Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

41802

Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Как разместить публикацию Как получить свидетельство Способы оплаты

Основы музыкального исполнительства (фортепиано). Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства.

Дата публикации: 12.02.18

Автор:
Ставская Елена Александровна преподаватель, МБУ ДО "Саранпаульская НШИ", ХМАО-Югра, Тюменская обл., с.Саранпауль

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САРАНПАУЛЬСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

Основы музыкального исполнительства

(ФОРТЕПИАНО)

Дополнительная общеразвивающая

программа в области музыкального искусства

Составитель:

Ставская Е. А.

Саранпауль 2017

Структура программы учебного предмета

I.Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

-Срок реализации учебного предмета

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени

- Форма проведения учебных аудиторных занятий

- Цели и задачи учебного предмета

- Структура программы учебного предмета

- Методы обучения

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

  • Содержание учебного предмета
  • Требования к уровню подготовки учащихся
  • Формы и методы контроля, система оценок
  • Методическое обеспечение учебного процесса
  • Список учебной и методической литературы

- Учебно-тематический план

- Годовые требования

-Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения

-Аттестация: цели, виды, форма, содержание

- Критерии оценки

- Список рекомендуемой учебной литературы

- Список рекомендуемой методической литературы

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика учебного процесса, его место

и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Основы музыкального исполнительства (фортепиано)» разработана на основании Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ, которая может использоваться в учебном процессе в МБУ ДО «Саранпаульская НШИ».

Обучение игре на фортепиано занимает особое место в музыкальном образовании ребенка. Познание мира на основе формирования собственного опыта деятельности в области музыкального искусства позволяет раскрыть творческие способности ребенка, помогает развить его эстетические чувства. При этом освоение фортепианной техники не требует от начинающего пианиста значительных усилий, во многом обучение представляется ему как новая интересная игра. Обширный и разнообразный фортепианный репертуар включает музыку различных стилей и эпох, в том числе, классическую, популярную, джазовую.

Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и направлена, прежде всего, на развитие интересов детей, не ориентированных на дальнейшее профессиональное обучение, но желающих получить навыки музицирования.

Программа имеет общеразвивающую направленность, основывается на принципе вариативности для различных возрастных категорий детей, обеспечивает развитие творческих способностей, формирует устойчивый интерес к творческой деятельности.

Предлагаемая программа рассчитана на 5-летний (4 года 10 месяцев) срок обучения.

Рекомендуемый возраст детей, приступающих к освоению программы -7 (8) – 12 лет.

Срок реализации учебного предмета

При реализации программы учебного предмета «Основы музыкального исполнительства (фортепиано)» со сроком обучения 5 лет, продолжительность учебных занятий с первого по пятый годы обучения составляет 35 недель в году.

Сведения о затратах учебного времени

Вид учебной работы, нагрузки, аттестации

Затраты учебного времени

Всего часов

Годы обучения

1-й год

2-й год

3-й год

4-й год

5-й год

Полугодия

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Количество недель

16

19

16

19

16

19

16

19

16

19

Аудиторные занятия

32

38

32

38

32

38

32

38

32

38

350

Самостоятельная работа

32

38

32

38

32

38

32

38

32

38

350

Максимальная учебная нагрузка

64

76

64

76

64

76

64

76

64

76

700

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета

Общая трудоемкость учебного предмета «Основы музыкального исполнительства (фортепиано)» при 5-летнем сроке обучения составляет 700 часов.Из них: 350 часов – аудиторные занятия, 350 часов – самостоятельная работа.

Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:

Аудиторные занятия:

  • 1 - 5 классы – по 2 часа в неделю.

Самостоятельная работа (внеаудиторная нагрузка):

  • 1-5 классы – по 2 часа в неделю.

Форма проведения учебных занятий

Занятия проводятся в индивидуальной форме, возможно чередование индивидуальных и мелкогрупповых (от 2-х человек) занятий. Индивидуальная и мелкогрупповая формы занятий позволяют преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.

