Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96443

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 25.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

«Развитие речевой культуры учащихся 5-6 классов на уроках русского языка и литературы». (Отправлено на почту).

Дата публикации:

Автор:
Учитель, ГБОУ "Школа 2025", Москва

Цель: обеспечить развитие речевой культуры обучающихся 5-6 классов в соответствии с требованиями ФГОС с учетом уровня грамотности чтения.

Задачи: Обучить учащихся:  расширить, дополнить и углубить языковые знания, умения и навыки, получаемые обучающимися на уроках;  пользоваться диалогической речью, как средством общения с окружающими;  излагать свои мысли, чувства и желания в нескольких предложениях, а также строить развернутый монолог (текст, высказывание);  усвоить грамматические закономерности речи на практическом уровне;  научить обучающихся самостоятельно работать с книгой и другими пособиями и добиться того, чтобы они полюбили язык и книгу как источник знания.  развить креативность и творческие способности обучающихся.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

"ШКОЛА № 2025" отделение № 3

Информационная карта проекта по русскому языку

«Развитие речевой культуры учащихся 5-6 классов на уроках русского языка и литературы»

Выполнила учитель русского языка

и литературы

Борисова Любовь Владимировна

Москва - 2017г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................... 3

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПРОЕКТА.......................................... 5

1.1.Актуальность и целевое назначение проекта....................................... 5

1.2.Формы организации учебного процесса.............................................. 9

1.3.Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса «Развитие речевой культуры учащихся 5-6 классов на уроках русского языка и литературы»..................................................................... 13

1.4.Планируемые результаты освоения курса по развитию речи........... 16

2.ПРОГРАММА ПРОЕКТА «РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»............................................................................................ 19

2.1.Учебно-тематическое планирование проекта.................................... 19

2.2.Календарно-тематическое планирование........................................... 20

2.3.Методические приемы реализации курса «Развитие речевой культуры учащихся 5-6 классов на уроках русского языка и литературы» 23

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ....... 31

ПРИЛОЖЕНИЕ............................................................................................ 33


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной темы проекта заключается в том, что надо с самого раннего возраста учить детей правильно, грамотно и образно выражать свои мысли. Если ребенку интересно на уроке, то и учение может стать наиболее успешным. Для того, чтобы учение захватывало и увлекало ребенка, вводят инновационные методы работы с ними, благодаря которым эффективно развивается речь. В “Концепции модернизации российского образования” к современной общеобразовательной школе предъявлены требования, среди которых – использование инновационных технологий, определяющее современное качество образования. Речь человека обогащается и совершенствуется на протяжении всей жизни. Но самым важным ее периодом является период детства. И нужно помочь школьникам освоить богатство родного языка. Как хотелось бы слышать правильную, выразительную, богатую и образную речь, речь без ошибок и недостатков.

Цель данного проекта: Развитие устной и письменной речи обучающихся и формирование их лингвистической компетенции на уроках русского языка и литературы

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

  • обозначить актуальность и целевое назначение проекта;
  • определить формы организации учебного процесса;
  • сформулировать личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса «Развитие речевой культуры учащихся 5-6 классов на уроках русского языка и литературы»;
  • представить планируемые результаты освоения курса по развитию речи;
  • разработать учебно-тематическое и календарно-тематическое планирование проекта.

Объект исследования: речевая культура учащихся 5-6 классов

Предмет исследования: инновационные технологии в развитии речевой культуры учащихся 5-6 классов на уроках русского языка и литературы.

Для достижения поставленной цели и решения практических задач проект предполагает разработку курса факультативных занятий по развитию речи «Развитие речевой культуры учащихся 5-6 классов на уроках русского языка и литературы».

Преемственность факультатива с основным курсом по русскому языку и литературы позволяет от класса к классу проводить системную работу по развитию речи и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению учащихся 5-6 классов универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными). Формы организации факультативных занятий могут быть различными: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, встречи с писателями своего края, уроки-спектакли и т. д.

Этапы реализации проекта:

  • Подготовительный: сентябрь 2017 – октябрь 2017. Изучение материалов по теме проекта.
  • Основной: октябрь 2017– апрель 2018. Использование на уроках заданий, упражнений, способствующих развитию связной речи учащихся; продолжение изучения методической литературы по теме.
  • Заключительный: апрель 2018 – май 2018. Подведение итогов, анализ результатов, обобщение опыта.

