Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96218

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 20.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

"Формирование осознанного восприятия музыки посредством выразительных средств музыки".

Дата публикации:

Автор:
музыкальный руководитель, МДОУ №90 "Фонтанчик" г. Волжского Волгоградской области, Волгоградская область, г. Волжский

Цель: Научить ребенка осознанному восприятию музыки

Задачи: Развитие музыкального восприятия дошкольников

Муниципальное дошкольное образовательноеучреждение

«Детский сад №90 « Фонтанчик»

Формирование осознанного

восприятия музыки,

посредством выразительных средств музыки.

Выполнил:

Музыкальный руководитель:

Зуева А. Ю.

Волжский, 2018 год

Не верьте тому, что человек может понять музыку сразу.
Это невозможно. К ней надо сначала привыкнуть.
В. Ф. Одоевский.

1. Понятие восприятие. Характеристика музыкального восприятия.

Музыка есть совершенно особый, ничем другим не заменимый путь познания разнообразных оттенков эмоционально-чувственных состояний человека, его переживаний, настроений, является одновременно и инструментом познания, осмысления и освоения прекрасного в самой действительности, красоты и глубины человеческих чувств, отношений.

Активное восприятие музыкальных произведений способно удовлетворять потребность людей в самих переживаниях. Вместе с тем в процессе восприятия музыки могут хотя бы частично удовлетворяться такие эстетические потребности, которые в сегодняшних условиях жизни практически невыполнимы. М. Марков утверждает, что итогом восприятия музыкального произведения является преобразование эмоционального состояния и поведения человека.

Восприятие – это отражение в коре головного мозга предметов и явлений, воздействующих на анализаторы человека. Восприятие – не просто механическое, зеркальное отражение мозгом человека того, что находится перед его глазами или того, что слышит его ухо. Восприятие всегда активный процесс, активная деятельность. Оно является первым этапом мыслительного процесса, следовательно, предшествует и сопутствует всем видам музыкальной деятельности.

Определение музыкального восприятия включает в себя способность переживать настроение и чувства, выражаемые композитором в музыкальном произведении, и получать от этого эстетическое удовольствие. Восприятие музыки осуществляется уже тогда, когда ребенок еще мал и не может включиться в другие виды музыкальной деятельности, когда он еще не в состоянии воспринимать другие виды искусства. Восприятие музыки – ведущий вид музыкальной деятельности во всех возрастных периодах дошкольного детства. Известный музыкант-психолог Е.В. Назайкинский предлагает различать два термина: восприятие музыки и музыкальное восприятие – в зависимости от того, состоялось ли оно. Музыкальным восприятием он называет состоявшееся восприятие - прочувствованное и осмысленное. «Музыкальное восприятие есть восприятие, направленное на постижение и осмысление тех значений, которыми обладает музыка как искусство, как особая форма отражения действительности, как эстетический художественный феномен» [4; стр.91]. В противоположном случае музыка воспринимается как звуковые сигналы, как нечто слышимое и действующее на орган слуха. Важно формировать у дошкольников именно музыкальное восприятие.

Качество восприятия во многом зависит от вкусов, интересов. Если человек рос в «немузыкальной» среде, у него зачастую формируется негативное отношение к «серьезной» музыке. Такая музыка не вызывает эмоционального отклика, если человек не привык сопереживать выраженным в ней чувствам с детства. Дошкольный педагог Н. А. Ветлугина пишет: «Развитие музыкальной восприимчивости не является следствием возрастного созревания человека, а является следствием целенаправленного воспитания» [2; стр.140]. Таким образом, восприятие зависит от уровня музыкального и общего развития человека, от целенаправленного воспитания.

2. Возрастные особенности музыкального восприятия дошкольников.

