Проект «Волонтерское движение в школе»
Волонтеры - это реальная сила,
способная сделать многое.
Нравственное воспитание подрастающего поколения всегда было и остается острейшей проблемой всех времен.
Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - в разрушении еще не сформировавшейся личности. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у молодых людей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Молодежь отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Широкий размах приобрела ориентация молодежи, особенно подростков, на атрибуты массовой, в основном западной культуры за счет снижения истинных духовных, культурных, национальных ценностей, характерных для российского менталитета.
Многие трудности и проблемы несовершеннолетних связаны с тем, что они стремятся быть независимыми от взрослых, от их воли, контроля и опеки. Поэтому родители, педагоги, специалисты, работающие с детьми, должны помочь им построить дружеские доверительные отношения друг с другом и окружающими, объединить общие духовные ценности, то есть правильно организовать детское время и пространство, которое можно условно разделить на две сферы: внешкольное пространство (семья и двор) и педагогически организованное пространство (школы, клубы, дома детского творчества и т.п.).
Быть социально активным значит не только понимать и осознавать ответственность за свою жизнь и здоровье, но защищать и пропагандировать свою социальную и политическую позицию, помогать другим и поддерживать в сложных жизненных ситуациях.
Как и всякая иная компетенция, социальная базируется и основывается на опыте и деятельности самих обучающихся. Нельзя научиться быть социально активным, не участвуя в самой деятельности.
Одной из самых эффективных форм активизации подростков является волонтёрское движение. Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом.
Волонтерская деятельность - это социально и общественно полезные действия, осуществляемые лицами на бескорыстной основе для отдельных лиц, семей и общества в рамках проектов, программ и других форм участия, проводимых государственными или частными организациями на некоммерческой (неприбыльной) основе.
Волонтерская деятельность предполагает увеличение социальной активности и значимости молодежи, что способствует саморазвитию, самосовершенствованию, саморегуляции личности.
В течение шести лет в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Салехард реализуется проект «Волонтерское движение в школе», в результате которого с одной стороны происходит личностное становление молодых людей, они получают возможность проявить себя и осознать свою востребованность в жизни общества, с другой стороны осуществляют социально значимую деятельность. Подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте.Как показывают результаты современных исследований, возраст приобщения к употреблению табака, алкоголя и наркотиков и различных психоактивных веществ (далее – ПАВ) приходится в большинстве случаев на школьные годы.
Невозможно заставить человека жить здоровой и гармоничной жизнью, если он этого не хочет, номожно помочь ему осознать ответственность за свою жизнь и поставить его в ситуацию свободного выбора.Подростку, сделавшему такой выбор, осознавшему ценности здорового образа жизни, проще донести эту информацию до сверстников. Ведь они будут общаться на одном языке, по принципу «равный – равному».
На этом и основан проект, реализуемый в школе.
Цель проекта:
- Воспитание всесторонне развитой личности, имеющей активную жизненную позицию
- Организация условий, способствующих самореализации личности и творческого потенциала волонтеров через общественно-полезную деятельность
- Апробация новых форм организации занятости учащихся для развития их самостоятельной познавательной деятельности, формирования личностных и коммуникативных качеств.
- Развитие волонтерского движения в школе, формирование позитивных установок учащихся на добровольческую деятельность в системе "ровесник-ровеснику".
- Оказание помощи социально незащищенным слоям населения, создание условий для реализации социальных инициатив
Задачи:
1. Вовлечение и обучение наибольшего количества учащихся в деятельность волонтёрского движения.
2. Формирование и закрепление в школьной среде ценностей молодёжной культуры, ориентированных на здоровый жизненный стиль, направленных на неприятие социально опасных привычек.
3. Организация мероприятий, способствующих ориентации учащихся на здоровыйи безопасный образ жизни.
4. Формирование и развитие у школьников навыков поведения, способствующих ведению здорового образа жизни и препятствующих злоупотре6блению ПАВ.
5. Привлечение к профилактической работе родителей, педагогов, специалистов.
6. Разработка сценариев мероприятий в рамках программы «Волонтерское движение».
Целевая группа
Проект направлен на подростков и молодежь.
Этапы работы:
Проблема волонтерского движения объемна и многоаспектна. Она включает в себя философский, психолого-ориентированный, ценностно-педагогический аспекты.
Система подготовки волонтеров реализуется через 4 модуля обучения:
1 модуль «Ориентировочный» – предназначен для ориентации участников в предстоящей деятельности и углубленном изучении собственных мотиваций;
Задачи:
- Исследование у учащихся (волонтеров) мотивации обращения к добровольческой деятельности
2.Формирование индивидуального и группового видения работы
3.Определение направлений волонтерской деятельности (выявление проблем ЗОЖ у современного школьника)
4.Предварительное планирование работы
5.Определение (предварительное) возможных путей профилактики ЗОЖ
Результат: формирование волонтерской группы, объединенной едиными целями, задачами
2 модуль «Тренинговый» – направлен на выявление способностей личности и формирование положительной Я-концепции через обучающие занятия со специалистами (психологи, соц. педагоги и др.)
