К концу 9 класса учащиеся должны сделать осознанный выбор пути профессионального образования. Этому способствуют различные урочные и внеурочные формы работы с учащимися.
На уроках географии есть много возможностей познакомиться с профессиями и рассказать о профессиональных функциях. Например, при изучении темы «Гидросфера» знакомлю учеников с профессией гидролога, при изучении темы «Атмосфера. Климат» учащиеся получают информацию о профессии метеоролога, эколога. Изучая экономическое положение Урала, Пермского края показываю учащимся 9 классов презентацию «Профессии, актуальные в нашем регионе», представляю рефераты учащихся на эту тему.
При изучении темы «Машиностроение» показываю рабочие места специалистов машиностроительной отрасли.
Широко использую экскурсии. В 7 классе посещаем Кунгурский хлебокомбинат, где учащиеся знакомятся с профессией пекаря, кондитера. В 9 классе знакомимся с швейным предприятием «Олинка», в 10 классе проводим экскурсии на Камскую ГЭС. Организую встречи с предпринимателями города, с руководителями муниципального фонда поддержки малого предпринимательства, с родителями- представителями организаций и предприятий города.
Но все это – разовые, несистематичные знакомства с профессиями Учащиеся получают представления о профессиях и рабочих местах, имеющихся на территории нашего города, края.
Замечательно, что в этом году мы получили возможность разработать курс «Профессии экономического направления». Данный курс позволяет учащимся сделать небольшие профессиональные пробы по тем профессиям, которые есть в планах у учащихся.
Нами был составлен курс знакомства с профессиями экономического направления.
Курс рассчитан на 17 часов для учащихся 9 классов, проводится в течение I полугодия по 2 занятия в неделю.
Цели данного курса:
- актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе и о профессиях экономического направления;
- развить у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях;
- предоставить возможность учащимся попробовать себя в различных профессиональных ролях.
По окончании учащиеся должны уметь:
- искать информацию профильного характера;
- оперировать экономическими понятиями;
- соотносить свои индивидуальные особенности с профессиональными требованиями;
- овладевать практическими навыками;
- анализировать профессиограммы, статистические данные, анкеты.
Форма проведения занятий. В процессе преподавания курса используются разнообразные формы организации занятий и методы обучения: комбинированное занятие, деловые игры, метод конкретных ситуаций, практические занятия, общение с представителями экономических профессий, экскурсии на предприятия нашего города, составление учащимися описания профессий.
Изучение курса предполагает активное участие школьников в подготовке и проведении занятий, насыщение занятий различными упражнениями для самостоятельной работы.
Описываемые занятия по форме, содержанию и способу организации учебной деятельности, по принципам взаимодействия педагога с учащимися во многом отличаются от традиционных уроков в школе, поскольку основаны, прежде всего, на диалогичности общения, рефлексивной позиции ведущего.
Ожидаемые образовательные результаты.
Личностные образовательные результаты:
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе практической деятельности;
- формирование способности учащихся к саморазвитию и самообучению;
- формирование осознанного выбора и построение дальнейшей образовательной траектории на основе профессиональных предпочтений.
Метапредметные результаты:
- умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность;
-способность анализировать реальные экономические ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых социальных ролей;
-умение выполнять познавательные и профессиональные пробы и бизнес- проекты.
Предметные результаты:
-знание основных закономерностей экономической жизни современного общества, проблемы функционирования экономических систем, ценностные основы хозяйственной и трудовой деятельности;
-умение анализировать основные экономические события являющейся составной частью блока общекультурной подготовки;
-знание ряда ключевых понятий, умение объяснять их с позиций явления социальной действительности;
-умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, аргументировать собственную точку зрения.
План реализации.
1.Вступительное занятие.
Знакомство с программой курса. «Ярмарка экономических профессий»
Ознакомление с различными специальностями в области экономики, требованиями к качествам личности, необходимым для данных профессий.
Знакомство с учебными заведениями (среднего и высшего образования), обучающими экономическим специальностям.
Создание буклета экономических профессий.
2.Профессиональная проба «Логист». История появления профессии, функциональные возможности, профессиограммы «Логист». Деловая игра «Гуманитарная помощь»
Проба на логику «Пословицы русские и английские: объеденить по смыслу».
3. Профессиональная проба «Бухгалтер». Понятия: «Прибыль, виды прибыли; расходы, виды расходов, налоги».
Представление профессиограммы «Бухгалтер»
Работа с кейсом «Зарплата». Деловая игра «Расчет зарплаты».
4. Профессиональная проба «Экономист». Понятие «Потребительская корзина». Расчет потребительской корзины семьи по предложенным условиям кейса (группы по 2-3 ученика)
Представление профессиограммы «Экономист».
Деловая игра «Потребительская корзина»
Работа с кейсами: «Потребительские корзины на неделю для разных групп населения».
5. Профессиональная проба «Индивидуальный предприниматель»
Работа с экономическими терминами: фирма, ЧП, ИП, маркетинг, реклама, ценообразование, издержки
Разработка бизнес - проекта. Кейс для каждой группы. Распределение ролей в группе. Подготовка защиты бизнес проекта.
6. Экскурсия на предприятие ОАО «Металлист». Перед экскурсией заочно знакомимся с историей предприятия, продукцией, логистикой предприятия.
Составляем вопросы к руководителю предприятия, экономисту, рабочим.
Продукт мероприятия - рекламный плакат.
7.Заключительное занятие. Профессиональное самоопределение учащихся.
Выбор профильного класса.
Составление профессиограммы выбранной специальности. Круглый стол «Мой выбор». Презентация « Буклета экономических профессий».
По итогам курса каждый ученик имеет 5 профессиограмм, проводит их самоанализ и делает вывод об обосновании своего выбора.
«Я поняла, что мне нравится быть бухгалтером и могу в будущем реализовать себя в этой профессии»; . «… я могу работать логистом, так как у меня есть логическое мышление, математические способности, усидчивость».
Курс реализован в сентябре-октябре 20015 года, отзывы учащихся положительные: «…узнала много об интересных профессиях в области экономики, в выборе профиля обучения определилась благодаря встрече с предпринимателями, удачно нами был представлен проект «Спортивный зал для лицея». Хотелось бы его реализовать».