ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема урока: «Как проверить орфограммы в окончаниях слов, называющих действия?»
Тип урока: урок постановки учебной задачи.
Цель: поставить задачу на поиск способа проверки орфограмм слабых позиций в личных окончаниях слов, называющих действия.
Задачи: повторить общие орфографические правила проверки по закону письма;
обнаружить границы своих знаний и формулировать вопросы для ее преодоления;
выявить два набора личных окончаний;
развивать речь;
уметь сравнивать, анализировать, классифицировать.
развивать культуру общения при обсуждении проблем и работы в группах.
Оборудование: Карточки с заданиями для индивидуальной работы, листы А 4, маркеры, магниты, электронная доска.
Этап урока | Ход урока | ||||||||||||||||||||||||||
| Действия учителя | Деятельность обучающихся | |||||||||||||||||||||||||
| Посмотрите, сколько гостей сегодня у нас на уроке. Они пришли посмотреть, как мы умеем работать на уроке русского языка. Поздоровайтесь. | ||||||||||||||||||||||||||
2.Создание ситуации успеха. | - Отгадайте загадку. В кажд…йкнижк… Ит…традк… Можновстретитьэтигрядк… -Давайте запишем ее в тетрадь без пропусков. Но прежде проверим орфограммы. Как мы это делаем? -Идет к доске…. Остальные работают в тетради.
-По какому закону вы проверяли эти орфограммы? (з.р.п.) - Назовите основной закон русского письма. -Поднимите руки те, кому это задание уже легко выполнять? ИТОГ : -Окончания каких слов мы уже умеем проверять? | -Строчки
-Определить часть речи. Выяснить в какой части слова находится орфограмма. Найти проверочное слово.
-Звук в слабой позиции проверяется по сильной позиции в той же части слова.
-Имен существительных и прилагательных. | |||||||||||||||||||||||||
-Посмотрите на экран. Кого вы видите?(слайд 1) -Что они делают? -Давайте запишем предложение из этой поэмы: И днем, и ночью кот ученый все ход?т по цепи кругом. - Почему пропустили букву в слове «ход_т?»
(Если дети напишут окончание названия действия.) -Почему безударную гласную в окончании слова ходит обозначили буквой И? - Как проверили? -Докажите, что безударная гласная обозначается буквой И. (Если дети предложат проверочное слово ходить, то необходимо разобрать слово по составу и выяснить, что сильный звук находится в суффиксе. Это слово не годится для проверки.) -Почему не смогли проверить эту орфограмму? | -Мы видим Сам Самыча, Алешу, Машу и Кота -Они читают отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» . (Один ребенок пишет на доске)
-Здесь слабая позиция в окончании действия, а мы её проверять не умеем.
(дети пытаются подобрать проверочное слово)
Дети могут предложить вариант «ходить».
-Слабую позицию в окончании действия,мы проверять не умеем. | ||||||||||||||||||||||||||
- Чему мы должны научиться? -Давайте с помощью схемы изобразим наш вопрос. Проблема фиксируется на доске в виде модели: | -Как проверить ОСП в окончании слов, называющих действие? | ||||||||||||||||||||||||||
Чему мы должны научиться? | -Научиться проверять окончания в словах, называющих действия. | ||||||||||||||||||||||||||
6.Поиск решения задачи. . Фиксация места разрыва в знаково-символической форме | - Что нужно узнать сначала? (для чего нужны окончания словам действиям?)
(- Какую работу выполняют окончания имен существительных? Прилагательных? (слайд 2) -Какую работу выполняют окончания слов, называющих действие? -В каком времени могут быть? -Посмотрим, как они изменяются в настоящем времени. Зафиксируем это в виде схемы. (слайд) Н.вр. ?
-Назовите грамматическую основу предложения «Я беру телефон и звоню товарищу». (Слайд3) -Запишите в тетрадь. -Назовите слово, которое указывает на лицо. Подчеркните это слово. -Какие ещё слова, указывающие на лицо вы знаете? -Замените слово я словом ты и посмотрите, как изменятся слова, называющие действие. -Замените словом он. -Выделите окончания в названиях действий. Поставьте ударение. -На какое число указывают окончания глаголов?
-Замените слова я, ты, он словами мы, вы, они. Запишите полученные высказывания. Выделите в паре окончания. Поставьте ударение. -На какое число они указывают?
