Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

41729

Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Как разместить публикацию Как получить свидетельство Способы оплаты

Методы и приёмы формирования навыка смыслового чтения на уроках русского языка

Дата публикации: 25.03.18

Автор:
Гайдак Светлана Владимировна учитель начальных классов, МКОУ СШ №7, Волгоградская область Камышинский район г.Петров Вал

Слайд.1Читать – это ещё ничего не значит;

что читать и как понимать читаемое –

вот в чём главное дело.

К.Д.Ушинский

В последние годы читательская грамотность граждан нашей страны стала объектом пристального внимания и президента, и правительства (Государственная программа РФ "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы). Это связано с тем, что в России идет процесс падения уровня читательской культуры, как у взрослых, так и у детей.

Одной из особенностей стандарта нового поколения является развитие таких личностных качеств как способность к самооценке, к саморазвитию и самореализации. В настоящее время все более актуальным становится использованиеприемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А для этого необходимо создать такую образовательную среду, которая будет способствовать активным формам познания окружающего мира. Младший школьник должен научиться, не только добывать необходимую информация, но и понимать, анализировать, структурировать и представлять ее.

Слайд 2.

АнализВПР в 4 классах 2016 года по региону, по России показал невысокие результаты, можно сказать не сформированытакие навыки, как понимание текстовой информации , распознавание основной мысли текста при его письменном предъявлении;

Умение составлять текст в письменной форме, умение строить речевые высказывания заданной структуры, умение распознавать значение слова формулировать в письменной речи, умение подбирать к слову близкие по значению слова, более успешными были задания других видов, а вот задания , направленные на работу с текстом показалонизкий результат.

Умение работать с текстом, выделять главную информацию и оценивать её, является одной из ключевых составных успешного обучения.

Слайд 3.

Актуальность ВПР, низкий уровень осознанности чтения и определило мою дальнейшую методическую работу, мною была выбрана такая тема:«Методы и приёмы формированиясмыслового чтения на уроках русского языка»

Цель моейработы в этом направлении: формирование навыков смыслового чтения при работе с текстом.

Были поставлены задачи:

Научить:

  • осознанно,правильно, выразительно читать;
  • максимально точно и полно понимать содержание текста, улавливать все детали иизвлекать из текста информацию
  • работатьс разными видами текстов (художественными, научно-популярными, публицистическими и др.);
  • строить речевое высказывание заданной структуры в письменной форме по содержанию прочитанного текста
  • расширять лексический запас;
  • определять идею текста, выявлять смысловой и эмоциональный подтекст, т. учить комплексному анализу текста;
  • развивать устную и письменную речь

Слайд 4.

Работа с информацией является составной частью всех учебных предметов в начальной школе в условиях реализации ФГОС. Появление планируемых результатов программы «Чтение. Работа с информацией" обусловлено необходимостью оценивания умения работать с информацией как интегральной характеристики выпускника начальной школы.

В программе выделеныследующиеразделы:

  • Получение, поиск и фиксация информации,
  • Пониманиеи преобразование информации,
  • Применениеи представление информации
  • Оценка достоверности получаемой информации

Среди многообразия путей и средств для формирования читательской компетентности наиболее значимые для младших школьников - увлеченноепреподавание, новизна учебного материала, использованиеинновационных форм и методов обучения, создание ситуации успеха на уроке. Эти средства находят свою реализациюпри внедрении в процесс обучения нетрадиционных методических приемов работы с текстом.

С помощью нетрадиционныхприемов работы с текстом возможно, имея традиционное содержание учебных дисциплин, сделать процесс учения развивающей средой.

Те приёмы учебнойработы, которыемною используются,являются важным средством развития критического мышления учащихся. А ученик, мыслящий критически, вступает в активную деятельность, выполняя различные мыслительные операции – анализ, синтез, обобщение. Методы и приёмы работы с текстомформируют самостоятельность мышления и повышают учебно-познавательный интерес.

Как научить младшего школьника "смысловому чтению"? Этот вопрос требует комплексного решения, поскольку речь идет о реализации всех функций родного языка в реальной жизни.

Одним из путей развития читательской грамотности является стратегиальный подход к обучению смысловому чтению. Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. В концепции универсальных учебных действий (Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.)выделены действия смыслового чтения, связанные:

  • с осмыслением цели и выбором вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
  • определением основной и второстепенной информации;
  • формулированием проблемы и главной идеи текста.

Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание.

Слайд5.

Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий:

- в личностные УУД входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;

- в регулятивные УУД - принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;

- в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря.

Как помочь ребенку овладеть этой компетенцией?

«Стратегии смыслового чтения»-различные комбинации приемов, которые используют учащиеся для восприятия графически оформленной текстовой информации, а также ее переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.

Стратегиясмысловогочтенияобеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения.

Рассмотрим поэтапное внедрение системы работы с текстом на уроках в начальной школе, согласно требованиям ФГОС НОО

Слайд 6.

Подготовительный этап

1 класс – обучение детей чтению и пониманию прочитанного текста, его осознанного восприятия.

-Практическое отличие текста от набора предложений.

-Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя.

-Знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий.

-Озаглавливание текста (подбор заголовков).

-Составление схематического или картинного плана под руководством учителя.

Начальный этап

2 класс - обучение детей работать с текстом:

- смысловое чтение;

- владение пересказом разного вида;

- деление на абзацы и составление плана прочитанного текста (произведения); - выделение опорных слов (словосочетаний);

- характеристика героев и их поступков.

-Подбор антонимов и синонимов к словам.

-Нахождение пропущенных букв, используя и подбирая самостоятельно проверочные слова.

Основной. Заключительный.

3 – 4 класс – обучение находить информацию, интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному:

- самостоятельное выделение основной мысли (в целом текста или его фрагмента); - нахождение информации в тексте на поставленные вопросы в прямой или иной форме;

- выделение главной и второстепенной информации;

- прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку; - самостоятельное формулирование вопросов по тексту;

-сравнивание текстов разных жанров, разных стилей(деловой, научный, художественный, публицистический, разговорный) с похожим содержанием.

При работе с текстом осуществляется системный подход к изучению языка, а также прослеживаются метапредметные связи. Работа с текстом ведётся на уроках русского языка (из раздела «Развитие речи»):

Чем старше ребёнок, тем сложнее тексты. Происходит погружение в текст, анализ предложенного текста (деформированный, незаконченный, с пропущенными частями, предложениями, словами и т. д), словарная работа, самоанализ. Восстановление текста по опорным словам, словосочетаниям, запись своими словами, исходя из собственных знаний и с поиском дополнительной информации (словари, энциклопедии, другие тексты с похожим смыслом). Аннотация к прочитанному произведению (2–3 предложения), запись описания пейзажа или портрета персонажа, проба пера (сочинение считалок, сказок, рассказов). Особое внимание уделяется работе со словом, которая включает в себя чтение по слогам, деление слов на слоги для переноса, определение ударного слога. Работа с отдельными словами, словосочетаниями, с предложениями, а также с целым текстовым материалом, позволяет тренировать зрительную память, а значит, развивает орфографическую зоркость.

Всё это ведёт к комплексному анализу текста.

Первая — это восприятие текста, раскрытие его содержания и смысла, своеобразная расшифровка, когда из отдельных слов, фраз, предложений складывается общее содержание. В этом случае чтение включает: просмотр, установление значений слов, нахождение соответствий, узнавание фактов, анализ сюжета и фабулы, воспроизведение и пересказ.

Вторая — это извлечение смысла, объяснение найденных фактов с помощью привлечения имеющихся знаний, интерпретация текста. Здесь происходит упорядочивание и классифицирование, объяснение и суммирование, различение, сравнение и сопоставление, группировка, анализ и обобщение, соотнесение с собственным опытом, размышление над контекстом и выводами.

Третья - это создание собственного нового смысла, то есть ―присвоениедобытых новых знаний как собственных в результате размышления. Те, кто останавливается на первой фазе чтения, читают репродуктивно, механически воспроизводят содержание, пересказывают факты и фабулу. Когда-то этого было достаточно для получения образования.

Слайд 7.

Технология включает в себя три этапа работы с текстом.

Методика работы с текстом

Слайд 5. 1 этап. Восприятие

Работа с первичным восприятием (формирование смысловых установок).

Формирование эмоциональной оценки текста с помощью вопросов: Что понравилось? (Не понравилось?) Почему? О чем текст? (первичная работа с названием)

2 этап. Структурно-функциональный анализ

Работа с частями текста. Применение схем, таблиц, других приемов визуализации.

