Управление общего образования администрации
Ртищевского муниципального района Саратовской области
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №12 «Звёздочка» г. Ртищево Саратовской области»
Утверждаю
Заведующий МДОУ «Детский сад №12
«Звёздочка» г. Ртищево Саратовской области
------------------------- С.В.Моргунова
Конспект НОД познание/Окружающий мир
для детей младшей группы на тему: «Осень».
Воспитатель: Потапова С.В.
г. Ртищево
2016 г.
Цель:- Познакомить детей с характерными признаками осени; учить устанавливать причинные связи. –Учить различать и называть цвета осени: красный, жёлтый, оранжевый, зелёный. –Развивать внимание, ловкость, моторику рук. –Обогащать словарный запас, учить говорить предложениями. –Приобщать к прекрасному(читать произведения об осени).
Задачи: -Вспомнить названия деревьев; закрепить знания детей об овощах и фруктах, об осеннем явлении природы листопаде; уточнить представления детей о подготовке животных и птиц осенью к зиме; расширить активный словарь детей (листопад, хвоя, ароматная, душистая); развивать умение координировать речь с движением, развивать чувство ритма; воспитывать бережное отношение к природе, способность любоваться её красотой.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций об осени, деревьев и кустарников на участке, наборов предметных и сюжетных картинок – «Птицы», «Насекомые», «Осень»; Д/и «1, 2, 3 – к дереву беги!»; Д/и «Какая птица улетела?»; Д/и «Узнай на вкус»; чтение и разучивание стихов об осени; загадывание загадок об осени, овощах, фруктах, птицах, животных.
Материалы: демонстрационный- изображение королей(жёлтого, зелёного, оранжевого, красного), осенние листья разного цвета и с разных деревьев; иллюстрации детей в разной одежде, набор предметных и сюжетных картинок- «Птицы», «Насекомые», «Осень»; иллюстрации деревьев в осеннем уборе.
Раздаточный- пособие по ознакомлением с окружающим миром для детей 3-4 лет, вырезанные из картона листья красные, жёлтые, оранжевые и зелёные; летние и осенние картинки (по количеству детей).
Актуальность занятия: Дети должны знать приметы осени, узнавать и называть деревья, определять с какого дерева листья и какого они цвета. Всё это необходимо знать, для того чтобы бережно относиться к живой природе, привить к ней любовь и бережное отношение. В дальнейшем эти знания помогут им в жизни чувствовать себя увереннее и накапливать знания о природе осенью, об изменениях в природе в различное время года.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что я нашла у нас в группе? Как вы, думаете, что это такое?
Дети: Мешочек.
Воспитатель: Да, вы правы, но это не простой мешочек, а волшебный. Давайте сыграем с вами в игру «Волшебный мешочек». Хорошо, а теперь давайте посмотрим, что спрятано в нём?
Воспитатель достаёт из мешочка по одному предмету и проговаривает вместе с детьми название данного предмета(Яблоки зелёного, красного и жёлтого цветов огурец, помидор; малину, клубнику, смородину, сливу, апельсин, мандарин, морковь). Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько много предметов оказалось в нашем волшебном мешочке. А пока мы с вами их доставали, к нам пришли гости, которых мы уже знаем. Это короли: зелёной, красной, жёлтой и оранжевой страны, я думаю, что они к нам пришли не просто так. Они ждут от нас предметы из мешочка, но вот беда кому какой предмет необходимо отдать. Дети, я предлагаю, подарить каждому королю предмет его цвета. Вы со мной согласны?
Дети: Да. Мы тоже считаем, что короли пришли к нам за предметами своего цвета.
Воспитатель: Ну, хорошо, так мы и сделаем. Давайте не будем заставлять королей ждать, ведь это очень не красиво, а скорее подарим им подарки. Ребята, посмотрите, наши гости очень довольны! Но и короли пришли не с пустыми руками, они принесли нам в подарок листья таких же цветов, как и их страна.
Воспитатель показывает детям по четыре листочка разного цвета(зелёного, красного, жёлтого и оранжевого).
Теперь, я думаю, что все остались довольны? А скажите мне, пожалуйста, почему вам подарили такие подарки? Когда бывают листья таких цветов?
Дети: Осенью листья становятся разноцветными.
