Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96470

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 26.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Технологическая карта урока по литературному чтению Л. Н. ТОЛСТОЙ «ЛЕВ И СОБАЧКА»

Дата публикации:

Автор:
учитель начальных классов, МАОУ-НОШ №5, ГО Среднеуральск

Цель: Тип урока: освоение нового материала

Задачи: Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с рассказом Л. Н. Толстого «Лев и собачка»; способствовать формированию навыков чтения, умения высказывать свои мысли; развитию устной связной речи, логического мышления, творческих навыков коллективной работы в группах; содействовать воспитанию доброго отношения к животным (терпимого отношения к окружающим людям), нравственному становлению личности

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе по теме:

Л. Н. толстой «Лев и собачка»

Тип урока: освоение нового материала

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с рассказом Л. Н. Толстого «Лев и собачка»; способствовать формированию навыков чтения, умения высказывать свои мысли; развитию устной связной речи, логического мышления, творческих навыков коллективной работы в группах; содействовать воспитанию доброго отношения к животным (терпимого отношения к окружающим людям), нравственному становлению личности

Планируемые результаты

Предметные:

научатся выражать личное отношение к прослушанному (прочитанному), аргументировать свою позицию с привлечением текста произведения; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, подтверждать словами

из текста

Метапредметные:

познавательные: сравнивают мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявляют особенности их поведения в зависимости от мотива;

регулятивные: формулируют учебную задачу урока, принимают её, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;

коммуникативные: руководствуются выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения

Личностные:

пользуются формами самооценивания и взаимооценивания на уроке

Образовательные ресурсы: портрет Л. Н. Толстого, подборка книг Л. Н. Толстого, детские рисунки по произведениям писателя, аудиозапись рассказа Л. Н. Толстого «Лев и собачка»

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося (осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

I. Организация начала урока

–. Доброе утро, мои дорогие! Как настроение? Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки.Улыбка располагает к приятному общению .Поднимите свои красивые глазки на меня.Начинаем урок литературного чтения Пусть он наполнит наши сердца благородными чувствами. (Создание ситуации успеха)

– Постарайтесь настроиться на интересную работу, внимательно слушать, громко
и чётко отвечать на вопросы.

Психологически настраивает учащихся класса на урок

Показывают готовность
к уроку. Приветствуют учителя

Владеют навыками психологической подготовки к уроку, организации рабочего места, вежливого общения

II. Проверка

домашнего задания

… старый друг у нас в гостях –

Мудрейший человек и мастер слова.

С творчеством какого писателя мы продолжаем знакомство?

–Давайте всмотримся в его глаза. Говорят, что глаза - зеркало души. Какие они? (добрые, внимательные, мудрые)

- Как он относится к людям?

Нашим помощником будет эпиграф "Чуткому сердцу откроются тайны". Прочитайте его про себя.

-Может ли человек с черствым сердцем сопереживать, радоваться ,грустить?

На прошлых уроках мы познакомились с другими произведениями Л.Н. Толстого и вы подготовили иллюстрации к ним. Обменяйтесь своей работой с соседом по парте и подпишите на обратной стороне листа, какому фрагменту текста она соответствует.

- Проверка: взяли в руки карандаш, поставили себе «+» рядом с правильным ответом.

«Акула», «Прыжок»

Выполняют тестовые задания

Самопроверка

Владеют логическими действиями.

Анализируют содержание рассказов.

Осуществляют самопроверку.

III. Постановка учебной задачи / Разминка

- Правильно, осознанно и выразительно читать – это целое искусство и поэтому мы с вами осваиваем это искусство. Прочитайте стихотворения. Первый раз про себя, а второй раз – вслух ,выразительно, на публику. Не забудьте ,вы должны увлечь слушателя.

- А этому поможет что? Правильно, интонация.

Жила-была собачка,

По кличке Чебурашка,

Курчавенькая спинка,

Забавная мордашка

Хозяйка к ней настолько

Привязана была

На рынке покупала

Куриную печенку

В одно и тоже время

Кормила собачонку.

А та жила в довольстве.

Бедная собака – бросили её

Старая собачка - где её жильё?
Злой хозяин, вредный,
Выгнал за порог!
Перед нею, бедной,
Нет уже дорог.

Ребята, как вы думаете, можно ли читать одним тоном стихотворение? Почему? Ответы детей.

– А сейчас прочитаем вслух, соблюдая выбранную интонацию.

-Какие мысли и чувства вызвало первое стихотворение? Второе? Ответы детей.

-Дети ,а у кого из вас есть домашние любимцы? Как в заботитесь о них? Расскажите! Что интересного знаете о собаках?

–Собака-друг человека ,верные друзья никогда не предают своего хозяина. Собаки раньше были дикими животными ,человек приручил собаку семь тысячелетий назад . Это первое прирученное животное. Собака помогает человеку на охоте, в домашнем хозяйстве охраняет жилище и скот. Существует более 400пород собак. Многие представители пород помогают спасать людей.