Цель и задачи учебного предмета

Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности учащегося, овладение знаниями и представлениями о фортепианном исполнительстве, формирование практических умений и навыков игры на фортепиано, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.

Задачи учебного предмета

  • создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;
  • формирование у учащихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями, произведениями искусства;
  • воспитание активного слушателя, зрителя, участника творческой самодеятельности.
  • приобретение детьми начальных базовых знаний, умений и навыков игры на фортепиано, позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями;
  • приобретение знаний основ музыкальной грамоты, основных средств выразительности, используемых в музыкальном искусстве, наиболее употребляемой музыкальной терминологии;
  • воспитание у детей культуры сольного и ансамблевого музицирования на инструменте, стремления к практическому использованию приобретенныхзнаний, умений и навыков игры на фортепиано.

Структура программы

Программа содержит следующие разделы:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
  • распределение учебного материала по годам обучения;
  • описание дидактических единиц учебного предмета;
  • требования к уровню подготовки учащихся;
  • формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;
  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной разделпрограммы «Содержание учебного предмета».

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, беседа, рассказ);

- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

- практический (освоение приемов игры на инструменте);

- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

Описание материально-технических условий реализации

учебного предмета

Реализация программы учебного предмета «Основы музыкального исполнительства (фортепиано)» обеспечивается:

  • доступом каждого учащегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио и видеозаписей;
  • учебными аудиториями для индивидуальных занятий площадью не менее 6 кв.м., оснащенными роялями или пианино. Учебные аудитории должны иметь звукоизоляцию и быть оформлены наглядными пособиями.
  • В образовательной организации должны быть созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.

Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, учебно-методической и нотной литературой.

Материально-техническая база должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Годовые требования

Учебная программа по предмету «Основы музыкального исполнительства (фортепиано)» рассчитана на 5 лет. В распределении учебного материала по годам обучения учтен принцип систематического и последовательного обучения. Последовательность в обучении поможет учащимся применять полученные знания и умения в изучении нового материала. Формирование у учащихся умений и навыков происходит постепенно: от первого знакомства с инструментом и нотной грамотой до самостоятельного разбора и исполнения музыкального произведения.

Содержание учебного предмета «Основы музыкального исполнительства (фортепиано)» соответствует направленности общеразвивающей программы на приобщение учащихся к любительскому музицированию.

Годовые требования содержат несколько вариантов примерных исполнительских программ, разработанных с учетом индивидуальных и возрастных возможностей,интересов учащихся.

Для продвинутых учащихся, а также с учетом их возрастных возможностей может разрабатываться и использоваться более высокий уровень сложности программных требований.

Важна игра в ансамбле с учеником: в начальных классах ученик играет партию одной руки, педагог - другой. В дальнейшем исполняются ансамбли в 4 руки, для 2-х фортепиано, аккомпанементы голосу, струнному или духовому инструменту.

Первый год обучения

Ознакомление с инструментом «фортепиано», основными приемами игры, знакомство со штрихами non legato, legato, staccato. Знакомство с нотной грамотой, музыкальными терминами. Подбор по слуху музыкальных попевок, песенок. Упражнения на постановку рук, развитие пальцевой техники, приемов звукоизвлечения, владение основными видами штрихов.

Разучивание в течение года 10-12 разнохарактерных произведений из «Школы игры на фортепиано» под ред. А.Николаева, или Хрестоматии для 1 класса (сост. Б.Милич) и других сборников для первого года обучения игре на фортепиано.

Начальные навыки исполнения полифонического произведения. Чтение с листа отдельно каждой рукой легкого нотного текста.

Знакомство со строением мажорной и минорной гамм, строением тонического трезвучия. Знание понятий: скрипичный и басовый ключи, длительности, размеры, мажорная, минорная гамма, тональность, ключевые знаки и другие. Гаммы (по разработанным требованиям).

За год учащийся может выступать на классных и академических вечерах. Оценки за работу в классе и дома, а также по результатам публичных выступлений могут выставляться педагогом по четвертям.

