Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

95414

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 28.03.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

«Как проверить орфограммы в окончаниях слов, называющих действия?» (урок постановки учебной задачи)

Дата публикации:

Автор:
учитель, МБОУ "Школа развития №24", ХМАО- Югра, г. Нефтеюганск, мкр.12, д.28, кв. 7

Цель: Поставить задачу на поиск способа проверки орфограмм слабых позиций в личных окончаниях слов, называющих действия.

Задачи: Повторить общие орфографические правила проверки по закону письма. Обнаружить границы своих знаний и формулировать вопросы для ее преодоления. Выявить два набора личных окончаний. Развивать речь. Уметь сравнивать, анализировать, классифицировать. Развивать культуру общения при обсуждении проблем и работы в группах.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Тема урока: «Как проверить орфограммы в окончаниях слов, называющих действия?»

Тип урока: урок постановки учебной задачи.

Цель: поставить задачу на поиск способа проверки орфограмм слабых позиций в личных окончаниях слов, называющих действия.

Задачи: повторить общие орфографические правила проверки по закону письма;

обнаружить границы своих знаний и формулировать вопросы для ее преодоления;

выявить два набора личных окончаний;

развивать речь;

уметь сравнивать, анализировать, классифицировать.

развивать культуру общения при обсуждении проблем и работы в группах.

Оборудование: Карточки с заданиями для индивидуальной работы, листы А 4, маркеры, магниты, электронная доска.

Этап урока

Ход урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

  • Организационный момент (1-2 минуты
  • Ситуация разрыва
  • Фиксация места разрыва в знаково-символической форме.
  • Формулирование учебной задачи учащимися и учителем.
  • Работа по учебнику.
  • Рефлексия.
  • Задание на дом

Посмотрите, сколько гостей сегодня у нас на уроке. Они пришли посмотреть, как мы умеем работать на уроке русского языка. Поздоровайтесь.

2.Создание ситуации успеха.

- Отгадайте загадку.

В кажд…йкнижк…

Ит…традк…

Можновстретитьэтигрядк…

-Давайте запишем ее в тетрадь без пропусков. Но прежде проверим орфограммы. Как мы это делаем?

-Идет к доске…. Остальные работают в тетради.

-По какому закону вы проверяли эти орфограммы? (з.р.п.)

- Назовите основной закон русского письма.

-Поднимите руки те, кому это задание уже легко выполнять?

ИТОГ :

-Окончания каких слов мы уже умеем проверять?

-Строчки

-Определить часть речи.

Выяснить в какой части слова находится орфограмма.

Найти проверочное слово.

-Звук в слабой позиции проверяется по сильной позиции в той же части слова.

-Имен существительных и прилагательных.

-Посмотрите на экран. Кого вы видите?(слайд 1)

-Что они делают?

-Давайте запишем предложение из этой поэмы:

И днем, и ночью кот ученый все ход?т по цепи кругом.

- Почему пропустили букву в слове «ход_т?»

(Если дети напишут окончание названия действия.)

-Почему безударную гласную в окончании слова ходит обозначили буквой И?

- Как проверили?

-Докажите, что безударная гласная обозначается буквой И.

(Если дети предложат проверочное слово ходить, то необходимо разобрать слово по составу и выяснить, что сильный звук находится в суффиксе. Это слово не годится для проверки.)

-Почему не смогли проверить эту орфограмму?

-Мы видим Сам Самыча, Алешу, Машу и Кота

-Они читают отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» .

(Один ребенок пишет на доске)

-Здесь слабая позиция в окончании действия, а мы её проверять не умеем.

(дети пытаются подобрать проверочное слово)

Дети могут предложить вариант «ходить».

-Слабую позицию в окончании действия,мы проверять не умеем.

- Чему мы должны научиться?

-Давайте с помощью схемы изобразим наш вопрос. Проблема фиксируется на доске в виде модели:

-Как проверить ОСП в окончании слов, называющих действие?

Чему мы должны научиться?

-Научиться проверять окончания в словах, называющих действия.

6.Поиск решения задачи.

.

Фиксация места разрыва в знаково-символической форме

- Что нужно узнать сначала? (для чего нужны окончания словам действиям?)

(- Какую работу выполняют окончания имен существительных? Прилагательных? (слайд 2)

-Какую работу выполняют окончания слов, называющих действие?

-В каком времени могут быть?

-Посмотрим, как они изменяются в настоящем времени. Зафиксируем это в виде схемы. (слайд)

Н.вр. ?

-Назовите грамматическую основу предложения «Я беру телефон и звоню товарищу». (Слайд3)

-Запишите в тетрадь.

-Назовите слово, которое указывает на лицо. Подчеркните это слово.

-Какие ещё слова, указывающие на лицо вы знаете?

-Замените слово я словом ты и посмотрите, как изменятся слова, называющие действие.

-Замените словом он.

