Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №59 «Росинка» г.Пенза
Конспект совместной деятельности педагога с детьми подготовительной к школе группы на тему :
«Крещение»
Образовательная область «Познание»
Разработал воспитатель Шишова Н.Н.
Предварительная работа:
- Продуктивная деятельность детей по мотивам народных промыслов: рисование «Золотая Хохлома», «Незабудковая гжель», «Городецкая пралочка», «Жостовские подносы» лепка «Дымковская лошадка», «Абашевская игрушка» аппликация «Необычные салфетки»;
- Познавательная деятельность на темы: «Промыслы Киевской Руси» и «Народные праздники на Руси»
- чтение художественной литературы: «Берёзовая карусель» (русские народные игры и хороводы), «Раз, два, три, четыре, пять, мы идём с тобой играть» (русский детский игровой фольклор), «Чудесный коробок» (русские народные игры, песни, загадки, сказки), журнал «Клёпа»; книга о народных промыслах России; «Вьётся, вьётся хоровод» (русские народные заклички, приговорки, календарные песни); рассматривание фотографий из книги «Народный костюм Пензенской губернии конца ХIХ начала ХХ века.
Интеграция образовательных областей:
- «Познание»
- «Социализация»
- «Коммуникация»
- «Музыка»
Задачи:
- Продолжать приобщать детей к русской традиционной культуре, расширяя представления детей о событиях и главных особенностях праздника «Крещение»- «Познание», «Социализация»
- Совершенствовать умение детей в планировании своей деятельности и умении доводить начатое дело до конца- «Познание»
- Побуждать детей к самостоятельному разыгрыванию сцен «колядок» и «гадания», используя доступные речевые и неречевые средства – «коммуникация», «Музыка»
Формы и методы работы с детьми:
Форма организации – фронтальная;
Методы : словесные (беседа, напоминание, чтение произведения художественной литературы)
наглядные (показ)
практические (создание проблемных ситуаций)
Материалы и оборудование:
Оборудование: декорация русской избы, магнитофон, записи фонограмм (минусовая для исполнения песен и проведения гадания, танцев)
Материалы:
- элементы русских костюмов: платки, рубашки-косоворотки;
- звезда, вертеп, месяц;
- маски и полумаски: коза, медведь, Баба яга;
- три стакана: с пшеном, с конфетой, пустой;
- 2 тканевые салфетки;
- миска;
- украшения: кольца, бусы, броши, заколки;
- свеча;
- обруч с прикреплёнными лентами.
«Мотивация»
В группу входит воспитатель в русском народном костюме в руках не зажженная свеча и читает стихотворение В.Жуковского:
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.
Воспитатель беседует с детьми о целесообразности своего внешнего вида и уместности прочтённого стихотворения. В процессе беседы, подводя к теме народных январских праздников на Руси (Рождество, святки, Крещение). Во время беседы воспитатель побуждает детей к самостоятельному обыгрыванию детьми сцен святочных колядок и гаданий.
Дети делятся на две подгруппы: 1 подгруппа- те кто будут гадать, 2- те, кто будет колядовать. Дети расходятся по своим рабочим местам. Каждая подгруппа разрабатывает свой сценарий и подбирает необходимые атрибуты для него.
Примерный сценарий колядок:
Дети, которые колядуют, идут к детям, которые гадают.
Дети: (берут атрибуты обряда – звезду, месяц, вертеп)
Звезда – моя!
А мой – месяц!
Вертеп – Полинке,
А Коза – Агрипинке!
Коза:По деревне всей пройдём, коляду – авсень споём!
(С пением колядки дети идут по кругу и встают в полукруг)
Дети: (кланяются гостям)
Чтоб хозяину жилось – богателося,
Чтоб хозяюшка была как лебёдушка бела!
Чтобы деточки в дому, словно пчёлочки в меду!
Мы пришли Христа прославить,
Всех вас с праздником поздравить!
Воспитатель:В старину на Руси был такой обряд. Назывался…
Все: Коляда!
Воспитатель:С Рождества до Крещения ряженные ходили по дворам с козой…
Коза: (стучит копытцем). Ме-е-е!
Воспитатель.: С Медведем…
Медведь: (мотает головой) Р-р-р!
Воспитатель.: Со звездой, месяцем и вертепом. Пели, подарки просили, хозяев поздравляли, здоровья им желали.
Девочка: С праздником, господа!
(с озорством) а кричать ли6 «Коляда»?
Вед.: Кричать!
Все поют «коляда – маляда». Дети идут по кругу. В центре круга противоходом идут Мдведь, Коза и Баба яга, изображая шествие ряженых.
Мальчик: Долго мы колядовали – даже ноженьки устали.
Всю деревню обходили – про Федотью – то забыли!
Девочка: (обращается к подружке, показывая избу)
А вот и дом Федотьи – Поль, стучи в окно тихонько.
