Сценарий познавательного мероприятия «Цветочная рапсодия»
Штомпиль Ю.М
Воспитатель
ГКУСО РО Таганрогский центр помощи детям №7
Цель: Расширение и актуализация знаний детей о родной природе – её небольшой части – цветах.
Задачи:
-дать представление о разнообразии и красоте нашей природы;
- активизация познавательного интереса у детей;
- ознакомление с историей происхождения названий цветочно –декоративных растений, их легендами;
-развитие коммуникативных навыков;
-экологическое и эстетическое воспитание;
-развитие индивидуальных творческих способностей.
Оборудование:
Компьютер;
интерактивнаядоска;
проектор;
фонограммы музыки из балета П.И.Чайковского «Вальс цветов», песни Антонова «Не рвите цветы, не рвите.», А Вивальди «Весна»;
иллюстрационная книжная выставка «В мире цветов», рисунки на тему: «Мой любимый цветок»;
вазы с цветами, икебаны, выставка комн. цветов;
репродукции картин:
И. Левитана «Колеус», «Белая сирень», «Васильки», И. Шишкина «Травки», И.Грабаря «Хризантемы», «Сирень и незабудки»;
В. Ван Гога «Ваза с маками, васильками, пионами и хризантемами».
Кл.Моне «Хризантемы»,
Ж.-Батиста Роби «Натюрморт с цветами».
Подготовительная работа:
- разучивание песен и стихов о цветах;
- экскурсия в городской парк им. М. Горького «Цветочная поляна»;
- рисунки с изображением любимого цветка;
- изготовление икебан изцветов.
«В истории цветов заключается часть истории человечества» Э.Ауэрбах.
Звучит красивая мелодия.
Чтец: «Быть может, вся природа - мозаика цветов?
Быть может, вся природа - различность голосов?
Быть может, вся природа - лишь числа и черты?
Быть может, вся природа - желанье красоты?
Демонстрируются пейзажи с цветочными полянами.
Ведущий: Во все времена люди не перестают восхищаться природой. Всю свою жизнь человек тысячами невидимых нитей связан с ней. Он часть её. Природа кормит и поит, радует, волнует, тревожит и успокаивает. Прекрасна природа России, неповторима и многолика. Испокон веков любили русские люди Родину, свой край, родную природу. Писатели и поэты, художники и композиторы находили в ней источники вдохновения, посвящали ей лучшие творения.
«Счастье – это быть с природой, видеть её, говорить о ней», - писал Л.Н.Толстой.
Сегодня мы с вами, дорогие друзья, поговорим о небольшой части природы- цветах России.
Чтец: Нет ничего прекраснее цветов,
Пришедших в палисады и жилища.
Они пришли из глубины веков,
Чтоб сделать жизнь возвышенней и чище.
Ведущий: Наш великий художник пейзажист И.Левитан сказал:
«Природу украшать не надо. Но надо почувствовать её суть и освободить от случайностей».
Ведь, действительно, цветы – это разноцветное чудо, которым мы любуемся каждый раз, когда видим.
Демонстрируются картины художников.
Ведущий: Цветы открывают перед человеком возможность познать прекрасное, полноту жизни. Близость к цветам, сознание их неповторимой красоты смягчают душу и раскрывают лучшие грани человеческого характера. Чувство родины ощущается в каждом листочке, в каждой росинке, в каждом цветке.
Звучит мелодия Вивальди «Весна» из «Времен года».
Чтец:Много на белом свете
Разных цветов растет!
Любят цветы все дети,
Любит и весь народ.
Люди весной сажают
Цветы для красоты,
Пусть радостно расцветают
На нашей земле сады!
Ведущий: В произведениях устного народного творчества – легендах, мифах, сказках – цветы были, как правило, главными действующими героями.
Ребята, мы много читали с вами о цветах: и сказки, и популярную литературу, много учили стихов. Так вот, назовите, пожалуйста сказки Г.Х.Андерсена, где цветы – главные герои («Ромашка», «Улитка и розовый куст», «Цветы маленький Иды», «Роза с могилы Гомера», «Подснежники».)