-Выделите окончания в названиях действий. Поставьте ударение.

-На какое число указывают окончания глаголов?

-Замените слова я, ты, он словами мы, вы, они. Запишите полученные высказывания. Выделите в паре окончания. Поставьте ударение.

-На какое число они указывают?

-На какую часть слова падает ударение во всех словах?

-Всегда ли окончания глаголовстоят в сильной позиции?

-В слове ход?т окончание в слабой позиции.

ИТОГ: Итак, какую работу выполняют окончания в словах, называющих действия?

Л.

Зафиксировать вывод на модели.Ч.

Указывают на лицо, число и Время.

-Внастоящем, прошедшем, будущем.

Я беру и звоню.

-Ты, он,она,они,мы,вы.

Ты берешь и звонишь.

Он берет и звонит.

-Ед.ч.

Мы бер ём,звон им.

Вы бер ёте , звон ите.

Они бер ут , звонят.

-Указывают на множественное число.

-Окончания.

-Нет.

-Указывают на лицо и число.

Фронтальная работа

Индивидуальная работа на карточках

Работа в группах.

Давайте прочитаем об этом в учебнике на стр. 56. Информация дедушки Уса.

- Назовите слова, указывающие на 1-е лицо. Подпишите.

-2-е лицо (карточка на доске)

-3-е лицо

ак изменили мы слова, называющие действия?

-Как называются выделенные окончания слов,называющих действие? Какие это окончания?

-Как определить лицо и число слов, называющих действие? (слайд 4)

-Поупражняемся в определении лица и числа имен существительных. (На слайде5,6)

-Молодцы!

-Перед вами карточка со словами названиями действий. Определите лицо и число. (слайд 7)

-Проверьте по образцу с доски. (слайд8)

-Кто сделал без ошибок?

-У кого одна ошибка?

-В учебнике вы встретили новое слово спряжение. Что это означает? Прочитайте. (слайд9)

-Говорят: Глаголы беру и звоню проспрягали. Это значит, мы будем понимать, что глаголы изменили по лицам и числам. Дописать схему изменения глагола.

Лспряжение

Ч

- А теперь поработаем в группах. Выпишите в таблицу окончания, которые получили при спряжении глаголов беру и звоню. Подчеркните гласную в окончании. Сравните их.

-Какой вывод можно сделать?

Таблица появляется на экране.(слайд10)

Если дети не смогут сделать вывод, задать вопрос:

-Какие буквы чаще всего встречаются в изменениях слова беру? (ё) Звоню? (и)

-Сколько наборов окончаний вы заметили?(2) (Слайд 11)

-Окончания с гласной ё относятся к 1 спряжению, с гласной и – ко 2 спряжению.

-В какой позиции стоят эти окончания? (в сильной)

-А в слове ходит? (в слабой)

Читает один ученик.

Дети в тетради подписывают лицо глаголов.

о лицам.

-Личные.

Проговаривают несколько учеников:

-Подставить подходящее по смыслу слово, указывающее на лицо.

Дети индивидуально работают на карточках.

Проверяют по образцу.

Несколько учеников читают определение с доски.

Дети в группах вносят окончания глаголов в таблицу.

беру

звоню

Ед.ч.

Мн.ч.

Ед.ч

Мн.ч.

1л. (я,мы)

-ём

-им

2л. (ты,вы)

-ёшь

-ёте

-ишь

-ите

3л. (он,они)

-ёт

-ут

-ит

-ят

-По закону письма, зная два набора окончанийсильной позиции, можем проверить безударное окончание в слове ход?т?

-Какую задачу мы ставили в начале урока?(слайд 12)

-Нам удалось решить её?

-Какую задачу мы будем решать на следующем уроке?

-Нет. Мы столкнулись еще с одной проблемой. У нас есть два варианта для проверки. Мы не знаем, какой выбрать.

-Научиться проверять слабую позицию в окончаниях слов действий.

-Нет.

-Продолжать искать способы проверки безударных окончаний в словах действиях.

Проверить орфограммы, вставить пропущенные буквы и ответить на вопрос текста.

Задание на листе

Это – огромный динозавр. Он ид_т по древн_му лесу ср_ди высок_х папоротников. Ход_т он довольно медленно, покачивая св_ей длин_й шеей с маленьк_й головк_й. Потомство вывод_т, откладывая яйца в укромн_м местечк_. Угадай, о каком динозавр_ говор_т моё описание?

- Поработаем в группах. У каждой группы слова с пропущенными орфограммами в окончаниях глаголов.

-Ваша задача определить работу окончания и вставить пропущенные буквы е или и, объяснить свой выбор.

Слова: мож_т, игра_т, держ_шь, скуча_т, пиш_м.

- Смогли обозначит безударную гласную в окончании?

лицо

число

Говори

Бьёт

Молчу

Плывут

Спим

Наши новости:

Разместить свою публикацию