Полина (одна из девочек) стучит в окно избы.
Девочка: Здоровья тому, кто в этом дому!
Кто даст пирога, тому двор живота!
Мальчик: Что, Федотья, наварила, что, родима напекла?
Выноси-ка поскорей – не морозь-ка ты детей.
Девочка: (выставляет ногу вперёд на пятку).
У вас чёботы худые.
Все: (жалобно)
У нас ножки – ти зябнут.
Мальчик: (показывая руки в рукавицах)
У нас рукавички дырявы…
Все: (жалобно). У нас ручки- ти зябнут
Девочка: (взявшись за кончик платка)
У нас платочки то-о-неньки,
Все: (жалобно) у нас ушки – ти зябнут.
Мальчик: (ударяя себя в грудь) И тулуп – то короток…
Все: (обнимая себя двумя руками «ёжась от холода»)
Колядовщик передрог!
Медведь: Зимой шубка не шутка, зимой тулуп всякому люб (хвалится своей шубкой, вразвалку гордо прохаживается перед детьми)!
Федотья: Давайте погреемся – в игру весёлую поиграем!
А кто водит – посчитаем!
Дети встают в тесный кружок и выбирают водящего считалкой
воспитатель: Зимний вечер тёмен, долог – насчитаю сорок ёлок.
Скину шубу на снежок – все пожалуйте в кружок!
Ну, а тот, кто водит, первым пусть выходит!
Проводится народная игра: «Карусели»
Девочка: (настойчиво, глядя на Федотьино добро)
Мы и пели, и играли под твоим окошком!
Ты Федотья, что ль, глухая? Вынеси лепёшку!
Федотья: (с укоризной). Сначала загадки отведайте, а потом лепёшкой обедайте!
Загадки:
- Без рук рисует, без зубов кусается. (Мороз)
- На всех садится, никого не боится. (Снег)
- Не бриллиант, а светится. (Лёд)
- Кто по снегу быстро мчится, провалится не боится. (Лыжник)
- В гору деревяшка, а с горы коняшка. (Сани)
- Рассыпала Лукерья серебряные перья.(Снег)
- Закружила, замела – стала улица бела. (Метель)
Федотья проводит аттракцион: «Найди пару»: на полу беспорядочно раскладываются варежки – по команде дети должны найти среди них две одинаковые. Кто останется с одной варежкой, выполняет задание тётки Федотьи: читает стихотворение, поёт или пляшет.
К Федотьи подходит Баба Яга с мешком, исполняя песню «Авсень – коляда»; выпрашивает угощения. Федотья приглашает детей, которые колядуют в «избу».
Дети , которые колядуют входят в «избу» детей, которые гадают.
Примерный сценарий гаданий:
Дети сидят за столом, на котором разложены атрибуты для гадания6 три стакана с пшеном, с конфетой и пустой, которые накрыты салфеткой. Детям , которые колядуют, предлагается узнать свою судьбу на следующий год.
В блюдо складывают: кольца, броши и другие украшения, накрывают салфеткой; предметы достают по одному, исполняется «подблюдная песня», которая предсказывает владельцам предметов будущее:
1. Кому вынется, тому сбудется,
Скоро сбудется – не минуется!
Щука шла из Новагорода,
Она хвост волокла из Бела озера,
Как на щуке чешуйка серебряная,
Что серебряная – позолоченная,
А головка у ней унизанная.
(Богатство)
2. Кому вынется, тому сбудется,
Скоро сбудется – не минуется!
На корыте сижу, я корысти жду.
Я ещё посижу, и ещё погляжу,
И я глядь – поглядь – корысть на дворе.
Корысть на дворе, сто рублей на столе.
(Исполнение желания)
3. Кому вынется, тому сбудется,
Скоро сбудется – не минуется!
По городу хожу, полотенца стелю,
Я ещё похожу, я ещё постелю!
И так продолжается гадание, пока последнюю вещь не достанут из миски.
Дети рассказывают и о других способах гадания:
- можно растопить воск в металлической ложке и вылить его в таз с холодной водой и по полученной фигуре каждый мог увидеть своё будущее;
- ещё жгли мятую бумагу в тарелке, потом подносили к стене и определяли будущее по очертаниям тени сгоревшей бумаги;
- бросали валенок через правое плечо, стоя спиной к воротам, и по направлению носка валенка узнавали в какую сторону засылать сватов или с какой стороны их ждать;
- так же можно написать желания на отдельных листочках бумаги, положить их под подушку, а утром вытащить первый попавшийся, именно это желание и исполнится.
Воспитатель предлагает получившиеся сценарии объединить и показать, как праздновали Святки и крещение на Руси старшим детям старших групп, дополнив их исполнением народного танца и исполнением в конце песни-прощания:
Счастья вам, гости дорогие,
Большого здоровья,
С Новым годом,
Со всем родом!