Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96218

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 20.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Драматургия театрализованных представлений и других сюжетных форм досуговой деятельности

Дата публикации:

Автор:
педагог дополнительного образования, МБУ ДО ЦДТ № 6, г. Ульяновск

Цель: Конфликт в драматическом произведении, отражая реальные жизненные противоречия, имеет не просто сюжетно-конструктивное назначение, но и является идейно-эстетической основой драмы, служит раскрытию ее содержания.

Задачи: Драматический конфликт- это прежде всего конкретное столкновение характеров действующих героев, их мнений, желаний, социальных явлений. Конфликты могут быть глобального уровня, социальные, явные. открытые (война и мир, в сказках- силы добра и зла и т.д.).

Драматургия театрализованных представлений и других сюжетных форм досуговой деятельности

Турченко Татьяна Юрьевна,

педагог дополнительного образования МБУ ДО ЦДТ № 6

г. Ульяновска

‹‹Драма›› (от древнегреческого) -действие, действо. Драматическое действие отражает движение действительности в ее противоречиях, которые выражаются в драматических конфликтах.
Конфликт в драматическом произведении, отражая реальные жизненные противоречия, имеет не просто сюжетно-конструктивное назначение, но и является идейно-эстетической основой драмы, служит раскрытию ее содержания. С помощью конфликта автор моделирует процесс действительности. В конкретном же художественно-образном развертывании конфликт позволяет глубже и полнее раскрыть сущность изображаемого явления и целостную картину жизни. Поэтому теоретики и практики драматургии и театра утверждают, что драматический конфликт является основой драмы.
Конфликт- это пружина всего действия, главная сила, которая руководит и героями, и всеми происходящими на сцене событиями. Бесконфликтные зрелища вызывают удручающее впечатление. Даже дети чувствуют, что ничего на сцене особенного и не происходит и все представляет как бы в застывшем виде. У героев нет стремления чего-то добиться, чего-то достичь, все идет гладко, без зазубринки , сказочка получается сладкая, где все хорошо, но детям неинтересно. Сценаристу важно научиться определять конфликт, найти противоречия между героями, явлениями и собранный материал вокруг развития конфликта.
Драматический конфликт- это прежде всего конкретное столкновение характеров действующих героев, их мнений, желаний, социальных явлений. Конфликты могут быть глобального уровня, социальные, явные. открытые (война и мир, в сказках- силы добра и зла и т.д.). Конфликты могут быть скрытые, психологические (борьба героя с собственными недостойными его качествами- трусостью, ленью и т.д.). Конфликт между основными героями или явлениями становится главным на протяжении всего произведения, а конфликты побочные отражают жизненные отношения во всех противоречиях между второстепенными героями и эпизодическими событиями произведения.
Развитие конфликта в представлениях для ребят или других театрализованных формах строится по сложившейся веками системе, которая называется композицией драмы. Компоновать события и собранный материал по степени развития конфликта. Аристотель говорил, что в построении драмы важны три основных момента: ‹‹Начало-то, что само не следует по необходимости за другим, а, напротив, за ним существует или происходит по закону природы нечто другое; наоборот, конец-то, что само по необходимости или по обыкновению следует непременно за другим, после же него нет ничего другого, а середина- то, что и само следует за другим, а за ним другое››.
Рассмотрим основные драматургические части сюжета.