-На какую часть слова падает ударение во всех словах? -Всегда ли окончания глаголовстоят в сильной позиции? -В слове ход?т окончание в слабой позиции.
ИТОГ: Итак, какую работу выполняют окончания в словах, называющих действия? Л. Зафиксировать вывод на модели.Ч. |
Указывают на лицо, число и Время.
-Внастоящем, прошедшем, будущем.
Я беру и звоню.
-Я -Ты, он,она,они,мы,вы.
Ты берешь и звонишь. Он берет и звонит.
-Ед.ч.
Мы бер ём,звон им. Вы бер ёте , звон ите. Они бер ут , звонят. -Указывают на множественное число.
-Окончания. -Нет.
-Указывают на лицо и число.
| |||||||||||||||||||||||||
Фронтальная работа Индивидуальная работа на карточках Работа в группах. | Давайте прочитаем об этом в учебнике на стр. 56. Информация дедушки Уса. - Назовите слова, указывающие на 1-е лицо. Подпишите. -2-е лицо (карточка на доске) -3-е лицо -Как изменили мы слова, называющие действия? -Как называются выделенные окончания слов,называющих действие? Какие это окончания? -Как определить лицо и число слов, называющих действие? (слайд 4)
-Поупражняемся в определении лица и числа имен существительных. (На слайде5,6) -Молодцы! -Перед вами карточка со словами названиями действий. Определите лицо и число. (слайд 7)
-Проверьте по образцу с доски. (слайд8) -Кто сделал без ошибок? -У кого одна ошибка? -В учебнике вы встретили новое слово спряжение. Что это означает? Прочитайте. (слайд9) -Говорят: Глаголы беру и звоню проспрягали. Это значит, мы будем понимать, что глаголы изменили по лицам и числам. Дописать схему изменения глагола. Лспряжение Ч
- А теперь поработаем в группах. Выпишите в таблицу окончания, которые получили при спряжении глаголов беру и звоню. Подчеркните гласную в окончании. Сравните их. -Какой вывод можно сделать? Таблица появляется на экране.(слайд10)
Если дети не смогут сделать вывод, задать вопрос: -Какие буквы чаще всего встречаются в изменениях слова беру? (ё) Звоню? (и) -Сколько наборов окончаний вы заметили?(2) (Слайд 11) -Окончания с гласной ё относятся к 1 спряжению, с гласной и – ко 2 спряжению. -В какой позиции стоят эти окончания? (в сильной) -А в слове ходит? (в слабой) | Читает один ученик.
Дети в тетради подписывают лицо глаголов.
-По лицам.
-Личные. Проговаривают несколько учеников: -Подставить подходящее по смыслу слово, указывающее на лицо.
Дети индивидуально работают на карточках.
Проверяют по образцу.
Несколько учеников читают определение с доски.
Дети в группах вносят окончания глаголов в таблицу.
| |||||||||||||||||||||||||
-По закону письма, зная два набора окончанийсильной позиции, можем проверить безударное окончание в слове ход?т?
-Какую задачу мы ставили в начале урока?(слайд 12) -Нам удалось решить её? -Какую задачу мы будем решать на следующем уроке? | -Нет. Мы столкнулись еще с одной проблемой. У нас есть два варианта для проверки. Мы не знаем, какой выбрать.
-Научиться проверять слабую позицию в окончаниях слов действий.
-Нет. -Продолжать искать способы проверки безударных окончаний в словах действиях. | ||||||||||||||||||||||||||
Проверить орфограммы, вставить пропущенные буквы и ответить на вопрос текста. Задание на листе Это – огромный динозавр. Он ид_т по древн_му лесу ср_ди высок_х папоротников. Ход_т он довольно медленно, покачивая св_ей длин_й шеей с маленьк_й головк_й. Потомство вывод_т, откладывая яйца в укромн_м местечк_. Угадай, о каком динозавр_ говор_т моё описание?
|
|
- Поработаем в группах. У каждой группы слова с пропущенными орфограммами в окончаниях глаголов.
-Ваша задача определить работу окончания и вставить пропущенные буквы е или и, объяснить свой выбор.
Слова: мож_т, игра_т, держ_шь, скуча_т, пиш_м.
- Смогли обозначит безударную гласную в окончании?
лицо | число | |
Говори | ||
Бьёт | ||
Молчу | ||
Плывут | ||
Спим |