Проект «Развитие речевой культуры учащихся 5-6 классов на уроках русского языка и литературы» рассчитан на один учебный год (1 раз в неделю, общее количество: 36 часов)


1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПРОЕКТА

1.1.Актуальность и целевое назначение проекта

Актуальность проекта. Предлагаемый проект по развитию речи ориентируется на достижение определённой цели - выработку у школьников навыков кодифицированной речи как в письменной, так и в устной форме. Следует учесть, что ученики фактически владеют лишь одной разговорной разновидностью литературного языка. Прежде всего, необходимо показать учащимся принципиальную разницу в условиях общения. Разговорная речь - это речь не для всех, а только для близких людей. Людей, находящихся рядом, видящих то, о чём говорится; людей, активно участвующих в разговоре. Такая речь непригодна для общения на расстоянии (не видны ни то, о чём говорят, ни жесты, ни мимика), тем более непригодна для письменного общения (не слышна интонация, невозможен переспрос). Непригодна такая речь и для общения в официальной обстановке, в условиях, когда говорящего слушают не один-два человека, а несколько десятков, тем более если слушают сотни людей. В таких условиях говорящий должен гораздо больше следить за своей речью, контролировать себя в процессе говорения.

Если учащиеся осознают эти принципиальные различия разговорной и неразговорной речи, они поймут и необходимость развития своей речи. Организуя работу по развитию речи и мышления, учащихся в рамках представленного проекта предлагается использовать различные инновационные технологии подачи учебной информации, приёмы, дающие возможность обучаемому воспринимать, размышлять, обсуждать, осваивать коммуникативную функцию языка, почувствовать его как средство общения.

Содержанием уроков развития речи является обучение связной монологической, а также диалогической речи. В диалогах на актуальные для детей этого возраста темы уделяется внимание не только правильному построению и чередованию вопросительных и повествовательных предложений, но и умению вносить уточнения в сообщения собеседников, выражать согласие и несогласие с мнением одноклассника, ставить дополнительные уточняющие вопросы, получать адекватные ответы, предлагать продолжить или завершить беседу, перейти на другую тему, объяснить свою точку зрения, доказать высказанное положение и т.д. Также предлагаемый проект представляет распределение контроля за знаниями учащихся в течение учебного года и учебно-методический комплекс, который представлен литературой для учащихся и учителя. Сущность работы по развитию речи заключается в развитии способа общения, в воспитании речевого поведения, в формировании речевой деятельности.

Новизна проекта:

Заключается в том, что предложенный курс по развитию речи основан на инновационных технологиях подачи материала, в частности составление синквейнов, позволяющих расширить коммуникативную компетенцию, технологии критического мышления, примирение информационных технологий, Интернет-ресурсов.

Целевая аудитория:

1. Педагогический коллектив образовательного учреждения.

2. Обучающиеся 5-6 классов.

3. Родители обучающихся 5-6 классов.

Целевое назначение Проект

Цель: обеспечить развитие речевой культуры обучающихся 5-6 классов в соответствии с требованиями ФГОС с учетом уровня грамотности чтения.

Для достижения поставленной цели проект предполагает разработку курса факультативных занятий по развитию речи «Развитие речевой культуры учащихся 5-6 классов на уроках русского языка и литературы».

Особенности построения курса

Программа факультативных занятий по русскому языку в 5 классе строится на основе интереса обучающихся, занятия имеют элемент занимательности. Работа факультатива по русскому языку строится на основе общедидактических принципов: научности, доступности, систематичности, индивидуального подхода, занимательности, развивающего обучения, развития активности и самостоятельности обучающихся, укрепления связи обучения с жизнью. Все занятия строятся тематически: в соответствии с грамматической темой или видом работы. Материал подобран таким образом, что каждое занятие обогащает обучающихся новыми знаниями.

Программа рассчитана на 34 учебные недели: 1 час в неделю. Кол-во часов:

  • Всего - 34 часов;
  • В неделю - 1 часа.

Задачи Проекта:

Обучить учащихся:

  • расширить, дополнить и углубить языковые знания, умения и навыки, получаемые обучающимися на уроках;
  • пользоваться диалогической речью, как средством общения с окружающими;
  • излагать свои мысли, чувства и желания в нескольких предложениях, а также строить развернутый монолог (текст, высказывание);
  • усвоить грамматические закономерности речи на практическом уровне;
  • научить обучающихся самостоятельно работать с книгой и другими пособиями и добиться того, чтобы они полюбили язык и книгу как источник знания.
  • развить креативность и творческие способности обучающихся.