Примерные репертуарные списки

Пьесы полифонического склада

Бах И.С. «Нотная тетрадь Анны Магдалины Бах» (по выбору)

Корелли А.Сарабанда ре минор

Моцарт В. Менуэт Фа мажор

Моцарт Л. Бурре ре минор, Менуэт ре минор

Перселл Г. Ария

Скарлатти Д. Ария

Этюды

Гнесина Е. "Фортепианная азбука"

"Маленькие этюды для начинающих"

Лешгорн А."Избранные этюды для начинающих" соч.65

Школа игры на фортепиано под общ. ред. А.Николаева: этюды

Пьесы

Гречанинов А. Соч.98: "В разлуке", "Мазурка"

Гедике А. Танец

Глинка М. Полька

Кабалевский Д. "Клоуны", "Маленькая полька"

Майкапар А.Соч.28: "Бирюльки", "В садике", "Пастушок",

"Мотылек"

Хачатурян А. Андантино

Штейбельт Д. Адажио

Рекомендуемый ансамблевый репертуар

Майкапар С. «Первые шаги». Т. I: №№ 1, 2, 3, 8

Варламов А. «На заре ты ее не буди»

С. Прокофьев «Болтунья»

Римский-Корсаков Н. «Во саду ли, в огороде»

Ансамбли по выбору из сборников:

«Сборник пьес, этюдов, ансамблей для начинающих». Сост. Ляховицкая С., Баренбойм Л.Т.1, раздел IV

«Школа игры на фортепиано» под ред. А. Николаева, ч. 1

Геталова О., Визная И. «В музыку с радостью»

Примеры переводных программ

Вариант 1

Ансамбль: Прокофьев С. «Болтунья»

Старокадомский М. «Веселые путешественники»

Польская народная песня «Висла»

Вариант 2

Ансамбль "Здравствуй, гостья зима"

Гнесина Е. Этюд

Майкапар А. «В садике»

Второй год обучения

Продолжение работы над совершенствованием технических приемов игры на фортепиано, звукоизвлечением. Работа над упражнениями, формирующими правильные игровые навыки. Навыки исполнения полифонического произведения. Начальные навыки педализации. Чтение с листа. Игра в ансамбле.

Аттестация может проводиться в конце каждой четверти: в 1 и 3 четвертях по результатам текущего контроля и публичных выступлений, во 2 и 4 четвертях проводится промежуточная аттестация в виде контрольного урока или зачета с оценкой или академического концерта.

За год учащийся изучает:

2-3 этюда,

2-3 разнохарактерные пьесы,

1-2 произведения полифонического стиля,

1-2 ансамбля,

Гаммы (по разработанным требованиям).

Примерные репертуарные списки

Произведения полифонического склада

«Школа игры на фортепиано» (под общ. ред. А.Николаева):

Арман Ж.Пьеса ля минор

Аглинцова Е.Русская песня

Кригер И.Менуэт

Курочкин Д.Пьеса

ЛевидоваД.Пьеса

Бах И.С.Полонез соль минор; Бурре

Моцарт Л.Волынка; Бурре; Менуэт

Гедике А.Ригодон

Телеман Г.Ф.Гавот

Этюды

Гнесина Е.Фортепианная азбука

Беркович И.Этюд Фа мажор

Гурлит М.Этюд ля минор

Майкапар А.Этюд ля минор

Лекуппэ Ф.Этюд До мажор

Черни-ГермерЭтюды №№ 1-15 (1 тетр.)

