Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

95414

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 28.03.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа "Музыкальный инструмент - скрипка"

Дата публикации:

Автор:
преподаватель, МБУДО "Детская музыкальная школа №1", Тульская область, город Новомосковск

Цель: творческое развитие

Задачи: обучение игре на скрипке

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детская музыкальная школа №1»

г. Новомосковск

Принято на заседании

Педагогического совета

22.06.2015 г.

ПРОТОКОЛ № 5

Утверждаю

директор МБУДО

«Детская музыкальная школа №1»

_____________С.В. Медведева

Приказ от22.06.2015 г. № 12-ОД

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

учебный предмет

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ

(скрипка)

Новомосковск

2015


Структура программы учебного предмета

I.Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

-Срок реализации учебного предмета

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательнойорганизации на реализацию учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени

- Форма проведения учебных аудиторных занятий

- Цели и задачи учебного предмета

- Структура программы учебного предмета

- Методы обучения

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

II.Содержание учебного предмета

- Тематический план

- Годовые требования

III.Требования к уровню подготовки учащихся

- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения

IV.Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки

V.Методическое обеспечение учебного процесса

VI.Список литературы

- Методическая литература

- Учебные и методические материалы на сайтах Интернет

- Учебная литература

  • ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика учебного предмета, его место и роль в общеобразовательном процессе

Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (скрипка)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на струнных музыкальных инструментах в детских школах искусств.

Приобщение детей к музыке посредством обучения игре на скрипке вошло в практику музыкального образования как в России, так и за рубежом и с каждым годом пользуется все большим интересом среди детей и их родителей. Красота звучания инструмента, его небольшие размеры, доступность в цене, безграничные возможности использования в музыке всех жанров и стилей в сочетании с другими музыкальными инструментами заслуженновывели скрипку на лидирующие позиции.

Отличительной чертой данной учебной программы является достижение в краткие сроки заинтересованности учащегося процессом обучения игре на инструменте, акцент на возможность дальнейшей самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.

Обучаясь по данной программе, учащиеся знакомятся с миром искусства на основе собственной творческой деятельности, посредством умения играть на инструменте, осознавая себя участников увлекательного процесса музыкального исполнительства.

Учебный курс построен на практических занятиях, теоретические знания формируются в процессе освоения исполнительских навыков. Возможно увеличение часов аудиторной учебной нагрузки за счет проведения занятий ансамблем.

Рекомендуемый возраст детей, обучающихся по данной программе, - 6-12 лет.

Срок реализации учебного предмета

При реализации программы учебного предмета «Музыкальный инструмент (скрипка)» со сроком обучения 4 года продолжительность учебных занятий с первого по четвертый годы обучения составляет 35 недель в год.

Сведения о затратах учебного времени

Вид учебной

работы,

нагрузки

Затраты учебного времени

Всего часов

Годы обучения

1-й год

2-й год

3-й год

4-й год

Полугодия

1

2

3

4

5

6

7

8

Аудиторные

занятия

34

36

34

36

34

36

34

36

280

Самостоятельная

работа

51

54

51

54

51

54

51

54

420

Максимальная

учебная нагрузка

68

72

68

72

85

90

85

90

700

Занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную работу. Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:

Аудиторные занятия:

  • 1-4 годы обучения – по 2 часа в неделю.
  • 1-4 годы обучения – по 3 часа в неделю.

Самостоятельная работа (внеаудиторная нагрузка):

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета

Общая трудоемкость учебного предмета «Музыкальный инструмент (скрипка)» при 4-летнем сроке обучения составляет 700 часов. Из них: 280 часов - аудиторные занятия, 420 часов - самостоятельная работа.

Нормативные затраты на оказаниемуниципальной услуги в сфере дополнительного образования для реализации общеразвивающих программ в

области того или иного вида искусств на основании части 2 статьи 8 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-Ф3, устанавливаются учредителем образовательной организации с учетом следующих параметров:

1) соотношения численности преподавателей и обучающихся – не менее 1:8;

2) содержания специального учебного оборудования и использования специализированных материальных запасов;

3) соотношения численности учебно-вспомогательного персонала и преподавателей - не менее 4:10;

4) при реализации общеразвивающих программ в области музыкального, хореографического и театрального искусств финансирования работы концертмейстеров из расчета до 100 процентов объема времени, предусмотренного учебным планом на аудиторные занятия по соответствующим учебным предметам.

Форма проведения учебных занятий

Занятия проводятся в индивидуальной форме, возможно чередование индивидуальных и мелкогрупповых (от 2-х человек) занятий. Индивидуальная и мелкогрупповая формы занятий позволяют преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.

