Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96218

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 20.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Готовимся к предметной олимпиаде по обществознанию

Дата публикации:

Автор:
учитель истории и обществознания, МБОУ СШ № 16, г. Новый Уренгой, ЯНАО

Цель:  развитие интереса учащихся к изучению предмета обществознание,  выявление талантливых ребят,  повышение интеллектуального уровня учащихся,  создание необходимых условий для поддержки одаренных детей.

Задачи: .

Готовимся к предметной олимпиаде

Важным направлением в деятельности современной школы является воспитание нового поколения грамотных, интеллектуально развитых, творчески думающих, умеющих применять знания в нестандартных ситуациях граждан.

Педагоги, выполняя социальный заказ общества, используют различные приемы, методы и формы работы, одной из которых является предметная олимпиада. Она помогает выявить наиболее способных учащихся, стимулирует углубленное изучение предмета, служит развитию интереса к различным наукам.

Как учитель, понимаю, что для успешного выступления в олимпиадах разного уровня требуется целенаправленная, разноплановая подготовка, которая должна обеспечить отличное владение теоретическими и практическими знаниями.

Основная цель школьных олимпиад:

  • развитие интереса учащихся к изучению предметов
  • выявление талантливых ребят,
  • повышение интеллектуального уровня учащихся,
  • создание необходимых условий для поддержки одаренных детей.

Работу по подготовке учащихся к олимпиаде по обществознанию начинаю с выявления наиболее заинтересованных и одаренных школьников. В этом мне помогают наблюдения в ходе уроков истории и обществознания в 5-6-ых классах, организация исследовательской работы и проведение внеклассных мероприятий по предмету.

Чтобы подготовить учеников к олимпиаде, приходиться использовать различные формы работы, основными из которых являются: урок, внеклассная деятельность (факультатив, исследовательские проекты, консультации), привлечение ребят к участию в Интернет-конкурсах.

Практика показывает, что теоретические знания закладываются, главным образом, на уроке. Работая с классом, я применяю различные современные технологии: личностно-ориентированные, развивающего обучения, исследовательские, дифференцированное обучение. Используемые мной методы обучения (эвристический, проблемный (проблемного изложения, частично-поисковый), метод проектов) играют огромную роль в развитии интеллектуальной сферы ребёнка, способствуют укреплению теоретического фундамента и, как следствие, повышают вероятность потенциального успеха.

Планируя урок, продумываю деятельность способных ребят. Для них подбираю нестандартные задания, задачи повышенной сложности. Именно на уроке всегда можно найти момент, когда возможно вместе с образовательными задачами решать и задачу развития потенциала ученика. Большое внимание на уроке обращаю на формирование отдельных качеств мышления, приемов умственной деятельности, даю задания, где нужно проводить анализ ситуации, делать обобщение. Например, задания:

1) Выберите одно из приведенных ниже высказываний. Сформулируйте собственную точку зрения на поставленную проблему и аргументируйте ее.

А. Частная собственность подлежит упразднению, потому что она была и остается причиной бессмысленных преступлений и бедствий.

Б. Социальная справедливость – утопия, потому что люди не равны как индивиды в силу разности их генетических задатков и дарований.

2) Легко заметить, что термины философия и софистика имеют различные значения. Подумайте, что общего есть между ними.

В процессе урока в большей степени ориентируюсь на сильных учеников, то есть всегда даю почву для размышлений тому, кому это необходимо. Использую любые возможности для поиска типовых заданий прошлогодних олимпиад различных уровней с целью отработки теоретических и терминологических знаний. Применяя основные логические операции, ребята учатся выделять главное, сравнивать, классифицировать, устанавливать взаимосвязь, искать ответы на необычные вопросы, подбирать и опровергать доказательства – т.е. решать проблемные задачи. В такой работе формируются навыки общения, умение слышать и понимать других, с уважением относиться к чужому мнению.

Данный на уроке теоретический материал стараюсь подкреплять практикой, предлагая дифференцированное домашнее задание, где будут задействованы элементы творчества ученика, его исследовательские возможности. Задания к урокам учащиеся, как правило, готовят, работая с энциклопедиями, дополнительной литературой, сетью Интернет. При осуществлении контроля учащиеся выполняют задания разного уровня сложности.

Таким образом, важно направить одаренного школьника не столько на получение определенного объема знаний, сколько на творческую его переработку, воспитывая способность мыслить самостоятельно на основе научного материала. Обучение должно создавать зону затруднений для учащихся и дарить радость её преодоления, вселяя веру в свои силы и способности.

