Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96225

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 20.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Исследовательский проект " Компьютер - друг или враг ребёнка"

Дата публикации:

Автор:
учитель начальных классов, МБОУ "Прогимназия №1", Приморский край с.Черниговка

Цель: выяснить о пользе компьютера в жизни ребёнка и вреде, наносимом здоровью детей; об опасности компьютерных игр, их влиянии на детский организм. привлечь внимание родителей к компьютерной зависимости современных детей

Задачи: помочь детям найти научные сведения об истории развития компьютера и их назначении, систематизировать их знания о пользе и вреде компьютера и компьютерных игр на организм ребёнка, дать рекомендации по безопасному использованию компьютера

Компьютер – друг или враг ребёнка

Исследовательский проект

Выполнили:

Группа учащихся 3 класса МБОУ «Прогимназия №1»

(Самойлова А., Миронова В., Руднев А., Стёба С.,

Пичугина Л., Пипко Н., Хан Э.)

Руководитель: Малышенко А.А.,

Учитель МБОУ «Прогимназия №1»

Введение

Компьютеры окружают нас повсюду. Мы любим проводить своё свободное время за компьютерными играми. Но часто слышим: «Хватит играть, сядь правильно, выключай компьютер, лучше книжку почитай или с друзьями на улице поиграй…Зрение совсем испортишь!». Поэтому мы решили узнать настолько ли опасен компьютер для нас детей, помогает ли он нам в жизни или вредит нашему здоровью.

Нам нравиться проводить время за компьютером, потому что

  • интересно;
  • много информации;
  • захватывающие игры.

Взрослые говорят, что компьютер отвлекает от учёбы, вреден для нашего здоровья, за ним нельзя долго сидеть. Мы решили разобраться, почему вреден, почему нельзя…

У нас появились вопросы:

  • Компьютер - помогает нам или вредит нашему здоровью?
  • Почему нельзя долго работать за компьютером?
  • Какие компьютерные игры полезны для учёбы и почему?

Мы хотим выяснить вреден компьютер или нет.

Цель нашего исследования: выяснить, о пользе компьютера в жизни ребёнка и вреде, наносимом здоровью детей; об опасности компьютерных игр, их влиянии на детский организм, что нужно делать, чтобы сохранить своё здоровье при работе за компьютером.

Задачи исследования:

  • Узнать историю возникновения компьютера и его назначении.
  • Провести исследование среди учеников 1 – 4 классов по теме «Я и компьютер»
  • Побеседовать с учителями и родителями по проблеме исследования.
  • Выяснить у медиков о пользе или вреде компьютерных игр.
  • Рассказать ребятам и родителям о результатах нашего исследования.
  • Разработать памятки и рекомендации по правилам работы за компьютером.

Объект исследования: учащиеся прогимназии №1 в мире современных технологий.

Предмет исследования: компьютерная зависимость современных детей.

Методы исследования: наблюдение, анализ литературы, анкетирование.

Гипотеза исследования: Мы предположили, что если наши сверстники используют компьютер лишь для игр, и тратят на это занятие много времени, то при этом страдает здоровье учащихся, ухудшается зрение, портятся отношения с родителями, снижается качество учёбы.

Собственный вклад: выступление перед классом, ребятами 1 – 4 классов, родителями, привлечение одноклассников к проблеме компьютерной зависимости детей.

Вывод: собственный вывод о том, вреден ли для нас компьютер, как можно снизить его негативное влияние на здоровье, обратить на это внимание взрослых

Глава № 1

История возникновения компьютеров

Мы узнали, что…

Слово компьютер является производным от английских слов tocompute, computer, которые переводятся как «вычислять», «вычислитель» (английское слово, в свою очередь, происходит от латинского слова computо – «вычисляю»). Первоначально в английском языке это слово означало человека, производящего арифметические вычисления с помощью механических устройств или без. В дальнейшем его значение было перенесено на сами машины, однако современные компьютеры выполняют множество задач, не связанных напрямую с математикой.

Впервые трактовка слова компьютер появилась в 1897 году в Оксфордском английском словаре и обозначало оно - механическое вычислительное устройство.

Первый компьютер появился в 1946 году в Америке. Он был больших размеров и занимал много места. Один компьютер обслуживало несколько инженеров.

Первые компьютеры создавались исключительно для вычислений (что отражено в названиях «компьютер» и «ЭВМ») Даже самые простые компьютеры в этой области во много раз превосходят людей (если не считать некоторых уникальных людей-счётчиков).

Вторым крупным применением были базы данных. Прежде всего, они были нужны правительствам и банкам.

Третьим применением было управление всевозможными устройствами.

