Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96417

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 25.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Опыт работы с детьми с ограниченными возможностями.

Дата публикации:

Автор:
учитель логопед, МБОУ "Родионово-Несветайская СОШ №7", сл. Родионово-Несветайская

Цель: Цель: помочь социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья через занятия декоративно-прикладным творчеством.

Задачи: Задачи: развивающие: • развивать мелкую моторику рук, тактильную чувствительность; • повышать уровень мышления, внимания, памяти, воображения; • формировать трудовые навыки; • развивать зрительное восприятие окружающего мира; воспитывающие: • воспитывать коммуникативные качества, эстетический и художественный вкус; • воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе; • приобщать к нормам социальной жизнедеятельности человека

Цель: помочь социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья через занятия декоративно-прикладным творчеством.

Задачи:

развивающие:

  • развивать мелкую моторику рук, тактильную чувствительность;
  • повышать уровень мышления, внимания, памяти, воображения;
  • формировать трудовые навыки;
  • развивать зрительное восприятие окружающего мира;

воспитывающие:

  • воспитывать коммуникативные качества, эстетический и художественный вкус;
  • воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе;
  • приобщать к нормам социальной жизнедеятельности человека;
  • воспитывать чувство собственного достоинства и уверенности в себе;
  • воспитывать активность и самостоятельность в достижении поставленной цели;

обучающие:

  • познакомить с различными видами декоративно-прикладного искусства;
  • формировать навыки работы с различными инструментами и материалами в разных техниках;
  • научить составлять композиции, правильно сочетать цвета и оттенки в своих работах.

Несколько лет назад мне посчастливилось работать с детьми с ограниченными возможностями в здоровье. Посчастливилось, потому что более отзывчивых, открытых, добрых, искренних детей, наверное, больше не встречала. Это дети с взрослыми проблемами, уже понимающие смысл жизни, они очень хорошо осознают себя в болезни. Так как круг общения у детей очень узок, они, любят поговорить. Мы обсуждали все просмотренные передачи, фильмы, даже проблемы мирового масштаба. За всё время работы с детьми, а проработала я с ребятами пять лет, ни один ребёнок, ни задал вопрос:

« А почему болею Я, а никто-то другой?» Может быть, так повезло только мне, но я не увидела в детях никакой озлобленности на людей, на мир. Так иногда случается в жизни приходиться менять место работы, чаще в связи с семейными обстоятельствами. Но до сих пор встречая ребят, мы искренне друг другу рады. Мне давно хотелось поделиться с коллегами своим опытом работы в этом направлении.

Данное описание опыта работы является попыткой осмыслить роль прикладного творчества в работе с детьми-инвалидами.

В последние годы возрастает количество детей с ограниченными возможностями здоровья, поэтому в «Основных направлениях государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» были выделены приоритетные направления работы с такими детьми. Это обеспечение реального права детей с аномалиями в развитии и детей-инвалидов на особую заботу государства, на обеспечение условий для полноценного духовного и физического развития.

Дети с ограниченными возможностями здоровья требуют особого педагогического подхода в обучении. Круг общения таких детей невелик. Только система дополнительного образования может предоставить им возможность реализовать свой потенциал.

Я решила заниматься с детьми-инвалидами прикладным творчеством, так как это помогает максимально использовать возможности ребенка в направлении прогрессивного саморазвития, способствует лучшему познанию окружающего мира, дает возможность, преодолев трудности, поверить в собственные силы.

Прежде, чем приступить к обучению этих детей, я познакомилась с их родителями, рассказала о характере своей деятельности, провела анкетирование и узнала характерные особенности каждого ребенка.

Проводить занятия было очень непросто, т.к. в моей группе занимались дети, с тяжелыми нарушениями здоровья: дети с ДЦП, с нарушениями умственного развития, слуха, зрения, дети с физическими недостатками. Первоначально многие родители не верили, что их дети могут заниматься прикладным творчеством. Моей главной задачей стала попытка открыть каждого ребенка с творческой стороны. Показать, что наше объединение «Росток» это не только место, где происходит трансляция знаний, но и пространство, где мы общаемся – говорим о жизни, о том, что волнует ребенка на данный момент, организуем праздники, совместные «семейные» занятия, когда вместе с детьми могут позаниматься родители, бабушки, дедушки, брат или сестра.