Цель и задачи учебного предмета

Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности учащегося, овладение знаниями и представлениями об исполнительстве на струнных инструментах, формирование практических умений и навыков игры на скрипке, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.

Задачи учебного предмета

Задачами предмета «Музыкальный инструмент (скрипка)» являются:

  • ознакомление детей со скрипкой, исполнительскими возможностями и разнообразием приемов игры;
  • формирование навыков игры на музыкальном инструменте;
  • приобретение знаний в области музыкальной грамоты;
  • приобретениезнаний в области истории музыкальной культуры;
  • формирование понятий о музыкальных стилях и жанрах;
  • оснащениесистемойзнаний, умений и способов музыкальной деятельности, обеспечивающих в своей совокупности базу для дальнейшего самостоятельного общения с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания;
  • воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, терпения, дисциплины;
  • воспитание стремления к практическому использованию знаний и умений, приобретенных на занятиях, в быту, в досуговой деятельности.
  • общее оздоровление организма.

Структура программы

Программа содержит следующие разделы:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
  • распределение учебного материала по годам обучения;
  • описание дидактических единиц учебного предмета;
  • требования к уровню подготовки учащихся;
  • формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;
  • методическое обеспечение учебного процесса

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, беседа, рассказ);

- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов);

- наглядный (показ, наблюдение);

- слуховой;

- практический.

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Класс для занятий должен быть светлым, достаточно просторным, с хорошей вентиляцией и звукоизоляцией. Акустика помещения должна соответствовать нормам, предусмотренным для занятий на струнных инструментах (помещение не должно быть гулким).

В классе для занятий, а также дома у каждого учащегося должны быть, кроме музыкального инструмента (скрипки): фортепиано (рояль/пианино или синтезатор), пюпитр, метроном,зеркало, аудио и видео аппаратура. Педагог должен предоставить учащемуся необходимые учебные пособия, методическую литературу, нотный, аудио и видеоматериал, в том числе, и для самостоятельных домашних занятий. Во время самостоятельной работы, учащиеся могут пользоваться информацией из Интернета.

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Учебная программа по предмету «Музыкальный инструмент (скрипка)» рассчитана на 4 года обучения. В программе учтен принцип систематического и последовательного обучения. Программа составлена с учетом физических и психологических возможностей детей, целями и задачами развивающего обучения. Формирование у учащихся умений и навыков происходит постепенно: от знакомства с инструментом, изучения основ постановки исполнительского аппарата и звукоизвлечения до самостоятельного разбора и исполнения шедевров мировой музыкальной классики.

Учебный материал разделен на 2 основных раздела: технический (постановка исполнительского аппарата, звукоизвлечение и т. д.) и художественный (работа над образом произведения, сольное и ансамблевое музицирование).

Освоение элементов музыкальной грамоты, теоретических основ музыкального исполнительства является важной и неотъемлемой частью учебного процесса. Знания истории инструмента, стилистических особенностей исполнения музыки разных эпох и композиторов, техники дыхания, звукоизвлечения и исполнения различных штрихов и оттенков уже с первых занятий помогают формированию грамотного музыканта-исполнителя.

Практические навыки, полученные на уроке с преподавателем и закрепляемые дома в систематических самостоятельных занятиях, позволяют увлечь учащихся процессом обучения игре на инструменте.

III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Данный раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение которых обеспечивает программа «Музыкальный инструмент (скрипка)»:

- навыки исполнения музыкальных произведений (сольное исполнение, ансамблевое исполнение);

- умения использовать выразительные средства для создания художественного образа;

- умения самостоятельно разучивать музыкальные произведенияразличных жанров и стилей;

- навыки публичных выступлений;

- навыки общения со слушательской аудиторией в условиях музыкально-просветительской деятельности образовательной организации.

IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Контроль знаний, умений и навыков учащихся выполняет обучающую, проверочную и корректирующую функции. Программа предусматривает текущий контроль, промежуточную и итоговую аттестацию. Текущий контроль осуществляется преподавателем в счет аудиторного времени по его усмотрению по завершении какого-либо раздела программы. Промежуточный контроль проводится по окончании каждого полугодия учебного года в виде концертного выступления или зачета, на котором учащийся исполняет: в первом полугодии два разнохарактерных произведения в сопровождении концертмейстера или минусовой фонограммы, во втором полугодии – два разнохарактерных произведения в сопровождении концертмейстера или минусовой фонограммы и ансамбль.

Итоговая аттестация может проводиться в форме концертного выступления, сольного или ансамблевого, при этом уровень сложности программы зависит от индивидуальной подготовки учащегося.

Критерии оценки

По результатам текущей, промежуточной и итоговой аттестации выставляются отметки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».