Шитте Л.Этюды соч. 108 №№ 1,3,5,7

Пьесы

Беркович И.25 легких пьес: «Сказка», «Осенью в лесу»

Гайдн Й.Анданте Соль мажор

Гедике А.Русская песня, соч. 36

ГригЭ.Вальс ля минор, соч. 12

Майкапар А.«Пастушок», «В садике», соч. 28

Руббах А.«Воробей»

Фрид Г.«Грустно»

Чайковский П.«Мой Лизочек», «В церкви»

Шостакович Д.Марш

Штейбельт Д.Адажио

Ансамбли в 4 руки

Бизе Ж.Хор мальчиков из оперы «Кармен»

Глинка М.Хор «Славься»

Металлиди Ж.«Дом с колокольчиком»

ШаинскийВ.«Пусть бегут неуклюже»

Дунаевский И.Колыбельная (из к/ф «Цирк»)

Бетховен Л.Маршиз музыки к пьесе «Афинские развалины»

Шмитц М.«Оранжевые буги»,пер.О. Геталовой

Градески Э.«Мороженое»,пер.О. Геталовой

Примеры переводных программ

Вариант 1

Ансамбль: Шмидц М. «Весёлые буги»

Гедике А. Этюд ля минор

Левидова Д. Пьеса

Вариант 2

Ансамбль: Металлиди Ж. «Дом с колокольчиком»

Шитте Л. Этюд соч. 108 № 17

Гендель Г.Ф. Менуэт ре минор

Третий год обучения

Продолжается работа над развитием техники, звукоизвлечением. Важна работа с ритмом, усложнение ритмического рисунка.

В 3 классе можно включать в репертуар пьесы, в которых педаль является неотъемлемым элементом выразительного исполнения (П.Чайковский «Болезнь куклы», А.Гречанинов «Грустная песенка» и др.).

Расширение образного строя исполняемого репертуара. Чтение с листа. Игра в ансамбле.

За год учащийся должен освоить:

2-4 этюда,

2-4 разнохарактерные пьесы,

1-2 полифонических произведения,

  • произведение с элементами крупной формы,

1-2 ансамбля,

Гаммы (по разработанным требованиям).

Примерные репертуарные списки

Произведения полифонического склада

Арнэ Т.Полифонический эскиз

Бах Ф.Э.Маленькая фантазия

Бах И.С.Маленькие прелюдии и фуги, 1 тетр.:

До мажор, ре минор, Фа мажор;

Полонез соль минор, Ария ре минор, Менуэт ре минор

Бём Г.Менуэт

Гедике А.Фугетты соч. 36: До мажор, Соль мажор

Гендель Г.ФАрия

Пёрселл Г.Сарабанда

Моцарт Л.12 пьес под ред. Кувшинникова:

сарабанда Ре мажор, менуэты Ре мажор, ре минор

Сен-Люк Ж.Бурре

Чюрленис М.Фугетта

Этюды

Бертини А.Этюд Соль мажор

Гедике А.40 мелодических этюдов, 2 тетрадь, соч. 32

Гедике А.Соч. 58 «Ровность и беглость»

Лешгорн А.Соч. 65 №№ 4-8,11,12,15

Лемуан А.Этюды соч.37 №№1,2

Черни-Гермер1 тетрадь: №№ 7-28; 2 тетрадь: №№ 1,2

Шитте Л.Соч. 108 №№ 14-19

Крупная форма

Диабелли А.Сонатина

Кулау Ф.Сонатина До мажор

Моцарт В.Сонатина До мажор № 1, 1 ч.

Пьесы

Александров Ан. 6 пьес: «Когда я был маленьким»

Тюрк Д.Г.Песенка

Гедике А.Русская песня

Александров А.Новогодняя полька

Гайдн Й.Анданте

Волков В.30 пьес для фортепиано: «По волнам», «Вечер»

Гедике А.Соч. 36 №№ 21,23,31

Гречанинов А.«На лужайке», Вальс

ГригЭ.Вальс ми минор

ДварионасБ.Прелюдия

Моцарт В.А.14 пьес: № 8

Майкапар А.Избранные пьесы: «Утром», Гавот, Песенка

Свиридов Г.«Ласковая просьба»

Сигмейстер Э.Блюз

Чайковский П.Марш деревянных солдатиков

Шуман Р.Соч. 68 «Марш», «Смелый наездник»

