Дик Лионела Георгиевна,
воспитатель
Муниципального бюджетного
дошкольного образовательного
учреждения Детский сад
общеразвивающего вида № 1
Администрации городского
округа – город Камышин.
Паспорт проекта.
«Поклонимся великим тем годам»
Родина… У каждого человека она своя, но для всех является путеводной звездой, которая на протяжении жизни человека определяет очень многое, если не сказать – все!
С ранних лет формируются первые представления об окружающем мире, и происходит это, прежде всего через ознакомление с традициями «своей» социокультурной среды – местными историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями региона.
Именно дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человек, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, та как именно на этой основе воспитывается патриотизм.
Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из многолетнего опыта работы педагогов в данном направлении , можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине, а это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.
Задача родителей и педагогов – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, к красоте родной природы, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу, чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.
Патриотическое воспитание – понятие емкое. Пристальное внимание воспитателей должно быть направлено на содержание детской деятельности.
Каждый вид деятельности создает благоприятные возможности для осуществления определенных задач воспитания: на занятиях решать задачи, связанные с умственным развитием ребенка, в игре- навыки коллективизма, в процессе трудовой деятельности – уважение к людям труда, трудолюбие и бережливость, организованность и чувство ответственности и долга. При правильном воспитании в дошкольном возрасте интенсивно развиваются ценностное восприятие окружающего мира, наглядно- образное мышление, творческое воображение, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям.
Таким образом, патриотическое воспитание детей дошкольного возраста – важная и приоритетная задача всестороннего и гармоничного развития личности ребенка. Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Для дошкольного периода характерны начальная обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Поэтому все, что усвоено в этот период – знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера – оказываются наиболее прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности ребенка.
У В.П. Астафьева есть замечательные слова: «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина - он ещё не сирота.
Патриотическое воспитание подразумевает и предполагает знакомство с самыми важными событиями в истории страны, событиями, которые в тяжелое время сплотили народ, показали его величие мощь и силу. Одним из таких самых значимых и масштабных событий в истории России 20 века., а также и в мировой истории стала Вторая мировая война. И как составляющая ее часть- Великая Отечественная война советского народа, который победил фашизм и освободил страны Европы от ужасов коричневой чумы.
Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа. День Победы близок и понятен детям дошкольного возраста, потому что реализует достаточно простую, ясную идею, известную им по сказкам, – идею противостояния добра и зла и финальной победы добра.
Знаменательно, что мы и наши дети проживаем на легендарной Сталинградской земле, известной всему цивилизованному миру, бои на которой стали переломными в борьбе и дальнейшей победе над фашизмом, и наш родной Камышин- прифронтовой город, город госпиталь ,город милосердия, непосредственный участник тех великих событий.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет); воспитатели, родители воспитанников.
Тип проекта: информационно – творческий
Продолжительность проекта: долгосрочный
Срок реализации: сентябрь – май
По количеству участников: групповой.
Актуальность.
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения приобретает все большую актуальность.
У нашей страны великое прошлое, которое нас учит, воспитывает, формирует чувство гордости. О далеком прошлом страны мы узнаем из литературных источников. Но живы свидетели событий 1941 – 1945 годов – событий Второй мировой войны, победителем в которой стала наша страна. Победа Россией завоевана непомерным подвигом народа. Война была страшной, кровопролитной, унесшей миллионы жизней. Подвиг народа был так велик, что война 1941 – 1945 годов названа Великой Отечественной. Каждый год страна празднует День Победы, каждый год на главной площади страны проводится парад войск России.
Именно события Великой Отечественной войны 1941-1945 годов являются ярким примером для воспитания патриотических чувств дошкольников.
Проблема.
Недостаточная информированность детей и их родителей о Великой Отечественной войне, родах войска, главных боевых сражениях; о вкладе камышан, отдавших свои жизни за Великую Победу.
Цель проекта:
Проект направлен на формирование чувства гордости за своих предков, воспитание уважительного отношения к истории родного края и героям Великой Отечественной войны героям – камышанам.
Задачи:
Для педагогов:
- Создать информационную базу.
- Создать условия для успешного ознакомления детей с событиями Великой Отечественной войны.
Для родителей:
- систематизировать и закрепить знания родителей непосредственно связанные с событиями Великой Отечественной войны.
