Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96218

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 20.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Синдром профессионального выгорания у педагогов и его профилактика

Дата публикации:

Автор:
педагог-психолог, МОУ "Школа "34", Россия, республика Карелия, г.Петрозаводск

Цель: Изучение проблемы эмоционального выгорания, понятия, симптомов, методов диагностики и профилактики.

Задачи: Выявление основных симптомов эмоционального выгорания, причин. Поиск диагностического инструментария для изучения эмоционального выгорания педагогов. Проведение исследования эмоционального выгорания среди педагогов школы. Анализ проведённого исследования. Описание основных профилактических шагов для педагогов.

Гвоздикина И.Д., педагог-психолог

МОУ «Школа № 34» г.Петрозаводска

Синдром профессионального выгорания у педагогов

и его профилактика

«Госпо­ди, дай мне терпения принять то, что я не в силах изменить;

дай мне силы изменить то, что я могу изменить; и дай мне

мудрость научить­ся отличать одно от другого» (Рейнольд Нейборо).

Современное состояние отечественной образовательной системы характеризуется активным внедрением инновационных технологий в педагогический процесс. В условиях происходящих изменений все более высокие требования предъявляются не только к профессиональным знаниям, умениям и навыкам учителя, но и к уровню его личностного саморазвития, его психологического самочувствия.


По общему признанию отечественных специалистов педагогическая деятельность – один из наиболее деформирующих личность человека видов профессиональной деятельности. (Митина Л.М., Грановская Р.М.) Сложившийся комплекс экономических проблем, среди которых невысокая заработная плата, недостаточная техническая оснащенность школ и др., а также социально-психологических, связанных с падением престижа педагогической профессии, делают труд учителя в нашей стране чрезвычайно психоэмоционально напряженным.

Мы рассмотрим такую профессиональную деформацию как синдром эмоционального сгорания, или синдром профессионального выгорания.

Данный термин был предложен американским психологом X.Дж. Фрайденбергом в 1974 г. для характеристики психического состояния людей, работающих в системе "человек - человек", находящихся в интенсивном общении с клиентами, пациентами, в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи.1

«Синдром эмоционального выгорания» рассматривался как состояние разочарования и крайней усталости.

Современное определение эмоционального сгорания: Синдром профессионального выгорания представляет собой процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личностной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением повседневной работы.2

По Международной классификации болезней (МКБ – 10), данный синдром входит в рубрику Z 73 – «Стресс, связанный с трудностями поддержания нормального образа жизни».

Эмоциогенность заложена в самой природе учительского труда. Причем спектр эмоций весьма разнообразен: это и удовлетворение от удачно проведенного урока, и удовольствие от похвалы коллеги, и радость от успехов своих подопечных или коллег, и огорчение от сорванного урока, и сожаление из-за неподготовленности ученика к уроку, гордость избранной профессией или разочарование в ней и т. п.
Именно на нарастающее чувство неудовлетворенности избранной профессией или отсутствие перспективы профессионального роста списывают обычно, руководствуясь «здравым смыслом», резкое снижение уровня квалификации работающих учителей и повышение фактора риска психосоматических расстройств. Хотя не исключено, что испытание на эмоциональную прочность происходит при переживании не только отрицательных, но и положительных моментов.

Представители профессий "высшего типа" наиболее подвержены синдрому эмоционального сгорания. Этот синдром наблюдается в первую очередь у тех, кто работает с людьми, в напряженной эмоциональной обстановке: у педагогов, врачей, журналистов, психологов, инженеров высшего звена, у людей искусства (художников, писателей). Следовательно, его можно назвать и синдромом профессионального сгорания. И если человек не может справиться с требованиями профессии (а у профессий "высшего типа" это в первую очередь постоянное общение, эмоциональный контакт, сопереживание), у него появляется негативное самовосприятие в профессиональном плане, то есть он перестает ощущать себя профессионалом. В дальнейшем репертуар рабочих действий становится более скудным (специалист раньше мог решать профессиональную задачу множеством способов, а теперь выбирает какой-то один путь). То есть человек начинает профессионально (а в более широком смысле эмоционально) сгорать.

Почему чаще этот синдром развивается у представителей так называемых "высших" профессий?

