Открытый урок
Сольфеджио 2 класс
Преподавателя ГБУДО г. Москвы ДШИ№6
Мусатовой Т. Д.
21 февраля 2018г. 13.55 – 15.00
Тема урока
Работа над ритмом.
Освоение и закрепление ритмической группы четверть с точкой и восьмая в размере 2/4
«Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребенок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими средствами. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту – маленький человек осознаёт свое достоинство» Б. В. Асафьев
Цель: повторение и закрепление теоретических сведений о ритмической фигуре четверть с точкой и восьмая, выработка навыков слухового восприятия этого ритма и его практическое использованиев музыке.
Задачи: 1. Обучающие :а)продолжениеработы над освоением нового ритма;б) продолжение работы над изучаемым ритмомв таких формах работы, как развитие интонирования и музыкальной памяти – опрос домашнего задания, пение гамм и интонационных упражнений, запись выученного примера по памяти, запись диктанта; в)продолжение работынад построение интервалов и аккордов(Б2, М2, Б3, М3, Б53, М53);г) повторение и закрепление пройденного теоретического материала, в том числе, в игровой форме.
2 Развивающие: развиватие аналитических способностей и музыкальной памяти, опираясь на образно – эмоциональную основу, осуществление методического принципа «слышу –( вижу )- понимаю – воспроизвожу»
3 Воспитательные: а) осуществление межпредметных связей- задания, обучающие и повышающие интерес учащихся к произведениям, изучаемым на специальности;б) стремление заинтересовать детей предстоящими видами работы, в том числе, используя игровые формы;
Метод: словесный, показа, наглядно-действенный, сравнения, эвристический, повторения, игровой, запись диктанта( графический)
Методическое обеспечение: фортепиано, синтезатор, настольные клавиатуры, ритмическиекарточки, нотные тетради, , выработка навыков учебники «Сольфеджио »1-2 классы Баевой и Зебряк, «Рабочие тетради по сольфеджио 2 класс» Г. Ф. Калининой,учебники карандаши, ластики, дневники.
Ход урока
1 5 мин.Приветствие:Здравствуйте, ребята. Музыкальное приветствие «Колокольчик нас зовет»сл. и муз. Попляновой.
2Тема нашего урока – «Работа над ритмом. Освоение и закрепление ритмической фигурычетверть с точкой и восьмая в размере 2/4», которую мы изучали на прошлом уроке.
А где она? Может быть, кто – нибудь увидел?На доске. А еще где?
Сегодня мы будем её слушать, узнавать в музыкальных фрагментах, узнавать в записи, петь , дирижировать и записывать.
3 15 мин.Давайте проверим домашнее задание. № 175по учебнику «Сольфеджио» Баевой и и Зебряк.
Определим тональность, как её определить?Какой размер?
Настроимся. Фа мажор споем с ручными знаками. Какой знак при ключе? Называем при пении. Что такое тетрахорд?
Споем гамму ровно и в ритме четверть с точкой и восьмая. Т 53, разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые, вводные тоны, ступени V-I. III-V-I в разных вариантах.
Споем номер хором с дирижированием, странспонируем его на секунду вверх и вниз, споем вслух и про себя, по одному, запишем его по памяти в тетрадь.
410 минИнтервалы:_пение,подряд вверх и вниз; м2 и б2 – «кукла бедная больна, просит музыки она», 8- и песенка про нее,б3, м3, угадывание, сколько тонов? (Открыть «Рабочую тетрадь» Калининой, смотреть)
Построение интервалов на бумажной клавиатуре: секунды и терции большие и малые . Одновременно по 2 человека – играть их на инструментах.
Построение трезвучий на бумажной клавиатуре. Различие мажора , минора. Одновременно по 2 чел играть их на инструментах.
5 10 мин. Работа над ритмом: прохлопать и просчитать ритмические фигуры (примеры на доске).
Найти изучаемую-красная. А ещё есть?Найти ещё варианты.Ритмическая фраза «Груши –яблоки – сливы - апельсин»с «ритмическими жестами» и ритмослогами.
Вызвать 4 учеников, они выберут карточки с ритмами и встанут по очереди, потом – поменяются местами. Остальные – хлопают. Затем сидевшие дети встают, берут карточки и показыкают, а первая группа учеников садится и хлопает.
Найти в нотах этот ритм. Показать домашнее задание – в каких произведениях встречается этот ритм. Дети показывают ноты произведений, которые играют по специальности.
Прослушать примеры, исполняемые педагогом, услышать и отметить изучаемый ритм:
«Крылатые качели»,«В лесу родилась елочка», «Коробейники», «Вдоль по Питерской», «Веселый крестьянин», угадать – «хлопнуть»это место ладоши. Дать краткий анализ: характер, лад, размер, ритм – что придает? Какой начальный интервал?
67 мин Повторение параллельных тональностей,Т, устойчивые и неустойчивые ступени, выложить на бумажной клавиатуре тоники параллельных тональностей. Какой интервал получается? Всегда или только один раз?
Пение 3 видов реминора с дирижированием, угадывание на слух, ув 2 петь, называть. Сказка про 3 вида минора.
Порядок диезов и бемолей;
Игра в гамму. Закончить на ре миноре.
75 мин. « Обезьянка»- повторение мелодических построений голосомнотами с дирижированием.
Попевки с ровным ритмом и с изучаемым ритмом.
Ре минор – настройки.
8 10 мин.Диктант прослушать, определить характер, размер, лад, есть ли повторы, где повтор не точный, какая нота? есть ли знакомый ритм(выложить ритм на доске), ходы по звукам трезвучия, назвать ноты трезвучия,спеть с дирижированием, приготовить 8 тактов. Запись.9 проигрываний.
Г. Фридкин «Музыкальные диктанты» № 150
9 Кто первый написал – пишет на секунду вверх; вниз; по памяти на другой странице.
10 3 мин.Наш урок подошел к концу.
Какую ритмическую группу мы сегодня изучали и закрепляли?
Мы её слушали, пели, видели на доске, находили в произведениях, которые играем по специальности, хлопали, дирижировали и записывали. Вот, какие мы молодцы!
Прощальная песенка.
11Домашнее задание: № 194 – выучить петьнаизусть, играть, записать по памяти. №189 – петь по нотам. «Рабочая тетрадь» Г. Ф. Калининой стр. 21 №6, стр. 24 №7
21 февраля 2018г.Мусатова Т. Д.