Для детей:
● Прививать чувство сопричастности к важным событиям исторического прошлого России.
●Уточнять и расширять знания о памятниках, улицах родного города, связанных с военными событиями.
●Закрепить представления о празднике Дня Победы, героях Великой Отечественной войны.
● Развивать творческие способности.
● Воспитать уважение к защитникам Родины на основе ярких впечатлений о военных событиях, о подвигах героев камышан.
Ожидаемые результаты проекта.
Для детей:
●Сформированность знаний детей о событиях Великой Отечественной войны; о героях защитниках камышанах.
● Пополнение словарного запаса детей.
Для педагогов:
● Пополнение наглядного материала о Великой Отечественной войне.
● Пополнение предметно – пространственной образовательной среды в группах.
Для родителей:
● Информированность о событиях Великой Отечественной войны; о вкладе воинов – защитников – камышан великую Победу.
●Активизация родительской общественности во взаимодействии с ДОУ.
Ι этап – подготовительный.
- Определение вида проекта.
- Постановка проблемы, определение цели и задач деятельности.
- Изучение методической литературы по патриотическому воспитанию детей данного возраста.
- Изучение материалов об участниках Великой Отечественной войны камышанах в Камышинском историко-краеведческом музее.
- Подбор художественной, познавательной литературы для детей дошкольного возраста о Великой Отечественной войне.
- Подбор иллюстративного материала музыкального репертуара о Великой Отечественной войне.
- Оформление информационного стенда «Этих дней не смолкнет слава».
- Разработка перспективного плана проекта.
ΙΙ этап – основной.
Организация деятельности в рамках проекта.
Ожидаемые результаты проекта:
Для детей:
- Альбом «Сталинградская битва».
- Конкурс чтецов «Этих дней не смолкнет слава» (старший дошкольный возраст).
- Альбом «Мы помним! Мы гордимся!» (творческие работы по проекту).
- Альбом «Город помнит своих героев» (информация о земляках камышанах Героях Советского Союза, чьими именами названы улицы, площади и памятные места родного города).
- Экскурсии к памятникам: «Аллея героев», «Площадь Павших Борцов», «Алексей Петрович Маресьев».
- Центр книги. Пополнение произведениями о Великой Отечественной войне для детей дошкольного возраста.
- Праздник «Парад Победы».
Для педагогов:
- План работы по проекту.
- Конспекты образовательной деятельности с дошкольниками.
- Библиография по проекту.
- СД диски: музыкальные произведения, документальное видео о Великой Отечественной войне.
- Презентация проекта.
Для родителей:
- Информационный стенд в группе.
- Папки – ширмы в группе.
- Совместная творческая деятельность с детьми.
- Праздник «Парад Победы».
- Экскурсии к памятникам.
- Конкурс чтецов «Этих дней не смолкнет слава».
- Активизация родительской общественности во взаимодействии с ДОУ.
- Презентация проекта.
ΙΙΙ этап – презентация.
Презентация материалов проекта.
- Альбомы по материалам проекта:
- «Сталинградская битва»
- «Мы помним! Мы гордимся!»
- «Город помнит своих героев».
- Фотоальбом по проекту.
- Праздник «Парад Победы».
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.
- Антонов Ю. Е. Великой Победе посвящается. Праздники в детском саду – М: ТЦ Сфера,2010.-128с.
- Агашина М. К. мамаев Курган – Нижне - Волжское книжное издательство, 1982 – 127с.
- Антонов Е. Ю. Как научить детей любить Родину – М: АРКТИ, 2003. -167с.
- Атопов В. И. Волжская тверджыня. – М: «Планета», 1983.- 200с.
- Бондарь Г. М., Конивецкая Т. С., Назарова Л. А., Подхватилин В. С., Юргилевич Н. А.Город моего детства – Камышин, 1996, - 150с.
- Воспитатель ДОУ – М: ТЦ Сфера,2010, №4.
- Галиулина Э. Г., Аулова Е. В., Города-Герои Великой Отечественной войны. Атлас. – М: Главное управление геодезии и картографии при совете министров СССР,1988. – 76с.
- Дорофеев А. Защитники Отечества. Наглядно-дидактическое пособие. – Рязань, ЗАО «Приз», 2004.
- Дорофеев А. Великая Отечественная война в произведениях художников. Наглядно-дидактическое пособие. – Рязань, ЗАО «Приз», 2004.
