Приёмы сохранения психо-эмоциональной устойчивости педагога в период адаптации - основа профессионального здоровья
Ишалева Ирина Анатольевна, ГБОУ школа № 645 Пушкинского района г. Санкт-Петербург
Система современного образования предъявляет большие требования к личностным и профессиональным качествам педагога. Причём, основным условием его профессиональной компетентности предусматривается высокий уровень профессионального здоровья.
Способность организма сохранять и активизировать защитные механизмы как раз и обеспечивает работоспособность, эффективность и развитие личности педагога на всех этапах осуществления профессиональной деятельности
Основные причины, негативно влияющие на профессиональное здоровье педагога это:
- ненормированная продолжительность рабочего времени;
- высокая напряженность многогранной профессиональной деятельности;
- публичный характер деятельности;
- постоянное общение с людьми разного возраста (учащиеся и их родители), требующее достаточного уровня коммуникативной компетентности.
Все эти факторы и приводят к значительному психо-эмоциональному перенапряжению в течение длительного периода времени. Ребёнок лучше воспринимает и усваивает эмоционально окрашенную информацию, а это как раз и требует от педагога постоянного напряжения, что резко повышает не только физическую, но и психическую нагрузку.
Появляется так называемое эмоциональное выгорание, стрессовые состояния и профессиональная деформация. Педагоги отмечают значительную усталость, частую головную боль, расстройства сна, особенно в конце учебного года.
Творческий характер деятельности педагога и его эмоциональное возбуждение требует постоянного самоконтроля и напряжения внимания при постоянной нагрузке на голосовой аппарат.
Поэтому важно, чтобы каждый педагог владел информацией о признаках и последствиях негативных состояний стресса, а также о пользе позитивных установок.
Что может помочь в преодолении фиксации на негативной стороне восприятия окружающей среды?
Это раскрытие личностного потенциала педагога, его способность постоянно находиться в состоянии развития своего интеллекта и умения им пользоваться, способность к самореализации; умение ставить цели и достигать их, но при этом, выбирая адекватные и достижимые средства. Также необходимо развивать физическую составляющую здоровья.
Всё это хорошо в виде профилактики, но если уже достигнуто состояние «криз» - очевидно необходимо создание многофункциональных центров реабилитации профессионального здоровья педагогов.
Необходимо помочь педагогам:
- в овладении знаниями в этой области; способствовать приобретению знаний о методах и приемах профилактики.
- содействовать развитию умения отслеживать состояние своего профессионального здоровья;
- помогать развивать регулятивную систему личностной стабилизации, умения грамотно реагировать в напряженных ситуациях.