Принципы реализации Проекта:

Организационно-методические:

  • Создание пакета методических материалов по:
  • Разработка технологий взаимодействия с родителями и семьями обучающихся по реализации данного проекта.
  • Разработка методов и приемов стимулирования деятельности педагогов и обучающихся по формированию основ речевой культуры обучающихся.
  • алгоритму проектирования данного курса,
  • разработке механизмов взаимодействия преподавателей в процессе реализации курса,
  • мониторингу результативности курса.

Дидактические:

  • Создание банка заданий по формированию основ речевой культуры, обучающихся на разных предметах и в разных видах учебной деятельности.
  • Разработка материалов промежуточной и итоговой диагностики различных этапов реализации учебного курса.

Психолого-педагогические:

1. Создание условий для формирования ситуаций успешности всех участников данной Программы в процессе ее реализации.

Принципы, на которых основывается данный проект: технологичность, прозрачность результатов, добровольность участия.

Этапы реализации проекта. Курс по развитию речи «Развитие речевой культуры учащихся 5-6 классов на уроках русского языка и литературы» рассчитан на 1 год, табл. 1.

Таблица 1 – Этапы реализации проекта

Этап

Описание

Сроки

Первый.

Создание механизмов разработки Программы

Подготовительный этап по реализации проекта, создание механизмов разработки и взаимодействия участников, диагностика исходного уровня целевой аудитории.

Подготовка педагогических кадров для реализации Проекта.

сентябрь 2017 – октябрь 2017

Второй

Реализация Программы

Реализация курса в рамках проекта

«Развитие речевой культуры учащихся 5-6 классов на уроках русского языка и литературы».

октябрь 2017– апрель 2018

Третий Диссеминация опыта

Подведение итогов, анализ результатов, обобщение опыта. Распространение опыта будет вестись в течение всего периода реализации проекта, в 2018 г. планируется оформление опыта реализации данной программы в различных образовательных учреждениях страны.

апрель 2018 – май 2018

1.2. Формы организации учебного процесса

Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего». В проектной работе особое внимание обращено на развитие речи школьников на основе инновационных технологий.

При планировании учитываются следующие принципы:

  • воспитывающей и развивающей направленности обучения;
  • научности и доступности обучения;
  • систематичности и последовательности в обучении;
  • связи обучения с жизнью;
  • наглядности;
  • сознательности и активности учащихся;
  • индивидуального и дифференцированного подхода;
  • прочности знаний, умений и навыков.

Коммуникативно-речевая направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач, так как предполагает большую работу над значением таких языковых единиц, как слово, словосочетание, предложение, текст, и над способами выражения смыслового различия с помощью этих единиц.

При последовательном изучении курса «Развитие речевой культуры учащихся 5-6 классов на уроках русского языка и литературы» может быть использован разноуровневый подход к формированию знаний с учетом психологических особенностей развития детей 11-12 лет, типологических и индивидуальных особенностей учеников.

Данная программа составлена с учётом:

  • Технологий использования методов и приемов работы на уроке русского языка и литературы:
  • Ключевых компетенций: ценностно-смысловые; общекультурные; учебно-познавательные; информационные; коммуникативные; социально-трудовые.
  • Использование технологий, методов и форм работы.
  • Форм обучения:
  • Межпредметные связи, преемственность.
  • Реализации национально-регионального компонента. Региональный компонент представлен интегрированно в ходе изучения отдельных тем типа: «Осень», «Зима», «Весна», «Сезонные изменения в природе», «Животные и птицы».
  • Видов деятельности на уроках русского языка и литературы: составление плана текста, пересказ текста по плану; пересказ текста по предполагаемым вопросам; продолжение текста; выразительное чтение; чтение наизусть; чтение по ролям.
  • Форм контроля. Контроль за знаниями, умениями и навыками осуществляется в ходе устных опросов, проведения тестов.
  • четкость и завершенность инструкций к заданиям;
  • проведение в единстве работы, направленной на развитие навыков правильного, беглого, выразительного и осознанного чтения;
  • реализация индивидуального и дифференцированного подхода при включении в урок заданий с опорой на несколько анализаторов (слоговые таблицы, осколочные картинки, разметка текста и т.п.);
  • смена видов деятельности: чередование устной речи (говорение) с письменной (чтение);
  • применение различных стимулов для речевой активности учащихся (поощрительные меры: фишки, буквы, из которых надо собрать слово; создание атмосферы доброжелательности на уроке: терпеливое объяснение причин ошибок и т.п.);
  • использование на уроке элементов технологии дифференцированного обучения, игровой технологии, ИКТ, здоровьесберегающей технологии.