Развитие музыкального восприятия происходит на каждом году жизни дошкольника. К двум годам у ребенка активно развивается эмоциональный отклик на музыку. В этом возрасте дети способны эмоционально реагировать на восприятие контрастной по настроению музыки, поэтому можно наблюдать веселое оживление при восприятии ребенком веселой плясовой музыки или спокойную реакцию при восприятии музыки спокойного характера, например колыбельной. У детей развиваются слуховые ощущения: ребенок может различать высокие и низкие звуки, тихое и громкое звучание. Для детей в этом возрасте характерна подражательность: они активно подражают действиям взрослого, что способствует первоначальному развитию способов исполнительской деятельности. В этом возрасте еще нет четкого разделения видов музыкальной деятельности, но все же, можно отметить, что у детей появляются первые успехи в пении и в развитии движений. Начинают развиваться движения под музыку, становится более координированной ходьба. Ребенок способен овладеть простейшими движениями, такими, как, например, хлопки в ладоши, притопывание, пружинки, кружение, покачивание с ноги на ногу, может выполнять элементарные движения с атрибутами (платочки, погремушки и др.).

К третьему году жизни накапливается определенный запас музыкальных впечатлений, ребенок может узнавать хорошо знакомые музыкальные произведения и эмоционально реагировать на них, проявляет интерес к новым произведениям. Однако устойчивость внимания, в силу возрастных особенностей, незначительна: дети способны слушать музыку непрерывно в течение 3—4 мин, поэтому быстрая смена видов деятельности, игровых действий позволяет удерживать внимание ребенка, направляя его в нужное русло. Исследователи отмечают наличие у детей предпосылок к творческим проявлениям в музыкальной деятельности на основе подражания взрослому. Чаще всего эти проявления можно наблюдать в плясках и музыкальных играх, где дети самостоятельно используют знакомые движения.

На четвертом году жизни продолжается развитие основ музыкальности ребенка. Наблюдается активный эмоциональный отклик на музыку контрастного характера. Дети живо и непосредственно реагируют на музыкальные произведения, выражая разнообразные чувства — оживление, радость, восторг, нежность, успокоение. У них развивается музыкальное мышление и память, активно развивается речь. Она становится более связной. Появляется желание проявлять себя в разных видах музыкальной деятельности. Дети с удовольствием слушают музыку и двигаются под нее, запоминают и узнают знакомые музыкальные произведения, просят их повторить; активнее включаются в пение взрослого: подпевают концы фраз, могут вместе со взрослым спеть короткие песенки, построенные на повторяющихся интонационных оборотах. В основе деятельности детей лежит подражание взрослому. Постепенно совершенствуются движения под музыку: они становятся более естественными и более уверенными, но недостаточно согласованными с музыкой. В процессе музыкальных занятий дети овладевают несложными танцевальными движениями, учатся согласовывать движения с характером музыки. Дети любят участвовать в музыкальных сюжетных играх, выполняя те или иные роли (цыплят, зайчиков, котят и др.) и приучаются связывать свои движения с теми изменениями, которые происходят в музыке (двигаются тихо, если музыка звучит негромко, быстрее, если темп музыки становится подвижным). В этом возрасте творческие проявления детей становятся более заметными. У них появляется интерес к познанию музыкальных и немузыкальных звуков, они с удовольствием играют на шумовых музыкальных инструментах (ложках, палочках и т.п.). Постепенно расширяются представления детей о других музыкальных инструментах и возможностях игры на них: барабан, бубен, погремушка, колокольчик, металлофон и др. Они различают их по внешнему виду, тембру звучания, могут самостоятельно озвучивать их, используя в играх.