1. В драматургическом построении театрализованных представлений и других зрелищных сюжетных форм не всегда начинается показ событий с конфликта. Сценарист-драматург сначала ‹‹экспонирует›› ( буквально- выставляет напоказ), знакомит с героями, с предлагаемыми обстоятельствами, в которых они оказались, с местом действия, временем, эпохой и т.п. Эту часть называем экспозицией представления. В ней нет еще никаких столкновений.
2. Завязка- следующий эпизод, в котором уже показан первый момент конфликтных действий, споров и т.д. Как правило, завязка не занимает в действии много времени. Здесь сценаристу важно показать первое столкновение так, чтобы это поняли зрители и им стало интересно: ‹‹Что же последует за этим дальше?›› А действие должно развиваться по нарастающей, иначе не будет развиваться и зрительский интерес.
3. Развитие действия- структурный компонент, занимающий в пьесе, представлении довольно большое место по времени. Ведь развить конфликт, обострить борьбу, показать противоречия в фактах, событиях, спорах и т.д. невозможно в коротком отрезке сценического общения героев. Это будет недостоверно. Конфликт в жизни между людьми или социальными группами вызревает порой годами. Естественно, на сцене для такого ‹‹вызревания›› нет времени, но и слишком быстро после завязки показывать следующий, самый яркий структурный момент в действии будет неграмотно и неправильно. Это сразу почувствуют зрители. Умело сконструированное развитие действия поддерживает внимание так, что дети будут следить за событиями, которые разворачиваются перед ними, затаив дыхание, забыв обо всем. Лишать зрителей этой радости, радости сопереживания, сочувствия героям, радости внутреннего сотворчества не следует.
4.Кульминация, когда в развитии действия сценического представления появляется необходимость к решительному повороту событий, к показу борьбы, столкновений. Острее, эмоциональнее уже ничего другого не может быть. Зрители чувствуют, что за этим моментом неизбежно должен последовать какой-то выдох, результат этой длительной борьбы. Кто-то из спорящих должен оказаться правым, победившим. И зрители уже каждый по-своему предугадывает победу той или иной стороны. Но авторами еще не сказано решающего слова. Поэтому все эмоции зрителя находятся в крайне возбужденном состоянии. Кульминация- это наивысшая точка эмоционального напряжения в действии. Определить кульминацию в увиденном фильме или спектаклебывает не просто. В остром, эмоционально ‹‹закрученном›› сюжете порой кажется, что в действии есть несколько кульминаций. К.С. Станиславский определял кульминацию как ‹‹критическую температуру пьесы››. Представим картину, в которой близкие тяжело больного находятся около него, а врач говорит, что сегодня ночью у больного ожидается кризис. Вот примерно такие же чувства и такое же эмоциональное напряжение должны испытывать зрители во время кульминации. Они не знают, победит ли понравившийся им герой или нет. Все это авторы скажут зрителям в следующем структурном моменте.
5.Развязка- разрешение конфликта. Автор как бы подтверждает правоту героя, его поступков, его мнения и т.д. Развязка не должна занимать большого времени в структуре действия. Порой она так плотно примыкает к кульминации, что у нее нет собственного эпизода. И сразу после развязки следует окончание всего зрелища.
6.Финал- завершение всего, что было предъявлено зрителю, он нужен для того, чтобы показать завершение всех побочных противоречий и конфликтов. О финале образно говорят- это часть действия , где ставятся все точки над ‹‹и››.
Пролог и эпилог- вступительное слово и заключительное действие, которые выстроить не трудно, если в них есть необходимость у авторов сценария.