Задачи:
- Проведение тренингов на сплочение коллектива
- Проведение тренингов на самопознание личности
- Проведение тренингов по формированию коммуникативных и других личностных умений
- Формирование установок на здоровый образ жизни
- Проведение обучающих занятий по формированию умений первичной профилактики и пропаганды ЗОЖ;
Результат: личностное становление и формирование положительной Я-концепции; обучение волонтеров навыкам первичной профилактики и пропаганды ЗОЖ.
3 модуль «Тренерский» - призван развить коммуникативные навыки и сензитивность к происходящим в ходе к групповым процессам;
Задачи:
- Подготовка учащихся к ответственной и осмысленной волонтерской деятельности
2.Отработка навыков, необходимых для ведения волонтерской деятельности
3.Отработка навыков первичной профилактики и пропаганды ЗОЖ;
4.
Результат: формирование лидерской компетентности, освоение основных социальных навыков, практических умений в области социальных отношений
4 модуль «Деятельностный» – предусматривает тренировку навыков самостоятельного проведения занятий, включающую стажировку с супервизией, т. е. внешним наблюдением.
Задачи:
- Планирование работы по профилактике ЗОЖ
2.Определение путей профилактики ЗОЖ с учетом приобретенных ранее навыков (модуль «»Тренинговый»)
3.Организация и проведение мероприятий по пропаганде ЗОЖ
4.Привлечение общественного внимания к социально значимым проблемам
Результат: реализация деятельности по блокам – планирование, организация и проведение мероприятий по пропаганде ЗОЖ; анализ работы, определение перспективы её внедрения.
Ожидаемые результаты проекта:
Основной результат работы - формирование в ходе деятельности более ответственной, адаптированной, здоровой личности.
Владеть знаниями о ЗОЖ и уметь аргументировано отстаивать свою позицию, формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к ПАВ, курению, алкоголизму:
- увеличение количества детей и подростков, вовлеченных в волонтерские отряды и проведение альтернативных мероприятий;
- привлечение детей и подростков к общественно значимой деятельности;
- формирование в ходе деятельности более ответственной, адаптированной, здоровой личности;
- овладение знаниями о ЗОЖ и умение аргументировано отстаивать свою позицию, формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к ПАВ, курению, алкоголизму;
- повышения количества и качества участия школыв акциях волонтеров, организуемыхшколой, городом.
Формы работы:
Дискуссии, ролевые игры, выступление вроли обучающегося, интерактивные игры, групповая работа, тренинговые занятия, круглые столы, устные журналы.
Сроки и место проведения:
Место проведения: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Салехард, ЯНАО.
Сроки:
2012-2013 г. - Формирование и становление волонтерского движения;
2013-2014 г. - Работа по развитию волонтерского движения;
2014 год и далее - Совершенствование волонтерского движения.
Ресурсы:
1. Имеется помещение для организации заседаний отряда, проведение тренингов.
2. Для проведения массовых мероприятий имеется актовый зал, спортивный зал, тренажерный зал, медицинский кабинет, кабинетпсихолога.
Основные программные мероприятия
Направления | Мероприятия | Ответственные |
I блок Формирование волонтерского движения | Обучение волонтеров навыкам первичной профилактики. Проведение предварительной беседытьютеров проекта со школьниками, волонтерским отрядом. Комплектование отряда волонтеров, прошедших курс обучения в тренинговом режиме. | Руководитель проекта |
II блок «Спорт и здоровый образ жизни»; | - строгое выполнение пунктов Устава школы, касающихся здорового образа жизни; - участие во всех соревнованиях: классных, общешкольных, городских. - организация спортивных праздников и мероприятий; - организация походов, экскурсий; - вовлечение учащихся в спортивные секции и кружки; - выпуск стенгазет о здоровье, оформление стендов по профилактике наркомании. - беседы с медработниками о здоровом образе жизни; - участие в классных часах по профилактике ЗОЖ | Совет старшеклассников Волонтерская команда Совет старшеклассников Волонтерская команда Совет старшеклассников |
III блок «Наглядная агитация» | - выпуск стенгазет; - распространение брошюр, агитационных листовок; - сотрудничество со школьнойгазетой «Школьный квартал»; - проведение анкетирование; - организации конкурсов рисунков, плакатов; - организация творческих работ (сочинений, поделок) | Волонтерская команда Волонтерская команда Волонтерская команда Волонтерская команда |
IV блок | Проведение акций, лекций, бесед, тренинговых занятий, классных часов (по годовому плану работы) | Руководитель проекта |
План работы
волонтерского отряда «Радуга» МБОУ СОШ №2 г. Салехард
на 2016-2017 учебный год
№ п/п | Мероприятие | Срок | Ответственные |