Дети пятого года жизни проявляют эмоциональную отзывчивость на музыку, различают контрастное настроение музыки, учатся понимать содержание музыкального произведения. У них накапливается, хотя и небольшой, слушательский опыт, наблюдаются музыкальные предпочтения, закладываются основы музыкально-слушательской культуры. В процессе восприятия дети могут, не отвлекаясь, слушать музыкальное произведение от начала до конца. Развивается дифференцированность восприятия: дети выделяют отдельные выразительные средства (темп, динамику, регистры), начинают различать простейшие жанры — марш, плясовую, колыбельную. В процессе музыкальной деятельности активно развиваются основные музыкальные способности (ладовое чувство, проявлением которого является эмоциональная отзывчивость на музыку, чувство ритма). Продолжается развитие музыкально-сенсорных способностей: дети различают контрастные звуки по высоте, динамике, длительности, тембру (при сравнении знакомых музыкальных инструментов). Накапливается опыт исполнительской музыкальной деятельности. Все виды музыкального исполнительства начинают развиваться более активно. Дети постепенно овладевают навыками исполнительства в пении, ритмике, игре на элементарных музыкальных инструментах. Растет и совершенствуется голосовой и дыхательный аппарат. Дети с интересом слушают песни в исполнении взрослых и с желанием поют песни совместно со взрослым и самостоятельно, передавая свое эмоциональное отношение. У них развиваются и становятся более устойчивыми певческие навыки, появляются любимые песни. Благодаря развитию опорно-двигательного аппарата движения под музыку становятся более ритмичными и координированными. Дети лучше ориентируются в пространстве, двигаются под музыку более уверенно и более выразительно, адекватно характеру и выразительным особенностям музыкального произведения. С помощью движений дети способны передавать изменения в динамике, темпе, регистрах. Расширяются представления детей о танцевальных жанрах, увеличивается запас танцевальных движений. Образно-игровые движения, применяемые в сюжетных играх и при обыгрывании песен, становятся более выразительными и пластичными. Наблюдаются и творческие проявления детей в пении, играх, свободных плясках. Интерес к игре на детских музыкальных инструментах становится более устойчивым. Увеличивается запас представлений об элементарных музыкальных инструментах, совершенствуются навыки игры на них. Дети с удовольствием участвуют в различных видах и формах музыкальной деятельности (в самостоятельной музыкальной деятельности, праздниках, развлечениях).

Дети старшего дошкольного возраста могут различать не только общую эмоциональную окраску музыки, но и выразительные интонации, если сравнить их с речевыми: вопросительными, утвердительными, просящими, грозными и т.д. Дети могут определять выразительные акценты, характер мелодии, сопровождения. Имеют представление, что характер музыки передается определенным сочетанием выразительных средств: нежная, светлая, спокойная мелодия, как правило, звучит неторопливо, в среднем или верхнем регистре, негромко, плавно; радостный, веселый характер музыки часто создается яркой звучностью, быстрым темпом, поpывистой или скачкообразной мелодией; тревожность передается с помощью низкого, сумрачного регистра, отрывистого звучания. Дети воплощают в движении не только настроение музыки, но и особенности мелодии, ритма, тембра, процесс развития музыкального образа. На шестом-седьмом году жизни они могут обобщать свои впечатления, оперировать такими терминами, как вступление, куплет, запев, часть, темп и т. д. Они воспринимают характер и средства выразительности музыкального произведения даже без опоры на игровые образы и приемы обучения.

Таким образом, мы можем сделать следующий вывод: развитие музыкального восприятия дошкольников идет на всех этапах физического и психического развития ребенка. Но музыкальное восприятие ребенка не будет развиваться и совершенствоваться в полной мере, если оно основано только на слушании музыкальных произведений. Важно для развития музыкального восприятия использовать все виды музыкального исполнительства.

3. Характеристика музыкального репертуара и его роль в решении задач развития музыкального восприятия.

Используя музыку на занятиях в детском саду, педагоги должны стремиться сделать процесс общения детей с музыкой радостным и увлекательным. Учитывая разный уровень музыкального и общего развития детей, их природные возможности педагоги дошкольных учреждений особое внимание должны уделять отбору музыкального материала для работы с детьми – музыки для слушания, песен, танцевальных мелодий и т.п. Эта музыка должна быть привлекательной для детей и вызывать у них эмоциональный отклик. Индивидуальная работа через игру в дошкольных учреждениях, сказочный игровой образ должны постоянно нести дошкольнику заряд радостных, добрых эмоций и энергии для его нормального развития и активной творческой деятельности. Только при таком условии может достигаться максимальный педагогический эффект в развитии музыкального восприятия детей.