В профессиях "высшего типа" преобладает творческое начало, что подразумевает постоянную, круглосуточную работу ума и сердца, постоянное общение с людьми. Если, к примеру, сварщик только восемь часов в сутки думает о своих профессиональных обязанностях, то педагоги, журналисты, врачи круглые сутки "на работе". Токарь может повышать свое профессиональное мастерство, не задумываясь над тем, насколько он личностно изменился. У представителей же профессий "высшего типа" продукт труда напрямую зависит от совершенствования личных качеств специалиста. Другими словами, не важно: "злой" токарь работает над деталью или "добрый", благородный или не очень - на параметрах детали это не сказывается. Другое дело учитель начальных классов, который обучает детей. Он просто обязан развивать свои нравственные качества, вступая в общение с учениками, пропускать через сердце их чаяния, помыслы и поступки. А это огромная психическая нагрузка. В этом случае синдром эмоционального сгорания очень опасен. Страдать будут дети.

Причины синдрома эмоционального сгорания:

  • Монотонность работы
  • Переживание недостаточности признания и оценки при больших эмоциональных затратах
  • Нереальность некоторых сроков работы;
  • Непрерывная работа в течение дня, суток
  • Неразрешённые личностные конфликты
  • Конфликты в рабочей среде
  • Психическая напряженность на работе
  • Синдром выгорания проявляется в тех условиях, когда человек попадает в новую, непривычную обстановку, в которой он должен проявить высокую эффективность. Например, после лояльных условий обучения в высшем учебном заведении на дневном отделении молодой специалист начинает выполнять работу, связанную с высокой ответственностью, и остро чувствует свою некомпетентность. В этом случае симптомы профессионального выгорания могут проявиться уже после шести месяцев работы.
  • Некоторые индивидуально-психологические особенности педагога.

Особенно быстро "выгорают" сотрудники, имеющие интровертированный характер, индивидуально-психологические особенности которых не согласуются с профессиональными требованиями коммуникативных профессий. Они не имеют избытка жизненной энергии, характеризуются скромностью и застенчивостью, склонны к замкнутости и концентрации на предмете профессиональной деятельности. Именно они способны накапливать эмоциональный дискомфорт без "сбрасывания" отрицательных переживаний во внешнюю среду.

С меньшим риском для здоровья и менее выраженным снижением эффективности синдром профессионального выгорания переживают работники, которые характеризуются следующими особенностями. В первую очередь это люди, имеющие хорошее здоровье и сознательно, целенаправленно заботящиеся о своем физическом состоянии (они постоянно занимаются спортом и поддерживают здоровый образ жизни). Это люди, имеющие высокую самооценку и уверенность в себе, своих способностях и возможностях.

Необходимо также подчеркнуть, что профессиональное выгорание меньше касается людей, имеющих опыт успешного преодоления профессионального стресса и способных конструктивно меняться в напряженных условиях.

Если говорить о характере таких людей, то необходимо выделить такие индивидуально-психологические особенности, как высокая подвижность, открытость, общительность, самостоятельность и стремление опираться на собственные силы.

Наконец, важной отличительной чертой людей, устойчивых к профессиональному выгоранию, является их способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.

К настоящему времени синдром профессионального выгорания включает более 100 симптомов.

Симптомы, составляющие синдром профессионального выгорания, условно можно разделить на три основные группы: психофизические, социально-психологические и поведенческие.

К психофизическим симптомам профессионального выгорания относятся такие, как:

  • чувство постоянной, непроходящей усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);
  • ощущение эмоционального и физического истощения;
  • снижение восприимчивости и реактивности на изменения внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);
  • общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей);
  • частые беспричинные головные боли;
  • резкая потеря или резкое увеличение веса;
  • полная или частичная бессонница (быстрое засыпание и отсутствие сна ранним утром, начиная с 4 час. утра или, наоборот, неспособность заснуть вечером до 2-3 час. ночи и "тяжелое" пробуждение утром, когда нужно вставать на работу);
  • постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;

К социально-психологическим симптомам профессионального выгорания относятся такие неприятные ощущения и реакции, как:

  • безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);
  • повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
  • частые нервные "срывы" (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, "уход в себя");
  • постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, подозрительности, стыда, скованности);
  • чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что "что-то не так, как надо");
  • чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что "не получится" или человек "не справится";
  • общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу "Как ни старайся, все равно ничего не получится").

К поведенческим симптомам профессионального выгорания относятся следующие поступки и формы поведения работника:

  • ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее - все труднее и труднее;
  • сотрудник заметно меняет свой рабочий режим дня (рано приходит на работу и поздно уходит либо, наоборот, поздно приходит на работу и рано уходит);
  • вне зависимости от объективной необходимости работник постоянно берет работу домой, но дома ее не делает;
  • чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;
  • невыполнение важных, приоритетных задач и "застревание" на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;
  • злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств.

