НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОБЛЕМНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ В МАТЕМАТИКЕ
В современных условиях, когда объем необходимых знаний для человека резко возрастает, уже невозможно делать ставку на усвоение определенной суммы фактов. Необходимо создание принципиально новой системы работы учителя и учащихся на разных ступенях образовательного процесса, черезпривитие учащимся мотива познания,желание и способность самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации, отбирать для себя самое необходимое, самое важное. Процесс получения знаний должен быть заинтересованным.
В системе школьного образования до последнего времени остаются неиспользованными потенциальные возможности проблемного метода обучения.
Противоречие между высокими требованиями к качеству знаний учащихся со стороны родителей, социальных заказчиков, с одной стороны, и, снижение интереса к учебе, в том числе и на уроках математики, с другой стороны, предопределило для меня использование проблемного обучения на своих уроках.
О проблемном обучении, или, по крайне мере, его основной идее известно давно. Истоки такого обучения можно найти в далеком прошлом. Так, можно сослаться на высказывание Квинтилиана (ок.35-95гг.) в его философско-педагогическом труде «Наставление в ораторском искусстве»: «Ребенок должен бороться за то, чтобы достичь успеха в учении, но следует делать так, чтобы он очень хотел его достичь». [2]
Что же для этого необходимо предпринять? Ответом на этот поставленный вопрос являются слова С.Л.Рубинштейна (основоположник теории мышления как продуктивного процесса, ставшая психологической основой концепции проблемного обучения): «Для того, чтобы учащийся по настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые перед ним ставятся в ходе учебной деятельности, были не только понятны, но и внутренне приняты, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом. Отклик в его переживаниях».[4]
Вопросы теории и технологии проблемного обучения были развиты и конкретизированы в трудах А.В.Брумменского, А.М.Матюшкина, И.Я.Лернера, М.И.Махмутова, В.Оконь, Т.В.Кудрявцева и др.[ 2, 3, 4, 5, 6]
Сегодня под проблемным обучением (технологией проблемного обучения) понимается такая организация учебного процесса, которая предполагает создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций (систему) и организацию активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей.
При помощи системы проблемных ситуаций (заданий) учащиеся постепенно углубляются в знания, по мере приобретения которых проникают все глубже в суть изучаемого математического факта. У них формируется и развивается стремление к познанию.
Так на первых порах формирования у учащихся познавательного интереса к математике наиболее эффективными оказываются такие приемы создания проблемных ситуаций, как:
- исторический экскурс;
- использование задач с занимательными сюжетами;
- показ практической значимости математических знаний;
- лабораторно-практические работы;
- решение задач с конфликтным содержанием;
- четкая постановка проблемы учителем;
- использование парадоксов;
- использование контрпримеров;
- цепочка «нацеливающих» задач и т.д.
Применение этих приемов на уроках математики сопровождается эмоциональным подъемом учащихся, возникновением у них восторженного удивления и озадаченности, что очень важно для учащихся с низким уровнем развития у них познавательного интереса к математике.
С укреплением интереса к математике и формированием у учащихся соответствующих умений и навыков учебной деятельности применяются приемы создания проблемных ситуаций,требующих волевого напряжения и более высокого уровня интеллектуального и общего развития:
- введение недостающих сведений в условие задачи;
- исключение из задачи избыточной информации;
- конструирование математических объектов и задач;
- мысленное оперирование пространственными образами и т.д.
По мере приобретения учащимися опыта в решении проблем для укрепления у них познавательного интереса к математике применяются следующие приемы:
- обсуждение задачи и ее решения;
- отражение известного учащимися теоретического материала в скрытой форме;
- выполнение исследовательских заданий и т.д. [5]
При разработке учителем системы проблемных заданий по той или иной теме нужно:
- Провести психолого-дидактический анализ темы;
- Вычленить учебные проблемы, связанные с понятиями данной темы;
- Сгруппировать учебный материал вокруг этих проблем;
- Подобрать систему соответствующих проблемных заданий;
- Наметить пути поиска решения проблем;
- Спланировать характер участия учителя и школьников в постановке и решении этих заданий;
- Предусмотреть соотношение проблемных заданий с непроблемными.
- Определить условия, которые обеспечат возникновение проблемных ситуаций и усвоение учащимися математических знаний. [3]
Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах обучения математике: при объяснении, закреплении, контроле, однако:
1. Проблемная ситуация должна вытекать из естественного хода урока и являться его органической частью.
2. Из всей совокупности проблемных заданий, которые могут вызвать определенную проблемную ситуацию, необходимо выбрать наиболее соответствующее конкретным целям обучения, а также способное стимулировать активную поисковую деятельность учащихся, позволяющее обнажить скрытое противоречие;
3. Следует добиваться осознания сути скрытого противоречия каждым учеником;
4. Для обеспечения успеха в создании проблемной ситуации актуализировать имеющиеся у учащихся знания, выявить интеллектуальные возможности учащихся, уровень их развития.[3]
Формы обучения, где можно на уроках математики использовать проблемный метод – это:
- семинары, исследовательские уроки (индивидуальная работа);
- практические занятия, проблемно-практические дискуссии (коллективная работа;
- традиционные уроки с новыми аспектами (урок-лекция, урок-консультация и т.д.);
- нестандартные уроки (урок –аукцион и т.д) и т.д.
Проблемное обучение является важнейшей характеристикой сегодняшней школы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Крупич В.И. Дидактический механизм возникновения проблемной ситуации в обучении математике. - М.:МГПИ,1984.
2. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы / Серия: Педагогика и психология. – М.: Знание, 1991.
3. Лернер И.Я. Проблемное обучение. Серия «Педагогика и психология», №7, - М., 1974.
4. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.: Педагогика, 1972.
5. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе: Кн. для учителей. – М.: Просвещение, 1977.
6. Оконь В. Основы проблемного обучения. – М.: Просвещение, 1968.
7. Сергачева Н.Я. Останавливаю свой выбор на развивающем обучении // Математика. – Прилож. к газете «Первое сентября». - 2000. - № 43.