Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96393

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 24.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Технологическая карта урока обществознания 5 класс

Дата публикации:

Автор:
учитель, МБОУ СШ №10 г. Павлово Нижегородская область, Нижегородская область, г. Павлово

Цель: Формирование понятия о семейных традициях

Задачи: Образовательные: раскрыть понятие «семейные традиции», познакомить учеников с наиболее распространёнными традициями. Развивающие: развивать у учащихся интерес к истории семьи, семейным традициям; формировать навык работы в парах, умение отстаивать своё мнение. Воспитательные: продолжить формирование таких этических понятий, как любовь, забота, уважение к родителям и близким людям; подводить учеников к мысли о важности сохранения дружеских взаимоотношений в семье; продолжить работу по изучению семей классного коллектива; воспитывать чувство гордости за свою семью.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя школа №10 г. Павлово

Нижегородской области

Технологическая карта урока обществознания 5 класс

« Семейные традиции»

Автор: Мусатова Светлана Борисовна,

учитель истории и обществознания

г. Павлово, 2016

\Пояснительная записка к уроку обществознания « Семейные традиции» 5 класса

Актуальность - Семья является важным средством воспитания и сферой формирования духовно- нравственных основ подрастающего поколения. В семье не только закладываются базисные основы, но и оттачиваются грани личности через последовательное приобщение её к вечно живым и непреходящим духовным ценностям, что, в свою очередь, расширяет возможности для нравственной образованности и воспитанности человека, формирования его мировоззрения и обогащения внутреннего мира. Именно здесь подросток впервые включается в общественную жизнь, усваивает ее ценности, нормы поведения, способы мышления, язык. Иначе говоря, семья - это школа воспитания, передачи опыта жизни, житейской мудрости. В отличие от других воспитательных институтов семья способна воздействовать и, как правило, воздействует на все стороны, грани человека на протяжении всей его жизни и поэтому рассматривается как высшая первичная ценность государства. Дальнейшее укрепление воспитательных возможностей семьи - одно из важнейших направлений оздоровления духовно - нравственного климата в стране.

Данный урок предназначен для учащихся 5 классов. В ходе изучения учащиеся получат возможность узнать основные понятия, что такое семейные праздники и традиции. Проанализировать их и сравнить с традициями своей семьи. Распространить опыт лучших семейных традиций, через использование воспитательных возможностей семьи в нравственно-духовном развитии подрастающего поколения, способствовать пропаганде и укреплению роли семейных ценностей. В ходе урока планируется помочь учащимся осознать, какую роль играют семейные традиции. В процессе работы в сознании учащихся укрепляется авторитет семьи, формируется понятие о значимости семьи в жизни каждого человека. Используемые технологии проблемно-диалоговая, работа в парах, ИКТ позволяют учащимся не только глубже понять материал, но проявлять самостоятельность в "открытии" новых знаний. Данный урок продолжает тему «Вечер в семейном кругу» в цикле уроков. В ходе урока используются активные и интерактивные методы и приемы обучения. Активные - это такие методы, которые предполагают равнозначное участие учителя и учащихся в учебном процессе. То есть, дети выступают как равные участники и создатели урока. Интерактивные методы строятся на схемах взаимодействия "учитель = ученик" и "ученик = ученик". На протяжении всего урока учащиеся привлекаются к процессу обучения, но и сами учащиеся, взаимодействуя друг с другом, влияют на мотивацию каждого ученика.

Используемые методы и приемы:

  • Работа в парах
  • Групповая работа
  • Ромашка Блумма
  • Составление кластера
  • метод де Боно

Сочетая различные формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная, работа в парах учащиеся научаться работать в группе и предъявлять результаты своей деятельности, выделять главное и устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и обобщения.

Технологическая карта урока с дидактической структурой урока

Тип урока: открытия нового знания

Тема

Семейные традиции

Тип урока

Комбинированный урок

Информационно-

методическое

обеспечение педагогической системы урочной деятельности

Программа: Обществознание: 5-9 классы общеобразовательных организаций/ авт.-сост. О.Б.Соболева, О.В. Медведева. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 136с.

Учебник: Обществознание. 5 класс. О.Б. Соболева, О.В. Иванов. Под общей редакцией акад. РАО Г.А. Бордовского. – М.: Вентана-Граф, 2015.

Рабочая тетрадь: Обществознание: введение в обществознание: 5 класс.:/О.Б. Соболева, К.К. Трухина. – М.: Вентана-Граф, 2015

Методические пособия для учителя: Обществознание. 5 класс. Методическое пособие для учителя. О.Б. Соболева.- М.: Вентана-Граф, 2014

Цель

Формирование понятия о семейных традициях

Задачи

Образовательные: раскрыть понятие «семейные традиции», познакомить учеников с наиболее распространёнными традициями.
Развивающие: развивать у учащихся интерес к истории семьи, семейным традициям; формировать навык работы в парах, умение отстаивать своё мнение.
Воспитательные: продолжить формирование таких этических понятий, как любовь, забота, уважение к родителям и близким людям; подводить учеников к мысли о важности сохранения дружеских взаимоотношений в семье; продолжить работу по изучению семей классного коллектива; воспитывать чувство гордости за свою семью.