Ансамбли в 4 руки

Векерлен Ж.Б.Пастораль

Бетховен Л.Марш из музыки к пьесе «Афинские развалины»

Моцарт В.Менуэт из оперы «Дон-Жуан»

Шуберт Ф.Немецкий танец

Чайковский П.«Танец феи Драже»

Моцарт В.А.Ария Папагено

Чайковский П.«Колыбельная песня в бурю»

Мусоргский М.Гопак из оперы «Сорочинская ярмарка»

Примеры итоговых программ

Вариант 1

Черни-Гермер Этюд № 21, 1 тетрадь

Бём Г. Менуэт

ДварионасБ. Прелюдия

Ансамбль: Чайковский П. «Танец феи Драже»

Вариант 2

Лешгорн А. Этюд соч. 65 № 11

Чайковский П. Полька из «Детского альбома»

Ансамбль: Моцарт В.А. Менуэт из оперы «Дон-Жуан»

Четвёртый год обучения

Продолжается работа над развитием технических навыков. Развитие музыкальной памяти. Работа над полифонией, знакомство с сонатной формой. Воспитываются навыки чтения нот с листа, игра в ансамбле. Работа над гаммами и упражнениями.

Годовые требования:

2 - 4 этюда,

2 – 4 разнохарактерные пьесы,

2полифонических произведения,

1 – 2 крупные формы,

2 – 3 ансамбля.

Примерные репертуарные списки

Полифонические произведения

Бах И.С."Маленькие прелюдии и фуги" (по выбору)

Бах И.С.Двухголосные инвенции (по выбору)

Гендель Г.Менуэт ре минор

Корелли А.Сарабанда

Моцарт Л.Буррэ, Марш

Скарлатти Д.Ария

Этюды

Гедике А. Соч.32. 40 мелодических этюдов, 2-я часть

Лекуппэ Ф."Прогресс" (по выбору)

Лакк Т.Соч.172. Этюды

Лешгорн А.Соч.66Этюды

Лемуан А.Соч.37 "50 характерных прогрессивных этюдов"

Черни К."Избранные фортепианные этюды" под ред. Гермера

Крупная форма

Бетховен Л.Сонатина Соль мажор, Фа мажор

Гайдн Й.Легкие сонаты

Гендель Г.Концерт Фа мажор

Клементи М.Соч.36 Сонатина До мажор

Моцарт В.Шесть легких сонатин, Легкие вариации До мажор

Чимароза Д.Сонаты ля минор, Соль мажор

Шуман Р.Соч.118 Детская соната, ч.1

Пьесы

Гречанинов А.Соч.123 " Бусинки"

Григ Э.Соч.12: Танец эльфов, Вальс ля минор

Глиэр Р.Соч.43 Рондо Соль мажор

Кабалевский Д.Соч.27 "30 детских пьес"

Косенко В.Соч.15 "24 детские пьесы для фортепиано"

Лукомский Л.10 пьес: Разговор, Вальс

Майкапар С.Соч.28 "Бирюльки", Маленькие новеллетты

Прокофьев С.Соч.65. Сказочка, Марш, Утро, Прогулка

Шостакович Д."Танцы кукол": Гавот, Шарманка

Шуман Р.Соч.68 «Дед Мороз»,

«Веселый крестьянин, возвращающийся с работы»

Чайковский П.Соч.39 "Детский альбом": Старинная французская песенка, Болезнь куклы, Полька, Немецкая песенка,Сладкая греза, Песня жаворонка.