Появившийся 1978 г. Аpple II имел интегрированную клавиатуру, цветную графику, звук, пластиковый корпус и два дисковода.

Первый портативный компьютер, включавший в себя диск серии IBM PC.

Первый в мире персональный мультимедийный компьютер Amiga 1000.

Современные компьютеры проникли во все сферы деятельности человека, начиная с начального образования и заканчивая изучением новейших технологий, изучения новых видов материи, неизвестных пока человечеству. Благодаря разнообразию программного и аппаратного обеспечения сегодня возможно использование всех потенциальных возможностей компьютерных технологий. Это позволяет хранить огромное количество информации, занимая при этом минимальное место.

Глава № 2

Результаты анкетирования родителей и педагогов

Сегодня во многих семьях есть компьютер. Как его применяют дети?
Используют ли его как помощника в учёбе или только играют?
Чтобы ответить на этот вопрос мы провели опрос среди учащихся 1-4 класса, родителей и педагогов .

Проведя анкету среди педагогов и родителей учащихся 2- 4 классов, мы получили следующие результаты: из 36 взрослых, принявших участие в анкетировании, 34 - указали на наличие компьютеров у детей; 2 человека дали отрицательный ответ.

Отвечая на второй вопрос двое взрослых отметили, что не разрешают ребёнку проводить время за компьютером, 17- разрешают находиться за компьютером не более получаса; 3 – только в выходные; более 1 часа – 14 ч.

На вопрос «для чего он использует компьютер…» взрослые ответили следующим образом: 21 человек указали, что их ребёнок использует обучающие программы и развивающие игры»; 14 –просмотр видео и прочие игры; 1 человек – дал отрицательный ответ.

На вопрос «возникают ли у Вас споры с ребёнком из-за компьютера…» ответы прозвучали так:11- дали утвердительный ответ; 24-отметили, что нет; 1 человек не дал ответа.

На вопрос «в какие игры играет Ваш ребёнок за компьютером…» взрослые ответили следующим образом: 6 человек – обучающие и развивающие, 28 – игры по интересам, 2 – не играет.

На последний вопрос «как Вы считаете компьютер друг вашему ребёнку или враг…» мнения разделились следующим образом: 22 человека считают компьютер другом; 7 – врагом и 7 человек затруднились дать ответ на этот вопрос.

В анкетировании учащихся приняло 70 человек – это учащиеся 1 – 4 классов нашей прогимназии.

По ответам ребят мы получили следующие результаты:

на вопрос «есть ли у тебя компьютер…» 64 ребёнка дали положительный ответ; 6 – отрицательный.

На вопрос «как часто в него играешь или как много времени ты за ним проводишь …»: 22- от 30 минут до 1 часа; 32 – более одного часа (многие отмечали, что всё свободное время перед сном или после выполнения домашних заданий);10 – только на выходных, 6 – не проводят своё время за компьютером.

На вопрос «как используешь компьютер…» ответы прозвучали так: 13- обучающие программы и развивающие игры; такое же количество смотрят видео; 26 – ребят «стрелялки», «бродилки», «гонки»; 18 ребят используют компьютер как помощник в учёбе, для поиска информации к урокам.

На вопрос «что чувствуешь после работы за компьютером…» дети ответили следующим образом: 25 – радость; 17 – усталость; 16 –головную боль; 12 – боль в глазах.

На вопрос «как к твоему увлечению компьютером относятся родители…» ответы прозвучали так: 38 ребят утверждают, что родители к их увлечению компьютером относятся хорошо; 11 – отрицательно; 11 – отметили, что родители не обращают внимание на их увлечение и 10 ребят не дали ответ на этот вопрос.

Многие ребята не знают о влиянии компьютера на своё здоровье и не смогли дать ответ на этот вопрос, их 23 человека; 1 ребёнок ответил – не знаю, 10 считают, что компьютер не может причинить вред их здоровью, 36 всё же считают, что можно навредить зрению и позвоночнику.

Многим родителям нравится, что дети не балуются, не носятся по улице, а мирно сидят дома за компьютером. В результате, взрослые порой не подозревают, какую информацию черпает их ребенок из компьютера. Они не догадываются, что машина не только становится для ребенка игрушкой или источником знаний, но начинает эмоционально заменять ему родителей, особенно много работающих родителей. Постепенно ребенок проводит за компьютером все больше времени.

Большинство детей проводят за компьютерными играми более часа, при этом используют компьютер для помощи в учёбе только 31 ребёнок из 70 опрошенных; многие ребята считают, что компьютерные игры влияют на них хорошо, но так ли это?

