Семейная игра «Что? Где? Когда?»
в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи
Цель игры: сплочение коллектива детей, родителей, педагогов детского сада.
Игровая задача: получить большее количество призовых флажков для своей команды.
Задачи:
- Продолжать учить различать геометрическую фигуру и геометрическое тело;
- Закреплять знания математических знаков, знания о частях суток, неделе, временах года;
- Формировать пространственные и временные представления;
- Формировать умение анализировать логические отношения; продолжать учить находить недостающую фигуру путем зрительного и мыслительного анализа рядов фигур по горизонтали и вертикали;
- Формировать навыки самоконтроля;
- Развивать умение классифицировать геометрические фигуры по разным признакам;
- Развивать навыки устного счета, внимание, абстрактное и образное мышление, логику; Развивать речь, кругозор детей;
- Повышать интерес к математике;
- Воспитывать активность, инициативу, настойчивость, честность, справедливость, выдержку;
- Воспитывать дружеские взаимоотношения, готовность помочь товарищу, чувство удовлетворения от верно выполненного задания.
Методы и приемы:
объяснения, соревнование, художественное слово, наглядность, работа с раздаточным материалом, наводящие и поисковые вопросы, загадки, игровые приемы, подвижная игра, практические действия, аудиозапись, самоконтроль и взаимоконтроль, поощрения позитивных успехов (флажок), музыкальное сопровождение.
Пропедевтическая работа:
- Предыдущие занятия по формированию элементарных математических представлений;
- Подвижные игры «Собери фигуры», «Пляшущие человечки», «Замри!»;
- Дидактические игры «Поиск девятого», «Составь узор», «Подбери заплатку к платочку», «Найди и докажи», «Занимательная математика», «Найди пару», «Заполни пустые клеточки», «На что это похоже?»;
- Дидактические упражнения «Бусы», «Расставь знаки», «Прочитай запись», «Купи товар»;
- Решение математических задач на наглядной основе и без нее;
- Рассматривание книг «Логика», «Математика для малышей», «Математика до школы»;
- Составление карточек со схематическим изображением признаков отличия геометрических фигур совместно с детьми;
- Проведение эстафет на физкультурных занятиях и прогулках.
Индивидуальный подход:
- Активизировать Катю, Олю (роль капитанов команд), Колю, Мишу, Андрея, Вику с помощью вопросов и побуждения.
- Напомнить Даниле, Роме, Владу, Кате, Полине, Нине о том, что за несвоевременный ответ и нарушение дисциплины будут сниматься призовые очки у команды.
Дифференцированный подход:
- Составить команды из детей 1 и 2 уровня умственного развития;
- В индивидуальный конкурс «Приз» - дети 2 уровня умственного развития;
- В конкурс «Больше, меньше, равно» - дети 1 уровня умственного развития.
Самоконтроль и взаимоконтроль:
- По ходу игры по вопросам: Вы догадались? Справились? Сможем помочь?
- В конце игры при подсчете призовых флажков и по вопросам: Вам было легко справиться со всеми заданиями? Чем понравилась игра?
Атрибуты:
- Эмблемы (по 5 для каждой команды, 4 – на столы «Солнце», «Луна», «Парус», «Ракета»)
- Флажки призовые, копилки для них (4)
- Игровые столы для команд (4)
- Стол для розыгрыша приза (1)
- Погремушки (4)
- Магнитофон и аудиозапись обращения Марсиан, кассеты с танцевальной музыкой
- Секундомер для жюри
- Листы для записи и ручки (4 для команд, 3 для жюри)
- Черные маркеры (4)
- Карточки со схематичным изображением животных, составленных из геометрических фигур (4)
- Карточки со схематическим изображением фигуры человека в разных позах (12)
- Коробка с часами в ней
- Лист с «бусами» (4)
- Карточки на поиск недостающей фигуры (4)
- Разрезанный на части квадрат (4)
- Карточки «Найди такой же предмет» (4)
- Комплекты монет (4)
- Игрушки с ценниками (8)
- Карточки-схемы с признаками геометрических фигур
- Набор геометрических фигур (разные по цвету, размеру)
- Мольберт (4)
- Листы с написанными парами цифр (4)
- Призы для победившей команды (5)
Зал украшен плакатами, таблицами с математическим содержанием. Команды входят в зал под веселый марш и занимают места за своими игровыми столами (эмблемы)
- -Начинаем конкурс знатоков занимательной математики!