Планируемые результаты

Предметные УУД: научатся называть и характеризовать семейные традиции; описывать семейные праздники; смогут объяснить сущность и особенности семейных ценностей и традиций; овладеют принципом работы с учебником, текстом, участвовать в эвристической беседе, дискуссии; выполнять проблемные задания, анализировать, делать выводы.

Личностные УУД: осознавать значение семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи, понимать значение семейных традиций для укрепления семьи, воспитания детей, усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества, составить для себя перспективу развития семейных традиций своей семьи.

Регулятивные УУД: принятие и сохранение учебной задачи, соотносить свои действия с планируемыми результатами, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, оценивать правильность выполнения учебной задачи, возможности её решения;

Коммуникативные УУД: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, обосновывать свой ответ, сформулировать собственные выводы.

Познавательные УУД: выявлять различия понятий, давать их определение; выполнять задания развивающего характера, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение, составлять схемы, таблицы.

Основные понятия

Традиция, семья, реликвия.

Межпредметные связи

Работа со словарными словами по теме урока, выполнение рисунка (межпредметная связь с русским языком и литературным чтением, изобразительным искусством)

Ресурсы:

Презентация педагога «Семейные традиции», https://ru.wikipedia.org,

http://tolkslovar.ru, http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe

Формы урока

фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах.

Дидактическое обеспечение

ИКТ технология, ТРКМ, технология активных методов обучения, обучение в сотрудничестве, продуктивного чтения, актуализации знаний.

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формы организации и-

взаимодействия на уроке

Промежуточный контроль

Универсальные учебные действия

1.Орг. Момент

Добрый день ребята. Я рада видеть вас в отличном настроении, верю, что вы справитесь со всеми заданиями и узнаете много нового и интересного для себя.

Улыбнёмся солнышку,

Дадим друг другу руку-

Поднимем настроение

Себе и другу.

(подайте руку соседу и пустите по кругу искорку настроения).

Организуют рабочее место.

Подают руку соседу

фронтальная

Коммуникативные УУД: положительный настрой на урок.

Регулятивные УУД: организация рабочего

места.

2.Мотивационно-целевой этап

  • Скажите, ребята, правда ли, что все люди хотят быть счастливыми?
  • Если каждый человек хочет быть счастливым, то значит, все мечтают об одном и том же?

Шкала ценностей. Представления о счастье у людей разные. Сейчас выполним следующее задание.

Перед вами дом. Он символизирует счастье человека. Фундамент этого дома состоит из кирпичиков: семья, материальное благополучие, карьера, друзья, отдых и развлечения. Подумайте, какой из кирпичиков является самым важным для вас? Выберите то, без чего вы не сможете быть счастливым человеком.

Учащиеся выполняют задание- выбирают кирпичики. Объясняют свой выбор

фронтальная, индивидуальная

Устное задание

Предметные УУД:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осмысление поставленной задачи,

Коммуникативные УУД: умение аргументировать свой выбор.

Личностные УУД: осознание значимости семьи в жизни человека и общества

3.Актуализация знаний, постановка целей и задач урока.

На протяжении всей истории человечества люди не представляли себя вне семьи.

Давайте вспомним, что мы уже знаем о семье. Проверим насколько хорошо, вы усвоили материал прошлого урока.

Прием Ромашка Блума

Прочитайте стихотворение и сформулируйте тему нашего урока и 2-3 вопроса, на которые вы хотели бы получить ответ

Семья – это счастье, любовь и удача, Семья – это летом поездки на дачу. Семья – это праздник, семейные даты, Подарки, покупки, приятные траты. Рождение детей, первый шаг, первый лепет, Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Назовите тему урока.

Ребята, на какие вопросы нам нужно ответить:

Используется рутина: вспомни, подумай, ответь.

Отвечают на вопросы:

-Что такое Семья?

-Что такое семейные роли?

-Какие роли в семье вы играете?

-«Какие дела объединяют вашу семью?»,

- Поясните, какими должны быть взаимоотношения в хорошей семье?

- «Какие праздники обычно отмечают в вашей семье?»

Анализируют, формулируют цели, вопросы по поводу цели и темы урока.

Дети отвечают, что

речь на уроке пойдет о семейных традициях

Тема «Семейные традиции»

1.Узнать, что такое традиции,

2.Какие семейные традиции бывают.