3 этап. Реконструкция смысловых структур

Анализ языка произведения (средства выразительности). Как те или иные языковые средства работают на смысл произведения, идею?

Слайд 8.

Приемы работы с текстом на уроках русского языка

Понимание прочитанного текста может быть достигнуто при помощи следующих приемов.

Наиболее эффективным средством развития оперативной памяти второклассников стали зрительные диктанты по текстам И.Т.Федоренко.

Одной из целей проведения зрительных диктантов И.Т. Федоренко является формирование навыкачтения.

Они состояли из наборов по шесть предложений в каждом. Каждое предложение было длиннее предыдущегона 1-2 буквы (первое предложение первого набора наиболее короткое, всего 8 букв; в последнем предложении последнего набора – 46 букв). Время работы со всеми наборами - примерно два месяца. За это время оперативная память второклассников развилась настолько, что каждыйребенок мог запомнить предложение из 8-9 слов, не забывая первого. Ученик легко улавливал смысл, читать ему становилось интересно, процесс обучения чтению шёл гораздо быстрее.

Практика показывает, что лучшие результаты получаются при ежедневных тренировочных упражнениях в течение одной учебной четверти.

Некоторые учителя используют зрительные диктанты во втором классе, другие – в третьем. Я придерживаюсьмнения, что наиболее эффективным является написание зрительных диктантов уже в первом классе, когда как никогдаактуально стоит задача формирования у учащихся навыка чтения, положительно влияет па многие стороны учебной деятельности школьников.

Слайд9, 10, 11.

- Работа со словом: без внимательной работы со словами не может быть понимания текста. Словарная работа должна вестись на каждом уроке русского языка и ей надо уделять должное внимание.

- Словарную работу можно разделить на 3 вида:

1. Работа с незнакомыми словами: очень часто дети, читая текст, не осознают, что в тексте есть слова с непонятным значением. Такие слова проскальзывают в контексте, создавая иллюзию понятности. И если учитель не заострил внимание ребенка на таком слове, оно так и останется не понятным. Поэтому при чтении текста очень важно провести словарную работу, нужно зафиксировать в сознании ребенка, что непонятные слова не дают возможности двигаться дальше в работе над текстом. На начальном этапе рекомендуется прерывать чтение для выяснения непонятных детям слов.

2. Работа с ключевыми словами: серьезно страдает понимание текста от того, что ученики не видят ключевых, наиболее важных слов в тексте. Иногда от одного слова зависит смысл всего текста. Особенность работы над ключевыми словами состоит в вычитывании подтекстовой и концептуальной информации, которая в них, как правило, содержится. Обращать внимание детей на такие слова нужно при чтении любого текста.

3. Работа со словами-образами: слова - образы или по-другому художественные средства помогают увидеть красоту текста. Знакомство со словами - образами в начальной школе начинается с понятия о сравнении. Сравнение позволяет сделать образ более ярким. Сравнение бывает нескольких типов. Простое сравнение выражается при помощи слов «как», «словно», «будто» и др. «Росинки, словно зёрнышки…» «Снежинки, как пушинки...». Скрытые сравнения называются метафорами, и выражается творительным падежом имени существительного, например, «Холодное серебро росы». С начинающим читателем нет необходимости обсуждать литературоведческие понятия, по мере развития читательского воображения детей через обсуждение роли сравнения в создании образов можно переходить к введению терминов, называющих художественные средства.

Следующий приём понимания текста.

- Диалог с текстом: диалог с текстом происходит в результате внимательного чтения текста, с целью разгадать текст, увидеть позицию автора, осознать свое отношение к этой позиции. Психологами, замечено, что опытный читатель начинает диалог с текстом еще при знакомстве с названием произведения, а заканчивается самостоятельным поиском ответов на вопросы, которые остались нераскрытыми в тексте. Диалог с текстом протекает настолько быстро, что не осознается опытным читателем.

Если говорить о целенаправленном использовании этого метода в учебных целях, его можно разделить на несколько видов операций:

1) поиск непонятного в тексте и формулировка вопросов;

2) прогнозирование ответов на возникший вопрос и содержание

3) самоконтроль (проверка своих предположений по тексту). если читатель владеет названными операциями, то вступает в беседу даже с самым коротким текстом.