Но в последнее время на улицах городов и сёл бродят бездомные собаки.

Бездомная собака – брошенный друг. Друг, которого предали и довели до озлобления и отчаяния.

- Ребята, у нас в мире есть Всемирное общество защиты животных с центром в Лондоне, а в России во многих городах тоже созданы “Общества защиты животных».

- Сейчас я включу голос животного, а вы определите, принадлежит ли он собаке. А какому животному принадлежит? (звучит рычание льва) (ответы детей)

- Да вы правы, это голос льва. Кто из вас был в зоопарке? Кто видел льва? Что вы о нём можете рассказать? (Рассказ детей).

Рассказы детей: лев – это хищное животное из семейства кошачьих с короткой желтоватой шерстью и длинной гривой у самцов. Длина тела достигает 2 м 40 см, вес более 230 кг.

- Лев обладает отличным зрением и слухом, очень осторожен. Голос у него необычной силы. Страх и сильное смятение овладевают дикими и домашними животными, когда они слышат это могучее рычание. В зоопарке они доживают до 50 лет.

- Прочитайте, как называется рассказ, с которым мы сегодня познакомимся?

– О чём нам может рассказать заголовок? (О хищном льве и маленькой собачке.)

– Прочитайте слово под заголовком. Что оно обозначает?

– Что означает слово быль?

Читают стихотворения

про себя

Чтение стихотворений хором

Беседа

Рассказы детей о своих младших друзьях.

Прослушивание

Читают название.

Рассуждают о содержании произведения.

– Это быль – то, что было; рассказ о действительном происшествии.

Владеют логическими действиями.

Прогнозируют содержание рассказа по заголовку и иллюстрациям. Владеют навыками работы со справочной литературой. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности

Высказывают свое мнение.

III. Изучение нового мате-

риала. 1. Первичное восприятие

текста.

2. Словарная

работа

История ,о которой расскажет нам Толстой, произошла давно, в в далеком от берегов Лондоне. Возможно, её рассказал кто-нибудь из моряков, кто там бывал. Кто знает .Но дело в том ,что маленький Толстой был очень чувствителен, когда слышал печальные истории или видел, например, убитую птичку ,котенка со сломанной лапкой, то плакал. Эта черта сострадания сохранилась в нем до конца жизни.

-Как вы понимаете слово «сострадание»(Умение чувствовать чужую боль, переживать, сочувствовать).

Мне бы хотелось, чтобы вы сегодня испытали это чувство, т.к.только человек с чутким сердцем может сопереживать, радоваться, грустить, печалиться.

Лев Николаевич не остался к ней равнодушен, а написал об этом рассказ «Лев и собачка».

– После чтения ответьте на вопрос: о чем (а не о ком) эта быль?

Прослушивание записи рассказа

– Понравился рассказ?

– Ребята, поработаем над сложными словами и вместе раскроем значение этих слов.

– Зверинец-место, где в клетках содержат зверей для показа. Синоним-зоопарк

-Ощетиниться– поднять шерсть на спине

-Бился-совершал резкие движения.

-Металсябеспокойно двигался из стороны в сторону.

-Издохла-умерла.

– Вы очень внимательно слушали эту историю. Ответьте на вопрос: о чем эта быль?

– Скажите, что вы почувствовали, слушая этот рассказ?

– Какой эпизод затронул больше всего ваше сердце?

– Назовите главных героев были.

– Где происходит действие?

– Было ли вам кого-нибудь

Физкультминутка

Помахали мы крылами,

Покружились над полями,

А теперь мы стали львами,

Покачали головами;

Зарычали друг на друга,

Замолчали от испуга.

Сообщение ученика.

Внимательно слушают.

Делятся своими впечатлениями.

Определяют совместно

с учителем толкование слов.

– О любви и привязанности животных друг к другу.

– Печаль, грусть, тревогу.

– Лев и собачка.

– В зверинце.

Выполняют физкультминутку

Принимают

и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

Владеют навыками работы со справочной литературой.

Используют простые речевые средства для передачи своего мнения. Полно и точно выражают свои мысли.

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя


IV. Продолжение работы над темой.

Анализ произведения

Работа в парах

(составить диалог героев)

- В своем произведении Л. Н. Толстой не описал подробно ни внешность собачки и льва, ни их переживания. Но он много рассказал о поведении этих животных.

- Расскажите, как собачка попала в клетку ко льву?

Как вы думаете, собачке было страшно оказаться в клетке вместе со львом? Подтвердите словами из текста.

– Почему же лев не растерзал собачку, а заинтересовался ею?Ведь до этой собачки лев съедал множество собак. Что его удивило? Найдите и прочитайте это место.
– Ему стало её жалко, она ему понравилась.

- Если бы лев и собачка умели разговаривать, какой диалог мог бы состояться между ними при первой встрече? Даю две минуты на размышление.

Проверка. (на голове детей маски льва и собаки)

Выполняют задания, отвечают на вопросы.

-Поджала хвост ,прижалась в угол, легла на спину, подняла лапки, встала на задние лапки.