Фронтальная

Устное задание

Записывают тему урока

Познавательные УУД: формулирование ответов на вопросы учителя , выполнение заданий развивающего характера, умение структурировать знания; строить логическое рассуждение.

Регулятивные-

формулировать цель и задачи учебной деятельности, составлять план, действовать по плану, оценивать результат.

Личностные: сохранять мотивацию к учебной деятельности.

Коммуникативные- обмен информацией

4. Первичное усвоение новых знаний.

Семейные ценности и традиции издревле укрепляли семью. Давайте узнаем ,

что же такое традиция?

Откройте учебник с. 105.

Прочитайте 1 пункт параграфа 18 и

найдите определение понятия семейная традиция. Подумайте, схоже ли оно с вашим суждением?

Какие вы знаете семейные традиции?

Вы очень много назвали традиций.

А сейчас мы с вами поработаем в парах и составим сложный план текста «Семейные традиции» (с. 105–106 учебника). Воспользуйтесь памяткой на с. 137 учебника. Первый пункт составить коллективно; название второго пункта предложить каждой паре придумать самостоятельно и затем выслушать варианты, а третий пункт и его подпункты предложить придумать самостоятельно и не проверять.

Читают 1 пункт параграфа 18 и выполняют задание 1 в рабочей тетради (с. 63).

То, что повторяется, то, что имеет определённые правила.

«Традиция – это всё то, что длительное время соблюдается членами семьи и их потомками, передаётся из поколения в поколение»

Рассказывают о разных традициях.

Учащиеся читают учебник, выделяют главную каждой мысль части и озаглавливают части текста. По 1 и 2 пункту высказывают свои предложения. А затем самостоятельно в паре расписывают третий пункт.

1. Что такое семейные традиции.

2. Значение семейных традиций.

3. Примеры семейных традиций:

а) семейные праздники;

б) семейные посиделки;

в) семейные династии;

г) семейные реликвии;

д) изучение генеалогии семьи.

Фронтальная, индивидуальная

Работа в парах

Устное задание, выполняют задание в рабочей тетради

Составляют план и записывают в тетради

Предметные УУД: Определение понятия традиция, знать виды семейных традиций .

Познавательные УУД: умение классифицировать. выявить различия понятий, давать их определение, составление плана; освоение приёмов работы с социально значимой информацией, её осмысление, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности

Коммуникативные УУД: планируют общие способы работы, проявляют инициативу, распределяют функции между членами группы, обмениваются информацией, обосновывают свой ответ.

Регулятивные УУД: принятие и сохранение учебной задачи, планируют и оценивают результаты своей работы, осуществляют поиск информации, анализируют объекты, ориентироваться на успех в учёбе.Личностные УУД: принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи, понимать значение семейных традиций для укрепления семьи.

5.Первичная проверка понимания. (10’).

Для чего нужны традиции?

Найдите ответ в учебнике с. 105.

Семейные традиции важны

только для семьи? Найдите ответ в учебнике.с.107

Рассмотрите иллюстрации

на с. 105 учебника, какие традиции на них запечатлены.

Какие традиции есть в вашей семье?

Россия многонациональное государство. У каждого народа есть свои семейные традиции.

Класс делится на группы: русские, буряты, ингуши, черкесы, тувинцы.

Каждая группа читает текст на с. 107-108 и определяет особенности традиций своего народа.

На основе текста учебника (с. 107) учащиеся формулируют ответ на вопрос «Что общего в семейных традициях разных российских народов?».

Отвечают:

- Наполняют жизнь радостью,

- Сохраняют историю семьи,

- Укрепляют семью.

Отвечают- Обсуждают .

- Семейные традиции важны для общества, чем крепче семья, тем сильнее наша страна

Отвечают: хранить национальную одежду, фотографии, совместный семейный отдых.

Выполняют задание в рабочей тетради №3 с. 63

Читают текст, ищут ответ, выделяют особенности:

Русские - Гостеприимство, щедрое угощение

Буряты -Усыновление сирот

Тувинцы - Уважение к своей родословной

Ингуши - Уважительное отношение к старикам

Черкесы - Уважение к женщинам

Прием : прочитай, подумай, ответь:

отношение к старшим, любовь к Родине, честность, благородство

Фронтальная, индивидуальная

Работа в группах

Устное задание

Выполняют задание в рабочей тетради

Познавательные УУД: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера,

работа с текстом, анализ и сравнение иллюстраций и текста, поиск информации в учебнике, опора на собственный опыт.

Коммуникативные УУД: работа в паре, обосновывать свой ответ, взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: - взаимопомощь по ходу обсуждения;

- эмоциональное отношение к совместной деятельности.