- -Представляем жюри.
- -Вызываем по одному представителю от команд.
- -Надо взять приз только тогда, когда скажу слово «три». Кто раньше времени попытается взять приз, тот выбывает из игры.
- -Отгадайте, что лежит в секретном ящике.
- -Вам надо собрать нужную сумму, чтобы купить игрушку. Цена указана на ценнике.
- -Что дешевле? Почему?
- -Победит команда, которая правильно и быстро соберет свои фигуры.
- -Один игрок может взять лишь одну фигуру за один раз, потом передать эстафету другому участнику своей команды.
- -Надо написать между числами знаки «больше», «меньше» или «равно», а потом прочитать запись.
- -Ответы принимаются после звукового сигнала.
- -Будьте внимательны!
- -Игроки команд называют предметы, взрослый их записывает.
- -Побеждает та команда, у которой будет записано больше слов.
- -На выполнение каждого задания дается 1 минута.
- -Игра закончилась. Теперь пришло время для подведения итогов.
- -Каждая команда считает флажки в своей копилке.
- -Сколько флажков у команды «Солнышко»?
- -Команда «Ракета», а у вас сколько флажков?
- -Команда «Луна», вы сколько флажков заработали?
- -А у команды «Парус» сколько флажков?
- -У кого больше?
- -Кто победил?
- Представляем участников команд и их капитанов: «Солнышко»…, «Ракета»…, «Луна»…, «Парус»….
Пусть сильней кипит борьба,
Сильней соревнование!
Успех решает не жюри,
А только ваши знания!
Правила проведения конкурса:
- Ответы от команды засчитываются только после звукового сигнала.
- Команда, первая просигналившая и получает право на ответ.
- Правильные ответы оцениваются флажком, который помещается в копилку команды.
- В конце конкурса подсчитываются флажки, и объявляются победители.
Конкурс №1 «Разминка»
- У двух братьев по одной сестре. Сколько детей в этой семье? (3)
- Курица, стоящая на двух ногах весит 2 кг. Сколько весит курица, стоящая на одной ноге? (2)
- На тарелке – пять трубочек с кремом.
Маленьким всем нравиться крем.
Сколько останется трубочек с кремом,
Если я весь крем съем? (Ноль)
- Над рекой летели птицы:
Голубь, щука, три синицы,
Два стрижа и пять угрей.
Сколько птиц? Ответь скорей. (Шесть. 1+3+2=6. Щука и угри – не птицы)
- Солнышко проснулось, детям улыбнулось.
Мы в постелях не лежим, в детский сад скорей бежим.
Воспитатель нас встречает. Когда это бывает? (Утром)
- Вот на улице темно, занавесили окно.
На любимую кровать отправляемся опять.
Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (Ночью)
- Мальчик пил чай. В левой руке он держал бутерброд. В какой руке он держал чашку? (В правой)
- Братьев этих ровно семь. Вам они известны всем.
Каждую неделю кругом ходят братья друг за другом. (Дни недели)
- Сидят рыбаки, стерегут поплавки.
Рыбак Корней поймал трех окуней,
Рыбак Евсей – четырех карасей,
А рыбак Михаил двух сомов изловил.
Сколько рыб рыбаки натаскали из реки? (9=3+4+2)
- Девять сорок пришли на урок, две из сорок не знали урок.
Сколько прилежных училось сорок? (7=9-2)
- Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает. Когда это бывает? (Осенью)
- Снег на полях, лед на реках, вьюга гуляет. Когда это бывает? (Зимой)
Конкурс №2 «Сложи квадрат».
На каждый стол – разрезанный на части квадрат.
- Попробуйте из этих частей сложить квадрат. На выполнение задания дается 1,5 минуты. Кто соберет квадрат раньше, тот подает звуковой сигнал.
Конкурс №3 «Приз» (флажок).
Расскажу я вам рассказ, полтора десятка фраз.
Лишь скажу я слово «три» - приз немедленно бери!
Однажды щуку мы поймали, распотрошили, а внутри
рыбешек мелких увидали, и не одну, а целых … пять!