Рассмотрим более подробно одно из важнейших требований, предъявляемых к репертуару для развития музыкального восприятия детей – требование художественности. Можно выделить три основных направления в использовании репертуара для развития музыкального восприятия детей, которые должны отвечать указанному требованию. Первым направлением является приобщение их к миру классической музыки. Очень важно формировать музыкальное восприятие детей, опираясь на высокохудожественные образцы мировой музыкальной классики, расширяя их познания о музыкальных стилях разных эпох. Наблюдения показывают, что дети с удовольствием слушают старинную музыку И.С. Баха, произведения композиторов венской классической школы – И. Гайдна, В.А. Моцарта, Л. Бетховена, музыку представителей романтизма - Ф. Шуберта, Р. Шумана. Развивая музыкальное восприятие, формируя эталоны красоты важно слушать с детьми произведения русских композиторов-классиков 19 века – М.И. Глинки, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова, крупнейших композиторов 20 столетия – С.С. Прокофьева, Д.Д. Шостаковича, А.И. Хачатуряна, Д.Б. Кабалевского, и других.

Многие педагоги считают, что классическая музыка сложна для восприятия детьми и, организуя музыкальное воспитание дошкольников, проще ориентироваться на народную музыку. Это мнение не оправдано. Народная музыка по праву считается прекрасным материалом для формирования эстетических вкусов детей, но мы значительно обедняем музыкальное развитие ребенка, если с ранних лет не знакомим его с музыкальной классикой. Музыкально-эстетическое воспитание детей значительно полнее и богаче, если последовательно знакомить их с народным музыкальным искусством и высокими образцами музыкальной классики. Восприятие классической музыки оказывает благотворное влияние на развитие высоких нравственных качеств и творческих способностей ребенка.

4. Средства музыкальной выразительности.

Средства музыкальной выразительности – это то, с помощью чего композитор создаёт музыкальное произведение, т.е. художественный образ, выражает свою мысль, своё настроение. У каждого великого композитора есть свой индивидуальный подчерк в создании музыкального произведения, свой стиль, в этом их индивидуальность, отличие друг от друга. Средства музыкальной выразительности – это язык, на котором говорит композитор и чтобы лучше понять музыкальное произведение нужно знать эти средства и уметь услышать. Разумеется, в рамках образовательной программы детского сада невозможно научить детей оценивать и сравнивать сложные музыкальные произведения, но, работая по программе Е.Н.Радыновой «Музыкальные шедевры» можно научить детей любить классическую музыку, привить потребность в слушании именно такой музыки, и это будет как прививка на всю жизнь. Ребёнок, выросший на музыке классиков, не сможет слушать музыку из примитивных «Трёх аккордов». В этой музыке нет мысли, музыкальных фраз, а средства музыкальной выразительности просты и убоги. Чем сложнее палитра средств, чем оригинальнее их сочетание, тем интересней создаётся художественный образ. Научить слышать красоту! Вот первоочередная задача музыкального руководителя. Создать в сознании ребёнка эталон, образец красивой мелодии и тогда ребёнок будет стараться во всём окружать себя красотой, создавать красоту на всех уровнях своей жизни: на работе, в семье, в воспитании своих детей. Музыка должна стать верным попутчиком, другом на всю жизнь. И задача музыкального руководителя показать из чего состоит музыка, разобрать на фрагменты, фразы, услышать интонацию, т.е рассмотреть средства музыкальной выразительности и их сочетание. То, что ставится такая задача, уже заставляет ребёнка вслушаться, а вслушивание в музыку – это уже огромная мыслительная работа дляребёнка.Ребёнок вслушивается, анализирует, определяет темп музыки, лад. Если заниматься регулярно и систематично этим видом деятельности, то дети старшей группы, сразу определяют средства музыкальной выразительности в несложных пьесах, могут выразить это в движении, начинают подпевать мелодию, появляется желаниевыразить всё это в цвете, вот так формируются первые ростки творчества. Важнейшей задачей современной педагогики является развитие эмоциональной сферы у детей, чувств, умения сопереживать, и музыка здесь - незаменимый помощник. Музыка мощное, действенное средство для развития эмоциональной сферы и умение вслушиваться и получать от этого удовольствие, это навык и умение, которое затем обязательно пригодится в жизни ребёнка. Умение выбрать музыку для отдыха, для праздника, это умение формируется путём осознанного восприятия музыки, а для этого нужно знать: из чего состоит музыка? Так из чего же состоит музыка?

Мелодия это певучая последовательность звуков, выражающая музыкальную мысль. Уже сама мелодия задаётся в определённом темпе и ритме.

Темп – это скорость исполнения музыки.

Ритм – это чередование сильных и слабых долей в музыке.