Режиссура театрализованных форм досуговой деятельности школьников
Хорошо написанный сценарий еще предстоит реализовать и. желательно, талантливо воплотить в зримых образах и действиях. Учитель, пишущий сценарий, творчески подходящий к этому делу, чаще всего заранее ‹‹видит›› то, что переносит на чистые листы бумаги. Это режиссерский подход к сценарной работе. Есть масса опубликованных сценариев для школ, учреждений дополнительного образования, но учителю бывает трудно поставить их со своими воспитанниками. В первую очередь это происходит потому, что писали сценарии люди, порой не имеющие сценарно-режиссерских знаний хотя бы на уровне основ. И получаются большие словесные тексты, которые невозможно выстроить действенно. С ними мучаются дети-актеры и не могут дослушать дети-зрители. Никакого захватывающего зрительское внимание развития действия не происходит.
Сценарий непременно должен увлечь тех, кто собирается воплощать его на зрительной площадке. Еслион не взволнует постановщика и будущих исполнителей, то не будет интересен и зрителю.
Слово ‹‹режиссер›› означает ‹‹управляющий››. В данном случае учитель становится человеком, который управляет процессом создания сценического произведения на основе существующего драматургического материала- написанного им самим или другим автором сценария.
Режиссерская работа многолика и многообразна, и она осуществляется в театре, кино, на телевидении, при организации праздников и зрелищ. Но во всей этой многообразной работе есть незыблемые основы: поиск замысла, выразительных средств, режиссерского решения, настройка событийного ряда, решение действенных задач, распределение эпизодов, мизансцен, сценографическое воссоздание драматургического материала, работа с исполнителями, проведение репетиционных моментов и т.д. Важно помнить одно: всегда и везде главная цель режиссера- выявив систему сценических образов на основе творческого анализа драматургического материала, отобрав наиболее яркие и логичные для конкретного произведения выразительные средства, выстроить сценическое действие в его непрерывном развитии.
Воплощение режиссером сценария- перенос этого сценария на язык сцены, подчинение работы всех своему режиссерскому решению. Природа драматургического (сценарного) замысла и режиссерского отличаются друг от друга. Нередко фрагмент какого-то действия, предложенного автором в словесной форме, режиссер заменяет на сцене действием героя без слов или каким-то техническим приемом (свет, музыкальная фаза, шумовой звук и т.д.) Если сценарий- это литературная канва будущего действия, то режиссерский замысел предполагает реализацию сценария, заполнение этой канвы самыми разнымисредствами: пантомимой, хореографией, действиями актеров, свето- звуковыми эффектами, музыкальным сопровождением и т.д.
Своеобразным руководством к действию всего творческого коллектива становится режиссерская разработка сценария- режиссерская экспликация. Она фиксирует результаты поиска решения в целом и всех эпизодов. Это важнейший этап деятельности режиссера по воплощению драматургического материала, не просто формальный, письменно зафиксированный документ, а свидетельство о степени готовности режиссера к руководству организационно-творческим процессом.
Экспликация фиксирует ответы на главные вопросы: для чего, как, какими средствами предполагаются сценически воплотить произведение в целом и каждый его эпизод. В режиссерской экспликации обнаруживается цепочка предстоящих действий на сцене. Даже профессиональным режиссерам порой трудно бывает справиться с переводом на сцену талантливого драматургического материала. Г.Товстоногов одной из главных составных таланта режиссера называл ‹‹чувство зрелищности››, которое у каждого человека развито в меньшей или большей степени. Вот почему учителю важно помнить, что детская аудитория особенно восприимчива к яркой образности и именно к зрелищности представлений.
Режиссерская экспликация на бумаге оформляется по разному. Она может выглядеть так: в левой части листа располагается сценарий. а справа идет режиссерская экспликация, т.е. описание того, что и как происходит на сцене в это время. Иногда режиссеру удобнее работать по монтажному листу, в котором достаточно подробно указаны все компоненты сценического произведения:
номер, название эпизода, сцены;
место действия;
участник действия, действующее лицо или исполнитель;
характер действия, описание действия;
текст, реплика;
свет, диапроекция, другая светотехника;
кино-, видеозапись;
радиозапись, фонограмма;
костюм;
реквизит;
декорации, оформление, механика сцены;
музыкальное оформление.
Перед тем как начать собственно репетиционный процесс, режиссер должен знать событийную выстройку будущего представления. Сценическим событием могут стать не каждый факт или действие, происходящее перед зрителем. Событие в понимании развития дальнейшего действия от начала зрелищной формы до ее финала- это цепочка взаимосвязанных действий героев. Событием в сценической работе называют тот поступок, слова или действия героев, которые влекут за собой следующие поступки. Такую цепочку событий, определяемую режиссером для работы с актерами, и называют событийным рядом всего спектакля или представления должны понимать в конечном счете и исполнители, так как им будет гораздо легче ставить и выполнять сценические задачи.
