Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96409

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 25.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

«Организация работы с текстом как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся на уроках русского языка и литературы в основной школе».

Дата публикации:

Автор:
учитель русского языка и литературы, МАОУ СОШ №!6 им. В. П. Неймышева, Тюменская область г. Тобольск

Цель: Познакомить с системой работы с текстом на уроках русского языка и литературы.

Задачи: 1. Обучать работать учащихся с текстом на уроках русского языка и литературы. 2. Формировать языковой вкус у учащихся основной школы.

СергееваОльгаВладимировна,

учительрусского языкаилитературы

первойквалификационнойкатегории

Муниципального автономногообразовательного учреждения

«Средняяобщеобразовательная школа№16имениВ.П.Неймышева»

г. ТобольскаТюменскойобласти

Статья

«Организацияработы с текстомкак средство формирования коммуникативной компетентности учащихсянаурокахрусского языкаилитературывосновнойшколе».

Современная жизнь ставит перед учеником новые цели: свободное владение языком, умение общаться с различными людьми в различных ситуациях, испытывая при этом чувство комфорта, уверенности в себе. Поэтому формирование умений связно изложить мысль в устном и письменном виде, анализировать и совершенствовать написанное, умение цивилизованно высказывать мнение по обсуждаемому вопросу, быть тактичным и убедительным в дискуссии – одно из самых важных направлений в развитии речемыслительной деятельности учащихся.

В условиях модернизации школьного образования, интенсивного внедрения стандартов второго поколения существенной является ориентированность на формирование, развитие, проверку и оценивание не только предметных, но и метапредметных результатов образования, которые тесно связаны с понятием коммуникативных универсальных учебных действий.

Особое место в развитии речи учащихся принадлежит работе с текстом. Существует большое количество видов анализа текста: культурологический, литературоведческий, лингвистический, контекстуальный,структурный, комплексный и др.

Наурокахрусскогоязыказанимаясь комплексным анализом текста, учащийся учится видеть и понимать отдельные языковые явления и их место в системе языка в целом, учится наблюдать за «жизнью» слова в лексическом контексте, интерпретировать текст. Научившись же осмысленно читать чужой текст и комментировать авторские приемы, школьник развивает и свои собственные стратегии создания связных текстов. Например,

Текст

Но вот начинает смеркаться. На кухне опять трещит огонь, опять раздается дробный стук ножей: там слышится балалайка, хохот. Люди играют в горелки.
А солнце уж опускалось за лес; оно бросало несколько чуть–чуть теплых лучей, которые прорезывались огненной полосой через весь лес, ярко обливая золотом верхушки сосен. Потом лучи гасли один за другим, последний луч оставался долго; он, как тонкая игла, вонзился в чащу ветвей; но и тот потух.
Предметы теряли свою форму; все сливалось сначала в серую, потом в темную массу. Пение птиц постепенно ослабевало; вскоре они совсем замолкли, кроме одной какой–то упрямой, которая, будто наперекор всем, среди общей тишины, одна монотонно чирикала с промежутками, но все реже и реже, и та наконец свистнула слабо, незвучно, в последний раз, встрепенулась, слегка пошевелив листья вокруг себя… и заснула.
Все смолкло. Одни кузнечики взапуски трещали сильнее. Из земли поднялись белые пары и разостлались по лугу и по реке. Река тоже присмирела; немного погодя и в ней вдруг плеснул кто–то еще в последний раз, и она стала неподвижна.
Запахло сыростью. Становилось все темнее и темнее. Деревья сгруппировались в каких–то чудовищ; в лесу стало страшно: там кто–то вдруг заскрипит, точно одно из чудовищ переходит со своего места на другое, и сухой сучок, кажется, хрустит под его ногой.
На небе ярко сверкнула, как живой глаз, первая звездочка, и в окнах дома замелькали огоньки.
Настали минуты всеобщей, торжественной тишины природы, те минуты, когда сильнее работает творческий ум, жарче кипят поэтические думы, когда в сердце живее вспыхивает страсть или больнее ноет тоска, когда в жестокой душе невозмутимее и сильнее зреет зерно преступной мысли и когда… в Обломовке все почивают так крепко и покойно.
Вопросы и задания
1. Выразительно прочитайте текст. Из какого произведения он взят, кто автор?
2. Определите стилистическую принадлежность текста, докажите свою точку зрения.
3. Определите стилистическую роль однородных членов.
4. Найдите в тексте слова устаревшей лексики, подберите к ним синонимы из современного русского языка.