1. | Отбор волонтёров из числа учащихся школы. Формирование волонтёрского отряда. Подготовка документации. Подготовка атрибутов волонтерского движения. | сентябрь-октябрь | Куратор волонтерского отряда |
2. | Участие вгородской волонтерской сессии. Тренинг-семинар «Школа волонтёра» | сентябрь | Куратор волонтерского отряда |
3. | Открытиешкольного волонтерского движения2012-2013 гг. Объявление конкурса: «Лучший волонтер года». Учеба волонтеров. | октябрь ноябрь март | Куратор волонтерского отряда |
4. | Участие в дне здоровья инвалидов «Равный поможет равному» | 30.09.2016 г. | Куратор волонтерского отряда |
5. | Участие в акции, посвященнойдню пожилых людей | 01.10. 2016 г. | Куратор волонтерского отряда |
6. | Подготовка презентации к тематической линейке для 1-4 классов «Поведение в столовой» | 04.10.2016 г. | Куратор волонтерского отряда |
7. | Участие в классных часахдля 5-7 классов «Культура общения». Выступление волонтерского отряда «Радуга». | 08.10-13.10.2016 г | Куратор волонтерского отряда |
8. | Участие в классных часах «Профилактика вредных привычек», выступление агитбригады «Здоровье в наших руках» волонтерского отряда «Радуга» | 22.10-27.10.2016 г | Куратор волонтерского отряда |
9. | Неделя «За здоровый образ жизни»: защита проектов «Мы против курения»5-11 классы, выставка рисунков 1-4 классы. Выступление волонтерского отряда «Радуга» | 12.11- 17.11.2016 г | Куратор волонтерского отряда |
10. | Неделя семьи: классные часы «Мир в семье» для 1-7 классов. Изготовление буклетов «Семья – Семь я» | 26.11-30.11.2016 г | Куратор волонтерского отряда |
11. | 1 декабря «Международный день борьбы со СПИД-ом» Проведение радиолинейки «Это тебя касается!» для 5-11 классов. Просмотр фильмов по данной тематике. Изготовление буклетов «Как не попасть в беду» 10-11 классы. Встречи с медицинскими работниками. Выступление агитбригад 7-8 классов«СПИД – сумей себя защитить» Выступление волонтерского отряда «Радуга»5-6 классы | 01.12-02.12.2016 г | Куратор волонтерского отряда |
12 | Участие в социальной акции «Кормушка для птиц» для 1-7 классов | 01.12-08.12.2016 г | Куратор волонтерского отряда |
13. | Участие в социальной акции «Подарок другу» 1-11 классы | 17.12-22.12.2016 г | Куратор волонтерского отряда |
14. | Подведение итогов социальнойакции «Кормушка для птиц» Участие в защите проектов: «Поможем птицам»1-4 классы | 14.01-19.01.2017 г | Социальный педагог, классные руководители |
15. | Подготовка радиолинейки о правах несовершеннолетних «Твое правовое пространство»5-11 классы. Выпуск плакатов «Я и мои права» 5-6 классы Выпуск буклетов « Мои права» 7-8 классы | 28.01-31.01.2017 г | Куратор волонтерского отряда |
16. | Участие в акции «Посылка солдату» 1-11 классы | 01.02-09.02.2017 г | Куратор волонтерского отряда |
17. | Подготовка тематической линейки «Здоровое питание» Изготовление буклетов, листовок. Оформление уголка в столовой. выступление агитбригад: «Твои друзья-витамины»1-3 классы | 25.02-28.02.2017 г | Куратор волонтерского отряда |
18. | Подготовка ученической конференции «Подростки 21 века вкризисной ситуации» Приглашение специалистов ведомств системы профилактики | 01.03-09.03.2016г | Куратор волонтерского отряда |
19. | Участие в декаде за здоровый образ жизни. Акция «Здоровая молодежь – будущее ЯМАЛа». Выходволонтеровна улицы города. Раздача печатной продукции. | 18.03-23.03.2017 г | Куратор волонтерского отряда. Инициативная группа |
20. | Тематическая линейка «Правовые знания учащихся» Трудоустройство несовершеннолетних. Встреча со специалистом Центра занятости населения. Выпуск буклетов: «Трудоустройство несовершеннолетних» | 22.04-30.04.2017 г | Куратор волонтерского отряда |
21. | Подготовка социальнойакции «Милосердие» Круглый стол «Твори добро» открытие проекта «Твори добро» | 01.05-04.05.2017 г | Куратор волонтерского отряда |
22. | Участие в весенней«Неделе Добра». Выступление агитбригады. | 06.05-11.05.2017 г | Куратор волонтерского отряда |
23. | Подготовка тематической линейки: итоги проекта «Твори добро» | 20.05-25.05.2017 г | Куратор волонтерского отряда |
24. | 31 мая – День отказа от курения. Акция «У на не курят!» Выступление волонтерского отряда «Радуга» | 27.05-31.05.2017 г | Куратор волонтерского отряда |
25. | Закрытие школьного волонтерского движения 2012-2013 гг. Подведение итогов конкурса«Лучший волонтер года». | май 2017 г | Куратор волонтерского отряда |
26. | Заседание волонтерского отряда «Радуга» | 1 раз в месяц | Куратор волонтерского отряда |
27. | Участие в городских мероприятиях | В течение года | Куратор волонтерского отряда |
28. | Участие в окружных мероприятиях | В течение года | Куратор волонтерского отряда |
Мамонтова Светлана Юрьевна,заместитель директора по социальной работе.
Муниципальная бюджетная общеобразовательная организация
«Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Салехард