Вся работа с детьми-инвалидами велась с соблюдением определенных психолого-педагогических условий:

  • учет сложившегося социального опыта ребенка;
  • любовь к ребенку, безусловное принятие его как личности;
  • опора на зону актуального развития;
  • учет возможностей, интересов, потребностей, индивидуальных особенностей;
  • ориентация на паритетные отношения;
  • создание ситуации успеха.

Считаю, что начинать работу с «особыми» воспитанниками нужно с формирования положительного эмоционального настроя. Это удается, когда я применяю диалоговые формы общения без панибратства и заигрывания. Встреча с детьми всегда начиналась с доверительного и доброжелательного общения. К работе приступали с самого простого - плоских игрушек и аппликации из бумаги и ткани. Затем работали с пластикой, соленым тестом, бросовым и природным материалом, кожей. Дети учились лепить элементарные фигурки, держать ножницы в руках, вырезать, выполнять иглой простые швы, наклеивать. В процессе работы ребята постепенно научились действовать одновременно двумя руками сразу; длительное время усваивали навыки работы с колющими предметами. Каждый ребенок работал в своем темпе, в соответствии со своими возможностями. В дальнейшем осваивали правила композиционного построения - делали коллажи и панно.

Сначала делила детей на группы по уровню заболеваемости и возрасту, проводила индивидуальные занятия . Затем в группах одновременно занимались дети разных категорий. Работая с ними нужно быть предельно внимательным и тактичным. С младшими проводила игровые занятия, это очень помогает в положительном развитии

отношений в коллективе, легче решаются любые коллективные вопросы (взаимодействие между кружковцами и другие проблемы), а также лучше проходит усвоение материала.

К старшим же ребятам другой подход – самооценка, сравнение, больше самостоятельности.

Старалась приобщить детей к различным видам коллективной и индивидуальной деятельности, так как это расширяет зону их творческих возможностей, круг интересов. Старалась чаще поощрять и одобрять самостоятельность и уверенность ребенка в своих силах.

Особую значимость приобрели коллективные дела: организация и проведение праздников («Мамин день», «Снежная сказка», День инвалида, фестиваль инвалидов, «Рождественские посиделки», дни рождения и т.д.)

Дети учились работать вместе, приобретали опыт полезного использования свободного времени. Легче решались вопросы воспитания.

У ребенка-инвалида, не занимающегося дополнительным образованием, не происходит наработки жизненных навыков, позволяющих ему существовать со своими особенностями во взрослой жизни, поэтому цель моей работы заключалась не только в том, чтобы познакомить детей с различным видам прикладного искусства, но и выработать у них

умения и навыки работы с различными материалами, в различных техниках. В конечном итоге - научить детей полноценному образу жизни, радоваться этой жизни, не обращая внимания на свой недуг. Все занятия носили воспитательный характер. Большая работа велась по знакомству с родным краем, его природной красотой, культурой, традициями. Дети учились правильно вести себя в обществе. Программа дает свободный выбор индивидуального образовательного маршрута в том или ином направлении деятельности прикладного искусства: изготовление мягкой игрушки, аппликация, работа с бумагой, тестом, бросовым материалом, кожей, природным материалом. Такая деятельность позволяет детям не испытывать монотонности и однообразия в осуществлении соответствующих реабилитирующих упражнений. Дети развивают мелкую моторику, тренируют различные группы мышц. При проведении коррекционных занятий проявляла заботу о настроении и работоспособности детей, создавала особую атмосферу внимания и доверия. В ходе таких занятий часто применяла коллективные формы обсуждения выполняемых работ. Хвалила детей: молодец, сумел показать свои «задумки»; сегодня ты нас очень порадовал и т.д.

Ребёнок постоянно должен чувствовать со стороны педагога поддержку в совместном творчестве и общении. С самого начала определялась длительность занятия, оно планировалось в зависимости от физического состояния ребёнка, его творческой активности, душевной расположенности на текущий момент.

В конце каждого занятия также фиксировалось внимание детей на достигнутом результате. Каждого ребенка учила оценивать свой результат. Положительная оценка

работы ребёнка является для него важным стимулом. Необходимо отметить недостатки, но похвала должна и предварять, и завершать оценку.