- Евдокимова Е.С. Воспитание маленького волжанина. Программа для педагогов и родителей по воспитанию детей от 3 до 7 лет. – М: «Планета», 2012.-154с.
- Мамонтов В.Н., Федорков В. А. Город нашей судьбы. – Камышин, 2001., 379с
- Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. - М: Линка-Пресс, 2003. – 196с.
- Соловьева Е. В.Наследие. И быль, и сказка…- М: Обруч,2011. – 144с.
- Шамаев В. М. За право жить. Камышин,2003. – 407с.
- Ушакова Л. П. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Ознакомление с событиями Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.- СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.-48с.
- http://youtu.be/OSRzV0ING_k три танкиста
- http://youtu.be/CM16llDLXwk мы за ценой не постоим
- http://youtu.be/2JmYIIdf4T0 священная война с видеохроника
- http://youtu.be/X_-eI8kRuvw священная война с объявление левитана
- http://youtu.be/3KMvZqJB47A Сталинградская битва – хроники великой Победы!
Детская художественная литература для детей:
- Б. Алмазов «Горбушка»
- С. Михалков «День Победы»
- Л. Кассиль «Богатыри»
- Митяев «День Победы»
- Л. Кассиль «Памятник советскому солдату»
- Трутнева «Победа»
- М. Дудин «Победитель»
- Л. Кассиль «Сестра»
- Л. Кассиль «Твои защитники»
- В. Карасев «Хлебные крошки»
- С. Щипачев «22 июня 1941 года»
- В. Высоцкий «Братские могилы»
- В. Степанов «Наша Родина», «Золотое кольцо», «Песня», «Флаг России»
- С. Михалков «Кремлевские звезды»
- М. Исаковский «Куда б не шёл, не ехал ты…»
Приложение № 1.
Сентябрь. Тема "Начало войны"
Мероприятие | Форма организации |
"Формирование представлений о причинах войны, на начальном этапе" | НОД «Познавательное развитие», «Речевое развитие» |
Прослушивание записи о начале войны диктором Ю.Левитаном и песни "Священная война (муз. А.Александрова, сл.В.Лебедева-Кумача) (формирование представлений о масштабах войны, что песня стала своеобразным гимном защиты Отечества. | Свободная деятельность 2 половина дня. |
"День танкиста. Подвиг героя земляка ЛипкинаГ.Н.." | Беседа с детьми. |
Просмотр документальных кадров о ВОВ "Танки идут в бой" | Свободная деятельность во 2 половину дня. |
Прослушивание песни "Три танкиста" | Свободная деятельность 2 половина дня. |
"Танк" | НОД ОО «Художественно – эстетическое развитие» (аппликация) |
"Герой Советского Союза, камышанин Липкин Г Н..." | Изготовление ширмы для родителей. (фото, краткая биография, описание подвига) |
«Вставай страна огромная…» (информация о проекте, посвященном Великой Отечественной войне) | Информационный стенд . |
Октябрь. Тема «Рода войск»
Мероприятие | Форма организации |
Рассматривание картинок, иллюстраций с изображениями летчиков, танкистов, артиллеристов, пехотинцев и др, | Свободная деятельность |
"Есть такая профессия - Родину защищать" (расширять представления о военных профессиях, ознакомление с вооруженными силами) | ОО «Социально-коммуникативное развитие» НОД |
«Есть такая профессия – Родину защищать» (Художественно – эстетическое развитие, музыкальная деятельность) | ОО «Социально-коммуникативное развитие» НОД |
«Эскадрилья самолетов" | НОД ОО «Художественно – эстетическое развитие» (коллективная аппликация) |
Беседа " Защитники неба. О подвиге героев земляков, летчиков Базарова, Давыдова). | Свободная деятельность. Рассматривание открыток, фотографий. Чтение книг. |
Д/И "На войне, как на войне" закреплять знания детей о различных родах войск. | Изготовление дидактической игры (если нет) о различных родах войск. |
Составление творческого альбома в группе "Быть военным я хочу" (совместная работа с родителями). | Свободная деятельность. |
Информация на стенде "Герои Советского Союза , камышанин Лазарев И.А." | Информационный стенд. |
Ноябрь. Тема "Фронт. Битва за Москву".