Синдром развивается постепенно. Условно можно говорить о трех стадиях. Сначала приглушение эмоций, исчезает острота чувств и сладость переживаний. Вроде бы все пока нормально, но скучно и пусто на душе. Приглушены чувства к семье. Любимые развлечения и пища перестали доставлять удовольствие. Потом приходят негативные чувства к людям, с которыми приходится работать: они начинают раздражать. Заключительная стадия - утрата профессиональных ценностей. Специалист по привычке может сохранять апломб и респектабельность, но это лишь маска, за которой пустота. Наступает усталость и обессиленность, апатия ко всему, что раньше приносило удовольствие, резкая смена настроений, конфликты на работе и в семье (скрытые и явные), а главное, - теряется смысл и идея того, что делаешь, обесценивается смысл профессии.

В.В.Бойко занимается изучением «выгорания», он определяет стадии и симптомы «выгорания» через взаимосвязь «выгорания» и стресса.

Фазы и симптомы «выгорания» (по В.В.Бойко)

Фаза "НАПРЯЖЕНИЕ"

Нервное (тревожное) напряжение является предвестником и «запускающим» механизмом в формировании эмоционального выгорания. Напряжение включает несколько симптомов.
1. Переживание психотравмирующих обстоятельств.

Проявляется усиливающимся осознанием психотравмирующих факторов профессиональной деятельности, которые трудно или вовсе неустранимы.


2. Неудовлетворенность собой.

Проявляется в результате неудач или неспособности повлиять на психотравмирующие обстоятельства; человек обычно испытывает недовольство собой, избранной профессией, занимаемой должностью, конкретными обязанностями.

3. " Загнанность в клетку».

Симптомы «загнанности в клетку» возникают не во всех случаях, хотя являются логическим продолжением развивающегося стресса. Когда психотравмирующие обстоятельства очень давят и устранить их невозможно, к нам часто приходит чувство безысходности. Это состояние интеллектуально-эмоционального затора, тупика.


4. Тревога и депрессия.

Переживание ситуативной или личностной тревоги, разочарования в себе, в избранной профессии, в конкретной должности или месте работы. Симптом «тревоги и депрессии» - это крайняя точка в формировании тревожного напряжения при развитии эмоционального «выгорания».


Фаза "РЕЗИСТЕНЦИЯ"

Резистенция – сопротивление, когда человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений. Формирование защиты с участием эмоционального «выгорания» происходит на фоне следующих явлений:

1. Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование.

Несомненный признак «выгорания», когда профессионал перестаёт улавливать разницу между двумя принципиально отличающимися явлениями: экономичным проявлением эмоций и неадекватным избирательным эмоциональным реагированием. Профессионал неадекватно «экономит» на эмоциях, ограничивает эмоциональную отдачу за счёт выборочного реагирования на ситуации субъектов деятельности. Действует принцип «хочу или не хочу»: сочту нужным – уделю внимание партнеру, будет настроение – откликнусь на его состояние и потребности.


2. Эмоционально-нравственная дезориентация.

Является логически продолжением неадекватного реагирования в отношениях с деловым партнёром. Нередко у профессионала возникает потребность в самооправдании. Не проявляя должного эмоционального отношения к субъекту, он защищает свою стратегию. При этом звучат суждения: «Это не тот случай, чтобы переживать», «такие люди не заслуживают доброго отношения», «таким нельзя сочувствовать», «Почему я должен за всех волноваться?»


3. Расширение сферы экономии эмоций.

Такое доказательство эмоционального «выгорания» имеет место в тех случаях, когда данная форма защиты осуществляется вне профессиональной деятельности – дома, в общении с приятелями и знакомыми. Случай известный: на работе вы до того устаете от контактов, разговоров, ответов на вопросы, что вам не хочется общаться даже с близкими.

4. Редукция профессиональных обязанностей.

Термин «редукция» означает упрощение. В профессиональной деятельности, связанной с людьми, редукция проявляется в попытках облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат.



Фаза "ИСТОЩЕНИЕ"

Эта фаза характеризуется более или менее выраженным падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы. Эмоциональная защита в форме «выгорания» становится неотъемлемы атрибутом личности.