«Чтение с остановками» - один из методов обучения диалогу с текстом. Учитель останавливает чтение тогда, когда в тексте есть прямой или скрытый вопрос и можно организовать прогнозирование и проверку детских прогнозов. Главное - научить видеть существенную информацию в тексте, не задавать поверхностных вопросов и делать остановку в чтении тогда, когда это оправдано выяснением текстовых смыслов. Здесь огромную роль играет внимание к слову. Развитие читательского воображения: многие трудности понимания и запоминания текста связаны с неразвитым воображением.

Приемы смыслового чтения:

- Направленное чтение - формирование умения целенаправленно читать текст, задавать вопросы и вести обсуждения в группе:

а) прием «Ассоциации» или «Ассоциативный куст»:

учащиеся высказывают свои ассоциации к ключевому слову или заголовку текста. Этот прием позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, настроить их на работу, актуализировать знания.

- Чтение в парах - формирование умения выделять главное, обобщать прочитанное в виде тезиса, задавать проблемные вопросы. Учитель объединяет учащихся в пары, где каждый ученик поочередно выполняет две роли: докладчик - читает и обобщает содержание в виде одного тезиса; респондент - слушает докладчика и задает ему два вопроса по существу. Далее происходит смена ролей. В паре по формированию смыслового чтения можно выполнять разные задания.

- Читаем и спрашиваем - формирование умения самостоятельно работать с информацией, формулировать вопросы, работать в парах. Ученики про себя читают предложенный текст или часть текста, выбранные учителем; ученики объединяются в пары и обсуждают, какие ключевые слова следует выделить в прочитанном тексте; один из учеников формулирует вопрос, используя ключевые слова, другой - отвечает на него.

- Дневник двойных записей - формирование умения задавать вопросы во время чтения, критически оценивать информацию, сопоставлять прочитанное с собственным опытом. Учитель дает указание учащимся разделить тетрадь на две части; в процессе чтения ученики должны в левой части записать моменты, которые поразили, удивили, напомнили о каких - то фактах, вызвали какие- либо ассоциации; в правой - написать лаконичный комментарий, почему именно этот момент удивил, какие ассоциации вызвал.

- Чтение с пометками - формирование умения читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами. Учитель дает ученикам задание промаркировать текст знаками: «V»-знакомая информация: «+» - новая информация; «–» - я думал (думала) иначе; «?» - это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше. Этот прием дает возможность учителю создать климат, который соответствует активной учебной деятельности, а ученику - классифицировать информацию, формулировать мысли автора другими словами, научиться вдумчиво читать.

- Синквейн - формирование умения выделять ключевые понятия и идеи в прочитанном тексте, синтезировать полученные знания, проявлять творческие способности. Учитель предлагает написать синквейн по ключевому слову текста. Структура синквейна: одно существительное (тема), два прилагательных (описание), три глагола (действие), фраза из четырех слов (описание), существительное (перефразировка темы).

- Восстанови деформированныйтекст - формирование умения видеть последовательность расположения частей текста. Учитель предлагает расположить перепутанные фрагменты текста, собрать правило или алгоритм в правильной последовательности.

- Найди ошибку - формирование умения находить и исправлять ошибки. (Мал соловей, да колос велик).

- Работа с многозначными словами - формирование умения находить хорошо знакомые слова в непривычном употреблении.

- Работа с фразеологизмами. Учитель предлагает дополнить предложение одним из записанных фразеологизмов, например, Ручеёк высох, деревья и кусты, и травы засохли, и люди… (Бить тревогу. Не знал, куда глаза девать).

- Расшифруй предложение и составь по нему рассказ - формирование умения понимать фактуальную и подтекстовую информацию.

- Прием «Чтение с остановками»

Данный прием содержит все стадии технологии:

1 стадия - вызов. На данной стадии, на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить, о чем будет текст.

2 стадия - осмысление. Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмысление) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом.Обязателен вопрос: "Что будет дальше и почему?"

3 стадия - рефлексия. Заключительная беседа. На этой стадии текс опять представляет единое целое. Формы работы с учащимися могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск, тезисы, выбор пословиц, творческие работы.

Такая работа с текстом развивает умение анализировать текст, выявлять связь отдельных элементов (темы, образы, способы выражения авторской позиции), развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению.

