Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96218

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 20.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Формирование предметных результатов при выполнении кулинарных работ на уроках технологии в средней школе

Дата публикации:

Автор:
учитель технологии, МБОУ "СОШ № 28", г.Братск, Иркутской области

Цель: Освоение знаний и умений о составляющих культуры питания

Задачи: Формирование культуры питания

В V—VII классах учащиеся в соответствии с разделом «Кулинарные работы» должны освоить порядок сервировки стола к завтраку, обеду, ужину и праздничного стола. Для этого необходимо знание назначения столовых приборов и правил обращения ими. Неверно думать, что выполнение правил обращения с ложками, вилками и ножами не обя­зательно и только обременяет процесс еды ненужными формальностями. Ведь этикет принятия пищи складывался веками и проверялся практикой жизни многих поколений.

Столовые приборы способствуют культуре еды. Правила обращения с ними продиктованы не только интересами кушающего, но и заботой об окружающих. Так, если вилку или нож взять не пальцами, а в кулак, сейчас же подни­мутся локти, которые будут мешать соседу. Положение столовых приборов может служить также сигналом к окон­чанию трапезы. Для этого вилку и нож кладут на тарелку параллельно друг другу, ручками вправо. При этом вилку рас­полагают зубцами вверх. Отодвигать от себя тарелку не сле­дует. Если же еда еще не закончена, а лишь прервана, нож и вилку кладут по обе стороны тарелки на ее края или крест-накрест на тарелку, с тем чтобы не испачкать скатерть.

Трудности, с которыми сталкиваются учащиеся при освое­нии порядка использования столовых приборов, часто преуве­личиваются. Даже при обилии тарелок, ножей, вилок, ло­жек на праздничном столе разобраться в них совсем неслож­но. Тарелку ставят на 3—5 см от края стола (рис. 1). Сначала используется прибор, наиболее отстоящий от тарелки, затем следующий за ним (ближе к ней) и т. д. Справа от тарелки кладут нож (или ножи), лезвием повернутый к тарелке, ближе к тарелке кладут суповую ложку вогнутой стороной вниз (рис. 1, е). Слева от тарелки располагают вилку зубцами вверх: ближе к ней — для второго блюда, дальше — для закуски (рис. 1, ж). Остальные приборы, предназначенные для десерта, располагают за тарелкой.

Рис. 1 Рис. 2

Как правило, праздничный стол накрывается чистой белой скатертью. Она может быть и другого цвета, с вышивкой, орнаментом. В последнее время в моду вошли скатерти с оборками и рюшами по краям. Но какая бы ни была скатерть, ее тщательно отутюживают, а среднюю заглаженную склад­ку располагают по центру стола. Под скатерть хорошо под­ложить мягкую ткань. Тогда она ляжет ровнее и стук тарелок и приборов смягчится. Если стол украшают цветами, лучше поставить их в низкую вазу, с тем чтобы она не мешала сидящим видеть друг друга.

На праздничном столе своеобразна и расстановка блюд. В центре ставят мясное блюдо. Справа и слева от него — за­куски. Ближе к средней линии стола располагают судки с приправами. Между ними ставят напитки, минеральную воду, соки, коктейли.

При большом количестве гостей блюда лучше разносить. При этом, если еда уже разложена на тарелки, их подносят справа от сидящего, а если на общем блюде и каждый дол­жен взять ее сам, то слева.

Желательно сервировать праздничный стол в одном сти­ле — одинаковой посудой, приборами, скатертью и сал­фетками. Учащимся следует объяснить назначение и исполь­зование столовых приборов.

Итак, что чем едят?

Ложка. Известна уже в X в. Первоначально ложки делали из дерева, а для богатых людей — из серебра. И были они для всех блюд одинаковыми. Постепенно форма, размер ложек изменялись в зависимости от их назначения. Так, суповой ложкой (рис. 2, а) едят первое блюдо. И в том случае, когда оно подано в тарелке, и тогда, когда бульон налит в чашку. Только остаток жидкости можно осторожно, ма­ленькими глотками допить прямо из нее. При этом ее держат за ручку правой рукой. Обычно столовой ложкой едят и каши. Во время десерта пользуются десертной ложкой (рис. 2, б). Едят ложкой, параллельно поднося ее ко рту, немного поворачивая ручку от себя. Жидкость из ложки пьют беззвучно.

Ложка подается к чаю (рис. 2, в), к кофе с молоком, к черному кофе (рис. 2, г). Ею размешивают сахар, едят варенье. Если чай наливают в стакан, в него можно поло­жить ложку. В чашке же ложку никогда не оставляют. Нельзя использовать свою ложку и для того, чтобы брать сахар из сахарницы (это делают щипчиками или кончиками пальцев). Для сахарного песка подается специальная ложка.

Ложка имеет и некоторые другие функции. Например, ею извлекают изо рта косточки вишни, ви­нограда, апельсина и т. д., едят некоторые фрукты (грейп-фрут), арбуз, дыню. Специальной ложкой — салатной из общего блюда кладут себе на тарелку содержимое. Для того чтобы налить соус, используют соусную ложку. Слева на ее округлой части есть специальный «носик» для того, что бы было удобнее концентрировать струю соуса.