Молодцы! Очень внимательно читали. Народная мудрость гласит: кто выращивает цветы, тот приносит радость себе и людям. Мы с вами тоже приносим друг другу радость, говоря о цветах.
А теперь, сказочная викторина.
- За какими цветами в лес отправилась добрая девочка среди зимы? (Подснежники, «Двенадцать месяцев» С.Я.Маршак.)
- О каком цветке не мог забыть юный странник, побывавший на многих планетах и даже на Земле? (Роза, «Маленький принц» А.де Сент-Экзюпери)
- Какое имя было дано самой легкой в мире лодке? («Одуванчик», «Самая легкая лодка в мире» Ю.И. Коваль)
- Какие цветы услышали героев известной сказки, которые шли по дороге из желтого кирпича? (Маки, «Волшебник изумрудного города», А.М.Волков)
- Лепесток какого цветка помог больному мальчику стать здоровым?(«Цветик – семицветик» В.П.Катаев)
Ведущий: Умнички! Очень много знаете, молодцы!
Чтец: Цветы, как люди, на добро щедры
И, щедро нежность людям отдавая,
Они цветут, сердца отогревая,
Как маленькие теплые костры...
Звучит красивая мелодия.
Демонстрируются на экране цветы, о которых будет рассказывать легенды.
Ведущий: А теперь, ребята, давайте вернемся в прошлое и узнаем красивые легенды о цветах.
Когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шел сильный снег. Ева замерзла. В утешение её несколько снежных хлопьев были превращены в цветы подснежники, вестники весны. Увидев эти цветы, Ева обрадовалась и повеселела, у нее появилась надежда. И с тех пор этот цветок стал символом радости и надежды.(Подснежник)
Чтец: На поля дохнуло ветром вешним,
Ивы распустились за прудом.
У тропинки маленький подснежник
Загорелся синим огоньком.
Закачался, слабенький и гибкий,
Удивлённо радуясь всему,
И в ответ с приветливой улыбкой
Солнце наклоняется к нему.
Ведущий: А вот послушайте еще очень удивительную историю. На Руси существовала легенда об этом цветке, связанная с именами Садко, Любавы, Волхвы. Однажды морская царевна Волхва полюбила юношу Садко, который прекрасно играл на гуслях. Но Садко уже отдал свое сердце красавице Любаве. Грустная Волхва вышла на берег и стала горько плакать. Там, где падали слезинки царевны, выросли эти цветы. Стал этот цветок символом чистоты, любви и печали. (Ландыши)
Чтец: Ландыш милый, ландыш нежный,
Белый ландыш, ландыш снежный,
Наш цветок!
Встал ты меж зеленых створок,
Чтоб тебя, кто только зорок,
Видеть мог.
Показывается роза.
Ведущий: Этот цветок, по праву считают королевой цветов. Для всех людей она является символом добра, теплой дружбы и симпатии. Изумив своей красотой древних, она осталось любимицей и по сей день. Богиня любви и красоты Афродита появилась из белоснежной морской пены, и из капель пены, покрывший тело богини, выросли белые цветы. Но капельки крови Афродиты, когда она укололась о шипы, окрасила цветок в алый цвет.
А происхождение шипов древние греки объясняли так: бог любви Эрос вдыхал чудесный аромат цветка, и в этот момент его ужалила пчела. Разгневанный бог запустил в куст стрелу, которая превратилась в шипы.(Роза)
Чтец: Розы - лучшие цветы,
всех похвал достойны вы.
В вас источник вдохновенья,
розы - Ангелов творенье!
Ведущий: Жил когда – то прекрасный юноша. Многие девушки добивались его любви, среди них была и Эхо. Но юноша отверг всех. Греческая богиня Немезида наказала гордеца. Однажды юноша наклонился к ручью, чтобы напиться, увидел свое отражение и влюбился в него. Он любовался своим отражением день и ночь, пока не зачах. А на этом месте вырос белый душистый цветок – символ самовлюбленности (Нарцисс).
