Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

95418

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 29.03.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Семинар «Использование игровых методов и приёмов при обучении детей от 2 до 7 лет».

Дата публикации:

Автор:
Воспитатель, МБДОУ Иловлинский детский сад "Солнышко" Иловлинского района Волгоградской области, р.п. Иловля Волгоградская область

Цель: Способствовать обогащению педагогического опыта у педагогов дошкольного образования.

Задачи: 1. Совершенствовать знания педагогов в использовании игровых методов и приёмов при обучении детей, создание игровой мотивации во взаимосвязи игровых учебных задач; 2. Способствовать творческому поиску

МБДОУ Иловлинский детский сад «Солнышко»

Иловлинского района Волгоградской области

Семинар

«Использование игровых методов и приёмов при обучении детей

от 2 до 7 лет».

Выполнила:

воспитатель Бабанина М.С.

Иловля 2018

Тема:

«Использование игровых методов и приёмов при обучении детейот 2 до 7 лет»

Форма проведения: Семинар – практикум

Задачи:

1. Совершенствовать знания педагогов в использовании игровых методов и приёмов при обучении детей, создание игровой мотивации во взаимосвязи игровых учебных задач;

2.Способствовать творческому поиску.

План проведения:

1.Вступительное слово.

2.Дискуссия о способах использования игровых приёмов при обучении.

3.Выступление старшего воспитателя.

4. Информационно-практическая работа. (Выступление педагогов ДОУ).

Предварительная работа

1. Анкетирование воспитателей (см. Приложение)

2. Изучение особенностей работы по созданию игровой мотивации на разных возрастных этапах.

Вступительное слово

Перед педагогами стоит задача – предоставить каждому ребёнку возможность радостного и содержательного проживания периода дошкольного детства. Это значит, что взаимодействие воспитателя с детьми как в повседневной жизни, так и в процессе обучения должно осуществляться без принуждения ребёнка и с учётом того, что каждый возраст создаёт наиболее благоприятные возможности для усвоения определённых знаний, овладения определёнными умениями и навыками, которые выступают в качестве средства детского развития.

По мнению учёных, одним из путей, направленных на решение данной проблемы, является использование при обучении детей игровых методов и приёмов. Эти методы, представляющие собой определённую дидактическую систему, нацелены на овладение детьми способами сюжетно – ролевой игры.

Дискуссия о способах использования игровых приемов при обучении.

воспитатели обсуждают наиболее распространенные способы использования игровых приемов при обучении;

высказывают предложения, насколько эффективно их применение.

Всех воспитателей, благодарим за анкетирование. Вы ответили на все вопросы, все отметили ведущий вид деятельности у дошкольников. Это ИГРА. Перечислили много разных методов и приёмов работы с детьми. Самыми эффективными,по вашему мнению оказались:

1)ИГРОВЫЕ;

2)НАГЛЯДНЫЕ,

3) СЛОВЕСНЫЕ.

На вопрос: « что такое игровая мотивация?» Большинство выделили – побуждение к игровой деятельности. Обратимся к словарю. Мотивация – (от латинского) приводить в движение, толкать. 1. Это побуждение к деятельности. 2. Совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности её поведения.

Вы все ответили, что всегда используете игровые методы и приемы, но, к сожалению, многие из них не всегда эффективны. В одних случаях созданная педагогом игровая ситуация не увлекает детей, не доставляет им, подобно свободной игре, радости и не развивает их. В других – игровые методы и приемы не способствуют эффективному овладению умениями и навыками, ради которых они, собственно, и используются.

Рассмотрим конкретные примеры.

Первый игровой приём (гр.№з), который показали все педагоги без исключения. Самый распространенный игровой прием - ПРИХОД В ГОСТИ К ДЕТЯМ ТОГО ИЛИ ИНОГО ПЕРСОНАЖА. Педагог изображает стук в дверь, затем, открыв её, объявляет, что к ним «кто-то пришёл»

Вывод: К «приходу» игрушки или куклы бибабо малыши 2-3 лет относятся с неподдельным, искренним интересом, а для детей старших этот приём зачастую далеко не эффективен, если это обычная магазинная кукла. Кроме того, у современных детей он зачастую вызывает даже скрываемую насмешку.

Второй игровой приём (гр.№4) – ИГРОВОЙ ПЕРСОНАЖ «ПРОСИТ» ПОМОЩИ У ДЕТЕЙ. Дети выполняют просьбу игрушки (лепят морковь для зайчика, грибочек для белочки и т.д.) Воспитатель от лица игрушки благодарит их.