Ансамбли

Варламов А.На заре ты её не буди

Вебер К.М. Два немецких танца

Пирковский Н.Мелодия

Ребиков В. Вальс из сказки «Ёлка»

Фадеев В.Весёлая карусель

Чайковский П.Танец пастушковиз балета «Щелкунчик»

Штраус И. Избранные вальсы для фортепиано в четыре руки

Примеры переводных программ

Вариант 1

А.КореллиСарабанда ре минор

С.МайкапарПастушок

Е.ГнесинаЭтюд Ре мажор

Вариант 2

И. С. БахМаленькая прелюдия До-мажор

А. ЛемуанЭтюд соч.37, №10

Л. БетховенСонатина Фа мажор, 1-я часть

Вариант 3

И. С. БахМаленькая прелюдия Фа мажор

К. Черни-ГермерЭтюд № 4

В. МоцартВариации на тему из оперы "Волшебная флейта"

Вариант 4

И. С. БахДвухголосная инвенция До мажор

А. ЛешгорнЭтюд соч.66, №7

М. КлементиСонатина До мажор, 3-я часть

Пятый год обучения

Работа над навыками чтения с листа, игра ансамблей. Гаммы (по разработанным требованиям).

На итоговом экзамене представляется концертная программа, состоящая из 4 разнохарактерных произведений, позволяющая ученику успешно продемонстрировать свои лучшие исполнительские качества. Концертная программа может формироваться из произведений, пройденных в течение всего года обучения.

Годовые требования:

3 – 4 этюда,

3 – 4 разнохарактерные пьесы,

2 полифонических произведения,

2крупные формы,

2 – 3 ансамбля.

Примерный репертуарный список:

Полифонические произведения

Бах И. С.Маленькие прелюдии и фуги

Двухголосные инвенции

Трехголосные инвенции

Сарабанда и ария из Французской сюиты до минор

Гендель Г.Сарабанда с вариациями ре минор

Гедике А.Трехголосная прелюдия

Глинка М.Четыре двухголосные фуги

Лядов А.-Зилоти А. "Четыре русские народные песни": Подблюдная, Колыбельная

Мясковский Н. Соч.33 "Легкие пьесы в полифоническом роде"

Этюды

Беренс Г.Соч.61 и 88 "32 избранных этюда"

Бертини А.Соч.29 "28 избранных этюдов"

Лешгорн А.Соч.66 Этюды (по выбору), соч.136, №№ 2-5,9,10,12

Черни К."Избранные фортепианные этюды", под ред. Гермера, т.2

Соч.139, тетради 3,4. Соч.299 (по выбору)

Крупная форма

Бетховен Л.СонатинаФа мажор

Бетховен Л.Вариации на швейцарскую тему

Бетховен Л.Соч. 49Соната Соль мажор, N20

Гендель Г.КонцертФа мажор

Клементи М.Соч.36Сонатины Фа мажор, Ре мажор

Моцарт В.Сонатины: №6 До мажор, №4 Ре мажор

Чимароза Д.Сонаты (по выбору)

Шуман Р.Соч.118 Детская сонатаСоль мажор

Пьесы

Барток Б.Сборник "Детям" (по выбору)

Бетховен Л.Весело-грустно

Гедике А.Соч.8Миниатюры (по выбору)

Глиэр Р.В полях, Ариэтта

Григ Э.Соч.12, Соч.38

Дварионас Б.Маленькая сюита

Майкапар С.Соч.8Токкатина, Мелодия («Маленькие новеллетты»)

Мак-Доуэлл Э.Соч.51. Пьеса ля минор

Прокофьев С.Соч.65 "Детская музыка": Утро, Прогулка, Марш, Раскаяние, Ходит месяц над лугами.

Скарлатти Д." Пять легких пьес"

Чайковский П.Соч.39Детский альбом (по выбору)

Шостакович Д.Танцы кукол(по выбору)

Шуман Р.Соч.68. Альбом для юношества (по выбору)

Ансамбли

Варламов А.Красный сарафан

Глинка М. Танцы из оперы «Иван Сусанин»

Дога Е.Вальс из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь»

Петрова О.Цирк

Петрова О., Петров А. «Вальс» из телесериала «Петербургские тайны»

Рубинштейн А.Горные вершины

Бизе Ж. Вступление к опере «Кармен»

Бородин А. Полька

Хачатурян А. Вальс из музыки к драме Лермонтова «Маскарад»

Хромушин О.Ехали медведи на велосипеде

Шостакович Д. «Полька» из Второй балетной сюиты

Шуберт Ф.Военный марш Ре мажор

Примеры экзаменационных программ

Вариант 1

И.С.БахМаленькая прелюдия До мажор

Л.БетховенСонатина Соль мажор 1 часть

А.ЛемуанОр. 37Этюд №35 Ре мажор

К.ДебюссиМаленький негритёнок.