Воспитатель: Правильно! Сегодня мы с вами поговорим о прекрасном времени года- осени. Подойдите ко мне и соберите разноцветные листочки в один большой букет. Эти листья короли собрали пока шли к нам в гости, чтобы вы создали красивый осенний букет.
Беседа с детьми по вопросам:
-Ребята, а вы, когда шли в детский сад, видели опавшую листву под ногами? -А вы их поднимали с земли? Исследовали, рассматривали? -Почему же они оказались на земле? -Осенью листья меняют свой цвет с зелёного на жёлтый, красный, оранжевый и падают. Кто из вас знает, как называется это природное явление? (Листопад)
Педагог работает с пособием: Образовательная система «Школа 2100» Комплексная программа «Детский сад 2100» (стр.14 задание №1)
Педагог предлагает вместе с детьми рассмотреть иллюстрацию и просит воспитанников провести пальцем по траектории дорожек, по которым будут падать, по их мнению, листья. Затем детей просят взять карандаши и провести след падения листьев.
После окончания выполнения задания воспитатель читает стихотворение М.Ивенсона «Листопад»:
Падают, падают листья- В нашем саду листопад… Жёлтые, красные листья По ветру вьются, летят…
-Ребята, а какая бывает погода осенью?(Хмурая, пасмурная, часто идёт дождь). –Да, вы правы. Осенью тучи закрывают небо, и идёт холодный дождь. –А ещё что бывает осенью?(Ветер). –Правильно. Осенью часто бывают ветра, которые и срывают литься с деревьев. А давайте с вами немного поиграем.
Физкультминутка(Ветер).
Ветер дует нам в лицо (Дети вытягивают руки верёд и вращают кистями по направлению к себе) Закачалось деревцо. (Наклоны в стороны с вытянутыми руками) Ветер тише, тише, тише (Медленно приседают, плавно опуская руки) Деревцо всё выше, выше. (Медленно выпрямляются, плавно поднимая руки вверх). –Ребята, а отличается ли чем-либо ветер, который дует летом, от осеннего ветра?
Дыхательная гимнастика. Воспитатель предлагает детям спеть песенку сильного ветра. Дети с силой выдувают воздух. –Вот ветер утих и начал стихать совсем. Дети дуют с меньшей силой. –Как называется слабый ветер?(Ветерок). Только что вы ветер слышали, а можно ли его почувствовать? Дети с разной силой, в зависимости от команды воспитателя «ветер» или «ветерок», дуют себе на руку. –Можно ли ветер увидеть? На столе лежат султанчики по количеству детей. Педагог берёт один и дует на него с разной силой и просит воспитанников по виду султанчика определить силу ветра. Затем этот эксперимент проводит каждый ребёнок.
Вернёмся к нашим пособиям: Образовательная система «Школа 2100» Комплексная программа «Детский сад 2100»(стр.14 задание №2).
Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинку. –Что нарисовано на картинке? -Сколько деревьев(облаков, солнышек) вы видите на картинке? Отвечая на вопрос, дети должны согласовывать числительное с существительным. –Какое у солнышка настроение? -Как вы думаете, дождик только начинается или уже заканчивается? -Какого цвета карандаши вам понадобятся, чтобы закончить картинку?
Выбрав карандаши необходимого цвета, дети сначала дорисовывают солнечные лучи и дождь, а потом раскрашивают листья. Педагог, проверив правильность выполнения задания, подводит итоги занятия.
Подведение итога занятия.
Прочтение воспитателем стихотворения В.Мирович «Все деревья облетели»:
Все деревья облетели, Зеленеют только ели, Днём и ночью дождик льёт, Грязь и лужи у ворот.
-Ребята, о каком времени года мы с вами говорили?(Об осени) -Как меняется природа осенью? -Что происходит осенью с животными и птицами? А давайте рассмотрим с вами картинку, которая нечаянно оказалась у нас с вами в группе. Будьте очень внимательны и попытайтесь составить небольшой рассказ по этой картине, обдумайте внимательно и расскажете нам описание картины, можете обсудить свой рассказ с друзьями или родителями.
Достигнутые результаты:
Рассказы детей по репродукции картины. Выбор самого удачного рассказа и его иллюстрирование(выставка рисунков на тему: «Осень у нас в гостях»).