Программный материал подбирала так, чтобы дети не чувствовали утомления. На занятиях чередовала различные виды деятельности, предоставляя время для отдыха - дети могли поиграть, поупражняться физически, послушать музыку, посмотреть мультфильм. С целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве разгрузки проводились словесные игры, разгадывались шарады, ребусы. Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.

Особенно важно сформировать взаимоотношение детей с ограниченными возможностями с миром здоровых людей. Позиция «ты мне должен помогать, потому что я инвалид» не подходит для долговременных отношений между людьми. Если такой ребенок не изменит своего иждивенческого отношения к тем, кто ему помогает, не научится быть благодарным, то он обречен во взрослой жизни на социальное одиночество.

Индивидуальные особенности некоторых детей-инвалидов затрудняют его самостоятельность, а это, как следствие, порождает неуверенность в своих силах. Моя задача – помочь детям преодолевать трудности: не бояться браться за новое дело, высказывать свое мнение, быть решительным, уверенным, смелым.

Ребята, с которыми я занималась, испытывали удовлетворение от сознания того, что они преодолевают определенные трудности. Затем подобные явления становятся для них обыденностью, и они готовы идти к новым целям, выполнять более сложную работу. Во время работы у ребенка улучшается память и пространственно- логическое мышление,

развивается ловкость, увеличивается словарный запас.

Все занятия носили практико-ориентированный характер. Это расширяет возможности приобретения практического опыта ребенка, формирование и развитие новых жизненных умений и навыков.

Огромные возможности использования средств декоративно- прикладного творчества в социальной реабилитации детей-инвалидов неоспоримы. Но в работу с такими детьми хотелось привнести что-то новое, инте­ресное, значимое. Психологи утверждают, что общение с природой наиболее глубоко формируют личность - происходит воздействие на все стороны функционирова­ния нервной системы, положительно влияя на социальное и психоло­гическое самочувствие ребенка. Я адаптировала и ввела в программ­ный материал элементы гарденотерапии – это особое направление психосоциальной, трудовой и педагогической реабилитации при по­мощи приобщения детей к природе, работе с растениями. Коррекци­онные возможности гарденотерапии велики:

  • расширение функциональных возможностей кисти рук;
  • предупреждение невротических расстройств;
  • развитие тактильной чувствительности;
  • предупреждение психического инфантилизма;
  • коррекция эмоциональной сферы;
  • развитие элементарных трудовых навыков;

- развитие познавательной активности.

Начинали работу со сбора листьев, причудливых веточек и корешков, узнавали о видах и свойства растений, способах засушки. Дети стали приносить на занятия ракушки, речные камешки, семена растений, скорлупки орехов. Такое разнообразие материала радовало детей, когда они принимались «колдовать» над очередной работой. Делали коллажи, составляли букеты, занимались флористикой. Высаживали комнатные растения, наблюдали за их ростом и развитием. Это вызывало чувство эмпатии у детей, заинтересованности в результатах своего труда. Дети испытывали радость от совместного творчества. Таким образом, элементы гарденотерапии, включаемые в работу с особыми детьми, способствуют плавному переходу от общения с природными объектами к нормализации взаимоотношений с окружающим миром.

Также я использовала элементы цветового игротренинга на занятиях, которые помогают детям чувствовать цвет, ощущать, какое настроение он создает, какие ассоциации пробуждает. Осознавать свои симпатии и антипатии по отношению к цвету или какому-то образу, фантазировать, мечтать, таким образом расширять границы общения с окружающим миром.

В 2006-2007 учебном году начали осваивать биолатрику - применение материалов животного происхождения при выполнении декоративной композиции. Собирали с детьми плавники и чешую рыб, яичную скорлупу, пуховые перья и пух птиц, крылышки насекомых, раковины моллюсков и др. Обрабатывали собранный материал и составляли композиции на натуральной основе: бумага, картон, ткань, фанера, ДСП, кора деревьев, спилы древесины.

Работе с родителями уделяла особое внимание, поэтому с ними сложились добрые, доверительные отношения. Постоянно нацеливала на то, чтобы родители как можно чаще беседовали с детьми о том, чем занимались, как прошел день, чем доволен и чем огорчен ребенок.

За время работы накоплен богатый учебно-методический комплекс: образовательная программа, инструкционные карты, раздаточный, дидактический материал, разработки различных мероприятий. Все это помогало достичь оптимальных результатов в обучении и воспитании детей.

Наши новости:

Разместить свою публикацию