Глава № 3

Друг мой, враг мой. Компьютер.

Компьютеры очень прочно вошли в нашу жизнь, что на тех, кто не умеет быть с ним на «ты», смотрят искоса. Споры относительно пользы и вреда от компьютера ведутся на всех социальных уровнях, ученые проводят исследования о влиянии компьютера на человека, дети спорят с родителями, родители – с учителями, и так далее.

Для того чтобы оградить своего ребёнка и себя от вредного воздействия компью-тера, необходимо выяснить, какие вредные факторы для здоровья человека несёт в себе это «техническое чудо» 20 века, ставшее незаменимым для миллионов людей во всём мире. Давайте разберемся, как компьютер влияет на здоровье.

К главным негативным факторам относятся:

сидячее положение;

высокая нагрузка на зрение;

влияние на психику и нервную систему;

электромагнитное излучение.

Стоит рассмотреть эти факторы более подробно:

- Позвоночник- Проблемы:

Длительное сидение без изменения положения тела ведет к устойчивой нагрузке одних групп мышц и отсутствию нагрузки на других группах. Вследствие чего в одних группах мышц начинаются болевые проявления и усиленное развитие, а другие постепенно деградируют за ненадобностью. Это приводит к искривлению позвоночника (сколиозу) и разрушению межпозвонковых дисков (остеохондрозу). .

Решения: Механическое:

  • старайтесь сидеть с прямой спиной;
  • подлокотники стула или кресла не должны подпирать локти и заставлять поднимать плечи;
  • руки не должны быть на весу;
  • под столом для ног должно быть достаточно места, чтобы их можно было вытянуть или согнуть;
  • выбирая кресло, нужно отдать предпочтение модели, у которой регулируются высота и наклон спинки, а также снабженной анатомической спинкой, широкими подлокотниками и колесиками для легкого перемещения. Кресло не должно быть слишком жестким или чрезвычайно мягким.

Физическое: регулярно занимайтесь спортом.

-Глаза- Проблемы:

Из-за долгой работы за компьютером может появиться синдром компьютерного зрения. Возникает это из-за того, что чтение с монитора происходит несколько по-другому, чем с бумаги. Постоянная усталость приводит к нарушению кровообращения в глазных мышцах, что негативно сказывается на их работе и приводит к развитию близорукости. Симптомы того, что зрение начало ухудшаться - возникающее жжение, покраснение белков, расплывающиеся предметы, слезящиеся глаза, боли в области глаз и лба, боль при движении глаз.

Решения: Механическое:

  • купить монитор с хорошей защитой;
  • установить монитор:

    Физическое: выполнять упражнения для глаз.

    -Нервы- Проблемы:

    Такие вещи, как зависание компьютера, вирусные атаки, медленное функционирование, перебои с электричеством и потеря данных могут послужить толчком к серьезным неполадкам в нервной системе человека. Повышается раздражительность, нервозность, агрессивность, стресс следует за стрессом. Повышенный электромагнитный фон в значительной степени влияет на здоровье людей. В результате продолжительной работы за компьютером в течение нескольких дней человек чувствует себя уставшим, становится крайне раздражительным, часто отвечает на вопросы однозначными ответами, ему хочется прилечь. Вследствие чего могут начаться сбои в нервной системе, патология центральной нервной системы, нарушение умственной деятельности. Этот сопровождается головокружением, неврозами, быстрой утомляемостью, повышением сонливости и неврологическими заболеваниями.

    Решения:

    Физическое:

    • для того чтобы защитить свой организм от вредного влияния электромагнитного поля, нужно периодически покидать помещение, в котором вы работаете;
    • постарайтесь чаще гулять, общаться с другими людьми, отвлекаться от получаемых стрессов.

    Глава № 4

    Компьютер и здоровье детей

    Вред компьютера для нас крайне велик, поскольку как мы убедились большинство не знают меры и проводят огромное количество времени за экраном монитора. Поскольку мышцы глаз у нас ещё не окрепли, то возникает большая угроза для зрения. Кроме этого, компьютер способствует сильному переутомлению. Так, дети после длительно – проведённого времени за компьютером жалуются на головную боль. Они часто становятся капризными и раздражительными.

    Если родители заметили в поведении ребенка негативные перемены, необходимо сразу же ограничить пользование компьютером. Нужно делать регулярные перерывы. Желательно, чтобы во время них ребенок хотя бы 1-2 раза в день находился на улице.

    Также им необходимо внимательнее следить за компьютерными играми, которыми увлечён их ребёнок. Такие «игрушки» часто являются виновниками нарушения неокрепшей детской психики. Говоря о вреде компьютерных игр для детей, стоит отметить, что особую опасность в этом плане представляют различные «стрелялки», «бродилки», «леталки» и «гонки».