Хорошее знание школьного курса обществознания не гарантирует высокого результата на олимпиадах. Поэтому заниматься с учащимися необходимо во внеурочное время. Эффективной формой такой работы считаю факультатив. Его основное предназначение – углубление и расширение знаний, развитие способностей и интересов учащихся. Факультатив посещают учащиеся старших классов. На занятиях ребята, свободно общаясь, обмениваются своими идеями, догадками, творческими мыслями по существу выполнения различных заданий. На каждое занятие я подбираю задания, как правило, по определенным темам и разной степени сложности. Разбираем задания индивидуально, в паре или группе, добиваясь того, чтобы оно было полноценно понято всеми учениками. При необходимости разъясняю, излагаю теоретический материал. На занятиях ребята включаются в исследовательскую деятельность, оформляя добытые знания в творческий проект.

Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы она не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения которого вся работа быстро затухает. Прошедшая олимпиада обсуждается, разбираются наиболее интересные задачи. На факультативах с учащимися прорабатываем олимпиадные задания различных типов: с рядами на пропуск термина, понятия, принцип объединения, лишнее в ряду; выбор из перечня; задания на соответствие; работа со схемами, диаграммами, таблицами, иллюстративными рядами, статистическими источниками; практические задания на знание содержательных модулей курса «Обществознание»; задания на анализ текста; на знание терминов. Например:

Большинство понятий и терминов современного обществознания имеют греческие и латинские корни. Назовите соответствующий русскому переводу научный термин. 1. Учение о будущем 2.Богословие 3.Порча, повреждение 4. Идущие впереди народа 5.Школьная наука.

Факультативная работа способствует выработке практических умений, развитию способности ученика, раскрытию его творческого потенциала, созданию условий для активного обмена знаниями. Одновременно идет работа по подготовке к ЕГЭ по обществознанию.

Качественно углубить свои знания и повысить творческий потенциал учащихся позволяет организация исследовательской деятельности. Эффективной формой включения в такую работу является проектный метод. Учитывая интересы и способности учеников, я предлагаю им выполнить тот или иной проект: проанализировать и найти решение проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, установить причинно-следственные связи, выстроив творческую работу в режиме исследования и завершив ее публичным докладом с защитой своей позиции.

Такие мероприятия, как турнир любознательных, гражданский бой, карусель обществознания, проводимые мной во внеклассное время, очень интересны и захватывающи и нравятся детям. Проводятся они, как правило, между знатоками 8-11 классов один раз в год на методической неделе и позволяют выявить пробелы в знаниях учащихся, обнаружить недостатки подготовленности группы в целом и на основании этого изменить тактику подготовки, использовать другие формы работы.

Есть еще один метод работы с одарёнными учащимися - индивидуальные занятия-консультации. На таких встречах идет совместный поиск решения какой-либо проблемы, выполнение заданий повышенной сложности. В отличие от предыдущих форм работы они проводятся эпизодически, так как организуются по мере необходимости.

В настоящее время идет широкое использование информационных ресурсов Интернета. Работа с ним позволяет мне владеть информацией о проходящих интеллектуальных мероприятиях в России и привлекать ребят к участию в различных конкурсах и проектах, таких как олимпиады, проводимые высшими учебными заведениями страны, центром дистанционного образования «Эйдос», Всероссийский игровой конкурс по истории мировой художественной культуры «Золотое руно», Международная олимпиада по основам наук и другие. Такие конкурсы нужны детям как путь к самовыражению, развитию, росту уверенности в своих силах и знаниях.

Таким образом, осуществляя подготовку к предметной олимпиаде, необходимо индивидуализировать подход к ученикам, учитывая их особенности, возможности и уровень развития способностей. Целенаправленная, систематическая работа учителя-предметника в этом направлении, на протяжении всего учебного процесса, будет способствовать повышению мотивации, устойчивого интереса к предмету, накоплению прочных знаний, формированию успешности школьников в освоении содержания образования.

Литература:

  • Коротаева Е. В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников /М.: Сентябрь, 2013.
  • Савенков А. И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников/М.: Сентябрь, 2013.
  • Слободина Н.Ю. Готовимся к олимпиаде по обществознанию. – М.:АРКТИ, 2014.

Наши новости:

Разместить свою публикацию