При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе успешно применяются следующие приемы: ассоциативный ряд; опорный конспект; мозговая атака; групповая дискуссия; кластеры; синквейн; эссе; ключевые термины; перепутанные логические цепочки; дидактическая игра; исследование текста; работа с тестами; нетрадиционные формы домашнего задания.

Также предполагается использование методов:

  • словесные: рассказ, используется при объяснении нового материала, дети получают полную информацию о новых незнакомых понятиях;
  • беседа, используется при выяснении уровня знаний учащихся.
  • наглядные: демонстрация; иллюстрация; показ наглядных пособий; экскурсии; самостоятельные наблюдения. Наглядные методы развивают зрительную память школьников, способствуют более полному восприятию информации. Применение наглядных методов развивает активность, интерес учащихся с интеллектуальной недостаточностью к изучаемому материалу.
  • Практические: выборочное, объяснительное чтение, работа с картиной, планом, просмотр и разбор отдельных фрагментов кино, мультфильмов, сказок.
  • чтение учебно-методической и научной литературы, рекомендованной преподавателем, с последующими отчётами в виде индивидуальных сообщений обзорного характера;
  • выполнение домашних заданий: решение методических задач, подбор дидактического материала к определённым разделам курса, их оформление для методической копилки (в том числе на стендах в методическом кабинете), изготовление специальных наглядных пособий;
  • анализ конспектов занятий и разработка собственных с последующими отчётами в форме контрольных работ, а также их выборочного и частичного проигрывания на практических занятиях;
  • выполнение заданий аналитического и исследовательского характера, например, подготовка сообщений по дискуссионным проблемам специальной методики развития речи, составление синквейнов.
  • на специальных уроках (развитие речи, сведения по грамматике, литературное чтение, СБО)
  • в процессе обучения всем учебным предметам, особенно ППО;
  • на занятиях по природоведению;
  • в условиях организованной воспитательной работы;
  • в ходе запланированных экскурсий;
  • в часы индивидуальных занятий по РРС и ФПСР.

На уроках русского языка и литературы наиболее употребительным является метод беседы, эффективность которого зависит от эвристичности самой беседы, что активно влияет на речевую и мыслительную деятельность детей.

Применение репродуктивного метода целесообразно на уроках закрепления, обобщения материала. В любой репродуктивный метод вносятся модификации, связанные с решением мыслительных задач: анализ и синтез, конкретизация и обобщение, сравнение и классификация.

Объяснение, используется для раскрытия причинно-следственных связей;

работа с учебником и книгой.

Словесные методы способствуют развитию и коррекции активного словаря, логического мышления школьников и позволяют передать больший объем информации в короткие сроки.

Предусмотрены следующие виды самостоятельной работы:

Отчёты по предлагаемы м темам представляются в виде кратких сообщений на практических занятиях, а также в виде развёрнутой письменной работы.

  • по охвату детей в процессе обучения (коллективные, групповые, индивидуальные). На уроках русского языка и литературы наиболее употребительными являются коллективные (фронтальные) формы работы, т.к. только при активности всего класса можно добиться, чтения учащимися текста в течение всего урока (либо вслух по вызову учителя, либо про себя, следя за чтением одноклассника, учителя: комбинированное, сопряженное чтение). Применяется работа в парах.
  • по месту организации (школьные);
  • традиционные (урок, предметные уроки, домашняя учебная работа);
  • нетрадиционные формы обучения: урок-экскурсия, урок-путешествие, урок-сказка, бинарные уроки, викторина, урок-конкурс, урок-игра, урок-турнир, урок-размышление, кино-урок, урок – сравнение художественного текста с его воплощением в других видах искусства (кино, мультипликация, живопись) и т.д. Это способствует формированию устойчивого интереса учащихся к предмету, повышению речевой мотивации.

Обучение речи осуществляется:

На уроках русского языка и литературы возможны короткие проверочные работы нетрадиционного вида. В каждом произведении выделяются ключевые слова (имена героев, детали описания героя или места событий и др.), которые могут быть положены в основу кроссвордов, головоломок, ребусов, шарад, викторин. Решение кроссвордов, ответы на вопросы викторины – занятие увлекательное и полезное, позволяет тренировать память.

