Цель: моделирование и проектирование современного урока.
Задачи:
1) показать модель современного урока, характер взаимодействия «учитель-ученик» в современном образовании;
2) провести сравнительную характеристику традиционного и современного урока.
Презентация «Каким должен быть современный урок? Позиция педагога и ученика в современном образовании» (21 слайд)
Программа семинара
10.00 - открытие семинара
I. Теоретическая часть
Выступление «Каким должен быть современный урок с позиции родителей и учеников?
(руководитель РМО Боровикова А. П.)
II. Практическая часть
10.40 – урок математики в 3в классе
Тема: «Решение задач»
(учитель Серикова Н. В.)
11.35 - урок русского языка в 4б классе
Тема: «Имя существительное. Постоянные и непостоянные признаки»
(учитель Казанцева Е. А.)
12.20 – работа в группах «Каким должен быть современный урок с позиции учителя?»
(руководитель РМО Гаврилина О. А.)
Групповая работа по составлению постера «Современный урок—главная форма современного образования»:
1 группа—составление кластера по теме: «Учитель – капитан в образовательном плавании»
2 группа - составление кластера по теме: «Современное содержание предмета – залог нового качества образования»
3 группа - составление кластера по теме: «Интерактивные методы обучения на современном уроке»
4 группа - составление кластера по теме: «Новая информационная среда на современном уроке»
Защита кластеров группами. Вёрстка постера и обобщение темы семинара-практикума.
12.50 - рефлексия.
Ход семинара
- Приветствие участников семинара —
- «Современный урок. Каков он?»
(Слайды 1-2)
Мы начинаем работу 25 января, а ведь это Татьянин день или День студентов - праздник молодости, праздник всех тех, кто хранит в душе огонь творчества, жажду знаний, поиска и открытий (музыкальное поздравление).
(Слайды 3-4)
Будем надеяться на то, что этот день принесёт нам радость без потерь.
Тема: «Каким должен быть современный урок? Позиция педагога и ученика в современном образовании»
Цель: моделирование и проектирование современного урока.
Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Цели и задачи образования меняются, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы реформы не совершались, урок остается главной формой обучения. На нем держалась традиционная и держится современная школа.
Откуда пошло слово – урок? Слышится в нём что-то и от судьбы (рок), и от дремучего леса (урочище), и от урчания зверя. Ассоциации не из приятных. А на самом деле?
Наиболее понятный и привычный смысл (по В. И. Далю): «ученье в назначенный час, задача, назиданье, наука».
Каждый школьник за годы своего ученичества посещает почти 10000 уроков. Урок остаётся не только главной, но и единственной формой современного образования. Ему отводится не менее 98 % учебного времени.
Какие бы инновации не вводились, только на уроке, как сотни лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними (всегда) - океан знаний и рифы противоречий.
(Слайд 5)
Так что такое современный урок?Современный урок – урок, актуальный для настоящего времени. Современный урок – урок действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам личности ребенка, его родителей, общества, государства.
(Слайд 6)
Модели современного урока: традиционная и инновационная (развивающая, деятельностная). (Слайд 7)
Компоненты традиционной модели урока:
- триединая цель урока;
- план-конспект;
- фронтальная форма обучения;
- методы и приемы обучения;
- типы уроков и другие.
Компоненты инновационной модели урока:
- ориентация на развитие личности;
- ключевые и базовые компетентности;
- практический опыт ребенка;
- проектирование урока;
- разнообразные формы обучения;
- технологическая карта урока.
Характеристики образовательных моделей
Образовательные технологии | Традиционная «знаниевая» педагогика | Инновационная «способностная» педагогика |
Цель: | формирование знаний, умений и навыков. | развитие личности |
Функции учителя: | носитель информации, хранитель норм и традиций. | организатор сотрудничества, консультант |
Позиция ученика: | пассивность, объект деятельности учителя | активность, наличие мотива к самосовершенствованию, наличие интереса к деятельности |
(Слайд 8)
Что же характерно для урока? Урок -
- основной механизм усвоения школьниками стандартов образования,
- средство соорганизации (сотрудничества) субъектов,
- основная организационная форма обучения,
- форма индивидуального подхода к ребенку, учета его интересов и способностей, развития личностных качеств,
- часть жизни, которую ребенок проводит в школе.
(Слайд 9)
Посмотрим, что характерно для современного урока: личностно - ориентированный, индивидуальный характер, главное, – самостоятельная работа обучающихся, а не учителя, создание условий для развития ребенка, использование образовательных технологий, практический, деятельностный характер обучения. Четыре компонента содержания: знания, умения, навыки, творческая деятельность, эмоционально-ценностный опыт.
