – корригирующий этап.

-Кто к нам сегодня в гости приходил?

-Какие геометрические фигуры мы использовали для нарядов?

-Я вам сейчас раздам маленькие матрёшки, но на них чего-то не хватает?

-Если вам понравилась наша игра, нарисуйте радостное лицо своей матрёшке?Если не понравилось – грустное.

Матрёшки в гости к нам пришли,
И в подарок принесли

Необычные печенья-
Для весёлой детворы.

Матрешки приготовили для нас еще один подарок. ( Воспитатель раздаёт печенье разных геометрических фигур)

ВЫВОД:

Основной задачей обучения детей дошкольного возраста является формирование системы знаний о геометрических фигурах . Закрепление представлений детей о знакомых им геометрических фигурах рекомендуется осуществлять в дидактических играх .В дидактической игре ребенок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения.Содержание игры способствует проявлению и становлению интереса к познанию, выявлению закономерностей, связей и зависимостей предметов .

Выполнение дидактической игры вызывает у детей живой естественный интерес, способствует развитию самостоятельности мышления, а главное - освоению способов познания.

Эта дидактическая игра способствует запоминанию отличительных свойств геометрических фигур. Даны модели геометрических фигур. Ребенок обследует их, ощупывает и называет фигуру. Умение различать, сравнивать фигуры совершенствуется в этом возрасте через овладение обследованием их контура. В упражнениях дети овладевают соответствующими движениями кончиками пальцев руки по контуру плоской фигуры, поверхности объемной. Постепенно начинают выделять основные структурные элементы, сначала — стороны, затем — углы. В этой дидактической игре предлагаются задания на дифференциацию признаков цвета и формы геометрических фигур Дети соотносят цветное и контурное изображение фигур, подбирают соответствующие формы. Эта игровая форма направлена на сенсорное восприятие детьми формы посредством тактильного восприятия ребенком фигуры.

Основным результатом данной дидактической игры выступает то, что в процессе игры ребенок различает и называет круг, прямоугольник, треугольник, знает их характерные отличия, определяет цвет фигуры.

Наши новости:

Разместить свою публикацию