    Чем опасны компьютерные игры – «стрелялки»? Это самый опасный вид игр, поскольку игровая зависимость, вызванная ими, сопровождается агрессивностью, озлобленностью. И немудрено – часами отстреливая людей в виртуальном мире, вряд ли станешь добрым человеком. Вредны также «бродилки», «леталки» и «гонки», которые хоть и не вызывают агрессию, но требуют повышенного внимания, затягивают, от них сложно оторваться.

    Задача родителей — не запрещать ребёнку играть. Он почувствует агрессию и обиду, что может спровоцировать к побегу в интернет-клубы, где их ребёнок будет пропадать целыми днями. Лучше подобрать дома те игры, которые не будут влиять на его психику. Не стоит только забывать о том, что нам нужен отдых не только от игр на компьютере, но и в реальном мире.

    Конечно, компьютерные игры имеют право на существование в нашей жизни, но лишь в форме игрового обучающего материала, с помощью которого мы вступим в современную жизнь. Ведь логически мыслящий человек не совершит опрометчивого поступка, повлёкшего за собой неприятности. Значит, нужно развивать логику, а компьютер в этом плане не заменим. Все "стрелялки", "бродилки" и им подобные игры, нанесут лишь непоправимый вред, не более. Установите на компьютер своего ребёнка различные развивающие логические игры.

    Сколько времени можно проводить ребёнку за компьютером?

    Бесконтрольное, со стороны родителей, общение детей оказывает неблагоприятное влияние компьютера на ребёнка. Во всём необходима мера. Нарушение режима общения с ним превратит столь полезное изобретение человечества в инструмент негативного воздействия на здоровье. И вред может стать непоправим. Для каждого возраста детей пребывание за экраном компьютера должно ограничиваться по времени.

    В четыре года — это не более 20-25 мин., с шести лет 30-35 мин, в 7-8 лет 40 минут. С 8 до 10 лет ребенку можно находиться за компьютером один час в день с перерывами каждые 15-20 минут. После 10 лет ребенку можно разрешать находиться за компьютером два часа в день, но с перерывами каждые 15-20 минут.

    Родители заблуждаются, если считают, что ребёнку полезно овладеть с раннего возраста (до 10 лет) компьютерной грамотностью. Исследования современных психологов доказывают ухудшение развития ребёнка от занятий на компьютере в столь ранний период детства.

    Заключение

    Итак, компьютер – друг или враг?

    С помощью компьютера можно:

    ØПисать тексты и решать задачки.

    ØСоздавать презентации и рисовать, слушать музыку и разучивать песни.

    ØИспользовать учебные диски по различным предметам.

    ØИскать информацию по учебной теме.

    ØНайти друзей в различных странах, городах и поселках.

    ØПисать электронные письма.

    Играя в компьютерные игры, мы попадаем в волшебную сказку, где существует свой мир. Этот мир так похож на настоящий! Когда герои компьютерной игры предлагают малышу починить стену домика (правильно сложив пазл) или расположить числа по порядку, чтобы добраться до сокровищ, дети ощущают свою значимость. А если в конце задания ему говорят: «Молодец!», «Ты справился отлично!», это вызывает у ребёнка радость и восторг!

    Все мы любим играть в компьютерные игры. Все компьютерные игры для школьников можно условно разделить на обучающие, развлекательные и энциклопедии.

    Компьютерные игры развивают у нас: быстроту реакции, мелкую моторику, визуальное восприятие объектов, память, внимание, логическое мышление, зрительно – моторную координацию.

    Компьютерные игры учат нас: классифицировать и обобщать, аналитически мыслить в нестандартной ситуации, добиваться своей цели, совершенствовать интеллектуальные навыки.

    Ребёнок, который с детства ориентируется в компьютере, чувствует себя более уверенно, потому что ему открыт доступ в мир современных технологий. Игры на компьютере - это те же занятия. Играя в компьютерные игры, мы попадаем в волшебную сказку, где существует свой мир. Этот мир так похож на настоящий…

    А что же тогда ПЛОХО?

    Плохо то, что при несоблюдении режима использования, компьютер превращается из друга во врага. Нельзя забывать о том, что всё хорошо в меру. Добрые замечательные игры, столь полезные для нас, могут стать и вредными, если не обращать внимание на временные рамки. Нагрузка на зрение является большой проблемой. И всё же телевизор и компьютер одинаково влияют на зрение. Чтобы зрение не ухудшалось, не стоит забывать о гимнастике для глаз и небольших перерывах.