Став олимпийским чемпионом, смотри, на старте не хитри,
а жди команды «Раз, два, … старт!»
Когда стихи запомнить хочешь, их не зубри до поздней ночи,
Ты их лучше повтори разок, другой, а лучше … четыре.
Однажды поезд на вокзале нам три часа пришлось прождать… (пауза)
Ну что же приз-то вы не брали, когда была возможность взять?
Конкурс №4 «Марсиане».
Звучит голос на магнитофоне: «Дорогие знатоки! К вам обращаются жители планеты Марс. Мы высылаем вам на память портреты наших животных. Назовите, из каких фигур составлены портреты и сколько этих фигур. Желаем удачи!»
- Когда сосчитаете геометрические фигуры – подайте звуковой сигнал.
Конкурс №5 «Бусы».
Каждой команде – по два примера на сложение и вычитание.
- Из разных цифр сложили бусы, а в тех кружках, где чисел нет, расставьте минусы и плюсы, чтоб данный получить ответ.
Музыкальная пауза. П/и «Пляшущие человечки».
Пока звучит музыка – все танцуют, музыка закончилась – взрослый показывает своей команде карточку, а дети замирают в такой же позе.
Конкурс №6 «Секретный ящик».
(Внести закрытую коробку с часами внутри)
Ответы принимаются только после звукового сигнала.
- «Идут-идут, а все тут да тут» (Часы)
Конкурс №7 «Блиц-опрос для капитанов».
- Капитанам задается по три вопроса и за все три правильных ответа дается один флажок. Капитаны могут советоваться со своей командой.
- Сколько ушей у двух мышей? (Четыре)
- В яму упали 3 пирата, потом еще 2 и тигр-людоед. Сколько всего пиратов сидит в яме? (Ни одного, т.к. тигр-людоед их всех съел)
- Одеяло белое
Не руками сделано,
Не ткалось и не кроилось,
С неба на землю свалилось. (Снег)
- Сколько хвостов у десяти ослов? (10)
- У палки – два конца. Если один отпилить, то сколько останется? (Два, только палка станет короче)
- Висит за окошком
Кулек ледяной.
Он полон капели
И пахнет весной. (Сосулька)
- Сколько лап у двух собак? (8)
- Сколько орехов в пустом стакане? (Ноль)
- Дали братьям теплый дом,
Чтобы жили впятером.
Брат большой не согласился
И отдельно поселился. (Варежки)
- У трех коров сколько рогов? (6)
- Первый ослик несет 10 кг камней, а второй – 10 кг ваты. У которого ослика тяжелее ноша? (Одинаково)
- Две – в руках, две – на ногах,
Не провалишься в снегах,
А проедешь без труда –
Только лягут два следа. (Лыжи и лыжные палки)
Конкурс№8 «Покупатель».
На столах у команд – наборы монет. (Раздать по две игрушки с разными ценами)
Конкурс №9 «Кто быстрей найдет геометрические фигуры» (командная эстафета)
Кто будет самым ловким,
Мы хотим узнать.
Встанем мы в колонны
И начнем играть!
Раздать карточки каждой команде с признаками фигур, которые будут собирать команды.
Конкурс №10 «Найди такой же предмет».
На каждый стол – картинка с изображением нескольких похожих предметов.
- Команда должна найти два одинаковых предмета за одну минуту. Время пошло! (Музыкальное сопровождение)
Конкурс №11 «Больше, меньше, равно».
По одному игроку от команды подходят к своему мольберту. На мольбертах – листы с парами цифр, маркер.
Конкурс №12 «Назови как можно больше предметов, которые имеют форму шара, круга?»
(Музыкальное сопровождение)
Конкурс №13 «Нарисуй недостающую фигуру».
Командам на столы раздается таблицы.
- Для того, чтобы правильно нарисовать фигуру надо найти чем отличаются все фигуры в рядах и столбиках. Будьте внимательны, посоветуйтесь и, нарисовав, подайте звуковой сигнал.
Выигравшей команде вручаются нагрудные значки «Победителю игры «Что? Где? Когда?» и призы.
Конкурс подошел к концу,
Но не будем огорчаться
И «спасибо» скажем всем,
Кто за вас болел сегодня,
Правильно судил игру,
Всем, кто любит детвору!
Разработала конспект Шабалина В.В.