Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе по теме:
Л. Н. толстой «Лев и собачка»
Тип урока: освоение нового материала | ||
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с рассказом Л. Н. Толстого «Лев и собачка»; способствовать формированию навыков чтения, умения высказывать свои мысли; развитию устной связной речи, логического мышления, творческих навыков коллективной работы в группах; содействовать воспитанию доброго отношения к животным (терпимого отношения к окружающим людям), нравственному становлению личности | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: научатся выражать личное отношение к прослушанному (прочитанному), аргументировать свою позицию с привлечением текста произведения; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, подтверждать словами из текста | Метапредметные: познавательные: сравнивают мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявляют особенности их поведения в зависимости от мотива; регулятивные: формулируют учебную задачу урока, принимают её, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей; коммуникативные: руководствуются выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения | Личностные: пользуются формами самооценивания и взаимооценивания на уроке |
Образовательные ресурсы: портрет Л. Н. Толстого, подборка книг Л. Н. Толстого, детские рисунки по произведениям писателя, аудиозапись рассказа Л. Н. Толстого «Лев и собачка» |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы | |||
I. Организация начала урока | –. Доброе утро, мои дорогие! Как настроение? Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки.Улыбка располагает к приятному общению .Поднимите свои красивые глазки на меня.Начинаем урок литературного чтения Пусть он наполнит наши сердца благородными чувствами. (Создание ситуации успеха) – Постарайтесь настроиться на интересную работу, внимательно слушать, громко Психологически настраивает учащихся класса на урок | Показывают готовность | Владеют навыками психологической подготовки к уроку, организации рабочего места, вежливого общения | |||
II. Проверка домашнего задания | … старый друг у нас в гостях – Мудрейший человек и мастер слова. С творчеством какого писателя мы продолжаем знакомство? –Давайте всмотримся в его глаза. Говорят, что глаза - зеркало души. Какие они? (добрые, внимательные, мудрые) - Как он относится к людям? Нашим помощником будет эпиграф "Чуткому сердцу откроются тайны". Прочитайте его про себя. -Может ли человек с черствым сердцем сопереживать, радоваться ,грустить? На прошлых уроках мы познакомились с другими произведениями Л.Н. Толстого и вы подготовили иллюстрации к ним. Обменяйтесь своей работой с соседом по парте и подпишите на обратной стороне листа, какому фрагменту текста она соответствует. - Проверка: взяли в руки карандаш, поставили себе «+» рядом с правильным ответом. | «Акула», «Прыжок» Выполняют тестовые задания Самопроверка | Владеют логическими действиями. Анализируют содержание рассказов. Осуществляют самопроверку. | |||
III. Постановка учебной задачи / Разминка
| - Правильно, осознанно и выразительно читать – это целое искусство и поэтому мы с вами осваиваем это искусство. Прочитайте стихотворения. Первый раз про себя, а второй раз – вслух ,выразительно, на публику. Не забудьте ,вы должны увлечь слушателя. - А этому поможет что? Правильно, интонация. Жила-была собачка, По кличке Чебурашка, Курчавенькая спинка, Забавная мордашка Хозяйка к ней настолько Привязана была На рынке покупала Куриную печенку В одно и тоже время Кормила собачонку. А та жила в довольстве. Бедная собака – бросили её Старая собачка - где её жильё?