Регистры: высокий, средний, низкий.

Динамика- сила звучания: тихо, громко, постепенно усиливая, постепенно затихая.

Лад – это система звуков различной высоты, создающая окраску мелодии по интонации. Мажор и минор – основные лады. Мажор весёлая радостная музыка, а минор – грустная, печальная. В своей работе я использую эти термины уже в старшей группе, и дети легко с этим справляются. При разборе музыкальных средств выразительности дети говорят: «Это музыкальное произведение написано в мажоре». Это полный ответ. Ни всем детям это легко даётся. Некоторым сложно выговорит даже эту фразу, но я не тороплю. Все дети не могут быть одинаковы, я поощряю, если ребёнок старается, вслушивается, это – уже хорошо! При разучивании песни даётся прослушивание песни, вот здесь уже можно спросить весёлая песня или грустная? Мажор это или минор? Можно проводить «Угадай-ку» Угадай настроение музыки! Это можно оформит в виде игры для самостоятельной деятельности в группе. Важнейшим условием развития ребёнка является закрепление знаний, полученных на музыкальном занятии в группе и если это поощряется дома, в семье. Любые знания лучше усваиваются, когда есть закрепление и повторение.

Тембр – это окраска звучания музыки. Здесь важно дать понятия: соло-инструмент и оркестр; соло – певец или хор. Важнейшая часть работы – это изучить тембры звучания инструментов, тембры звучания голосов. Хорошее пособие по изучению тембров это музыкальная сказка «Петя и волк» С.Прокофьева, которую он специально для этого написал. Где гениально, с помощью тембров музыкальных инструментов создал музыкальные образыПети, волка, кошки, птички и т.д. Вот она – «Азбука средств музыкальной выразительности». Можно слушать эту сказку в свободной деятельности детей. Я использую в своей педагогической деятельности такой приём: игра «Композитор», где дети, с моей помощью пытаются сочинить, например «Марш» или «Колыбельную». Я задаю первый вопрос: «Дети, какой лад мы выберем для марша?» «Мажорный» отвечают дети, потому, что марш должен поднимать настроение, звать в путь, а минорный марш настроения не прибавит. А какой ритм мы возьмём? Бодрый, острый, который соответствует шагу. Темп средний, динамика – громкая. А инструменты? Я, специально, начинаю сбивать их с толку, может скрипки или виолончели? Нет, отвечают дети, хорошо подойдёт труба и барабаны. Таким образом, я разбираю каждоё произведение. Это помогает детям учится осознанно слушать музыку, понять, а значит прочувствовать музыкальный образ, а, значитточнее, выразительнее показать это через движение. Выразить своё настроение в цвете очень нравится детям, дети любят рисовать, но в этом направлении, необходима систематическая, целенаправленная работа при взаимодействии музыкального руководителя и воспитателей.Очень хорошо, когда в саду есть педагог по изобразительному искусству. Но при желании любой воспитатель может получить консультацию у музыкального руководителя, какое лучше музыкальное произведение взять, в соответствии с возрастом ребёнка для передачи в цвете, почитать дополнительную литературу. Хорошо, если есть совместная программа музыкального руководителя и педагога по изобразительному искусству. В нашем ДОУ разработана такая программа для детей среднего и старшего возраста. В программе отводится место графическому изображению музыки. Где плавная мелодия изображаетсяв виде плавной черты, а маршевая мелодия в виде зигзага, или пунктира из точек, одна точка выше, другая ниже. Так можно изобразить «Марш» Прокофьева. Ряд точек показывают пульсацию ритма. Так мажорный лад в высоком регистре и медленном темпе ассоциируется со светлыми, золотистыми красками. Низкая, тяжёлая музыка ассоциируетсяс мрачными, тёмными тонами. Для определения средств музыкальной выразительности важны штрихи исполнения – это приёмы исполнения музыки. Так «Колыбельная» исполняется легато, а «Зайчик» приёмом стакатто. Так знание средств музыкальной выразительности нужны детям для того, чтобы услышать ткань музыки, понять музыкальный образ, а средства художественной изобразительности для того чтобы воссоздать это образ в рисунке.

Наши новости:

Разместить свою публикацию