1.3.Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса «Развитие речевой культуры учащихся 5-6 классов на уроках русского языка и литературы»

Личностными результатами изучения курса «Чтение и развития речи» в 6 классе является формирование следующих умений:

  • мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
  • понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека;
  • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
  • умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;
  • достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
  • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами изучения чтения и развития речи являются:

Регулятивные УУД:

  • определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
  • учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;
  • умение использовать чтение с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
  • учиться планировать учебную деятельность на уроке;
  • высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике);
  • использовать при выполнении заданий различные средства: дополнительную литературу, источники по чтению и развитию речи. С помощью учителя давать самооценку своей деятельности;
  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме.
  • ориентироваться в учебнике: планировать свою работу по изучению незнакомого материала;
  • самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала, отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, справочников, электронных пособий;
  • сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет);
  • добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах: текст, таблица, схема, иллюстрация и др.
  • донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • вступать в диалог на уроке и в жизни;
  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
  • умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника.

Коммуникативные УУД:

Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях является показателем их сформированности. С учетом возрастных особенностей, обучающихся с нарушением интеллекта базовые учебные действия, рассматриваются на различных этапах обучения чтению и развитию речи. С фронтальной работой постоянно сочетаются дифференцированный и индивидуальный подходы. Учащиеся дифференцированы на группы по возможностям обучения (классификация В.В. Воронковой). Состав групп может меняться по мере продвижения школьника в преодолении дефекта. Дифференцированный подход применительно к группе учащихся используется в течение длительного срока, но на каждом уроке занимает относительно небольшой отрезок времени. Дифференцированный подход сочетается с индивидуальными приемами работы со школьниками. На уроках сохраняется целевое и тематическое единство во фронтальной и индивидуальной работе по отношению ко всем учащимся класса.

1.4.Планируемые результаты освоения курса по развитию речи

В результате курса обучающиеся должны:

  • углубить и расширить знания о языке;
  • развить смекалку и сообразительность;
  • обогатить свою речь фразеологизмами;
  • получить дополнительные сведения по лексике и этимологии;
  • повысить грамотность.

Количественные показатели:

  • положительная динамика скорости чтения;
  • увеличение объема текста при проверке навыков грамотности чтения;
  • увеличение скорости выполнения заданий по тексту (усвоение и передача информации);
  • уменьшение количества пауз при устном выступлении, количества лишних слов;
  • увеличение скорости психических процессов в целом (память, внимание, мышление).

Качественные показатели:

  • изменение уровня понимания исходного текста (цель, авторская позиция, микротемы);
  • умение при пересказе отражать все микротемы исходного текста;
  • увеличение словарного запаса, обогащение лексики обучающегося;
  • умение формулировать вопросы по тексту и содержательно отвечать на вопросы;
  • умение держаться перед аудиторией, психологическая готовность к выступлению

Ключевые позиции контроля:

  • школьная конференция,
  • интегрированный публичный зачет в конце учебного года,
  • педагогический анализ динамики речевой культуры на отдельных предметах (выполнение тренировочных и контрольных заданий);
  • психологическая диагностика скорости психических процессов (памяти, внимания, мышления).
  • Ученик научится:
  • Ученик получит возможность:
  • правильно и бегло читать тексты художественных и публицистических произведений;
  • выразительно читать наизусть;
  • составлять простой и сложный план изучаемого художественного произведения и публицистического текста;
  • объяснять роль художественных особенностей текста и давать характеристику героям изучаемых произведений;
  • владеть монологической и диалогической речью, устно и письменно отвечать на вопросы;
  • писать сочинения на литературную и свободную тему.
  • постичь красоту художественного произведения в его неповторимом своеобразии;
  • увидеть место произведения дальневосточного автора в общелитературном процессе;
  • сопоставлять изучаемое произведение с уже изученными или самостоятельно прочитанными произведениями;
  • готовить индивидуальные и групповые задания, сообщения с использованием ИКТ.

Учащиеся научатся создавать собственный текст в условиях ограниченного времени, грамотно и аргументировано выражать собственные мысли, точку зрения, позицию, мнение современным литературным языком, избегая при этом ложно-публицистических штампов и общих мест, выстраивать собственное высказывание по модели, продумывать план и композицию, отбирать фактический материал в соответствии с темой и замыслом высказывания; уметь редактировать предложенные тексты, находить и исправлять ошибки; попробуют себя в роли журналистов.

2.1.Учебно-тематическое планирование проекта

Данная программа курса по развитию речи составлена с учетом федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Минобрнауки России от 19.12.2014 г. №31598).