Чтец: Зелень клумб, траву, умытую росой,
Оживил нарцисс изысканной красой,
Волшебством весны наполнен старый сад,
Льется нежный горьковатый аромат!
Так тончайшие прозрачны лепестки,
Так изящны эти хрупкие цветки!
Где б ни рос он, наклонившись над водой,
Как в легенде, сам любуется собой!
Ведущий: Ребята много существуют красивых легенд о цветах. Но не каждому рассказывают цветы о своей жизни. Только тот, кто умеет понимать и ценить красоту, может разгадать тайну цветка. Тайну красоты могут разгадать лишь зрячие сердцем.
Девочка: « И где бы на земле
Ни выросла фиалка,
Знай – родинкой она
Красавицы была» О.Хайям.
Сценка – легенда о фиалке.
Звучит тревожная музыка.
Ведущий: Бог света Аполлон нещадно преследовал своими горячими лучами одну из красавиц дочерей Атланта и, бедняжка, совсем отчаявшись, попросила защиты у Зевса.
Девушка: - О, всемогущий Зевс! Защити меня от Аполлона, спаси от позора.
Ведущий: Сжалился Зевс над девушкой.
Бог: Твои мольбы тронули меня! Я помогу тебе! Отныне превращу тебя в небольшой, скрытый от всех, но красивый цветок. Благоухать он будет по ночам. Смиренная красота его будет приносить счастье! И назову его я – «фиалка» - лесная фея.
Ведущий: Укрылась фиалка в тенистые земли кустов. И, наверное, долго пришлось бы оставаться фиалке на небесах.
Однажды дочь Зевса Прозерпина отправилась в лес собирать цветы.
(Звучит легкая музыка. Танцует Прозерпина)
Не заметила она, как к ней подкрался Плутон.
Плутон: О, прекрасная Прозерпина! Останься. Не убегай! Ведь я так люблю тебя!
Прозерпина (испуганно): Но я тебя не люблю, уйди!
Ведущая: Бросилась прочь от преследования Прозерпина и уронила в испуге собранный букет. Фиалки улетели на Землю. С той поры и благоухают повсюду эти цветы. Фиалку считают символом пробуждения природы.
«Кроткая, застенчивая, скромная» – так в народе называют фиалку. И в наши дни этот цветок связывают с самыми добрыми и светлыми надеждами.
Чтец: Посреди лугов увядших,
Опаленных жарким зноем,
Белокурые ромашки
Поднимаются прибоем.
Белокурые ромашки
Травы красят белой кистью,
И звенит, звенит протяжно
Жаворонок в синей выси.
Ведущий: Ромашки испокон веков символизируют русскую природу. Русский народ называют ромашку с неизменной любовью: солнечник, девичник, белюшка, невесточка, ворожка, белоцвет. У древних славян ромашки являлась одним из семи священных растений (дуб, орешник, верба, ромашка, хмель, омела, планук). В Древним Египте цветок ромашки был посвящен богу солнца Ра.
Легенда о Ромашки:
Жила на свете лесная фея. Там, где она появлялась, оживала природа, деревья поднимали засохшие ветки, расцветали удивительные цветы. Люди и звери приходили к ней за исцелением и она никому не отказывала в помощи. Полюбила фея молодого пастуха. Прилетит, бывало, на луг, где он пасет стадо, спрячется в кроне дерева и слушает, как он играет на дудочке... Как-то вышла лесная фея к пастуху. Увидел он ее и полюбил без памяти. Стали они встречаться каждый день, и наделила фея пастуха даром целительства. Раскрыла ему тайны трав и цветов, деревьев и мира камня.