Работа с исполнителями-детьми- это процесс формирования у них актерского мастерства и педагогический процесс воспитания личности каждого участника. Учителю-режиссеру необходимо знать основы актерского мастерства и грамотно строить свои отношения с исполнителями во время репетиций.
Работа с детьми начинается с прочтения сценария, с объяснениями им общей идеи замысла. Распределяются роли, выявляются задачи каждого эпизода, задачи каждой репетиции, которые бывают ознакомительные, ‹‹черновые››, по эпизодам, сводные, общие сводные, прогонные, репетиции в костюмах с реквизитом и техническими вспомогательными средствами, генеральные репетиции и показ на первого зрителя, чтобы можно было внести какие-либо коррективы в работу.
Свои образы режиссер воплощает в мизансценах, они и образуют цепочку действий во времени и пространстве. ‹‹Мизансцена›› в переводе с французского означает расположение актеров на сцене в определенных сочетаниях друг с другом и с окружающей вещественной средой в те или иные моменты спектакля. Непрерывная цепочка мизансцен и образует само сценическое произведение.
Искусство построения мизансцены- это не просто умение расположить актеров на сцене, найти более или менее удачную композицию, пластическое воплощение всего замысла. Переходы от одной мизансцены к другой режиссер тоже продумывает, и все должно быть мотивированным. Одним из достоинств режиссера является умение отказаться от всего лишнего, что загромождает действие, перегружает внимание зрителя и тем утомляет его восприятие и лишает произведение целостности.
Бывает, что режиссер слишком увлекается зрелищными эффектами, техническими, световыми и другого рода нагромождениями , и это разрушает сверхзадачу всей работы в целом. Здесь нельзя забывать о том, что идея- важная мысль автора, ради которой все и затевалось, должна быть в этом ряду главной. Сценические средства призваны служить главной задаче- выявлению замысла идеи, созданию цельного художественного образа и достижению сверхзадачи всей работы.
Понятие декорационного искусства, т.е. искусства декоративного оформления сценического действия, сложившееся несколько веков назад, приобрело с середины двадцатого века. новое качество, появился термин ‹‹сценография››. Это было обусловлено расширением специфических выразительных средств, обретением своего материала- сценического пространства, времени, света, движения, что значительно шире рамок понятия ‹‹декоративное оформление››.
Сценография формирует среду сценического действия. Она не должна создавать копию реальной, бытовой среды. Сценографический поиск необходимо направлять на то, чтобы найти самые необходимые элементы оформления сцены, пробудить у зрителей фантазию, ассоциативные связи, заставляя его домыслить все остальное. Конструкции декораций школьных театрализованных зрелищ должны быть легкими, компактными, многофункциональными , т.е. каждый предмет на небольшой школьной сцене следует задействовать в разных качествах в той или иной мизансцене. Всевозможные ширмы, дополнительные суперзанавесы помогут в работе, а громоздкость и пышность декораций в школе будет только тормозом в действенном воплощении сценария, к тому же и средств в школах на такие декорации нет.
Музыкальное оформление является не просто помощником режиссера, музыка в театрализованных представлениях всегда многофункциональна. Музыка сопровождает действия героев и сама может быть одной из действующих сил. Музыка украшает и разграничивает эпизоды, драматизирует и смешит, нагнетает тревогу и помогает зрительскому воображению рисовать фантастические образы.
Однако пользоваться этими сильными художественным средством нужно осторожно. Иногда слабую ребенка-актера режиссер старается поддержать серьезной классической музыкой. Ее пафос в контрасте с беспомощностью исполнения создает обратный эффект, и с цена вместо драматического характера приобретает комический.
Музыка может предварять представление и быть в качестве заключительной части. Рождение музыкального решения- тоже процесс творческий, и лучше, если в нем участвуют и учитель, и исполнители, и специалист-музыкант, который всегда найдется среди преподавателей или родителей.
Использование других художественных средств в спектакле (живописи, скульптуры) и технических вспомогательных средств тоже подчиняется главной идее всего замысла. К проблемам поиска средств выразительности и их отбору лучше всего привлечь активистов-организаторов и детей-исполнителей представлений. Детская фантазия весьма богата, всегда находится в активном поиске, она увлекает и сплачивает ребят.
ЛИТЕРАТУРА
1 )Черный П.Г. Технология и педагогика массового праздника.
М., 1990.
2) Чечетин А.И. Драматургия театрализованных представлений.
М., 1979.
3) Шароев И. Режиссура массовых театрализованных представлений.
М., 1980.







Наши новости:

Разместить свою публикацию