5. Какое состояние природы и человека передает автор, используя безличные предложения? Найдите в тексте и прокомментируйте их стилистическую роль.
6. Какие тропы использует автор для создания картины природы?
7. Выполните синтаксический разбор выделенного предложения. Составьте его схему.
8. Сделайте морфемный анализ наречий «взапуски», «наперекор».
9. Объясните написание суффиксов в глаголах «прорезывались», «почивают», «вспыхивает».
10. Найдите в тексте наречие с–НН–и объясните его написание.

Но чаще всего на уроках я применяю метод лингвистического анализа.

Особенно важно первое впечатление от прочитанного: обсуждение первичного понимания, смыслов, рождённых сразу же после прочтения текста. Их можно зафиксировать, чтобы ученики могли в конце урока увидеть разницу между пониманием первым (чаще поверхностным), и пониманием, полученным в результате расшифровки, «разгадывания тайн» текста. В результате ученики начинают видеть и осознавать средства языка: единицы языка, единицы художественной речи, термины и т.п. Если ученики начнут понимать, как автор создаёт своё произведение, будут учиться у писателей, анализируя их тексты, мастерству владения родным языком, то наши ученики станут следить и за своей собственной речью.

Следующий этап – процесс понимания текста «по шагам»:-эмоция «включает» интерес, который «запускает» любознательность. Значит, важен этап организации мотивации.-интерес включает внимание, которое формирует готовность к восприятию. Здесь необходим этап целеполагания.-формулируется цель. Методически целесообразна регулярно организуемая вопросно-ответная беседа.Выводы, к которым приходят ученики в результате анализа и обсуждений заданий и отрывков текста, – это выводы о функции языковых средств и о способах их обнаружения.

Наиболее результативными, на мой взгляд, являются следующие формы и методы организации работы с текстом:

- комплексная работа с текстом;

- лингвостилистический анализ текста;

- «самодиктанты»;

- сочинение-рассуждение;

- редактирование текста;

- различные виды диктантов;

- интеллектуально-лингвистические упражнения;

- составление синквейнов, кластеров к тексту;

- коммуникативные и игровые ситуации.

На уроках русскогоязыкаи литературычасто применяювид деятельностидискуссию. Это диалог учащихсяне только в устной, но и в письменной форме. На определённом этапе эффективным средством работы со своей и чужой точками зрения может стать именно письменная дискуссия. Наиболее удобное время для этого — основное звено школы (5—8 классы), это даст возможность высказаться всем желающим, даже тем детям, которые в силу своей неуверенности, застенчивости, медленного темпа деятельности, предпочтение послушать, чем высказаться, не участвуют в устных обсуждениях, а также дополнительной возможности концентрации внимания.Следует обратить внимание на развитие тех коммуникативных умений, которые являются предпосылкой успешно проведенной письменной дискуссии:

- четко письменно излагать свое мнение;

- понимать точки зрения своих одноклассников, выраженные письменно;

- задавать вопросы на понимание;

- вступать в спор с автором письменного текста в ситуации, когда автор может (не может) ответить читателю.

Эти коммуникативные умения могут послужить основой для серьезной работы в дальнейшем с текстами (документами, первоисточниками и т.п.), в которых содержатся разные точки зрения, существующие в той или другой области знаний.