Вариант 2

Г.Ф.Гендель.Сарабанда с вариациями ре минор

К. ЧерниЭтюды № 2, Соч.299,

М.КлементиСонатина Соч.37 №1 Ми бемоль мажор, I часть

М.И.ГлинкаМазурка до минор

Вариант 3

И. С. БахДвухголосная инвенция ре минор

А. ЛешгорнЭтюды №16, Соч.66

В.А.МоцартСонатина №6, I часть

П.И.ЧайковскийГрустная песенка Соч.40 №2

III.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Результатом освоения программы по учебному предмету «Основы музыкального исполнительства (фортепиано)» является приобретение учащимися следующих знаний, умений и навыков:

  • навыков исполнения музыкальных произведений (сольное исполнение, ансамблевое исполнение);
  • умений использовать выразительные средства для создания художественного образа;
  • умений самостоятельно разучивать музыкальные произведенияразличных жанров и стилей;
  • знаний основ музыкальной грамоты;
  • знаний основных средств выразительности, используемых вмузыкальном искусстве;
  • знанийнаиболее употребляемой музыкальной терминологии;
  • навыков публичных выступлений;
  • навыков общения со слушательской аудиторией в условиях музыкально-просветительской деятельности образовательной организации.

IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

Контроль знаний, умений, навыков учащихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Разнообразные формы контроля успеваемости учащихся позволяют объективно оценить успешность и качество образовательного процесса.

Основными видами контроля успеваемости по предмету«Основы музыкального исполнительства (фортепиано)»являются:

  • текущий контроль успеваемости учащихся,
  • промежуточная аттестация,
  • итоговая аттестация.

Текущая аттестация проводится с целью контроля за качеством освоения какого-либо раздела учебного материала предметаи направлена на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий и может носить стимулирующий характер.

Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем,отметки выставляются в журнал и дневник учащегося. В них учитываются:

  • отношение ученика к занятиям, его старание, прилежность;
  • качество выполнения домашних заданий;
  • инициативность и проявление самостоятельности - как на уроке, так и во время домашней работы;
  • темпы продвижения.

На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные оценки.

Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и степень освоения им учебных задач на данном этапе.

Наиболее распространенными формами промежуточной аттестации являются зачеты, академические концерты, контрольные уроки, а также концерты, тематические вечера и прослушивания к ним. Участие в концертах приравнивается к выступлению на академическом концерте. Отметка, полученная за концертное исполнение, влияет на четвертную, годовую и итоговую оценки.

Итоговая аттестация

При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями.

Итоговая аттестация по учебному предмету «Основы музыкального исполнительства (фортепиано)» проводится в форме академического концерта, по его итогам выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно», которая заносится в свидетельство об окончании учреждения.

Критерии оценки

Критерии оценки качества подготовки учащегосяпозволяют определить уровень освоения материала, предусмотренного учебной программой. Основным критерием оценок учащегося, осваивающегообщеразвивающую программу, является грамотное исполнение авторского текста, художественная выразительность, владение техническими приемами игры на инструменте.

При оценивании учащегося, осваивающегося общеразвивающую программу, следует учитывать:

формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой;

наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления;

овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-исполнительской деятельности: сольном, ансамблевом исполнительстве, подборе аккомпанемента;

степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.