Регулятивные УУД: сохранение учебной задачи, обоснованность своих высказываний

Физминутка – игра «Это я, это я, это вся моя семья» (при несогласии – нужно промолчать, при согласии - «Это я, это я, это вся моя семья»)

1. Кто ватагою весёлой

Каждый день шагает в школу?

2. Кто одежду бережёт –

Под кровать её кладёт?

3. Кто ложится рано спать

В ботинках грязных на кровать?

4. Кто из вас не ходит хмурый,

Любит спорт и физкультуру?

6. Первичное закрепление.

Работа с текстом

« Семейные ценности « ( см. приложение)

Учащиеся работают в парах, читают текст и выполняют задание.

-Что такое семейные ценности?

-Представьте, что вам поручили составить словарь семейных ценностей. Какие ценности вы туда внесете?

После составления словаря поделитесь своими соображениями с соседями по ряду.

Составьте кластер ваших семейных ценностей.

Ещё одно понятие, без которого мы не можем обойтись при обсуждении традиций, это семейные реликвии. Что это?

Нарисуйте одну из своих семейных реликвий в задании

Читают текст и отвечают на вопросы, обмениваются результатами своей работы с соседями по ряду

.

Составляют кластер

Предметы, особо чтимые и хранимые как память о прошлом.

Во время рисования происходит обсуждение и рассказ о реликвиях.

Работа в парах.

Индивидуальная

Устное задание.

Письменное задание – составление кластера.

Творческое задание - рисунок

Познавательные УУД: словарная работа (объяснение значения) осуществление операций анализа и синтеза, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД:

работа в парах, умение делать полный, обоснованный ответ,

взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: - взаимопомощь по ходу обсуждения;

- эмоциональное отношение к совместной деятельности.

Регулятивные УУД: сохранение учебной задачи.

Личностные УУД:

понимать значение семейных ценностей,

самоопределяться в системе ценностей, умение аргументировать свой ответ.

7. Рефлексия Подведение итогов

Давайте вернемся с вами к нашему дому счастья. Изменилось ли ваше мнение? Какой кирпичик вы считаете самым важным в жизни счастливого человека?

Задание «Плюс – минус – интересно» (метод де Боно).

Отвечают на вопросы и заполняют таблицу.

В графу «П» – «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции. В графу «М» – «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным. В графу «И» – «интересно» учащиеся вписывают все интересные факты, о которых, узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю

Индивидуальная, фронтальная.

Устное задание.

Письменное задание – составление таблицы

Личностные УУД: понимать значение семейных традиций для укрепления семьи, гордость за свою семью

Регулятивные УУД:

уметь делать выводы, подводить итог работы, умение обосновывать свои высказывания

8. Домашнее задание.

Объяснение домашнего задания

Пар. 18 ответить на вопросы 1,2,3, 7 с. 109, в рабочей тетради выполнить задание 5,6 на с. 64-65

Творческое задание:

Составить родословную «Моя семейная традиция»

индивидуальная

Письменное задание – записать Д/з

Регулятивные УУД:

ориентироваться на успех в учёбе.

Личностные УУД: сохраняют мотивацию к учебной деятельности

Приложение 1.

Статья «Семейные ценности»

Семейные ценности – это не дорогие украшения, костюмы, платья, бытовая техника или квартира.

Семейные ценности – это часть исторической памяти семьи, то наследие, обычаи, традиции, которые идут от наших дедов и прадедов.

Семейная ценность – это то, что отличает одну семью от другой, служит достоянием для потомков, предметом гордости и уважения к старшим поколениям.

Идеальная семья немыслима без любви. Любовь – важнейшая семейная ценность. Это главная движущая сила развития человечества, то, ради чего существуем все мы, то, что подвигает человека к безрассудно-героическим поступкам. «Я люблю, а значит, я живу…» (В. Высоцкий).

Семейными ценностями являются верность, уважение, память предков, традиции семьи.

К ценностям семьи относятся семейные реликвии – документы, воспоминания, письма, награды. Каждая из них – свидетельство о жизни и делах близких, родственников. Бережное отношение к реликвиям – источник нравственной силы, идейной убеждённости, духовной преемственности поколений.

Семейные ценности нужно воспитывать с раннего детства, через рассказы о прошлом семьи, её истории, отраженной и запечатленной в семейном архиве.

Принято составлять семейный герб, в котором находят свое отражение главные отличительные особенности или характер семьи.

Незнание своих предков в старину приравнивалось к отсутствию образования. О том, как русские люди в старину чтили своих родителей, можно судить по внутреннему убранству жилища. До сих пор в древних избах висят на стенах фотографии. На них все члены семьи, близкие и дальние родственники. В центре ряда, на самом видном месте – увеличенные портреты родителей.

Семейный альбом, родословное дерево – кладезь исторической памяти – также являются семейными ценностями.


Наши новости:

Разместить свою публикацию