Есть другие ложки, например ложка-шумовка (рис. 2, д). Самая большая ложка - разливательная. Ею разливают суп, компот. Она бывает разных размеров и форм (рис. 2, е). Есть ложка для накладывания варенья (рис. 2, ж) и самая маленькая: ложка - для специй (рис. 2, з).

Вилка. Ею человек пользуется сравнительно недавно: 700—800 лет. Во времена средневековья (да и позже) ее, как, правило, изготавливали из дорогостоящего металла - золота, серебра или слоновой кости. Поэтому она употреблялась только за столом знати. Большая часть населения следовала укоренившейся привычке есть руками.

Вначале вилка была довольно значительных размеров (в полтора-два раза больше современной) и предназначалась главным образом для накалывания больших кусков мяса, ди­чи. Это обусловило и количество зубцов: их было два. С тече­нием времени увеличивался ассортимент блюд, расширялись и функции вилки. В XVIII в. зубцов у нее стало три. А в XIX в. их число возросло до четырех. 8 России вилку как обязательную принадлежность стола ввел Петр I. Те­перь без нее практически не может обойтись ни один прием пищи.

Кроме обычной вилки с четырьмя зубцами, которой едят второе горячее блюдо (рис. 3, а), есть вилки специального назначения. Вилка, которой едят закуски (рис. 3, б), отли­чается от обычной только меньшим размером. Вилка для десерта (рис. 3, в) изящнее, тоньше. Вилка, которой едят рыбу, имеет три или четыре зубца, но они короче и шире, чем у вилки для закуски (рис. 3, г). Вилка для лимона (рис. 3, д) совсем маленькая и имеет два зубца. И самая большая вилка, которой берут мясо, снабжена двумя большими зубцами. Самая оригинальная вилка — салатная. Ею раскладывают салат. Она имеет округлую форму с широкими короткими зубцами. Ею удобно протыкать плотную массу салата и раскладывать его по тарелкам. Есть и другие вилки специального назначения, например для раков и крабов (рис. 3, е), вилка также входит и в прибор раскладывания блюд (рис. 3, ж).

Рис. 3 Рис. 4

Нож. В процессе еды употребляют самые разнообразные ножи, которыми не только нарезают пищу, но и выполняют некоторые вспомогательные действия: придерживают еду, набирая или накалывая ее вилкой, отбирают рыбные косточки. Им намазывают масло на хлеб, очищают фрукты от кожуры и т. д. Держат нож большим, указательным и средним пальцем правой руки. При этом его ручка должна упираться в ладонь.

Самый большой нож в столовом приборе — для мясных блюд (рис. 4, а). За ним следует закусочный нож и нож для десерта (рис. 4, б, в). Нож для рыбы имеет своеобразную форму: его широкий конец закруглен (рис. 4, г). Нож для фруктов имеет особо изящную форму (рис. 4, д). В столовый прибор иногда входит нож для масла (рис. 4, е). Он похож на небольшую продолговатую лопаточку. Нож для сыра имеет три коротеньких зубца (рис. 4, ж), ножом-пилой нарезают лимон (рис. 4, з), иногда его используют для нарезания хлеба.

Знакомя учащихся с назначением столовых приборов, нужно обязательно остановиться на некоторых правилах их использования. Например, во время еды нельзя греметь приборами по тарелке. Если почему-либо произошла за­держка в подаче очередного блюда, не следует теребить прибор, дотрагиваться то до вилки, то до ложки, перекла­дывать их, проявляя этим нетерпение. Беря в руку прибор, нельзя отставлять в сторону мизинец. Это считается призна­ком жеманства и невоспитанности. Пользуясь ножом и вил­кой, их располагают под небольшим углом по отношению к тарелке, а не вертикально и постоянно держат в руках.

Есть правила, ограничивающие использование ножа в про­цессе еды. Например, ножом нельзя накладывать пищу на вилку, а можно лишь слегка помогать, подправлять то, что хотят ею взять. Не следует также все сначала нарезать ножом, а потом пользоваться одной вилкой (тарелка в этом случае выглядит неряшливо). Или разрезать то, что легко разламывается вилкой (котлеты, тефтели, запеканки и т. п.).

Нож, когда он входит в столовый прибор, но не использу­ется в данный момент, кладется слева от тарелки. И тогда едят одной вилкой. Ножом не принято разрезать рыбу. Рыбным но­жом лишь помогают отделять мякоть от косточек.

И еще несколько правил обращения с приборами. Нель­зя использовать свой прибор, если нужно взять кушанье из общего блюда: для этого предназначены специальные вилки и ложки. При этом ложку держат в левой руке, а вилку в правой. Укоренившееся мнение, что птицу, дичь можно есть руками, неверно. Особенно это относится к праздничным,

Список литературы

  • Коноилева Н.П., Секреты домашнего хозяйства, М: Просвещение, 1991;
  • Синица Н.В. , Симоненко В.Д. Технология. Тех­нологии ведения дома: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Вентана-Граф, 2012;
  • Скопцева М.И., Технология. Учебное пособие по обслуживающему труду для учениц 5-8 классов, Ростов-на-Дону, «Феникс», 1997.

Наши новости:

Разместить свою публикацию