Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96204

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 19.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Урок обучения приёмов логического, ассоциативного и образного запоминания

Дата публикации:

Автор:
Учитель, МБОУ "Школа№94", г.Ростов-на-Дону

Цель: • научить детей запоминать, используя для этого специальные способы, которые помогают запомнить и вспомнить необходимую информацию.

Задачи: • обучить приёмам логического, ассоциативного и образного запоминания.

Цель занятия:

научить детей запоминать, используя для этого специальные способы, которые помогают запомнить и вспомнить необходимую информацию.

Задача:

обучить приёмам логического, ассоциативного и образного запоминания.

Оборудование для детей: тетрадь, ручка, карандаш.

Дидактический материал: вербальный материал для методики “Пиктограмма”, плакат с опорными словами к тексту, 4 текста для запоминания.

Содержание занятия

I. Приветствие. Создание эмоционального настроя.

Упражнение “Напиши своё имя”

Психолог. Пожалуйста, встаньте так, чтобы около вас было свободное пространство. Я хочу предложить вам нечто необыкновенное, чего вы, скорее всего, никогда еще в жизни не делали. Одну минуту постойте, полностью выпрямившись, и ощутите всё своё тело. Топните каждой ногой по полу. Теперь вы готовы.

Возьмите себя за локоть и напишите локтем в воздухе своё имя. Теперь другим локтем напишите в воздухе свою фамилию. Те, кто это сделал, подайте мне знак: поднимите руку высоко над головой и покажите пальцами букву V — “знак победы”.

Следующая задача труднее. Сконцентрируйтесь на своём правом бедре и напишите им по воздуху имя вашего лучшего друга. Теперь переключите внимание на левое бедро и напишите им имя человека, которым вы восхищаетесь. Тот, кто выполнил это задание, должен снова подать мне знак, подняв руку и показав знак “V”.

В заключение вы должны попробовать писать головой. Напишите головой в воздухе дату своего рождения. И тот, кто с этим справился, должен дать мне на этот раз двойной сигнал - поднимите обе руки над головой и продемонстрируйте мне двойной знак победы.

II. Настрой на занятие. Актуализация знаний.

Беседа-опрос по пройденному материалу:

Психолог. Прежде чем мы начнём изучение новой темы, давайте вспомним, что мы уже с вами изучили на прошлых занятиях, и ответим на следующие вопросы:

Что такое память?

Какие виды памяти вы знаете?

Бывает ли так, что какой – то материал очень трудно запоминается? Почему?

III. Работа по теме “Виды запоминания”

1. Развитие образной памяти на основе ассоциаций

Методика “Пиктограмма”

Психолог объясняет детям, что иногда, чтобы запомнить информацию (слово, предложение, текст), надо представить себе то, что запоминаешь, и обозначить это слово или предложение каким-либо значком. Для того чтобы убедиться в том, что дети поняли способ запоминания, психолог спрашивает детей, каким значком они бы обозначили слово “лето”.

Далее детям предлагается потренироваться в обозначении различных слов для того, чтобы лучше их запомнить. Для запоминания предлагается 5 слов конкретного содержания и столько же слов отвлеченного содержания, которые при диктовке лучше чередовать.

Диагностический материал типа: слон, тетрадь, зима, замок, радость, школа, наводнение, урок, краски, перемена.

Психолог читает слова с паузой 5-7 минут. В это время дети делают обозначение этого слова (зарисовку). Нельзя это слово записывать и долго рисовать значок. Если ребенок затрудняется в обозначении слова символом, он может поставить точку или крестик и продолжить обозначение далее. По окончании этой работы психолог просит детей вспомнить и написать те слова, которые они обозначали.

После этого слова читаются снова, и дети проверяют правильность воспроизведения. Желательно побеседовать с детьми по результатам этой работы с целью выяснения того, что было трудно запоминать или обозначать. Можно устроить обмен мнениями о том, как обозначить то или иное понятие.

