Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96173

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 18.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Что такое «воспитание» в коррекционном учреждении.

Дата публикации:

Автор:
воспитатель, ОГКУ Новодольский детский дом "Остров детства", р.п.Базарный Сызган

Цель: знать мотивы и ведущие виды деятельности каждой возрастной группы; учитывать особенности характера и недостатки ребенка; знать структуру дефекта, механизмы его возникновения, влияющие на формирование личности ребенка; постоянно наблюдать, отслеживать динамику, изменение, устранение или нейтрализацию его недостатков, возможностей и способностей.

Задачи: потребность во внешних впечатлениях, которая реализуется при участии взрослого, его поддержка и одобрение, что способствует созданию климата эмоционального благополучия; настойчивое стремление стать школьником: познавательная потребность, потребность в общении, принимающая форму желания выполнять важную общественно значимую деятельность, имеющую значение не только для него самого, но и для окружающих взрослых.

Что такое «воспитание» в коррекционном учреждении.

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно-целостной ориентации обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей, оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении. Обращаем внимание на 2 очень важных тезиса в этом определении: «на создание условий для развития» и «оказание им помощи в жизненном самоопределении». Эти два тезиса особенно актуальны при рассмотрении вопроса об организации воспитательной работы в коррекционных учреждениях, так как для эффективной их реализации необходимы специальные технологии, методики воспитательного воздействия на детей с ОВЗ.

Воспитатель обязан знать, для чего он играет с детьми, почему он организует самоподготовку именно в таком режиме, а не ином. И здесь для нас наиболее важное значение имеет коррекционная направленность воспитательного мероприятия. Нам важна не только дидактическая направленность воспитательного процесса, но и его коррекционная ориентация, учитывающая специфику дефекта личности основного контингента воспитанников.

Воспитание это процесс, то есть постоянно меняющаяся, динамически развивающаяся система взаимодействия воспитателя и ребенка. Она меняется в зависимости от личности педагога и от личности воспитанника. Необходимо всегда помнить, что по мере взросления, развития ребенка, коррекции его дефекта и развития механизмов компенсации его позиция как объекта воздействия меняется. Значение взрослого, его наставление должны приобретать роль инструмента, который ненавязчиво организует поведение нашего подопечного. В общеобразовательной школе очень актуален тезис «саморазвитие» личности, самопознание, когда речь идет о воспитании как о процессе.

Применительно к коррекционным учреждениям этот тезис несколько модифицируется, так как не возможно требовать от ребенка с интеллектуальным недоразвитием адекватного «саморазвития». Но и сводить процесс воспитание к усвоению готовых форм поведения и их отработки методом многократных повторений тоже недопустимо. Необходима профессиональная ориентировка воспитателя.

Он должен:

знать мотивы и ведущие виды деятельности каждой возрастной группы;

учитывать особенности характера и недостатки ребенка;

знать структуру дефекта, механизмы его возникновения, влияющие на формирование личности ребенка;

постоянно наблюдать, отслеживать динамику, изменение, устранение или нейтрализацию его недостатков, возможностей и способностей.

Так для младшего школьного возраста (7-10) основными мотивами являются следующие:

потребность во внешних впечатлениях, которая реализуется при участии взрослого, его поддержка и одобрение, что способствует созданию климата эмоционального благополучия;

настойчивое стремление стать школьником: познавательная потребность, потребность в общении, принимающая форму желания выполнять важную общественно значимую деятельность, имеющую значение не только для него самого, но и для окружающих взрослых.

Ведущие виды деятельности в этом возрасте (7-10)

- игра в ее наиболее развитой форме (предметная, сюжетно-ролевая, драматизация).

Ролевая игра выступает как деятельность, в которой формируется и развивается ориентация ребенка в самых общих основных сферах человеческой деятельности;

- учебная деятельность как ведущая в умственном развитии детей младшего школьного возраста, так как в процессе ее вырабатывается вся система отношений ребенка с окружающими взрослыми.

Для среднего школьного возраста(10-13) основными являются следующие мотивы:

- потребность знать свое место в коллективе; стремление как можно лучше соответствовать своим представлениям о лидере;

- ориентация на оценки, суждения сверстников (а не взрослого); требования коллектива становится важнейшим фактором психического развития;

- потребность личностной самооценки; стремление к взрослости, самостоятельности, к самоутверждению (ближе к 13 годам);

- стремление выйти из рамки школы и приобщиться к жизни и деятельности взрослых (неудовлетворенность этого стремления создает у подростка конфликт со средой, с самим собой, толкает на бродяжничество)

Ведущие виды деятельности:

- учебная деятельность (не скучная и однообразная, а живая, нацеленная на потребность и нужды подростка, значима для него);

- разнообразные формы общения со сверстниками, компанией друзей; доминирующий и организующий мотив поведения подростка;

- интимно – личное общение (быть с другим, быть значимым в чьих-то глазах).

Для старшего школьного возраста (14-16) основными мотивами являются:

- желание занять свое место в мире взрослых;

- утвердиться в компании сверстников;

- чувствовать себя уверенно в своей компании.

Ведущие виды деятельности.

- интимно-личное общение (друг с другом, с друзьями – через позицию своих настроений и желаний);

- учебно-профессиональная деятельность (в большей степени ориентирована на помощь подростку в его профессиональном самоопределении).

Как свидетельствует опыт, большое значение приобретает так называемая молодежная культура, под которой подразумевается «торопливое» подражание подростка взрослому. Мгновенно реагируя на свое социальное пространство, в котором он будет самим собой. Пространство это очень разнородно, поскольку сами подростки тоже различаются между собой. Объединяет их одно – ярко выраженное стремление к самостоятельности.