По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании выставляется оценка по пятибалльной шкале:

Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

предусматривает исполнение программы, соответствующей году обучения, наизусть, выразительно; отличное знание текста, владение необходимыми техническими приемами, штрихами; хорошее звукоизвлечение, понимание стиля исполняемого произведения; использование художественно оправданных технических приемов, позволяющих создавать художественный образ, соответствующий авторскому замыслу

4 («хорошо»)

программа соответствует году обучения, грамотное исполнение с наличием мелких технических недочетов, небольшое несоответствие темпа, недостаточно убедительное донесение образа исполняемого произведения

3 («удовлетворительно»)

программа не соответствует году обучения, при исполнении обнаружено плохое знание нотного текста, технические ошибки, характер произведения не выявлен

2 («неудовлетворительно»)

незнание наизусть нотного текста, слабое владение навыками игры на инструменте, подразумевающее плохую посещаемость занятий и слабую самостоятельную работу

«зачет» (без отметки)

отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения.

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕУЧЕБНОГОПРОЦЕССА

Методические рекомендации преподавателям

Пятилетний срок реализации программы учебного предмета позволяет: приобщиться к любительскому сольному и ансамблевому музицированию, продолжить самостоятельные занятия и перейти наобучение по предпрофессиональной программе, если есть такое желание у учащегося.

Важнейшие педагогические принципы постепенности и последовательности в изучении материала требуют от преподавателя применения различных подходов к учащимся, учитывающих оценку их интеллектуальных, физических, музыкальных и эмоциональных данных, уровень подготовки.

Достичь более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей учащихся, полнееучитывать индивидуальные возможности и личностные особенности ребенка позволяют следующие методы дифференциации и индивидуализации:

  • разработка педагогом заданий различной трудностии объема;
  • разная мера помощи преподавателя учащимся при выполнении учебных заданий;
  • вариативность темпа освоения учебного материала;
  • индивидуальные и дифференцированные домашние задания.

Основной задачей применения принципов дифференциации и индивидуализации при объяснении материала является актуализация полученных учениками знаний. Важно вспомнить именно то, что будет необходимо при объяснении нового материала. Часто на этапе освоения нового материала учащимся предлагается воспользоваться ранее полученной информацией, и при этом ученики получают разную меру помощи, которую может оказать преподаватель посредством показа на инструменте.

Основное время на уроке отводится практической деятельности, поэтому создание творческой атмосферы способствует ее продуктивности.

Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее развитие музыкально-исполнительских данных ученика зависят непосредственно от того, насколько тщательно спланирована работа в целом, глубоко продуман выбор репертуара. Целесообразно составленный индивидуальный план, своевременное его выполнение так же, как и рационально подобранный учебный материал, существенным образом влияют на успешность развития ученика.

Предлагаемые репертуарные списки, программы к зачетам и контрольным урокам, включающие художественный и учебный материал различной степени трудности, являются примерными, предполагающими варьирование, дополнение в соответствии с творческими намерениями преподавателя и особенностями конкретного ученика.

Общее количество музыкальных произведений, рекомендованных для изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях. Предполагается, что педагог в работе над репертуаром будет добиваться различной степени завершенности исполнения: некоторые произведения должны быть подготовлены для публичного выступления, другие – для показа в условиях класса, третьи – с целью ознакомления. Все это определяет содержание индивидуального учебного плана учащегося.

На заключительном этапе ученики имеют опыт исполнения произведений классической и современной музыки, опыт сольного иансамблевого музицирования. Исходя из этого опыта, они используют полученные знания, умения и навыки в исполнительской практике. Параллельно с формированием практических умений и навыков учащийся получает знания музыкальной грамоты, основы гармонии, которые применяются, в том числе, при подборе на слух.

Методы работы над качеством звука зависят от индивидуальных способностей и возможностей учащихся, степени развития музыкального слуха и музыкально-игровых навыков.

Важным элементом обучения является накопление художественного исполнительского материала, дальнейшее расширение и совершенствование практики публичных выступлений (сольных и ансамблевых).

VI. СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ УЧЕБНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  • Списокрекомендуемой учебной литературы
  • Список рекомендуемойметодическойлитературы

Альбом классического репертуара. Пособие для подготовитель

Скачать публикацию Скачали: 39 раз

Способы оплаты

Линии