Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96211

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 19.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

«Реализация деятельностного подхода на уроках как средство активизации познавательной деятельности»

Дата публикации:

Автор:
учитель-дефектолог, учитель-дефектолог, КГБОУ "Барнаульская общеобразовательная школа №2", Алтайский край, г. Барнаул

Цель: Основной целью образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.

Задачи: Задачи: 1. повышение теоретического, методического и профессионального мастерства учителей (накопление, обобщение и распространение педагогического опыта); 2. вооружение педагогов эффективными методами, приёмами и технологиями организации урочной и внеурочной деятельности; 3. развитие творческого потенциала педагога, способность к анализу своих достижений; 4. формирование потребности педагогов в повышении своей профессиональной культуры; 5. повышение эффективности школьного урока на всех этапах обучения; 6. повышение квалификации педагогов.

Сообщение

«Реализация деятельностного подхода на уроках как средство активизации познавательной деятельности»

«Если ученик в школе не научился сам ничего творить,

то в жизни он всегда будет только подражать, копировать,

так как мало таких, которые бы, научившись копировать,

умели сделать самостоятельное приложение этих сведений»

Л.Н. Толстой

Вопросы активизации познавательной деятельности учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. У В.А. Сухомлинского есть очень значимые слова: «Страшная опасность – это безделье за партой, безделье 6 часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека…».

Сейчас вспомнить эти слова особенно своевременно, поскольку существует проблема утраты познавательного интереса обучающихся к учению, и, как следствие, происходит ухудшение успеваемости. Это и понятно, ведь учитель перестал быть единственным источником знаний. С экранов телевизоров, компьютеров, со страниц книг, журналов, газет, а, в основном, из Интернета на детей обрушивается мощный поток самой разнообразной информации. От перегрузки сведениями организм ученика спасается привычным способом – лишняя информация не воспринимается, быстро забывается. У ряда обучаемых школьников наблюдается нейтральный, а в некоторых случаях отрицательный познавательный интерес. И можно сделать вывод: у обучающихся задерживается развитие самосознания и самоконтроля, вырабатывается, а с годами закрепляется привычка к бездумной, бессмысленной деятельности, привычка списывать, отвечать по подсказке, шпаргалке. Знания, в основном, отрывочные и поверхностные.

Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации. Об этом говорится и в Федеральном Государственном Образовательном стандарте.

В основе Стандарта второго поколения лежит системно - деятельностный подход, который обеспечивает:

- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

- проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся на уроке.

В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы, компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. В соответствии с этим меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, акцент переносится с усвоения знаний на формирование компетентности, происходит переориентация его на личностно- ориентированный подход; появляется больше возможностей использовать современные электронные ресурсы, ресурсы Интернета. Соответственно, необходимо переориентировать учебную деятельность на уроках с передачи знаний и социального опыта, на развитие познавательной активности ученика, его способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.

Роль учителя начинает меняться. Он становится всего лишь организатором учебной деятельности учащихся. Позиция учителя – к классу не с ответом, а с вопросом. Как гласит китайская народная мудрость ―Я слышу - я забываю, я вижу - я запоминаю, я делаю – я усваиваю‖. Смысл данной пословицы отражает суть деятельностного подхода.

Деятельностный подход в обучении предполагает

- наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);

- выполнение учениками определѐнных действий для приобретения недостающих знаний;

- выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретѐнные знания;

- формирование у школьников умения контролировать свои действия как после их завершения, так и по ходу;

- включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

Типология уроков в дидактической системе деятельностного подхода.
• уроки «открытия» нового знания;
• уроки рефлексии;
• уроки общеметодологической направленности;
• уроки развивающего контроля.

Технологии реализации деятельностного подхода:

При организации системно–деятельного подхода на уроках используют следующие технологии:

Технологии мыслительной деятельности.

Технологии развития критического мышления. Необходимо не только умело овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информацией, учащиеся должны уметь рассматривать ее вдумчиво, критически, рассматривать новые идеи с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации.

Технология проблемного обучения.Эмоционально насыщенными и продуктивными получаются уроки, где рассматривается проблемная, нестандартная ситуация, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей, формируются умения видеть проблему, формулировать её, искать варианты решения, комбинировать разные аналитические подходы, версии, позиции, синтезировать их, формулировать выводы.

Технология проектного обучения.Использование данной технологии позволяет ученику самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения возникающих проблем.

Информационные и коммуникативные технологии (коммуникация – общение);

Технология, основанная на уровневой дифференциации обучения.

Вывод:

1. Применение системно–деятельностного подхода к обучению позволяет формировать у обучающихся учебные и общеучебные компетенции.

2. Использование разнообразных методов, средств обучения позволяет поддерживать интерес к предмету, мотивировать обучающихся.

3. Подготовить выпускников к успешной сдачи выпускных экзаменов.

Наши новости:

Разместить свою публикацию