5 (отлично) – ставится за грамотное, уверенное, выразительное и эмоциональное исполнение программы.

4 (хорошо) – ставится за хорошее исполнение с мелкими единичными недочетами в технике, звуке, интонации, недостаточной выразительности и эмоциональности исполнения.

3 (удовлетворительно) – ставится за исполнение с погрешностями в тексте, технике и интонации, неуверенное знание произведения, некачественный звук, невыразительность.

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Методические рекомендации преподавателям

Данная программа разработана с учетом индивидуального подхода к обучению. Преподаватель, пользуясь методической и нотной литературой, имеет возможность обучать учащихся с разными музыкальными способностями и личностными особенностями, достигая результатов обучения в краткие сроки.

Занятия в классе должны сопровождатьсявнеклассной работой - посещением выставок и концертных залов, прослушиванием музыкальных записей, просмотром концертов и музыкальных фильмов.

Большое значение имеет репертуар ученика. Необходимо выбирать высокохудожественные произведения, разнообразные по форме и содержанию. Необходимо познакомить учащегося с историей скрипки, рассказать о выдающихся исполнителях и композиторах.

Общее количество музыкальных произведений, рекомендованных для изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях. Предполагается, что педагог в работе над репертуаром будет добиваться различной степени завершенности исполнения: некоторые произведения должны быть подготовлены для публичного выступления, другие – для показа в условиях класса, третьи – с целью ознакомления. Требования могут быть сокращены или упрощены соответственно уровню музыкального и технического развития. Все это определяет содержание индивидуального учебного плана учащегося.

Работа над темами данной программы проводится комплексно. Отдельно прорабатывать каждую тему в строгой последовательности рекомендуется только в начале первого года обучения, во время работы над постановкой исполнительского аппарата, при этом, двигаясь вперед, к следующему разделу, не забывать о повторении и работе над пройденным материалом. В дальнейшем, на каждом уроке рекомендуется работа над фрагментами из нескольких тем, исходя из потребностей и возможностей ученика.

Важным элементом обучения является накопление художественного исполнительского материала, дальнейшее расширение и совершенствование практики публичных выступлений (сольных и ансамблевых), использование в репертуаре произведений, различных по стилю, в том числе, произведений эстрадной и рок музыки,популярных произведений зарубежных и отечественных композиторов.

Примерный репертуарный список

1 класс

В.Якубовская «Вверх по ступенькам», Музыка, 1981

Пьесы на открытых струнах:

Т.Захарьина Осенний дождичек

Украинская народная песня Барашеньки

Украинская народная песня Красная коровка

Петушок

Р.н.п. Андрей-воробей

Четыре струны

Зарядка

Я.Кепитис Вальс куклы

Р.н.п. Лиса по лесу ходила

Р.н.п. Сорока

Е. Тимичева часы

Р.н.п. Скок, скок, поскок

Р.н.п. Две тетери (обр. В. Агафонникова)

К. Родионов Начальные уроки игры на скрипке, М.- Музыка, 2007, II и III разделы:

Упражнения №№7, 10, 12 (с сопровождение второй скрипки)

Упражнения №№16, 17, 22, 24, 25

Упражнение №1 (II раздел)

Гамма ре мажор однооктавная, арпеджио

Р.н.п. Ходит зайка по саду

Д. Кабалевский Про Петю

Н. Потоловский Охотник

В. Карасева Зима

Л.Качурбина Мишка с куклой

2 класс

К. Родионов Начальные уроки игры на скрипке, М.- Музыка, 2007:

Гаммы соль мажор, ля минор, до мажор

Упражнения и этюды

№№19, 20, 21, 28, 32, 33, 34, 36, 39, 41, 44, 48, 49, 57, 62

№№6, 7.10,11. 14 (II раздел)

№№1, 2, 4 (с сопровождение второй скрипки)

Л.Бетховен Прекрасный цветок

Н.Метлов Баю-баюшки, баю

В. калинников Журавель

Б.н.п. Перепелочка (обр. С.Полонского)

Р.н.п. Во поле береза стояла (обр. П. Чайковского)

А.Карасева Горошина

Е.Тиличеева Цирковые собачки

В.Моцарт Пастушья песня

Б.н.п. Савка и Гришка

С.Невельский Машенька-Маша

И.Брамс Петрушка

Л.Бекман Елочка

Н.Бакланова Марш октябрят

А.Комаровский Маленький вальс

М.Иорданский Песенка про чибиса

Л.Бетховен Сурок

В.Моцарт майская песня

Р.Кросс Коломбина

И.Гайдн Песенка

В. Введенский Паровоз

Нем. нар. песня Хохлатка (обр. Ю. Черепнина)

3 класс

А.Г. Григорян Начальная школа игры на скрипке

Гамма соль минор двухоктавная

Этюд соль минор (по И.Иоахиму)

Гамма си минор двухоктавная

Этюд си минор (А. Григорян)

А.Гречанинов Колыбельная (№41)

Гамма си мажор двухоктавная,

арпеджио,

доминантсептаккорды (в разных тональн.)