Настоящая программа рассчитана на учащихся 5-6 класса. Срок реализации настоящей программы 1 учебный год. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока (40 мин). Возможно изменение количества часов в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане (табл. 2).

Таблица 2 – Учебно-тематическое планирование

Название темы (блока)

Количество часов

Контрольные работы

Эссе

Синквейн

Изложение

1

Введение

1

2

Культура речи

7

1

1

3

Фонетика

7

1

4

Этимология

3

1

5

Занимательная грамматика

6

1

6

Лексика

6

1

1

7

Фразеология

4

1

1

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Данная программа реализуется на базе учебного кабинета 24, который оборудован

  • мультимедийной аппаратурой,
  • интерактивной доской,
  • словарями, справочниками, наглядными и учебными пособиями,
  • дидактическими материалами,
  • художественной литературой,
  • методической литературой.

Календарно-тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование CD дисков и ноутбука.

Использование ИКТ: проведение уроков с использованием ИКТ; подготовка учащимися сообщений с использованием ИКТ; использование Интернет-ресурсов.

2.2.Календарно-тематическое планирование

Таблица 3 – Календарно – тематическое планирование

№п/п

Тема занятия

Кол-во часов

1

Вводный урок. Язык и общение. Язык и человек. Общение устное и письменное. Роль языка в жизни человека.

1

2

В мире звуков. Звуки и буквы. Произношение и правописание

1

3

Выразительные средства лексики и фонетики.

1

4

Правописание корней.

1

5

Правописание приставок. Слитное, дефисное, раздельное написание.

1

6

«Слово – образ, слово – ассоциация». Понятие синквейна

1

7

Этапы работы над синквейнаом. Синквейны, посвящённые героям повести В. О. Богомолова «Иван»

1

8

Практическое занятие. Составление синквейна.

1

9

Пунктуационный анализ. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения.

1

10

Сказал то же, да не одно и то же.

1

11

Р/р Текст, тема текста Обучающее изложение (По Г. А. Скребицкому)

1

12

Игры со словами. «Слово – понятие, слово – творчество», использование ИТК.

1

13

О словах одинаковых, но разных.

1

14

Азбука важных и вежливых слов.

1

15

Фразеологические обороты, использование ИТК (Подготовка презентации

1

16

«Хранители слов» — словари. Выставка словарей. Игра-конкурс «Объясни слово».

1

17

Эссе-ответ на вопрос «На какие мысли о жизни, о долге, о человеке наводит Вас эта повесть?»

1

18

Творческая работа: очерк о своей школе, о своём городе или о любимой книге.

1

19

«Биография слов».

1

20

Цели и особенности интервью, активное слушание. Коммуникативные техники.

1

21

Как правильно употреблять слова, использование Интернет-ресурсов, работа с социальными сетями

1

22

Речь на телевидении, интонация, логические паузы, акценты в речи, использование Интернет-ресурсов.

1

23

Написание статьи в школьную газету по итогу посещения концерта, выставки, школьного мероприятия (на выбор ученика)

1

24

В руках умелых слово творит чудеса.

1

25

Откроем за буквами русского языка чудо.

1

26

Произведения русских поэтов.

1

27

Произведения зарубежных писателей.

1

28

Конкурс «Читаем стихи о Родине и родной природе».

1

29

Богатство русского языка (фразеологизмы).

1

30

Богатство русского языка (синонимы, антонимы).

1

31

Написание эссе «Мое настроение после просмотра фильма»

1

32

Библиотечная мозаика: выставки книг, игры, конкурсы, подготовленные презентации.

1

33

Обобщающие (итоговые) уроки, резервные уроки.

1

34

Итоговое занятие. Портфель достижений. Зачетная работа

1

Контроль:

  • Зачет 5 класса: задания по работе с текстом и подготовке двух публичных выступлений – пересказа и рассуждения (определить основную мысль, составить план, подготовить подробный пересказ, рассуждение публицистического характера по заданной теме с опорой на словари и справочники, задать несколько вопросов по выступлению, аргументировано ответить на вопросы)
  • Зачет 6 класса: задания по работе с текстом и подготовке публичного выступления, участие в дискуссии по заданной теме (творческий пересказ текста на основе цитатного или сложного плана, сопоставление двух текстов, подготовка публичного выступления дискуссионного характера на основе сопоставления текстов, умение задавать вопрос оппоненту и отвечать на них).

Проект предусматривает необходимость изучения педагогами известных технологий взаимодействия и создание новых, апробирование этих технологий в процессе реа

Наши новости:

Разместить свою публикацию