...Начал пастух лечить людей. И брал за это большие деньги. Перестал стадо пасти, разбогател. Все реже и реже приходит на лесную полянку, где ждет его фея. А потом и вообще перестал приходить. Сидит фея в кроне дерева, ждет своего пастуха. Текут слезы из ее глаз, чем больше текут, тем меньше ее становится. Так вся слезами изошла. А где эти слезы падали, там выросли ромашки. Стоят они, тянут к солнышку руки-стебельки, роняют лепестки-слезинки: любит - не любит, придет - не придет. Чувствуют слезинки людскую боль и помогают каждому, кто с чистой душой просит о помощи.
Вот такая трогательная, и вместе с тем, грустная история о появлении ромашки на Земле.
Как и березка, ромашка является символом нашей страны, России.
Ведущий: Мы сегодня много говорили о цветах, их значение.
Ганс Христиан Андерсен сказал: «Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок»
И сейчас мы с вами проведем конкурс: «Кто больше знает загадок о цветах» (ответы детей)
- Какой колокольчик не звенит? (цветок).
- Их видимо-невидимо,
Не сосчитаешь их!
И кто их только выдумал
Весёлых, голубых?
Должно быть, оторвали
От неба лоскуток,
Чуть-чуть поколдовали
И сделали цветок. (незабудки)
- Белые горошки, но зеленые ножки (Ландыши)
- Что в хлебе родится, а есть не годится? (Василек)
- Держит девочка в руке облачко на стебельке. Стоит дунуть на него – и не будет ничего. (Одуванчик)
- Какие цветы носят человеческие имена? (Иван да Марья, Иван – чай, Анютины глазки, Роза, Лилия, Василек, Ромашка, Виолетта, Астра).
- Наступила осень,
Дышат холода...
И горит на клумбе
Последняя звезда? (Астра)
- Во лугах сестрички – золотой глазок, белые реснички. (Ромашка)
- Пышный куст в саду расцвел,
Привлекая ос и пчел.
Весь в больших цветах махровых -
Белых, розовых, бордовых!
(Пион).
- Эти жители реки на ночь прячут лепестки (Водяная лилия)
- В огороде, на дорожке, под моим окошком
Расцвело сегодня солнце на высокой ножке (Подсолнух)
- Из зеленого цыпленка,
Сплошь покрытого пушком,
Становлюсь горделивым
Алым петушком. (Мак)
У нас не пальцев нет, не рук –
Лишь только лепестки вокруг.
Мы необычно называемся ,
Но в маникюре не нуждаемся. (Ноготки).
Хоть не зверь я и не птица –
Но сумею защититься.
Растопырю коготки –
Только тронь мои цветки! (Роза).
Ведущий: Молодцы ребята! Много сегодня вы узнали на нашем мероприятии.
Слайды.
Люди используют цветы не только для того, чтобы украсить свою жизнь: из них изготавливают лекарства, они незаменимыми в парфюмерии. Цветы – самая нежная, самая хрупкая часть природы. Любуйтесь ими, изучайте и защищайте.
Ведущий: Только от нас с вами зависит, увидим ли мы и наши дети красоту цветка и Вселенной, или нет.
Жан Дартс, эколог современности сказал: «Природа будет ограждена от опасности только тогда, когда человек хоть немного полюбит ее просто за то, что она прекрасна».
Хочется пожелать всем нам непрерывно удивляться красоте восходов и закатов, облаков, трав и росы на них, красоте звезд на небе и цветов. Чуду - под названием жизнь.
«Чудо -
Это когда в отсевающемсясердце
Пробуждается голос молитвы,
Но не о себе.
И цветок прорывается
В белом безмолвии снежном
К странной судьбе»
Рикке.
Ребята из ансамбля «Пируэт» исполняют «Вальс»
Литература.
Ангелиев В, Николова Н. : «599 советов цветоводу – любителю. Алма – Ата.: Кайнар,1985.
Волшебный мир цветов. СПб: МиМ – Экспрес,1997
Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. М.:Дрофа, 2002.
Красиков С.П. Легенды о цветах. М.: Молодая гвардия, 1990.
Турдиев С.Ю, Вечерко Л.И. Цветы в нашей жизни. Алма – Ата.: Кайнар, 1986