уменьшен. септаккорды (в разных тональн.)

Гамма до мажор II-ая позиция

К.Мострас Этюд (II-ая позиция)

Упражнения на смену I и II позиций

Этюды №№1, 2, 3

Гамма соль мажор III позиция

Ф. Рис Этюд до мажор (III позиция)

Г. Гендель Менуэт

Гамма ре мажор двухоктавная, арпеджио

Этюды на смену I-III позиций:

Ю. Сулимов №2

А.Григорян №3

А.Григорян №7

А.Григорян №8

Дополнительный инструктивно-художественный материал:

Ф.Вольфарт Этюд №3

Ф.Вольфарт Этюд №5

А. Комаровский Этюд (Вперегонки)

А.Григорян Этюд №11

Е.Гнесина-Витачек Этюд №15

В.Моцарт Рондо

Д.Кабалевский Этюд (легато)

С.Рахманинов Полька (№63)

Ф.Вольфарт Этюд №19 (III позиция)

Л.Бетховен Контрданс (№67)

Б.н.п. Перепелочка

А.Гречанинов Вальс

В.Косенко Мазурка

4 класс

М.Гарлицкий Шаг за шагом

II раздел Позиции и их смена:

№№12, 14, 16, 19. 24, 26, 32

III раздел Двойные ноты:

№№5, 6, 17, 22, 25

А.Григорян Гаммы в III позиции (двухоктавные)

В.Якубовская Вверх по ступенькам

Ю.Сулимов Этюд

Бел. нар. танец Янка (обр. С. Полонского)

П.Чайковский Старинная французская песенка

А.Гречанинов Вальс

Юный скрипач II вып.

Н.Раков Прогулка

А.Хачатурян Андантино

И.Гайдн Менуэт

Хрестоматия педагогического репертуара для скрипки и фортепиано. вып.II

И.Козловский Вальс

Н.Ниязи Колыбельная

Слов. нар. песня Спи, моя милая

М.Глинка Полька

Л.Бетховен Контрданс

О.Ридинг Концерт си минор III ч.

Л. Бетховен Сонатина До минор

Н.Бакланова Вариации

И.СелениПрелюдия и рондино

А.Яньшинов Концертино (в русском стиле) соч.36

А.Комаровский Вариации на тему русской народной песни «Пойду ль я, выйду ль я»

А.Комаровский Вариации на тему русской народной песни «Вышли в поле косари»

Список рекомендуемой учебной и методической литературы

  • Юный скрипач, вып. I /сост. и редактор К.А. Фортунатов.- М, 1961
  • Шальман С. Я буду скрипачом.- Л.: Советский композитор, 1987
  • Григорян А.Г. Начальная школа игры на скрипке.- М.: Советский композитор, 1986
  • Якубовская В. Вверх по ступенькам.- Музыка, 1974
  • Избранные этюды для скрипки, вып. I /сост. М.Гарлицкий.- Музыка, 1974
  • Избранные этюды для скрпики, вып. II.- Музыка, 1976
  • Юный скрипач, вы. II /сост. К.А. Фортунатов.- М.: Советский композитор, 1985
  • Хрестоматия педагогического репертуара для скрипки и фортепиано. вып.I /сост. М.Гарлицкий.-М., 1970
  • Хрестоматия педагогического репертуара для скрипки и фортепиано. вып.I /сост. М.Гарлицкий.- М., 1976
  • Гарлицкий М. Шаг за шагом Методическое пособие для юных скрипачей.- М.:Советский композитор, 1972

Список рекомендуемой методической литературы

  1. Камилларов Е. О технике левой руки скрипача.- Л., 1961
  2. Очерки по методике обучения игре на скрипке. Вопросы техники левой руки скрипача /под. ред. М.Блок.- М., 1960
  3. Гинзбург Л. О работе над музыкальным произведением. Методический очерк, 3-е изд.-М.,1968
  4. Флеш К. Искусство скрипичной игры.- I т.- М., 1964
  5. Ямпольский А. О методе работы с учениками. Вопросы скрипичного исполнительства и педагогики. – М., 1968
  6. Григорьев В.Ю. Методика обучения игре на скрипке. – М., 2006

Наши новости:

Разместить свою публикацию