Вывод: К «просьбам» игрового персонажа младшие дошкольники также относятся по-разному: малыши с готовностью, старшие – индифферентно. Дети 2-3 лет готовы «помочь» игрушке и выполнить её просьбу, приложив определенные усилия. Но для этого игрушка должна стать в буквальном смысле слова ближе к ребенку. Сначала он должен взять её в руки, поиграть с ней, поговорить, а потом, может быть, захотеть для неё что-то сделать. В результате, кроме эффекта новизны, никакого эмоционального воздействия на маленьких детей этот игровой приём не оказывает.

Третий игровой приём (гр.№5) – ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ В ТЕ ИЛИ ИНЫЕ ОБРАЗЫ. Например: при рисовании фруктовых деревьев воспитатель предлагает стать садовником, при создании изображения по мотивам декоративно-прикладного искусства – народным мастером, художником и т.п.

Вывод: Во-первых, такой подход является педагогически неверным с точки зрения построения игры, потому что:

  • Содержит требование разыгрывания готового, заданного взрослым сюжета;
  • Не способствует обогащению содержания игровой роли, которую принял на себя ребёнок, так как для проведения подобной работы требуется чтение специальной литературы, позволяющей в доступной для детей форме раскрыть профессиональные функции садовника или художника.

Во-вторых, для решения изобразительных задач данный игровой приём также неэффективен, потому что принятие роли не влияет на повышение уровня представлений ребёнка об изображаемом объекте, не способствует формированию его изобразительных умений и навыков.

Что касается вопроса: «Учитываете ли вы возрастные особенности при применении игрового приема?» Все ответили «Да» Но? …

Главная ошибка в использовании игровых методов и приемов в работе воспитателей – беспорядочность в их использовании и несоответствие игровых методов способам построения сюжетно-ролевой игры на разных возрастных этапах дошкольного детства.

Каждый этап овладения способами построения игры самоценен и является мощным средством развития ребенка, формирования его личности.

Выступление старшего воспитателя.

Беспорядочность в использовании игровых методов и их несоответствие способам построения сюжетно – ролевой игры на разных возрастных этапах дошкольного детства не оказывают положительного влияния ни на развитие игры, ни на повышение эффективности обучения.

Согласно проведённым исследованиям, на протяжении дошкольного детства (от 2 до 7 лет) дети постепенно овладевают тремя способами построения сюжетно – ролевой игры ( не имеющими чётких возрастных границ, но, согласно многочисленным наблюдениям, осуществляющимися в определённых пределах):

  • Предметно – действенный (ранний и младший дошкольный возраст);
  • Ролевой (средний дошкольный возраст);
  • Сюжетосложение (старший дошкольный возраст).

Каждый этап овладения способами построения игры самоценен и является мощным средством развития ребёнка, формирования его личности. Кроме того, игра, соответствующая возрасту, доставляет детям ни с чем несравнимую радость и позволяет взрослым эффективно управлять их действиями.

В первую очередь это связано с развитием произвольности.

Психологи считают, что развитие произвольного управления действиями дошкольника предполагает постановку всё более отдалённых целей, увеличение времени, в течение которого ребёнок может выполнять непривлекательное действие. Так, например, для того чтобы маленький ребёнок научился рисовать, он должен овладеть главными формообразующими движениями (изображением различных линий, округлых форм и др.), приёмами работы с изобразительными материалами и т.п. Этот процесс требует от малыша упражнений, выполняемых в определённой системе.

Как известно, сами дети интереса к такому учебному содержанию не проявляют. Они стремятся отразить в рисунке только те предметы, которые произвели на них сильное впечатление.

Процесс изображения эмоционально не затрагивающих ребёнка объектов и явлений (клубочек ниток, дождик и др.) лишён для него смысла, и дошкольник действует без старания и интереса.

Такое отношение детей к обучению вполне понятно и оправдано, но не способствует развитию творчества.

Примерные вопросы и ответы по теме обсуждения.

1. Как же сделать выполнение заданий осмысленными и интересными?

Ответ:

Для этого маленькому ребенку, как и человеку любого возраста, необходимо знать, что он трудиться не напрасно, и то, что он делает, кому-то необходимо. Не обязательно ему самому, даже лучше, если другому. Но кому? В каком мире смогут найти себе применение нарисованные детьми клубочки ниток или дождик?

К счастью такой мир существует. Это тот удивительный мир, в котором куклы ходят, друг к другу в гости, зайцы и медведи посещают парикмахерские и магазины и обращаются к ребенку за помощью, когда болеют.