– Ребята, как вы думаете, можно ли читать одним тоном стихотворение? Почему? Ответы детей. – А сейчас прочитаем вслух, соблюдая выбранную интонацию. -Какие мысли и чувства вызвало первое стихотворение? Второе? Ответы детей. -Дети ,а у кого из вас есть домашние любимцы? Как в заботитесь о них? Расскажите! Что интересного знаете о собаках? –Собака-друг человека ,верные друзья никогда не предают своего хозяина. Собаки раньше были дикими животными ,человек приручил собаку семь тысячелетий назад . Это первое прирученное животное. Собака помогает человеку на охоте, в домашнем хозяйстве охраняет жилище и скот. Существует более 400пород собак. Многие представители пород помогают спасать людей. Но в последнее время на улицах городов и сёл бродят бездомные собаки. Бездомная собака – брошенный друг. Друг, которого предали и довели до озлобления и отчаяния. - Ребята, у нас в мире есть Всемирное общество защиты животных с центром в Лондоне, а в России во многих городах тоже созданы “Общества защиты животных». - Сейчас я включу голос животного, а вы определите, принадлежит ли он собаке. А какому животному принадлежит? (звучит рычание льва) (ответы детей) - Да вы правы, это голос льва. Кто из вас был в зоопарке? Кто видел льва? Что вы о нём можете рассказать? (Рассказ детей). Рассказы детей: лев – это хищное животное из семейства кошачьих с короткой желтоватой шерстью и длинной гривой у самцов. Длина тела достигает 2 м 40 см, вес более 230 кг. - Лев обладает отличным зрением и слухом, очень осторожен. Голос у него необычной силы. Страх и сильное смятение овладевают дикими и домашними животными, когда они слышат это могучее рычание. В зоопарке они доживают до 50 лет. – - Прочитайте, как называется рассказ, с которым мы сегодня познакомимся? – О чём нам может рассказать заголовок? (О хищном льве и маленькой собачке.) – Прочитайте слово под заголовком. Что оно обозначает? – Что означает слово быль? | Читают стихотворения про себя Чтение стихотворений хором Беседа Рассказы детей о своих младших друзьях. Прослушивание Читают название. Рассуждают о содержании произведения. – Это быль – то, что было; рассказ о действительном происшествии. | Владеют логическими действиями. Прогнозируют содержание рассказа по заголовку и иллюстрациям. Владеют навыками работы со справочной литературой. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности Высказывают свое мнение. | |||
III. Изучение нового мате- риала. 1. Первичное восприятие текста. 2. Словарная работа | История ,о которой расскажет нам Толстой, произошла давно, в в далеком от берегов Лондоне. Возможно, её рассказал кто-нибудь из моряков, кто там бывал. Кто знает .Но дело в том ,что маленький Толстой был очень чувствителен, когда слышал печальные истории или видел, например, убитую птичку ,котенка со сломанной лапкой, то плакал. Эта черта сострадания сохранилась в нем до конца жизни. -Как вы понимаете слово «сострадание»(Умение чувствовать чужую боль, переживать, сочувствовать). Мне бы хотелось, чтобы вы сегодня испытали это чувство, т.к.только человек с чутким сердцем может сопереживать, радоваться, грустить, печалиться. Лев Николаевич не остался к ней равнодушен, а написал об этом рассказ «Лев и собачка». – После чтения ответьте на вопрос: о чем (а не о ком) эта быль? Прослушивание записи рассказа – Понравился рассказ? – Ребята, поработаем над сложными словами и вместе раскроем значение этих слов. – Зверинец-место, где в клетках содержат зверей для показа. Синоним-зоопарк -Ощетиниться– поднять шерсть на спине -Бился-совершал резкие движения. -Метался– беспокойно двигался из стороны в сторону. -Издохла-умерла. – Вы очень внимательно слушали эту историю. Ответьте на вопрос: о чем эта быль? – Скажите, что вы почувствовали, слушая этот рассказ? – Какой эпизод затронул больше всего ваше сердце? – Назовите главных героев были. – Где происходит действие? – Было ли вам кого-нибудь
Физкультминутка Помахали мы крылами, Покружились над полями, А теперь мы стали львами, Покачали головами; Зарычали друг на друга, Замолчали от испуга. | Сообщение ученика. Внимательно слушают. Делятся своими впечатлениями. Определяют совместно с учителем толкование слов. – О любви и привязанности животных друг к другу. – Печаль, грусть, тревогу. – Лев и собачка. – В зверинце. Выполняют физкультминутку | Принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. Владеют навыками работы со справочной литературой. Используют простые речевые средства для передачи своего мнения. Полно и точно выражают свои мысли. Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя | |||
IV. Продолжение работы над темой. Анализ произведения Работа в парах (составить диалог героев) | - В своем произведении Л. Н. Толстой не описал подробно ни внешность собачки и льва, ни их переживания. Но он много рассказал о поведении этих животных. - Расскажите, как собачка попала в клетку ко льву? Как вы думаете, собачке было страшно оказаться в клетке вместе со львом? Подтвердите словами из текста. – Почему же лев не растерзал собачку, а заинтересовался ею?Ведь до этой собачки лев съедал множество собак. Что его удивило? Найдите и прочитайте это место.