(Слайд 10)
Каким должен быть современный урок в понимании родителей?
Накануне был проведён социальный опрос родителей. Здесь представлены наиболее общие точки зрения. Родители жаждут индивидуального подхода к ребёнку. В их понимании современный урок должен носить практическую направленность, которая способствовала бы развитию качеств, отвечающих требованиям современного общества, и позволила бы всем ученикам успешно адаптироваться во взрослой жизни.
(Слайд 11)
А что же показал социальный опрос для учеников?
Ребята говорят, что современный урок – это познавательный, интересный урок, на котором ученики и ученик свободно общаются, и этот урок полностью основан на ИКТ –технологиях.
Таким образом, опрос среди учеников показал, что они готовы к новым формам работы:
- обучение через сотрудничество;
- интерактивные методы, позволяющие создавать ситуации для активного взаимодействия обучающихся с учителем.
(Слайд 12)
Урок зависит от самого ученика, его…
1) готовности к саморазвитию;
2) умения самостоятельно делать выбор, адекватного своим способностям;
3) умения ставить перед собой цель, принимать решение;
4) умения самостоятельно находить выход в нестандартной ситуации;
5) умение проконтролировать себя, свои собственные действия;
6) умения адекватно оценивать свои действия, выявлять и корректировать возникшие затруднения;
7) умения согласовывать свою позицию с другими людьми, умения общаться.
(Слайд 13)
Критерием результативности такого обучения являются положительные изменения в чувствах, эмоциях, мышлении, потребностях, мотивах, практической деятельности учащихся, их комфортное состояние в образовательном пространстве.
(Слайд 14)
Задача учителя: создать особое пространство, обеспечивающее деятельность учителя и ученика в новой образовательной парадигме. На уроке нет скуки, принуждения и лени, пассивности и страха ожидания двойки. Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача, пример, правило или выведенное самостоятельно понятие. Ученик открывает мир для себя - себя в этом мире. Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося и при этом использует новые технологии. Современный урок должен давать современный учитель.
(Слайды 15-16)
Практическая часть
Мы предлагаем поработать в группах по составлению постера по теме «Современный урок—главная форма современного образования». Хочу напомнить, что постер - художественно оформленный плакат, который несёт в себе определённую идею. Кластер - в переводе с английского «скопление», объединение нескольких элементов в одно целое.
Я предлагаю организовать группы по цвету.
(Слайд 17)
Для составления кластера на рабочем столе есть папка со всеми материалами. Время работы – 7 мин. Защита-1 мин.
1 группа—составление кластера по теме: «Учитель – капитан в образовательном плавании»
2 группа - составление кластера по теме: «Современное содержание предмета – залог нового качества образования»
3 группа - составление кластера по теме: «Интерактивные методы обучения на современном уроке»
4 группа - составление кластера по теме: «Новая информационная среда на современном уроке»
Защита кластеров группами. Вёрстка постера и обобщение темы семинара-практикума.
Вывод.
Какова позиция учителя?
Так, что же такое современный урок? — это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация, интерес, профессионализм, выбор, инициативность, уверенность, потребность.
Современный урок с позиции учителя: актуальный, технологичный, динамичный, вариативный, результативный, основанный на самостоятельной деятельности обучающихся, усиленный коммуникативной направленностью, с увеличением информационной составляющей урока, с изменением системы оценивания учебных успехов, с усилением значимости технологической составляющей урока, направленный на развитие практических навыков, с коллективными формами обучения.
Что главное в уроке?!
Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффективным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих - объяснение, для четвертых - опрос и т.д. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали.
(Слайд 18)
Новизна современного образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо «урочить», наполняя учеников знаниями, умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для воспитания ученика XXI века. Можно долго спорить о том, каким должен быть современный урок!? Неоспоримо одно: он должен быть одушевленным личностью учителя.
(Слайд 19)
Рефлексия. Подведём итоги нашего семинара (Пушмина О. А.)
И вот мы все сидим в просторном этом зале,
Нас школа собрала на умном семинаре.
Вы посмотрели не один урок
И думаем, пойдёт вам это впрок.
Мы благодарны всем за представление,
Но выслушать хотелось ваше мнение.
Если у вас настроенье хорошее,
То дружно хлопайте в ладоши.
Данная тема актуальна всегда!
Если согласны, скажите все «Да»!
Знания если вам пригодятся.
И если будете их применять.
Тогда сейчас коллеге справа
Руку можете пожать.
Если семинар хороший,
То дружно хлопайте в ладоши.
Мы славно потрудились вместе с вами,
Но расставаться все ж пришла пора.
С Татьяниным вас днём мы поздравляем.
Открытий, творчества, добра.