Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

95414

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 28.03.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

"Духовно-нравственное воспитание, как условие успешной адаптации"

Дата публикации:

Автор:
воспитатель, МКОУ "Детский дом - школа № 95", Кемеровская обл., г. Новокузнецк

Цель: Социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Задачи: - осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей; - развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам; - укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести; - формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в об-ществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом.

МКОУ «Детский дом-школа №95»

Духовно-нравственное воспитание, как условие успешной адаптации в обществе.

Выполнила работу:

воспитатель Губина Вера Владимировна

Новокузнецк 2017г.

Социальная адаптация представляет собой один из механизмов социализации, позволяющих личности активно включаться в различные структурные элементы среды, то есть посильно участвовать в труде и общественной жизни коллектива, приобщаться к культурной жизни общества, устраивать свой быт в соответствии с нормами и правилами, принятыми в обществе.

В настоящее время вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из важных проблем современного общества, как условие успешной адаптации ребенка в обществе. Главнейшей задачей в воспитании детей является подготовка их к самостоятельной жизни.

Духовно-нравственное воспитание детей детского дома является важнейшим аспектом социализации личности в условиях стремительного развития общества, фактором постепенного и осознанного включения в различные сферы социальной деятельности и общественной жизни. Ведь поступающие в государственные учреждения, дети, лишенные родительского попечения, имеют целый комплекс сложных проблем, связанных с обучением, воспитанием, социализацией. Перед детским домом ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности воспитанника.

Создание благоприятной микросреды и морально-психологического климата в условиях детского дома является необходимым условием для эффективного развития культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания и трудовых навыков у воспитанников. Особенно это необходимо для детей, поступивших в учреждение государственного воспитания из неблагополучных семей, где взрослые не придавали значения чистоте, гигиене и самостоятельному уходу.

Развитие культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним. Нужно добиваться от воспитанников точного и чёткого выполнения действий из правильной последовательности.

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. Проблемами воспитания культурно-гигиенических навыков у детей занимались такие известные педагоги, как Л.С. Выготский, С.Д. Забрамная, А.Р.Малер, Л.М. Шипицына. Среди зарубежных деятелей науки можно выделить У. Кристен, Л. Нюканен, Х. Рюкле.

Формирование у детей навыков самообслуживания и коллективной трудовой деятельности осуществляется в процессе генеральной уборки, уборки комнат, уборки территории с целью формирования уважительного отношения к труду.

Для того чтобы самореализоваться в мире труда, воспитанник должен не только хорошо ориентироваться в мире профессий, но и иметь правильное представление о себе, о своих интересах и возможностях, сильных и слабых сторонах, о ценностях и притязаниях. Для реализации данной цели проводятся занятия по программе «Путешествие в Профессляндию».

Являясь одним из древнейших, но не менее актуальных методов воспитания, игра занимает большое значение в жизни ребёнка, так как она сравнима с деятельностью взрослых – работой, службой.

Именно игра оказывает положительное влияние на развитие личности ребенка. Ведь в игре дети отражают окружающую жизнь и познают те или иные доступные их восприятию и пониманию факты, явления. Игра питает интерес детей, развивает любознательность, потребность и сознание необходимости усвоения знаний. С одной стороны, в игре проявляется культура поведения, культура общения, воспитанная у детей вне игры. С другой стороны, увлекательное содержание игр, изображение коллективного труда, благородных поступков способствует развитию дружеских чувств, сплачивает детей. Такое единство игровых и реальных отношений помогает создать нравственную направленность поведения детей, становление личности.

Культура общения предусматривает выполнение ребёнком норм и правил общения с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в быту, в общественных местах. Успешность данного вида деятельности, в формировании духовно- нравственных качеств воспитанников зависит от умения педагога правильно моделировать воспитательный процесс. Для ребенка слова воспитателя, его поступки, оценки имеют нравственное значение. Именно педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребенка о справедливости, человечности, нравственности, об отношениях между людьми. Характер отношений между педагогом и детьми во многом определяет эффективность их воспитания и социализации.

В работе с детьми особое внимание следует уделять развитию умения понимать людей, проявлять доброжелательное отношение, развивать эмоциональную отзывчивость, формировать правила и нормы культуры поведения в обществе.

Формирование культуры общения и этикета невозможно себе представить без использования художественной литературы. Ведь при чтении книги ребёнок видит перед собой определённую картину, конкретную ситуацию, образ, переживает описываемые события, и чем сильнее его переживания, тем богаче его чувства и представления о действительности. Наиболее интересно для воспитанников чтение и просмотр сказок с последующим обсуждением, и проведение викторины. Дети учатся рассуждать, сопереживать, делать выводы.

Нельзя недооценивать значение экскурсий для успешной социализации и социальной адаптации ребенка. Экскурсии дают возможность наблюдать мир таким, каков он есть, в естественной обстановке. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека строится с учётом следующих понятий: Родина как место, где родился человек и познал счастье жизни. Природа Родины. Язык родной. Традиции, нравы, обычаи русского народа. История Родины. Понятие соотечественника. Национальные особенности жизни людей. Особенность жизни многонационального общества. Интернационализм как нравственное качество человека. Патриотизм как отношение к Отечеству. Патриотические чувства. Деяния, акты выражения. Содействие благу Родины как элемент жизни современного человека. Память человечества о заслугах героев. Безымянные герои, дань уважения им.

Участие детей в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях различного уровня, занятость во внеурочное время, посещение кружков, способствует их саморазвитию и раскрытию творческих способностей.

Духовно-нравственная воспитанность - это устойчивость положительных привычек и привычных норм поведения, культура отношений и общения в условиях здорового детского коллектива. О нравственной воспитанности говорит также наличие у школьника сильной воли, способность осуществлять нравственно - волевой контроль и самоконтроль, регуляцию поведения. Она проявляется в активной жизненной позиции, единстве слова и дела, гражданском мужестве и решимости в сложных жизненных ситуациях оставаться верным своим убеждениям, самому себе.

Результатом духовно-нравственного воспитания является нравственная воспитанность. Она материализуется в общественно ценных свойствах и качествах личности, проявляется в отношениях, деятельности, общении. О нравственной воспитанности свидетельствует глубина нравственного чувства, способность к эмоциональному переживанию, мучениям совести, страданию, стыду и сочувствию. Она характеризуется зрелостью нравственного сознания: моральной образованностью, способностью анализировать, судить о явлениях жизни с позиций нравственного идеала, давать им самостоятельную оценку.

Успешно социализироваться ребенок может только тогда, когда он усвоит ценности общества, и будет уметь адаптироваться в этом обществе, с целью реализовать себя.

Наша работа посвящена актуальной теме – духовно-нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в условиях детского дома, для успешной адаптации в обществе.

Так должна выглядеть в идеале модель духовно-нравственной личности.

Наши новости:

Разместить свою публикацию