Патриотическое воспитание школьников
в процессе обучения математике.
Процко Ирина Николаевна,
учитель математики
ГБОУ РО «Новочеркасская школа-интернат»
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянной готовности к ее защите. Вместе с тем, воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.
Воспитание в процессе обучения – это только часть целостной воспитательной системы школы. На уроке в какой-то мере воспитание осуществляется посредством четырех факторов:
- 1)через содержание образования;
- 2)через методы и формы обучения;
- 3)через использование случайно возникших и специально созданных воспитывающих ситуаций;
4)через личность самого учителя (прежде всего и в наибольшей степени).
Каждому человеку важно знать, какими были и как жили его давние и недавние предки, что довелось испытать и пережить народам нашей Родины на протяжении прошедших веков. Прошлое народа, страны, человечества изучает наука история. Однако познакомить учащихся с некоторыми страницами, фрагментами, эпизодами из отечественной истории можно и на уроках математики и они приоткроют бездонный колодец времени, познакомят с деяниями известных и безвестных русских, собиравших, обустраивавших и защищавших свою землю. Поведают о том бесценном наследии, которое былые поколения оставили нам, их потомкам.
Этой же особенностью математической науки в значительной мере объясняется и специфика задач, встающих перед учителем математики, который хочет использовать преподавание своей науки в воспитательных целях. Ясно, что и здесь стоящая перед ним задача труднее, чем в случае большинства других наук.
Воспитывающее воздействие данных, приводимых в «текстовых» задачах, хотя и должно, конечно, всемерно быть использовано, но с математическим содержанием урока связано лишь внешним образом; ясно, что здесь воспитывающее влияние призвана оказывать не сама математика, не ее законы и ее стиль, а те привязанные к ней чисто внешним образом данные, которые обрамляют собою «текстовые» задачи и которые без всякого изменения математического содержания задачи могли бы быть заменены любыми другими аналогичными данными. Ясно поэтому, что этот рычаг воспитывающего воздействия, будучи важным и действенным, не может считаться в прямом смысле принадлежащим самой преподаваемой в школе науке.
Задачи в обучении математике выполняют различные функции – обучающие, воспитывающие, развивающие, контролирующие. Ознакомление с математическими фактами, разбор и усвоение математических теорем, выведение формул, решение значительного количества упражнений развивают способности человека и оказывают известное влияние на развитие математического мышления учащихся. Однако только этими средствами задача математического развития и воспитания в той мере, в какой это требуется в современных условиях, не может быть обеспечена.
Любая задача, которая ставится на том или ином этапе обучения, несет в себе разные функции, причем ведущее положение одной или нескольких функций задачи имеет динамичный характер. В связи с этим существует возможность усиления одной или нескольких функций задач (без ослабления остальных функций). В частности, можно усилить развивающие или воспитывающие функции многих задач, имеющих сугубо обучающий характер. Этого можно достичь различными путями – частичным изменением условия данной задачи, рассмотрением ее частных или предельных случаев и т.д. Существенно усилить воспитывающие функции задач может решение специально подобранных нестандартных задач.
Погрузиться в прошлое, реально представить его картины и вместе с тем как бы стать участником былых событий помогут задачи.
Так, например, при изучении темы «Действия с десятичными дробями» можно предложить следующий материал. Современная Москва – большой, красивый, многолюдный город. И трудно представить, что когда-то она была маленьким поселком. Впервые поселение Москва упоминается в летописи
Задача . Московский Кремль XI в. занимал
Кремля, построенного при Юрии Долгоруком. была на
больше. Вычислите площадь нового Кремля.
При решении задач на нахождение числа по его части и части от числа я рассказываю детям как по проекту Христофора Галовея и под его наблюдением московские кузнецы выковали удивительные куранты, бой которых разносился над Москвой. И после этого решаем задачу:
Галовеевские часы имели циферблат диаметром
Изучая тему «Решение задач с помощью уравнений» ребята делают небольшое сообщение об Андрее Чохове – пушечных и колокольных дел мастере. Из этого рассказа мы узнаем, что в 1568 году Андрей Чохов отлил Царь-пушку и что Чохов же первый в мире создал многоствольную мортиру, стрелявшую не ружейными пулями, а ядрами в
В многоствольном орудии 0,35 всех стволов «залилось» при изготовлении, 0,25 стволов засорились за годы эксплуатации. и к
Тема: «Нахождение процента от числа и числа по величине его процента». Здесь можно предложить задачу о численности населения в городах.
Задача: В середине XVI в. в Москве проживало 100 тыс. жителей. В Пскове – 20% от этого количества. Сколько людей проживало в эти годы в Великом Новгороде, если известно, что число жителей Пскова составляло 80% от числа жителей Новгорода?
Решая такие сюжетные задачи, в детях воспитывается гордость за наш народ, чувство любви к столице, расширяются знания о знаменитых людях, живших на Руси.
В нашей школе работает музей истории школы «Не рвутся связи поколений» в котором собираются материалы об учителях и выпускниках школы. Эти материалы используются для проведения различных уроков. Так, например, при изучении темы «Диаграммы. Построение диаграмм» в 5 классе я провожу урок-экскурсию по стенду «Здесь десять классов пройдено». Ребята знакомятся с учителями, которые работали в школе в военные годы и последующие, которые работают сейчас. Здесь я рассказываю о династиях в нашей школе и предлагаю узнать педагогический стаж той или иной династии. Ребята проводят небольшую исследовательскую работу, и результаты используют для построения диаграммы.
При изучении темы «Прямоугольник. Площадь прямоугольника» можно использовать форму современного конверта и форму фронтового письма-треугольника, которые также хранятся в музее. При этом заранее следует рассказать учащимся об учителях и учениках, ушедших на фронт в далеком 1941 году.
Материалы, хранящиеся в музее, использую не только на уроках, но и во внеурочной работе. Так, во время декады математики среди вопросов викторины, ребята находят, например, следующее задание: сколько выпускников получили медали по окончании школы и какую часть золотые медали составляют от серебряных?
После экскурсий по памятным местам родного города в устном счете при изучении соответствующих тем задаю вопросы: в каком году основан город Омск и сколько ему лет; сколько лет кадетскому корпусу и кто из легендарных личностей учился в нем?
Таким образом, решение сюжетных задач, включающих исторические сведения, способствует развитию кругозора учащихся и познавательного интереса к предмету. И урок математики становится для них не просто уроком, на котором нужно решать, вычислять и заучивать формулы, а пробуждает чувства сопричастности с величием собственных предков.
Из наблюдений и бесед с учащимися мы убеждаемся в том, что наши дети отличаются уважительным отношением к старшему поколению, проявляют интерес к родному краю.
Литература:
- Перли С.С., Перли Б.С. Страницы русской истории на уроках математики. –М., Педагогика-Пресс, 1994.
- Поташник М.М. Требования к современному уроку. – М., Центр педагогического образования, 2007.