2. Запоминание на основе логического объединения

Психолог рассказывает детям о том, что есть еще один интересный способ запоминания — объединять отдельные слова, которые надо запомнить, в предложения или словосочетания. Например, детям предлагается построить словосочетание или предложение со словами: яблоко, земля. Можно запомнить эти слова, связав их словосочетание: яблоко на земле; или в предложение:Спелое яблоко упало на землю.

Далее детям объединить в предложения или словосочетания пары слов, типа: пуговица – зима, печка – доска, цветок – стул, дом – книга.

3. Запоминание текста по опорным словам

Психолог читает детям текст, который надо запомнить. Для более точного запоминания он просит детей записывать главные (“опорные”) слова в каждом предложении.

Текст

Галка услыхала о том, что голубей хорошо кормят, выбелилась в белый цвет и влетела в голубятню. Голуби ее приняли как свою, накормили, но галка не удержалась и закаркала по - галочьи. Тогда голуби ее прогнали. Она вернулась было к галкам, но те ее тоже прогнали.

Опорные слова лучше написать на отдельном листе и при проверке запоминаемого открыть эти записи.

Опорные слова:

Галка, голубей, кормят.

Выбелилась, в голубятню.

Как свою, накормили.

Закаркала по-галочьи.

Голуби прогнали.

Вернулась к галкам.

Тоже прогнали.

Во время чтения психолог интонационно выделяет эти слова и замедляет темп чтения, упрощая детям задачу обнаружения и выписывания опорных слов. Один из ребят (по желанию) может выписывать слова на доску. После чтения дети по своим записям восстанавливают предложения (возможны дополнения и уточнения).

IV. Практическая работа по группам

Класс делится на 4 группы. Детям даётся следующая инструкция: “Сейчас каждой группе будет предложен текст, который нужно будет запомнить, используя один из способов запоминания. После выполнения этого задания каждая группа представит свою презентацию запоминания текста”.

1группа – способ “пиктограмма”. Приложение 1.

2 группа – способ запоминания на основе логического объединения.Приложение 2.

3 группа – способ запоминание текста по опорным словам. Приложение 3.

4 группа придумает и предложит свой способ запоминания текста. Приложение 4.

Каждая группа представляет выступление, восстанавливая текст, используя свой способ запоминания.

V. Рефлексия

Дети рассаживаются в круг, и каждый делится впечатлениями.

Что было интересного на занятии?

Что нового ты узнал?

Какой способ больше понравился? Почему?

VI. Ритуал прощания

Упражнение “ДА!”

Этой процедурой хорошо заканчивать занятия. Она выполняет сразу несколько функций: во-первых, является сигналом завершения учебного процесса, во-вторых, помогает участникам соединить полученные на занятии новые знания со старыми, уже имеющимися. Правила этой процедуры таковы.

Все ученики класса становятся в круг лицом друг к другу. Они держат перед собой руки ладонями вверх. Затем психолог говорит следующее:

“Мысленно положи все знания, которые ты сегодня принес с собой, в левую руку, а все то, что ты сегодня узнал нового — в правую. И когда я скажу: “Готово, давай!”, ты соединишь руки одним громким хлопком, сказав при этом: "Да!"”

Важно, чтобы участники хлопнули в ладоши одновременно. Это создает у них ощущение принадлежности к группе и чувство душевного подъема от совместной деятельности.

Наступившая после громкого хлопка тишина очень заметна. Можно заполнить ее, сыграв подходящую к ситуации оживленную музыку.

Литература:

1.Князева Татьяна Николаевна “Я учусь учиться” психологический курс развивающих занятий для младших школьников. Москва, АРКТИ, 2004 г.

2.Фопель Клаус “Энергия паузы” психологические игры и упражнения. Москва, “Генезис”, 2005 г.

Энциклопедия “Что такое? Кто такой?”. Москва, “Педагогика – Пресс”, 1992

Наши новости:

Разместить свою публикацию