Мероприятие | Форма организации |
"Отступать некуда- позади Москва" (знакомство с подвигами защитников столицы, участие в сражениях за Москву Героя Советского союза, земляка -камышанина, Запорожского) | НОД ОО «Социально-коммуникативное развитие» |
"Москва- город-герой" | НОД ОО «Художественно – эстетическое развитие» (рисование) |
Прослушивание марша В. Агапкина "Прощание славянки". | ОО «Художественно – эстетическое развитие» |
Рассматривание открыток, фотографий. Чтение книг. | Свободная деятельность. |
Заучивание стихотворения Е. Благининой "Шинель" | ОО «Речевое развитие» свободная деятельность. |
Информация на стенде Герой Советского Союза Дякин Н П." | Информационный стенд. |
Декабрь. Тема "ФРОНТ"
Мероприятие | Форма организации |
Беседа с детьми на тему «Камышин прифронтовой» (формировать у детей представление о лечении раненых бойцов в госпиталях, о роли Камышина, как города- госпиталя) | ОО «Социально-коммуникативное развитие» |
"Корабли на рейде" | НОД ОО «Художественно – эстетическое развитие» Конструктивно –модельная деятельность (оригами) |
"Ваш подвиг бессмертен".(Формировать представления о героях войны, о том, как народ чтит их память. Знакомство с подвигом героя- земляка Давыдова С. С.) | НОД ОО «Социально-коммуникативное развитие» |
Прослушивание в аудио записи песни "Севастополь - гордость русских моряков". муз Мурадели, сл, Градова. | ОО «Художественно – эстетическое развитие» |
Рассматривание открыток, фотографий. Чтение книг. С. Алексеев. "Герои Великой Отечественной" | Свободная деятельность. |
Рассматривание картины и беседа по картине А. Дейнеки "Оборона Севастополя". | ОО «Речевое развитие» свободная деятельность. |
Информация на стенде "Герои Советского Союза, камышанин Клейн Р.А" | Информационный стенд. |
Январь. Тема "Дети войны"
Мероприятие | Форма организации |
Рассматривание иллюстраций, картинок с изображением детей времен Великой Отечественной войны. | ОО «Социально-коммуникативное развитие» |
Беседа "Дети- герои Великой Отечественной войны (сформировать представление о героизме и подвиге детей во время войны.) | ОО «Социально-коммуникативное развитие» Свободная деятельность. |
"Письмо на фронт" (рисунок на солдатском "треугольнике). | НОД ОО «Художественно – эстетическое развитие» Изобразительная деятельность (рисование) |
Рассматривание репродукций и беседа по картинам А. Лактионова "Письмо с фронта", Д/И "Посылка на фронт" (формировать умение отбирать картинки с изображениями предметов, необходимых солдату на войне) | ОО «Социально-коммуникативное развитие» |
Прослушивание песни «В землянке» сл. А. Суркова, муз. К. Листова. | ОО «Художественно – эстетическое развитие». Музыкальная деятельность |
Художественное чтение, стихотворение С. Маршака" Мальчик села Поповки". | Свободная деятельность. |
«Я военным стать хочу» | Свободная деятельность пополнение групповых альбомов с привлечением родителей. |
Литературно-музыкальная инсценировка «В землянке» (Художественно – эстетическая область, музыкальная деятельность) | ОО «Художественно – эстетическое развитие». Музыкальная деятельность |
Информация на стенде «Герой Советского Союза Федорков В. А.» | Информационный стенд. |
Февраль. Тема «Сталинградская битва. День защитника Отечества»
Мероприятие | Форма организации |
«Сталинградская битва. Решающий бой» (Формировать представление о переломном моменте в ходе ВОВ, участие в героическом сражении земляков-камышан-Героя Советского Союза- Новикова В. С.) | ОО «Социально-коммуникативное развитие» Беседа с детьми. |
«Сталинградская битва» | НОД ОО «Познавательное развитие» |
«День защитника Отечества» | ОО «Познавательное развитие» |
«Мамаев курган – главная высота России» | ОО «Художественно – эстетическое развитие». Музыкальная деятельность Бардина Ю.Н. |
«Цветы Победы» (посев семян для последующего высаживания на клумбе) | Трудовой десант |
«Буду Родине служить!) (совместное мероприятие с участием родителей пап, посвященное Дню Защитника Отечества). | Спортивный праздник |