    Мы нуждаемся в самовыражении. За неимением других средств выражения своих мыслей и энергии многие обращаются к компьютеру и компьютерным играм, которые создают иллюзию реальности безграничных возможностей, лишенной ответственности. Такая иллюзия оказывает разрушительное действие на психику. Если вы подбираете игры для ребенка, то они должны носить дидактический смысл, то есть обучающий и развивающий интеллект, мыслительные процессы, память, фантазию и внимание. Скажите да – головоломкам и ребусам, и скажите нет «стрелялкам» и «гонкам». Хоть гонки и стрелялки развивают моторику и координацию движений, но это не лучший способ для их развития – лучшее, что может быть – это спорт.

    Говоря о профилактике компьютерной зависимости у нас детей, следует обратить внимание на то, что воспитание ребёнка должно сводиться к тому, что компьютер – это лишь часть нашей жизни, а не самый главный подарок за хорошее поведение. Детей постарше уже можно обучать работать с информацией, можно узнать много интересных вещей. Через интернет можно общаться с другими людьми. Время провождения детей перед компьютером должно быть чётко установлено, чтобы в дальнейшем не возникало зависимости.

    Нам необходимо соблюдать и «временной за­кон» — не играть перед сном, сразу после еды и, разумеется, вместо сна, подвижных игр, помощи по дому, не сделанных уроков и даже просто прогулки на улице.

    Единственным на настоящий момент проверенным способом не дать нам оказаться в зависимости от компьютера – это привлечь нас в процессы, не связанные с компьютерной деятельностью, чтобы электронные игры не стали заменой реальности. Покажите своему ребёнку, что существует масса интересных развлечений помимо компьютерных игр, которые не только позволяют пережить острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психику. А в этом поможет ваша родительская любовь и внимание, ваша родительская культура, самообразование в этой области.

    Вывод:

    • В ходе исследования нам удалось много узнать о компьютере.
    • Компьютер - современное устройство для получения, хранения обработки и передачи информации.
    • Мы выяснили, что компьютер может как помогать нам в учёбе, так и вредить здоровью. Чтобы компьютер не превратился из помощника во врага его нужно правильно использовать, выполнять правила.
    • А ребятам мы советуем выполнять правила работы за компьютером, памятки и рекомендации, которые мы составили, и тогда компьютер не будет им врагом.

    ØИ хотя компьютер иногда вредит нашему здоровью, без его помощи нам не обойтись. Он наш помощник.

    Уважаемые взрослые, хочется обратиться к вам:

    Пожалуйста, помогите своим детям понять, что существует масса интересных увлечений помимо компьютера, пусть играют с друзьями в спортивные игры, занимаются в спортивных секциях, посещают кружки, общаются с «живыми друзьями», ведь детство – это неповторимый период. Будьте внимательнее к своим детям, интересуйтесь их жизнью, их увлечениями, чаще проводите с ними своё свободное время!

    Памятки и рекомендации

    Упражнения для глаз

    • каждые 2-3 часа нужно давать глазам 15 – минутный отдых;
    • для детей перерыв должен быть чаще: детям 10 -14 лет - каждые 45 минут;
    • в течение 5 -10 минут нужно смотреть вдаль в небо или за горизонт;
    • на 1-2 минуты закрыть глаза; быстро поморгать;
    • выполнять гимнастику для глаз утром и вечером.
      • Ребёнок может работать за компьютером не более 15 минут в день.
      • Лучше играть в компьютерные игры в первой половине дня.
      • В течение недели дети могут работать с компьютером не более трёх раз.
      • Комната, в которой он работает за компьютером, должна быть хорошо освещена.
      • Мебель (стол и стул) по размерам должны соответствовать росту ребёнка.
      • Расстояние от глаз ребёнка до монитора не должно превышать 60 см.
      • Необходимо следить за соблюдением правильной осанки ребёнком в процессе игры.
      • После игры за компьютером нужно сделать зарядку для глаз.
      • Игровую деятельность за компьютером нужно сменить физическими упражнениями, играми на свежем воздухе, «живым общением».

    Памятка для родителей

    Список используемой литературы:

    Ø«Компьютер и здоровье» Баловсяк Н. В.

    Сайты в интернете:

    Øhttp://deti-blog.ru/vliyanie-kompyutera-na-rebenka

    Øwww.vse-pro-detey.ru/vliyanie-kompyutera-na-rebenka

    Øhttp://ru.Wikipedia.org/wiki/История_персональных_ компьютеров

    Øhttp://ru.Wikipedia.org/wiki/Компьютер

    Наши новости:

    Разместить свою публикацию