Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96470

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 26.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Ансамблевое музицирование как одна из форм и методов повышения мотивации учащихся к обучению

Дата публикации:

Автор:
преподаватель, МБОУ ДОД "Детская школа искусств №2" г. Сарапула, Удмуртская Республика, город Сарапул

Цель: Теоретически обосновать и практически проверить роль ансамблевого музицирования как формы повышения мотивации к обучению, активизирующего музыкальные способности и музыкальное мышление детей.

Задачи: Обучающие: - выработать у детей навыки игры в ансамбле; - формировать технические навыки; - обучить грамотному прочтению нотного текста; - приобщать к музыкальной культуре, постигая широкий круг художественных образов, стилей, жанров; Развивающие: -развивать воображение, фантазию; -развивать все виды музыкального слуха, чувство ритма, память; - стимулировать развитие эмоциональности; Воспитательные: - стимулировать в детях доброжелательность, терпимость друг к другу, коммуникативность; - способствовать проявлению творческой активности, силы воли, умения дисциплинировать себя на публичных выступлениях; - создать мотивацию к обучению;

В основу образовательного процесса ДШИ положена концепция развивающего обучения, согласно которой работа над приобретением и совершенствованием исполнительских навыков и умений находится в неразрывной связи с всесторонним, универсальным развитием личности ученика, расширением его художественного и общекультурного кругозора, активизацией творческих и познавательных сил.

Основные задачи деятельности преподавателей заключаются в том, чтобы развивать эстетические и художественные вкусы детей, приобщать их к миру музыки, обучать искусству исполнения на инструменте, воспитывать грамотных слушателей и участников самодеятельного музицирования.

В последнее время существует проблема с набором детей в ДШИ. Это вынуждает принимать детей без учёта их музыкальных, физических, интеллектуальных данных. Неоднородность контингента учащихся диктует необходимость искать различные формы работы по развитию музыкальных способностей, искать способы заинтересовать детей музыкальным искусством, удержать в музыкальной школе. К каждому ребёнку надо находить свой отдельный подход, с каждым нужно обходиться на свой собственный лад. Главная задача преподавателя состоит в том, чтобы иметь наготове неиссякаемый запас увлекательных возможностей, с помощью которых можно научиться этой интересной игре – игре на аккордеоне. Одной из таких интересных и увлекательных возможностей является игра в ансамбле. В наше время музыка широко проникает в быт и сознание детей. Радио, телевидение, кино постоянно воздействуют на слуховое развитие детей. С самого раннего возраста дети привыкают к музыке, естественно и легко воспринимают её и стараются понять с таким же любопытством, как и другие явления окружающего мира. Поэтому в начале занятий музыкой ребёнка необходимо заинтересовать, используя его собственную любознательность. Лучшим средством для этого является игра в ансамбле учитель–ученик. Мелодия учителя обогащает простейшие пьесы ученика, помогает ему организовать ритм, приучает его ухо к красивому звуку, стимулирует интерес к занятиям. Даже играя одну ноту, ребёнок знакомится с аппликатурой, осваивает первоначальные игровые движения. Уже здесь мы стараемся понять, что такое строй; у кого первая партия, а у кого вторая; учимся одновременно «дышать» (менять мех), начинать и заканчивать фразы и вместе исполнять динамические оттенки. Материалом для ансамбля могут служить уже накопленные сознанием и слухом детей отрывки из музыки к кинофильмам, радио и телепередачам. Чередование сольного исполнительства и игры в ансамбле позволяет увлечь малышей в прекрасный мир музыки и не даёт им скучать на уроке.

(Музыкальный номер) Руф Е., Чепкасова М.В.: Р. Лехтинен. Летка-Енка, дет.пес. Шесть утят.

Чем раньше учащиеся попадают в исполнительский коллектив, тем скорее и плодотворнее протекает процесс их художественного и технического развития, сознания роли и возможностей инструмента, как в сольном, так и в ансамблевом исполнительстве.