Это мир детской игры. Воспитатель объединяет богатый и разнообразный мир игры с обучением. Но для этого педагог сам должен уметь играть, уметь воображать, уметь создавать мотивацию учебной деятельности, уметь осуществлять в игровой форме руководство детской деятельностью и доставить удовольствие от полученного результата ребенку и самому себе.

2. Игровая мотивация – дело серьёзное. Почему?

Ответ:

Хотя бы потому, что работы по созданию игровой мотивации предполагает умение воспитателя играть.

Вторжение в сферу игры ребенка – тонкое и деликатное дело. Когда воспитатель начинает играть, то они к этому относятся достаточно настороженно: «Действительно будет играть или притворяется и хочет использовать игру, в каких- то корыстных целях?»

Для того чтобы с помощью игровой мотивации повлиять на детей, самому педагогу надо осуществить переход из одной деятельности в другую, принять позицию «равного партнёра» А по ходу детской деятельности «не соскальзывать» с игры, сохраняя игровой характер деятельности.

Сложность выполнения этого требования состоит в том, что на каждом возрастном этапе, вслед за изменениями способов сюжетно – ролевой игры игровая мотивация должна меняться.

Следовательно, педагог долженуметь создавать игровую мотивацию с учётом способов построения сюжетно – ролевой игры.

Рассмотрим особенности работы по созданию игровой мотивации на разных возрастных этапах.

  • Каковы особенности работы по созданию игровой мотивации в младшем дошкольном возрасте?
  • Каковы особенности работы по созданию игровой мотивации в среднем дошкольном возрасте?
  • Что было установлено в результате специальных психолого-педагогических исследований?

Ответ:

1) Вы рассказываете, что у кого – то из персонажейчто – то случилось. В этой группе очень добрые и умелые дети, они им помогут.

2) Спрашивайте детей, согласны ли они помочь, и дожидаетесь ответа. Важно, чтобы дети сказали о своей готовности.

3)Предлагаете детям помощь (вы научите их делать это очень хорошо) и дожидаетесь их согласия на вашу помощь.

4) Во время работы каждый ребёнок должен иметь своего подопечного игрушечного персонажа. Предлагается наличие в группе достаточного количества мелких объёмных или плоскостных игрушек.

5) Эти игрушки используются вами и для оценки работы детей, которая даётся от лица игрушек, как бы с их позиции.

6)По окончании работы детям необходимо предоставить возможность поиграть со своими подопечными, используя при желании полученный результат.

Целесообразно, чтобы в рассказах воспитателя действовали в основном одни и те же персонажи. Тогда дети полюбят их, приобретут устойчивый интерес к жизни персонажей и происходящим с ними событиям.

Ответ:

Используются два типа игровой мотивации.

Первый тип предполагает создание изображения для каких-нибудь вымышленных игровых персонажей.

Для этого педагог кратко, но достаточно убедительно рассказывает детям о нуждах или потребностях вымышленных персонажей. Затем осуществляется постановка игровой задачи (помочь заготовить для них… или сделать), а на её основе – учебной («Я научу вас лепить или рисовать…»).

На занятиях по ИЗО показ способов изображения проводится только по просьбе детей, так как каждый ребёнок работает над своим содержанием. Все замечания, указания педагог должен осуществлять только в игровой форме.

Второй тип мотивации предполагает создание такого изображения, когда дети принимают на себя определённую роль и действуют в ней.

Педагог вначале предлагает детям поиграть. При согласии детей принимает на себя роль. Педагог должен согласиться со всеми предложениями и в ходе занятия обращаться к детям только в соответствии с принятыми ими ролями. В течение 1 – 2 минут можно организовать ролевые действия детей (зайчата лакомятся вкусной морковкой, прыгают, гуляют).

Затем перед детьми, играющими ту или иную роль, ставится сначала игровая задача (мама – зайчиха, опасаясь за жизнь зайчат, предлагает сделать щиты с изображением деревьев, за которыми они могли бы спрятаться), а затем – учебная («Я научу вас делать щиты и рисовать деревья»).

Ответ:

Потребность в создании игровой мотивации сохраняется и в старшем дошкольном возрасте. Это связано с тем, что дети начинают принимать учебные задания вначале только в тех случаях, когда полученные знания и навыки можно сразу же использовать в игре, рисовании или другой достаточно привлекательной для них деятельности.