– Подошел к ней, понюхал, посмотрел с любопытством, тронул ее лапой…

– Умный взгляд собачки был как просьба не есть ее. Собачка очень добрая, игривая и ласковая, стала приветливо махать хвостиком.

Осуществляют логические действия. Адекватно воспринимают информацию.

Используют простые речевые средства для передачи своего мнения.

Составляют диалог животных при первой встречи


Работа с иллюстративным материалом

– Как лев относился к собачке?

– Найдите и прочитайте этот момент в тексте)

Рассмотрите иллюстрацию. К какому моменту она относится?
– Когда животные подружились, и лев не хотел никому отдавать собачку

Как выглядят животные?
– Лев на всех смотрит гордо. Не зря говорят, что он царь зверей. А собачка рада, что она в клетке у льва. Ей одной было плохо, её часто обижали. Теперь она ничего не боится, лев её защитит.

- А что бы вы подписали под этой иллюстрацией?
– Дружба животных. Нам вместе очень весело.

– Она понравилась льву. Лев относился к ней ласково, подружился с ней, полюбил ее.

– Может положиться на него, доверяет ему, он не обидит ее, не предаст.

– В дружбу.

Как повёл себя лев после смерти собачки? Подтвердите словами из текста.

– С помощью каких слов автор передаёт чувства льва? Зачитайте. (Он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол. Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лёг подле мёртвой собачки и затих.)

– Хозяин попытался изменить ситуацию? Как? Найдите этот момент в тексте и прочитайте. (Дал новую собачку.)

– Почему он убил другую собачку? (Не остыла боль утраты, остался верен своей подруге.)

- Отчего лев умер?
– Он не хотел оставаться один, так как потерял друга.

Как вы думаете, для чего писатель рассказал нам об этой истории?
– Чтобы мы были добрее к животным и заботились о них.

Л.Н.Толстой чувствовал и понимал боль животных. Мне бы хотелось, чтобы вы этому тоже научились.

– Собачка заболела

и умерла.

– Лев перестал есть, а всё нюхал, лизал собачку и трогал её лапой.

– Места себе не находил. Возможно, он понял, что не может больше оставаться

в клетке, он пытается вырваться на свободу, но не может этого сделать.

Высказывают свое мнение.


Работа в группах

1,2 группа-составление синквейна

Одни пары на собачку ,другие- на льва.

Синквейн (собачка)

Название(1 существительное)-собачка

Описание(3прилагательных)-маленькая,ласковая,беззащитная.

Действия(3 глагола)-прижалась,вскочила,заболела

Чувства (фраза из 3 слов)-Собачка понравилась льву

.

Синквейн (лев)

Название (1 сущ.)-лев.

Описание(3прил.)-сильный,верный,заботливый.

Действие (3гл. –нюхал, играл, тосковал)

Чувства (фраза из 3 слов) Лев полюбил собачку.

2, 5 группа портрет героя – льва

3, 6 группа портрет героя – собачки

–Какие пословицы можно подобрать к данному произведению?

Старый друг лучше новых двух.

Нет друга- ищи, а нашел

-береги.

Вещь хороша, когда новая, а друг-. когда старый.

– Скажите, так могут ли совершенно разные животные по размеру, образу жизни, характеру испытывать глубокие и сильные чувства друг к другу?

Эта история доказывает нам то, что животные, так же как и люди, имеют сердце, они все понимают, чувствуют происходящее, переживают, могут быть внимательными и заботливыми друг к другу. Очень часто они оказываются мудрее, чувствительнее, добрее и преданнее нас.

Называют пословицы.

Полно и точно выражают свои мысли

V. Домашнее

задание

- Наш урок подходит к концу. Какое задание вы могли бы предложить для домашней работы?

Придумать свою концовку рассказа, чтобы она была радостной.

Выполнить задание в рабочей тетради, с. 40

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Осуществляют поиск средств достижения цели

VI. Итог урока.

Рефлексия

На листочке нарисуйте своё сердечко и напишите,какие чувства там возникли, поселилась ли доброта,сочувствие,захотели ли вы совершить какой –либо поступоке по отношению к животным.

Кто доволен своей работой на уроке? Как работал класс?

Закончите фразы.

Сегодня на уроке:

• Я узнал…

• Я научился…

• Мне понравилось…

• Новыми знаниями я смогу поделиться…

Спасибо! Умницы! Вы мне доставили много радости, так как хорошо работали. Я горжусь вами!

Делают выводы и обобщения.

Осуществляют самоанализ учебной деятельности

Формулируют ответы на вопросы.

Владеют навыками самоанализа

Вывод учителя.

Такие уроки нравственной направленности очень важны и актуальны на сегодняшний день ,когда дети получают множество отрицательной информации. когда они видят жестокость в окружающем мире Наша задача -переключить их внимание на непреходящие ценности: любовь, красоту ,верность и стараться воспитывать в них самих эти чувства.

Наши новости:

Разместить свою публикацию