1. Эмоциональный дефицит.

Данный симптом проявляется в том случае, когда к профессионалу приходит ощущение, что эмоционально он уже не может помогать субъектам своей деятельности: не в состоянии войти в их положение, соучаствовать и сопереживать, отзываться на ситуации, которые должны трогать, побуждать, усиливать интеллектуальную, волевую и нравственную отдачу.

2. Эмоциональная отстраненность.

Личность почти полностью исключает эмоции из сферы профессиональной деятельности. Её почти ничто не волнует, почти ничто не вызывает эмоционального отклика – ни позитивные обстоятельства, ни отрицательные Реагирование без чувств и эмоций – наиболее яркий симптом «выгорания». Он свидетельствует о профессиональной деформации личности и наносит ущерб субъекту общения.


3. Личностная отстраненность (деперсонализация).

Этот симптом проявляется в широком диапазоне умонастроений и поступков профессионала в сфере общения. Прежде всего отмечается полная или частичная утрата интереса к человеку – субъекту профессиональной деятельности. Личность утверждает, что работа с людьми неинтересна, не доставляет удовлетворения, не представляет социальной ценности.

4. Психосоматические и психовегетативные нарушения.

Симптом проявляется на уровне физического и психического самочувствия. Обычно он образуется по условно-рефлекторной связи негативного свойства: многое из того, что касается субъектов профессиональной деятельности, провоцирует отклонения в соматических или психических состояниях. Порой даже мысль о таких субъектах или контакт с ними вызывает плохое настроение, дурные ассоциации, бессонницу, чувство страха, неприятные ощущения в области сердца, сосудистые реакции, обострение хронических заболеваний и т.п. Переход реакций с уровня эмоций на уровень психосоматики свидетельствует о том, что эмоциональная защита – «выгорание» - самостоятельно уже не справляется с нагрузками, и энергия эмоций перераспределяется между другими подсистемами индивида. Таким образом организм спасает себя от разрушительной мощи эмоциональной энергии.



Методика В.В.Бойко может быть использована для диагностики уровня эмоционального выгорания педагогов. Она дает подробную картину данного синдрома.

Методика позволяет увидеть ведущие симптомы «выгорания». По количественным показателям правомерно судить о том, насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени.

В 2011/2012 уч. г. в МОУ «Школа № 34» было проведено исследование уровня эмоционального выгорания педагогов с использованием методики В.В. Бойко.

В исследовании принимали участие 44 педагога школы.

У каждого педагога были определены баллы по каждому симптому, по каждой фазе и сделан вывод о том, насколько каждая из фаз сформировалась.

Из 44 педагогов, принявшихся участие в исследовании:

Ни одна из фаз эмоционального выгорания не сформировалась у 11 педагогов (25,5%); одна сформировавшаяся фаза у 14 педагогов (31,8%); все три фазы сформировавшиеся – у 3 педагогов (7%).

Результаты диагностики были представлены индивидуально каждому педагогу.

После обработки результатов методики был проведён психологический семинар «Синдром профессионального выгорания у педагогов и его профилактика» с применением информационно-коммуникативных технологий (презентации), где был представлен теоретический материал по данной проблеме, даны рекомендации педагогам. Также был проведён семинар-тренинг «Психологическое здоровье учителя».

В 2014/2015 уч.г. было вновь проведено исследование уровня эмоционального выгорания педагогов с использованием той же методики В.В. Бойко. Приняли участие 37 педагогов школы (из них 17 человек участвовали в 2011/2012 уч.г.).

Результаты диагностики позволяют говорить о том, что в 2015 г. по сравнению с 2011 г. уменьшился процент педагогов, имеющих одну сформировавшуюся фазу эмоционального выгорания.

Однако несколько увеличился процент педагогов, у которых все три фазы находятся в стадии формирования, и процент педагогов, имеющих три сформировавшиеся фазы. Среди них педагоги с разным стажем работы.

Из 17 педагогов, повторно участвующих в данном исследовании улучшились результаты у 7 педагогов (41%); у 5 педагогов (29,5%) остались на том же уровне; у 5 педагогов (29,5%) результаты ухудшились.

В дальнейшем планируется продолжить диагностическую работу для выявления педагогов, имеющих те или иные признаки эмоционального выгорания.

Полученные результаты исследования подтверждают актуальность проблемы эмоционального выгорания среди педагогов.

Важно предпринимать профилактические шаги, которые предотвратят синдром профессионального выгорания.