Рассматривание иллюстраций с изображением мемориального комплекса «Мамаев курган» | ОО «Художественно – эстетическое развитие». |
«Память Великой Отечественной – в каждый дом» (исполнение песен военных лет, стихотворений о войне, минута молчания). | Музыкально-литературная гостиная |
«Этих дней не смолкнет слава» | Конкурс чтецов. |
Пополнение группового альбома детскими работами о ВОВ. | Свободная деятельность пополнение групповых альбомов с привлечением родителей. |
Информация на стенде «Сталинградская битва» | Информационный стенд. |
Март. Тема «На привале»
Мероприятие | Форма организации |
«Концертные бригады» (формирование знание о вкладе артистов различных жанров, концертных бригад в общее дело борьбы с врагом) | ОО «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие» Беседа с детьми. |
Ю. Непринцева «Отдых после боя», прослушивание песен военных лет. | НОД «Речевое развитие» Составление рассказов по картине. Свободная деятельность. |
«Солдатская каша» (познакомить с питанием армейского состава в полевых условиях). Обсуждение пословиц и поговорок про кашу: «Каша- матушка наша», «Нас в войну кормили кашей, в основном перловкою, до Берлина докатили с полной поварешкою» и др. | НОД ОО «Речевое развитие» |
Знакомство с процессом приготовления каши. | Экскурсия на кухню детского сада. ОО «Познавательное развитие» |
«Лирические песни военных лет» («Темная ночь» муз. Н. Богословского, сл. В. Агапова, «На солнечной поляночке» муз. С. Соловьева – Седого, сл. А. Фатьянова, «Катюша» муз. М. Блантера, сл. М. Исаковского | НОД ОО «Художественно – эстетическое развитие». Музыкальная деятельность |
Пополнение группового альбома детскими работами о ВОВ. | Свободная деятельность пополнение групповых альбомов с привлечением родителей. |
Информация на стенде «Герои Советского Союза» камышанин Воинов М. Л. | Информационный стенд. |
Апрель. ТЕМА «Ордена и медали»
Мероприятие | Форма организации |
«Боевые награды» (формирование представлений о боевых наградах времен Великой Отечественной войны, за подвиги, мужество, преданность родине). | ОО «Социально-коммуникативное развитие» Беседа с детьми. |
Знакомство с героем земляком, полным кавалером ордена Славы, Плотниковым Б.Н. | ОО «Речевое развитие» Беседа. |
«Боевые награды». | НОД. ОО «Познавательное развитие» Составление описательных рассказов |
«Сложи правильно», (разрезные картинки), формировать умение различать и называть ордена и медали времен Великой Отечественной войны), | ОО «Социально – коммуникативное развитие» Игровая деятельность. |
«Георгиевская ленточка» | НОД. ОО «Художественно – эстетическое развитие». Аппликация |
Пополнение группового альбома детскими работами о ВОВ. | Свободная деятельность пополнение групповых альбомов с привлечением родителей. |
Информация на стенде «Герои Советского Союза» камышанин Плотников Б. Н. | Информационный стенд. |
Май. ТЕМА «День Победы»
Мероприятие | Форма организации |
«Повесть о настоящем человеке» - знакомство детей с подвигом Героя Советского Союза, земляка А.П. Маресьева. | ОО «Речевое развитие» Художественное чтение Б. Полевой. |
ОО «Речевое развитие» Беседа. | |
А.П. Маресьев. | ОО «Познавательное развитие» Экскурсия к памятнику, возложение цветов. |
«День Победы» | ОО «Художественно – эстетическое развитие» Просмотр видеофильма. Свободная деятельность. |
«День Победы» муз Д.Тухманова, сл. В .Харитонова. | ОО «Художественно – эстетическое развитие» Прослушивание песни. Свободная деятельность. |
«Голубь мира» | НОД. ОО «Художественно – эстетическое развитие». (конструктивно – модельная деятельность из бумаги) |
«Парад Победы» | Музыкально - патриотический праздник |
«Помнят правнуки» | Патриотическая акция. Запуск в небо воздушных шаров и бумажных голубей. |
Пополнение группового альбома детскими работами о ВОВ. | Свободная деятельность пополнение групповых альбомов с привлечением родителей. |
Информация на стенде «День ПОБЕДЫ!» | Информационный стенд. |