Только к концу дошкольного детства становится возможным сознательное усвоение детьми знаний «впрок», понимание того, что они будут нужны. Понимание смысла учебных заданий необходимо не только для того, чтобы ребёнок их выполнял, а в большей степени для того, чтобы он специально обращал внимание на способы действий, старался их усвоить в будущем. Эффективным подходом к решению данной проблемы является использование на занятиях игровой мотивации, направленной на осуществление самоконтроля в процессе выполнения задания. Особое значение игровая мотивация имеет при формировании у детей старшего дошкольного возраста способности к взаимодействию друг с другом. Она строится на основе сюжетосложения.

Информационно-практическая работа. (Выступление педагогов ДОУ).

Младший дошкольный возраст

Создание игровой мотивации с учётом способа построения сюжетно – ролевой игры требует от педагога определённых умений. Чтобы подготовиться к проведению этой работы, вам предлагаются карточки – задания для каждого возрастного этапа дошкольного детства.

В этом возрасте сюжетно – ролевая игра характеризуется осуществлением игровых действий (показать машину, разгрузить или загрузить её, покормить куклу, уложить её спать и т.д.). Следовательно, при обучении младших дошкольников игровые методы и приёмы должны использоваться с учётом развития игровых действий ребёнка, а также с их прямым включением в процессе обучения: нарисовал дорогу – «проехал» по ней на маленькой игрушечной машине; слепил из глины или пластилина печенье – «покормил» любимую игрушку и т.д.

Карточка 1(гр.№ 2)

Информация. Дети часто ведут себя не так, как хотелось бы взрослым. Но вместо прямого порицания предлагается использовать косвенную опосредованную критику нежелательных форм поведения с участием кукольных персонажей. Это даёт детям возможность сравнивать ошибки кукол со своим поведением, критически отнестись к своим поступкам.

Поскольку при этом воспитатель самого ребёнка не критикует, между ними сохраняются доверительные отношения.

Такая опосредованная критика распространяется в основном не на отдельные привычки, а на поведение в целом.

Задание. Обыграйте ситуацию, демонстрируя детям нежелательность некоторых форм поведения:

  • За столом во время еды;
  • Во время мытья рук и других гигиенических процедур;
  • При одевании и раздевании и т.д.

Средний дошкольный возраст

На данном возрастном этапе сюжетно – ролевая игра детей характеризуется принятием роли и соответствующим ролевым поведением (например, в роли зайчика ребёнок строит для себя дом, готовит обед и т.д.).

Карточка2(гр.№6)

Информация. Чтобы побудить детей к принятию роли, предлагается воспользоваться следующим приёмом.

Педагог: «Давайте поиграем: я – мама-зайчиха. И жить я буду со своими зайчатами в маленьком домике на опушке леса. Каждое утро буду кормить своих малышей вкусным завтраком. А когда они убегут поиграть на полянку, займусь огородом, на котором выращиваю вкусные овощи для своих любимых малышей. Вы хотите поиграть со мной в эту игру? Кем бы вы хотели быть? И т.д.

Задание. После того как дети примут на себя определённые роли, придумайте содержание , которое способствует вхождению в роль.

Старший дошкольный возраст

В этом возрасте сюжетно – ролевая игра находится в фазе сюжетосложения: дети могут придумывать, комбинировать и развивать сюжет на основе личного опыта, художественных произведений, различных событий, фантазировать.

Карточка 3(гр.№7)

Информация. Великий детский сказочник Г.-Х. Андерсен обладал поистине волшебным даром. Он умел в привычные предметывселять особую жизнь. Писатель утверждал: «Часто мне кажется, будто каждый плетень, каждый самый маленький цветочек говорит мне: «Только взгляни на меня, и тебе откроется история моей жизни». И действительно, стоит мне сделать так…и рассказ о любом из них готов».

Задание. Придумайте и расскажите «биографию» какого –либо предмета – спичечного коробка, чаши, часов и т.д.

Анкета для воспитателя ДОУ

Уважаемые коллеги!

Ответьте, пожалуйста, на предложенные вопросы.

1. Какой вид деятельности является ведущим в дошкольном возрасте?__________________________________________________________

2. Какие методы и приёмы работы с детьми считаются наиболее эффективными?

3. Что такое игровая мотивация?

4. Всегда ли, используя игровые методы на занятии, Вы достигаете поставленной цели? И почему?

5. Учитываете ли Вы возрастные особенности детей при выборе игровых методов?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Используете ли Вы игровые методы при выполнении детьми режимных моментов? Если да, то какие?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Какими умениями должен обладать педагог, чтобы детям было интересно с ним играть?______________________________________________________

Спасибо за ответы!

Наши новости:

Разместить свою публикацию