I. Большая роль в борьбе с синдромом эмоционального сгорания принадлежит самому педагогу (личностный уровень профилактики).

Соблюдая перечисленные ниже рекомендации, педагог сможет предотвратить возникновение синдрома эмоционального сгорания.

  • Определение краткосрочных и долгосрочных целей. Достижение краткосрочных целей не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что человек находится на правильном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию.
  • Использование тайм – аутов. Для обеспечения психического и физического благополучия очень важны тайм – ауты, то есть отдых от работы и других нагрузок. Иногда необходимо «убежать» от жизненных проблем и развлечься, нужно найти занятие, которое было бы увлекательным и приятным.
  • Овладение умениями и навыками саморегуляции. Овладение такими психологическими умениями и навыками, как релаксация, определение целей способствуют снижению уровня стресса, ведущего к выгоранию. Например, определение реальных целей помогает сбалансировать профессиональную деятельность и личную жизнь.
  • Профессиональное развитие и самосовершенствование. Одним из способов предохранения от синдрома эмоционального сгорания является обмен профессиональной информацией с представителями других служб. Сотрудничество дает ощущение более широкого мира, чем тот, который существует внутри отдельного коллектива. Для этого существуют различные курсы повышения квалификации, всевозможные профессиональные неформальные объединения, конференции, где встречаются люди с опытом, работающие в других системах, где можно поговорить, в том числе и на отвлеченные темы.
  • Избегание ненужной конкуренции. В жизни очень много ситуаций, когда мы не можем избежать конкуренции. Но слишком большое стремление к «победе» создает напряжение и тревогу, делает человека излишне агрессивным, что способствует, в свою очередь, возникновению синдрома эмоционального сгорания.
  • Эмоциональное общение. Когда педагог анализирует свои чувства и ощущения и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается или этот процесс не так явно выражен. Поэтому рекомендуется, чтобы сотрудники в сложных рабочих ситуациях обменивались мнениями с коллегами и искали у них эмоциональной поддержки. Если работник делится своими отрицательными эмоциями с коллегами, те могут найти разумное решение возникающей у него проблемы.
  • Поддержание хорошей спортивной формы. Между телом и разумом существует тесная взаимосвязь. Хронический стресс воздействует на человека, поэтому очень важно поддерживать хорошую спортивную форму с помощью физических упражнений и рациональной диеты. Неправильное питание, злоупотребление спиртными напитками, табаком, уменьшение или чрезмерное повышение массы тела усугубляют синдрома эмоционального сгорания.
  • Уделяйте больше внимания своему внутреннему миру и самочувствию. Это поможет вам вовремя заметить первые симптомы “сгорания”. Как бы вы ни были загружены на работе, освобождайте время для походов в театр или встреч с друзьями.
  • Не становитесь рабом своих служебных обязанностей. Не ищите в работе спасения от собственных проблем, пытаясь уйти с головой в дела, чтобы отвлечься от неприятностей в отношениях с близкими. Существовать на таком накале долго невозможно. Живите своей жизнью - не вместо людей, а вместе с ними.
  • Постарайтесь, чтобы каждый ваш день был не похож на другой. Монотонность угнетает, особенно когда она сопряжена с большими нервными нагрузками. Зная, что вас ждет трудный рабочий день, запланируйте что-то неожиданное. Например, при хорошей погоде пройдите хотя бы часть дороги на работу пешком или выберите себе новый маршрут.
  • Закончив дела, забудьте о проблемах, которые вас волновали на работе. Позаботьтесь о том, чтобы ваш сон был полноценным и организм успевал восстанавливаться.
  • Прежде всего, нужно осознать наличие синдрома, проанализировать все имеющиеся признаки и ответить на вопросы: где, когда и почему это случилось. Если невозможно самостоятельно справиться с проблемой, пустившей глубокие корни, - необходимо обратиться к специалистам и немедленно отдыхать, но не отодвинув проблему, а проработав ее. Еще очень важно задать себе вопрос: для кого я живу? Если для кого угодно, только не для себя, то рано или поздно начинаешь "гореть". Осознайте, что вы не должны быть совершенством, но достаточно хороши, чтобы радоваться жизни и быть успешными.
  • Перестаньте искать в работе счастье и спасение. Она - не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.
  • Находите время на себя. Вы имеете полное право не только на рабочую, но и на частную жизнь.
  • Любите себя или, по крайней мере, постарайтесь себе нравиться!