Методы и приемы, используемые при групповой работе:

  • Метод«Шесть шляп критического мышления
  • Прием «Учебный мозговой штурм»
  • Прием «Письмо по кругу»

В основе «Шести шляп» лежит идея параллельного мышления. Традиционное мышление основано на полемике, дискуссии и столкновении мнений. Однако при таком подходе часто выигрывает не лучшее решение, а то, которое более успешно продвигалось в дискуссии. Параллельное мышление – это мышление конструктивное, при котором различные точки зрения и подходы не сталкиваются, а сосуществуют.

Шесть шляп — это простой и практичный способ преодолеть подобные трудности посредством разделения процесса мышления на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета.

Цель- обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс.

Основная цель «учебного мозгового штурма» - развитие творческого типа мышления. Следовательно, выбор темы для его проведения прямо зависит от числа возможных вариантов решения той или иной проблемы.

Предполагает групповую форму работы. Детям нужно не только поразмышлять на заданную тему, но и согласовывать свое мнение с членами группы.

- Мозаика Джигсоу, также направлена на работу с текстом.

Слайд 12.

Применение различных приёмовпри работе с текстом позволяет развить у детей умения работать с текстом, умения анализировать текст, повышает уровень познавательных запросов учащихся.

Проведенные за последние двагода исследования показали, что данные умения и навыки у обучающихся после примененияданных приёмов развития критического мышления значительно развились.

Развитие критического мышления на уроках смыслового чтения, позволяет достигнуть качественно нового уровня знаний, позволяет увеличить объем и качество речевой деятельности обучающихся. Использование развития критического мышления, ее приемов и методов дает хороший результат

Необходимость в разработке различных инструментов итоговой оценки освоения обучающимися образовательных программ особенно актуальна сегодня, когда обучение на начальном уровне образования завершают четвероклассники, обучавшиеся «по стандарту», т.е. в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Проводим итоговые контрольные работы. Все работы включают материал, направленный на проверку умения работать с информацией. Это задания, опирающиеся на работу с приведенными текстами: их анализ, перечитывание, интерпретация (работа с таблицами, схемами, выписывание необходимых фрагментов и т.п.), использование содержания в качестве аргументации собственной точки зрения.

Слайд 14.

Информационная характеристика работы

Итогом работы являются ВПР в 4 классах, где идётработа с текстом.

Слайд15. Таблица, график ВПР 4 класса

Обычно в ВПР идёт работа с текстом во второй части -это вопросы 6, 7,8,9,10

На уроках математики: работа с текстовыми задачами. Проводится анализ задачи, устанавливается связь между данным и искомым, прежде чем выбрать то или иное действие для ее решения. Перевод текстовой задачи в таблицу, схему, графическую модель и наоборот. Работе над текстом задачи педагог предает также творческий характер: изменить вопрос или условие, поставить дополнительные вопросы. Что позволяет расширить кругозор ребенка, установить связь с окружающей действительностью.

На уроках изобразительного искусства: иллюстрирование отдельных эпизодов и небольших произведений; рассматривание и сравнение иллюстраций разных художников к одному и тому же тексту; иллюстрирование книг-самоделок, использование красок для передачи своего отношения к героям произведения, уроки коллективного творчества по темам чтения;

На уроках окружающего мира: выделение существенных и несущественных признаков, классификация, понимание главной мысли научного текста, фиксирование результатов наблюдений; использование кроссвордов. Тексты подбираются небольшие по объёму с воспитывающе – познавательным характером.

На уроках технологии: работа с элементами текста, работа с энциклопедическим материалом, изготовление книг-самоделок, групповые творческие работы («Сказочные домики», «В гостях у сказки» и т. д.).

Заключение.

Возвращаясь к началу статьи, где говорится о цели смыслового чтения, могу сказать, что постоянная и терпеливая работа с текстом на любом уроке и учебном предмете научит ребёнка максимально точно и полно понимать содержание текста, улавливать все детали и практически осмысливать извлечённую информацию,работать с художественными, научно-популярными, деловыми текстами. Считаю, что данный опыт формирования навыков смыслового чтения, как основы интеллектуальных умений, может быть применим и при работе по различным УМК

Скачать публикацию Скачали: 46 раз

Способы оплаты

Линии