Для формирования коммуникативных УУД использую элементытехнологии модульного обучения, которая, по сути, является личностно - ориентированной.Эта технология основана на самостоятельном добывании школьниками знаний в процессе работы с учебной, научно - популярной или справочной литературой. Такая работа развивает индивидуальные способности каждого ученика, учит самостоятельно достигать конкретные цели в учебно-познавательной деятельности, самому определять уровень усвоения знаний, осуществлять самоуправление учебной деятельностью на уроках, дух соревнования на уроке увеличивает мотивацию к учебе. В результате даже слабоуспевающие и безразличные к учебе ученики проявляют заинтересованность в собственные достижения, добиваться успеха, позволяет обеспечивать качественное усвоение материала, повысить успеваемость. Например, в 9-ом классе на этапе усвоения нового материала предлагаю задание:

Заполните текст, содержащий теоретический материал (опираясь на учебник)

1.Предложения, части которого связаны при помощи сочинительных союзов, называются… .

2.Предложения, части которого связываются при помощи подчинительных союзов или союзных слов, называются … .

3.Предложения, части которого связываются только при помощи интонации, называются… .

Учащиеся работают самостоятельно с учебником. В добывание знаний включен каждый, даже слабоуспевающий по окончании работы поднимает руку, чтобы показать, что он справился с заданием и готов ответить.

В своей практике по формированию коммуникативной компетенции я использую уроки - исследования, когда есть необходимость говорить об изобразительно - выразительной роли разных частей речи или форм. Это помогает детям учиться использовать свои знания в нестандартных ситуациях, высказывать свои суждения, делать выводы, анализировать текст. От развития исследований, умелого использования знаний в практике образования зависит жизненный успех отдельной личности. Поэтому исследовательская деятельность занимает важное место. Учащиеся не раз выступали со своими исследовательскими работами на заседании школьного научного общества «Оптимум», научно-практических конференциях с темами: «Образ котаврусскихнародныхизарубежных сказках», «Проблемасчастьяипутиеёразрешенияврусских народныхсказках», «Роль пейзажа в русскойлитературе 19 века».

В своейпедагогическойпрактике использую на урокахрусского языка следующиеприёмыработы с текстом:

1.Прием составления плана позволяет глубоко осмыслить и понять текст. Для построения плана целесообразно по мере чтения последовательно задавать себе вопрос «О чем здесь говорится?».

2. Прием составления граф-схемы. Граф-схема — это способ моделирования логической структуры текста. Выделяют два вида граф-схемы: линейная и разветвленная. Средствами графического изображения являются абстрактные геометрические фигуры (прямоугольники, квадраты, овалы, круги и т.д.), символические изображения и рисунки и их соединения (линии, стрелки и т.д.). Граф-схема от плана отличается тем, что в ней наглядно отражены связи и отношения между элементами.

3. Прием составления сводной таблицы — позволяет обобщить и систематизировать учебную информацию.

4. Прием комментирования является основой осмысления и понимания текста и представляет собой самостоятельное рассуждение, умозаключение и выводы по поводу прочитанного текста.

Учебный предмет «Литература» имеет особое значение для формирования морально-ценностной позиции учащихся,поэтому очень важно специально организовать ориентацию учащихся на поступок героя и его нравственное содержание. Для формирования коммуникативных УУД использую приемы, направленные на осмысление содержания текста:

1. «Чтение с остановками»открывает возможности целостного видения произведения. Примерные вопросы:

- Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев?

- Что вы почувствовали, прочитав эту часть. Какие ощущения у вас возникли?

- Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным?

- Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы его закончили?

2. «Составление кластера».(из теории критического мышления) - особая графическая организация материала, позволяющая систематизировать и структурировать имеющиеся знания. В центре записывается ключевое слово и от него расходятся стрелки-лучи, показывая смысловые поля того или иного понятия

3. «Составление синквейна».

Такимобразом, формирование коммуникативной компетенции посредством работы с текстом не только помогает подготовиться к успешной сдаче ЕГЭ, но и способствует разностороннему развитию языковой личности ученика. Школа призвана развивать способность школьника реализовать себя в новых динамичных социально-экономических условиях, адаптироваться к различным жизненным обстоятельствам. И характеристиками такой личности становятся коммуникабельность, способность к сотрудничеству и социальному речевому взаимодействию, владение культурой слова, устной и письменной речью в различных сферах применения языка.

Наши новости:

Разместить свою публикацию