Ребёнок в процессе занятий на своём инструменте должен не только развиваться технически, выполняя все задания педагога, хорошо играть гаммы, этюды и пьесы, но и получать удовольствие от участия в коллективной игре со своими сверстниками. Чередования в занятиях над репертуаром сольным и ансамблевым расширяет исполнительский потенциал ученика и позволяет юным музыкантам впоследствии более свободно и легко разбираться в нотном материале, понимать музыку. Они с большим удовольствием и интересом занимаются и приобретают необходимые навыки игры в ансамбле. Новая форма обучения «музицирование» даёт возможность развивать ансамблевые навыки с первого года обучения – ансамбли дуэтов. Ученик начинает прислушиваться не только к своей мелодии, но и к мелодии своего напарника. Они как бы начинают понимать друг друга. Затем, ознакомившись с более сложным материалом, начинают осваивать ансамблевые трудности: интонацию, динамику, ритм, атаку и характер пьесы. Всё это помогает в лучшем освоении выбранного инструмента для обучения.

Ведь игра в ансамбле – это не только радость творческого общения, но и очень тяжелый и кропотливый труд. Совместная игра отличается от сольной прежде всего тем, что и общий план, и все детали интерпретации являются плодом раздумий и творческой фантазии не одного, а нескольких исполнителей и реализуются их общими усилиями. В области темпа и ритма индивидуальности исполнителей сказываются очень отчётливо. Незаметное в сольном исполнении лёгкое изменение темпа или незначительное отклонение от ритма при совместной игре может резко нарушить синхронность. Музыкальная ткань оказывается разорванной, голосоведение гармонии искажается. Игра в ансамбле помогает учащимся преодолеть присущие ему недостатки: неумение держать темп, вялый или излишне жёсткий ритм; помогает сделать его исполнение более уверенным, ярким, многообразным.

Ребят всегда увлекает этот вид деятельности. Занятия в классе ансамбля приносят им большую радость совместного творчества, развивают у них целый ряд совершенно необходимых моральных качеств: это, прежде всего, чувство ответственности за исполняемую партию, чувство товарищества, взаимовыручка, поддержка. В работе с ансамблем лучше использовать аналитический, развивающий метод обучения, а не традиционный – «делай, как сказано». В творческом поиске оттенков звука и качества штрихов, темпов пьес и самостоятельном решении этих задач, каждый ученик проявляет себя активнее и не скучает на занятиях.

Одной из важнейших задач является подбор участников ансамбля, равных по своей музыкальной подготовке и владению инструментом. Учитывая возможность разнообразия ансамблевых организаций по учебному плану каждому учащемуся можно подобрать соответствующего партнёра. Это могут быть ученики одного класса, или различных классов. Но в любом случае необходимо учитывать межличностные отношения участников ансамбля. Если коллектив состоит из людей, уважающих и ценящих друг друга, то занятия проходят более результативно, дети чаще встречаются, интенсивнее репетируют. Благоприятный морально-психологический климат в ансамбле – залог успешной работы. На занятиях присутствуют и образные сравнения, и юмор, и поощрительное слово, и требовательность. Доброжелательная атмосфера репетиции позволяет переживать достойно свои ошибки даже слабому ученику.

(Музыкальный номер) Руф Е., Петрова А.: Дет. пес. Котик, А. Доренский. Юмористический вальс.

Начинать занятия надо с доступных детям произведений, в игре которых технические трудности преодолеваются сравнительно легко, а всё внимание направляется на художественные цели. В разновозрастном ансамбле это достигается разным уровнем сложности партий. Более слабый ученик подтягивается, более сильный – облагораживает игру в ансамбле. Ученик проявляет повышенный интерес к занятиям тогда, когда не чувствует собственной беспомощности, а получает удовольствие от результатов своей работы. Если умело подбирать репертуар, у ребят родится уверенность в своих возможностях, будет активизироваться интерес к обучению.

Очень важно культивировать все доступные виды активной музыкальной деятельности учеников (в частности ансамблевое музицирование). Ансамбль всегда производит яркое впечатление на концертах, и приносит большую радость и участникам, и слушателям.

Для учащихся средних способностей игра в ансамбле становится, нередко, единственной возможностью участвовать в концертном выступлении. Активное участие в концертной жизни школы, несомненно, способствует воспитанию устойчивого интереса к обучению.

(Музыкальный номер) Саламатов В., Чепкасова М.В.: А. Доренский. Родные напевы.

Таким образом, ансамблевое музицирование становится самым действенным стимулом музыкально-творческого самоусовершенствования. А более совершенная игра всегда доставляет удовольствие и располагает к более интенсивным занятиям на инструменте.

Наши новости:

Разместить свою публикацию