Учитывая основные мотивы и ведущие виды деятельности спланировать работу в начальном звене таким образом, чтобы можно было решить следующие задачи:

Личностное развитие: обратить внимание на самооценке черт характера (доброта, щедрость, честность, дружелюбие)

Формирование навыков общения в коллективной деятельности как основы новой социальной ситуации развития ребенка (ученик, успешный ученик).

Охрана здоровья и физическое развитие.

Формирование ответственности за свое здоровье, отработка санитарно – гигиенических навыков до автоматизма, воспитание потребности в физических упражнениях.

Трудовое воспитание – это отработка навыков и умений учебного поведения, формирование навыков коллективной трудовой деятельности, потребности трудиться.

Основы социализации и общения: знакомство нормами поведения в наиболее типичных ситуациях – в школе, столовой, спальне, на уроке ,на улице, в магазине и т.д.- и отработка этих норм.

В средних классах решаются следующие задачи:

Личностное развитие: основы социализации и общения – развитие основ личностной самооценки, становление личностной позиции «Я - сам», «Я и другие», воспитание ответственности за свои поступки; формирование сочувствия к другим, развитие умения оказывать поддержку, принимать помощь другого, адекватно реагировать на попытку другого вступить в контакт и т.п.

При работе по этому направлению воспитателю необходимо делать акцент на развитие общей психологической компетентности у ребенка. Не бойтесь этого сложного понятия! Это работа по развитию личностной позиции ребенка с ОВЗ: сочувствия к другим, умения оказывать поддержку другому, адекватно реагировать на вой успех и неуспех. А также по нейтрализации агрессивного реагирования и зависимости от других. Основной вектор стратегии нравственного воспитания направлен не на осознание своих качеств и переживаний и не на усвоение правил и норм поведение, а не развитие сопричастности, чувства общности с другими. Л.С. Выготский неоднократно подчеркивал, что «морально поступает тот, кто не знает, что он поступает морально».

Охрана здоровья и физическое развитие - формирование системы привычек по физической тренировке тела, закаливанию и уходу за организмом, по формированию механизмов антистрессового поведения.

Трудовое воспитание – развитие системы трудовых навыков по уходу за собой, своим жилищем; овладение элементарными профессиональными умениями, ознакомление с профессиями.

Основы гражданского самосознания – знакомство с истоками национальной культуры, основами правового поведения; начальное экономическое просвещение.

Творческое развитие – развитие навыка самостоятельного творческого подхода к решению различных жизненных ситуаций как основа социальной реабилитации воспитанников. Особое внимание здесь должно быть уделено игротерапии как системе по формированию межличностных отношений, позитивно-эмоционального отношения воспитанника к взрослому, по улучшению его психического самочувствия.

Основы жизнеобеспечения – развитие навыков ориентированного поведения в различных знакомых и незнакомых ситуациях. При проведении воспитательских часов по этому разделу акцент необходимо делать на развитии умения программировать свои действия и поступки с учетом сложившихся обстоятельств.

Экономико-бытовой аспект жизни часто носит в сознании детей иллюзорный, призрачный характер; дети не осмысливают истинного хода жизни. Разнообразные сюжетные ситуации призваны сформировать у них алгоритм решения житейских проблем.

Воспитательная работа с подростками в старшей школе осуществляется по тем же направлениям, что и в средней. Однако она имеет свою специфику, обусловленную особенностями подросткового возраста.

Основным ориентиром здесь становится работа по профессиональному самоопределению во всей ее полноте. Речь идет о профессиональном самоопределении подростка, о его умении выстраивать возможные варианты будущего на основе полного и адекватного знания ситуации на рынке труда.

Профессиональное самоопределение-это событие, в корне меняющее дальнейшее течение жизни и влияющее не только на профессиональную составляющую, но и на брачно-семейные перспективы, материальное благополучие, на жизнь в целом.

Основное назначение этого блока воспитательной работы – научить подростка выстраивать субъективную картину своего жизненного пути на языке связанных между собой событий жизни, сформировать навык анализа последствий для себя жизненных событий, научить выстраивать воображаемую картину взаимосвязи жизненных событий и представлять ее в будущем. Важным аспектом этой работы является эмоционально-волевой аспект, позволяющий формировать адекватное реагирование на нежелательные варианты перспектив и содержательно анализировать их возможные последствия.

Личностное развитие. В этой возрастной группе актуальным становится построение временной перспективы будущего воспитанника как составной части общей стратегии поведения. Речь идет о формировании мотивов ориентирующих развитие деятельности подростка во временном аспекте на основе рационального прогноза, т. е. о мотивах, не сконцентрированных на самооценке и защите своего «Я».

Задача охраны здоровья и физического развития предполагает развитие системы профилактических умений по охране здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни.

Профессиональное самоопределение и трудовое воспитание – это осмысление необходимости трудовой деятельности, развитие потребности трудиться; овладение общей ориентировкой в мире профессий и навыками профессионального труда, профессионального самоопределения, анализа перспектив; развитие способностей строить картину воображаемого будущего, соотнося ее с рядом факторов.

Жизнеобеспечение – это направление по освоению воспитанниками коммуникативных моделей поведения в различных ситуациях.

Гражданское самосознание – осмысление себя как гражданина общества, экономической грамотности, усвоение прав и обязанностей.

Наши новости:

Разместить свою публикацию