- Если бы лев и собачка умели разговаривать, какой диалог мог бы состояться между ними при первой встрече? Даю две минуты на размышление. Проверка. (на голове детей маски льва и собаки) | Выполняют задания, отвечают на вопросы. -Поджала хвост ,прижалась в угол, легла на спину, подняла лапки, встала на задние лапки. – Подошел к ней, понюхал, посмотрел с любопытством, тронул ее лапой… – Умный взгляд собачки был как просьба не есть ее. Собачка очень добрая, игривая и ласковая, стала приветливо махать хвостиком. | Осуществляют логические действия. Адекватно воспринимают информацию. Используют простые речевые средства для передачи своего мнения. Составляют диалог животных при первой встречи | |||
Работа с иллюстративным материалом | – Как лев относился к собачке? – Найдите и прочитайте этот момент в тексте) Рассмотрите иллюстрацию. К какому моменту она относится? Как выглядят животные? - А что бы вы подписали под этой иллюстрацией? | – Она понравилась льву. Лев относился к ней ласково, подружился с ней, полюбил ее. – Может положиться на него, доверяет ему, он не обидит ее, не предаст. – В дружбу. | ||||
Как повёл себя лев после смерти собачки? Подтвердите словами из текста. – С помощью каких слов автор передаёт чувства льва? Зачитайте. (Он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол. Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лёг подле мёртвой собачки и затих.) – Хозяин попытался изменить ситуацию? Как? Найдите этот момент в тексте и прочитайте. (Дал новую собачку.) – Почему он убил другую собачку? (Не остыла боль утраты, остался верен своей подруге.) - Отчего лев умер? Как вы думаете, для чего писатель рассказал нам об этой истории? Л.Н.Толстой чувствовал и понимал боль животных. Мне бы хотелось, чтобы вы этому тоже научились.
| – Собачка заболела и умерла. – Лев перестал есть, а всё нюхал, лизал собачку и трогал её лапой. – Места себе не находил. Возможно, он понял, что не может больше оставаться в клетке, он пытается вырваться на свободу, но не может этого сделать. Высказывают свое мнение. | |||||
Работа в группах | 1,2 группа-составление синквейна Одни пары на собачку ,другие- на льва. Синквейн (собачка) Название(1 существительное)-собачка Описание(3прилагательных)-маленькая,ласковая,беззащитная. Действия(3 глагола)-прижалась,вскочила,заболела Чувства (фраза из 3 слов)-Собачка понравилась льву . Синквейн (лев) Название (1 сущ.)-лев. Описание(3прил.)-сильный,верный,заботливый. Действие (3гл. –нюхал, играл, тосковал) Чувства (фраза из 3 слов) Лев полюбил собачку. 2, 5 группа портрет героя – льва 3, 6 группа портрет героя – собачки
–Какие пословицы можно подобрать к данному произведению? Старый друг лучше новых двух. Нет друга- ищи, а нашел -береги. Вещь хороша, когда новая, а друг-. когда старый.
– Скажите, так могут ли совершенно разные животные по размеру, образу жизни, характеру испытывать глубокие и сильные чувства друг к другу? Эта история доказывает нам то, что животные, так же как и люди, имеют сердце, они все понимают, чувствуют происходящее, переживают, могут быть внимательными и заботливыми друг к другу. Очень часто они оказываются мудрее, чувствительнее, добрее и преданнее нас. | Называют пословицы. | Полно и точно выражают свои мысли | |||
V. Домашнее задание | - Наш урок подходит к концу. Какое задание вы могли бы предложить для домашней работы? Придумать свою концовку рассказа, чтобы она была радостной. Выполнить задание в рабочей тетради, с. 40 | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы | Осуществляют поиск средств достижения цели | |||
VI. Итог урока. Рефлексия | На листочке нарисуйте своё сердечко и напишите,какие чувства там возникли, поселилась ли доброта,сочувствие,захотели ли вы совершить какой –либо поступоке по отношению к животным. Кто доволен своей работой на уроке? Как работал класс? Закончите фразы. Сегодня на уроке: • Я узнал… • Я научился… • Мне понравилось… • Новыми знаниями я смогу поделиться… Спасибо! Умницы! Вы мне доставили много радости, так как хорошо работали. Я горжусь вами! | Делают выводы и обобщения. Осуществляют самоанализ учебной деятельности | Формулируют ответы на вопросы. Владеют навыками самоанализа | |||
Вывод учителя.
Такие уроки нравственной направленности очень важны и актуальны на сегодняшний день ,когда дети получают множество отрицательной информации. когда они видят жестокость в окружающем мире Наша задача -переключить их внимание на непреходящие ценности: любовь, красоту ,верность и стараться воспитывать в них самих эти чувства.