8 профилактических правил для педагогов и не только...

Наша жизнь набрала такой бешеный темп, что это начинает угрожать не только нервно-психическому, но и физическому здоровью людей. Ученые не перестают разрабатывать системы и методы, помогающие современному "цивилизованному" человеку не попасть в "стрессовый плен".

1. Полдня в неделю нужно проводить так, как вам нравится: плавайте, танцуйте. Прогуливайтесь или же просто сидите на скамейке в парке. В общем, хватит отдавать себя только работе!

2. Не реже одного раза в день говорите самому дорогому для вас человеку теплые слова. Не сомневайтесь, что он (она) скажет вам в ответ тоже самое. В нашем суровом мире одно сознание того, что вас кто-то любит, способно защитить от тяжелых срывов.

3. Два или три раза в неделю давайте себе физическую нагрузку. Упражнения не должны быть изматывающими, но если после занятий вам не понадобился душ, значит, вы что-то делали неправильно или же просто не достаточно тренировались.

4. Пейте побольше воды. Для того, чтобы поддерживать тело в хорошей форме, следует выпивать только одной воды не менее 1-1,5 литра в день.

5. По меньшей мере раз в неделю занимайтесь тем, что вам вроде бы "вредно" (можно, к примеру, "чуть-чуть" нарушить диету, на которой вы сидите, побалуйте себя сладеньким или ложитесь спать раньше либо позже, чем обычно). Следить за собой необходимо, но, когда это делается слишком серьезно, можно опасаться того, что вы станете ипохондриком.

6. Не позволяйте расхищать свою жизнь! Будет лучше, если некоторые письма останутся нераспечатанными, а телефонные звонки - без ответа. Бесцеремонные люди крадут часы (даже дни) вашей жизни и создают вам стрессы, заставляя делать то, что вам не нужно и не нравится.

7. Когда вы подавлены или рассержены, займитесь интенсивной физической работой: вскопайте огород, раскидайте сугробы, переставьте мебель или просто разбейте старые тарелки. Можете отправиться за огород и покричать там. Подобные неадекватные поступки неплохо защищают человека от стрессов.

8. Съедайте хотя бы по одному банану в день. В них практически все витамины, много микроэлементов, к тому же они обладают высочайшей энергетической емкостью.

II. Организационный уровень профилактики:

К значимому разделу профилактических мер можно отнести организационно-управленческую деятельность, осуществляемую руководством.

1. Стиль руководства коллективом должен быть гибким и адекватным.

2. Руководителю необходимо заботиться о том, чтобы лучшие качества и стороны его личности проявлялись чаще, и научиться сдерживать проявления отрицательных эмоций.

III. Межличностный уровень профилактики:

1. Мониторинг психологического климата коллектива.

2. Встречи между администрацией и педагогическим коллективом, во время которых обсуждаются возникшие проблемы.

3. Предоставление педагогам возможности вносить свои предложения в рабочий процесс и создание условий для их внедрения.

4. Работа психолога в образовательном учреждении.



Вывод

Синдром эмоционального выгорания – это защита. Мы будем ближе к истине, если на первые симптомы сгорания посмотрим не как на ужасную опасность, которая подстерегает учителя, а как на знак, который даётся для того, чтобы рост личности и её профессиональный потенциал защитить. Как будто человеку говорят: осторожно, стоп, не надо.

Более того, если говорить о зрелых, состоявшихся профессионалах, то они сгорели, и не раз. Это не значит, что от них после первого раза остаются одни уголечки. Люди восстанавливаются.

Настоящий профессионал имеет в своей профессиональной биографии эти пресловутые кризисы и признаки сгорания. Они и есть вестники того, что человек созрел для роста, для развития, что в его жизнь просятся изменения.



Литература

  • Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов. /Автор-составитель О.И.Бабич. – Волгоград, 2009.
  • Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н. Социально-психологический климат коллектива и личности. – М., 1983.
  • Рогинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях //Психологический журнал. – 2002. Т.23 (3). С.85-95.
  • Психология здоровья: учебник для вузов /Под ред. Г.С.Никифорова. – Спб., 2003.
  • Грегор О. Как противостоять стрессу. Стресс жизни. Понять и управлять им /О.Грегор. – Спб., 2001.
  • Митина Л.М. Интеллектуальная гибкость учителя: Психологическое содержание, диагностика, коррекция. – М., 2012.





Наши новости:

Разместить свою публикацию