Тема урока:А. С. Грин. «Алые паруса». Победа романтической мечты над реальностью.
Цели урока:
развивать ассоциативно-образное мышление, творческую активность учащихся;
Развитие коммуникативных навыков, логического мышления;
воспитывать культуру восприятия художественного текста, произведений искусства.
Ход урока.
Я верю в чудеса и в сказки тоже верю,
И верю в силы я душевной чистоты.
А коль живешь достойно и уверенно,
Тогда сбываются заветные мечты.
- Орг. момент
Учитель. Добрый день, мои дорогие любители словесности. Как здорово, что сегодня мы собрались на заседание любителей чтения и знатоков слова. Чтобы определиться с темой нашего заседания, прослушайте куплет одной песни.
Звучит 1-й куплет песни «Ребята, надо верить в чудеса…»
Учитель. Итак, о чем сегодня мы будем говорить ?
- о произведении А. Грина «Алые паруса»?
Учитель. Я предлагаю отправиться в плавание по этому произведению. А вот и корабль, но на нем нет парусов. Я думаю, что мы с вами, хорошо работая на уроке, сможем поднять паруса - это будут приобретенные нами знания.
За каждый правильный ответ на уроке вы будете получать часть паруса.
В путь.
Я знаю, у вас все получится.
2.Сюрпризный момент
А. Грин. Добрый день, мои дорогие читатели! Позвольте представиться, я – А. Грин, слышал, вы говорили о моей книге «Алые паруса».
Да, мое произведение «Алые паруса» - это кульминация моего романтизма, мечты, сказки над грубостью и скептицизмом.
Учитель. Здравствуйте, уважаемый Александр Степанович, рады вас видеть. Из ваших уст прозвучали слова: романтизм, мечта, сказка, грубость, скептицизм.
Предлагаю учащимся вспомнить значение этих слов, ведь именно они определяют тему и идею вашего произведения.
3. Работа со словарными статьями.
А. Грин. Моя цель присутствия на вашем уроке: помочь увидеть, познать, научиться
А что именно, вы определите сами.
Перед вами логическая цепочка. Даны ключевые слова, и мы сможем определить наши задачи:
- Увидеть (какой? )____________________мир
- Познать, как мечта (что делает?) _______________реальностью
- развивать навыки (чего?)__________________текста
- учиться ( у кого?)_________________повести (чему?)_______________________
Учитель. Прочитайте, к чему мы будем стремиться, работая над произведением «Алые паруса».
Ученики
-мы сможем увидеть сказочный мир повести;
- познать, как мечта становится реальностью;
- учиться у героев повести мечтать и добиваться своего счастья.
А. Грин. Предлагаю вам плавание по моему произведению, а вот и корабль, но чтобы попасть на корабль, проверим, насколько хорошо вы знаете текст и героев произведения.
Учитель.
4.Блиц- опрос
- что хотела отдать за хлеб мать Ассоль? (кольцо)
- чем не мог бы похвастаться Меннерс в Каперне?( что Лонгрен купил у него хотя бы коробок спичек)
-Что мастерил Лонгрен ?( кораблики)
- что рассказывал Лонгрен Ассоль, когда та была маленькая?(пел матросские песни, рассказывал про разные страны, путешествия)
- Кто предсказал Ассоль корабль с алыми парусами? (Эгль)
- к какому сословию принадлежал Артур Грей? (аристократ)
- Какие места в доме любил Грей?(библиотеку и винный погреб,чердак)
- назовите имя друга Грея в замке (служанка Бэтси)
- сколько лет было Грею, когда он убежал из дома? (14)
- кто и почему помог Грею стать капитаном? (капитан корабля, на который поступил Грей матросом)
- как мысленно называл Грея старый капитан Гоп? (роза-мимоза)
- название корабля, принадлежавшего Грею (Секрет)
- место, где любила бывать Ассоль (обрыв у моря, сосновая роща)
- что представляет угольщик, по мнению Ассоль, когда смотрит на свою корзину? (розы)
- Сколько метров алого шелка ушло на паруса для корабля Грея? (2000 футов)
- кого Ассоль называет своими братцами? (Деревья великаны)
- Какой инструмент был главным в оркестре, который играл на борту корабля Грея? (скрипка)
5. Работа с эпиграфом
А. Грин.
Я верю в чудеса и в сказки тоже верю,
И верю в силы я душевной чистоты.
А коль живешь достойно и уверенно,
Тогда сбываются заветные мечты.
К кому из героев произведения мы можем отнести эти слова?
- Грэю и Ассоль.
6. Работа на повторение
Учитель. Но как мы узнаем из множества героев других произведений наших?
-По портрету, поступкам, отношению к людям, к миру, по тому, как люди относятся к героям.
Ребята, Сейчас предлагаю побыть в роли следователей. Кто такие следователи? (это люди, которые по каким – либо следам могут найти пропажу или преступника).
Каждому из вас я выдам отрывки из произведения, в них подсказки, которые помогут понять, о ком из героев идет речь. Внимательно ознакомьтесь с содержимым.
По классу развешаны портреты героев из разных произведений, найдите своего.
7. Индивидуальная работа по поиску героя + физминутка.
Учитель. Расскажите, кого вы искали.
- Ассоль, Грэя
Предлагаю создать две команды.
Команда Ассоль и команда Грэй.
8. Демонстрация иллюстраций
Перед вами иллюстрации разных художников, к произведению А. Грина «Алые паруса.
Что объединяет все эти рисунки?
- На них изображены главные герои повести.
9. Работа с таблицей
Учитель. Дома вы выступали в роли биографов, вам было предложено заполнить таблицу «Сравнительная характеристика Ассоль и Грея»
Ассоль | Грей |
| |
Семья бедная, но имеющая гордость, чувство собственного достоинства; не похожа на жителей Каперны | Знатная богатая семья, гордящаяся своими предками, «заложники своего происхождения» |
Сверстники не берут в игру, гонят от себя | Запрет на игры с другими ребятишками |
Любящий отец | Любящая мать, Бэтси |
Мечта | |
Корабль с алыми парусами | Стать капитаном корабля |
Ждет и верит в чудо | Чудо творит своими руками |
Команды будут зачитывать только о своих героях.
А. Грин. Я все больше убеждаюсь, что вы очень внимательные читатели.
А сможете ли вы раскрыть секрет, почему Ассоль и Грэй заслуживают счастья.
Учитель. Предлагаю стать строителями и воздвигнуть лесенку, по которой герои добрались до счастья.
Счастье
Алые паруса
Вера в мечту
Ожидание чуда
Доверчивость,
Чистота
Предсказание
Счастье
Алые паруса
Готовность
подарить чудо
Стал капитаном
Решимость,
упорство
картина в
доме родителей
Работа в группах возле доски.
Учитель. Представьте свою лесенку, объяснив нам, написанное.
Представление учениками полученных кластеров.
А. Грин. Так почему же стало возможным счастье героев?
- герои верили в мечту и шли к своей цели.
Учитель. Двое учеников выступали в роли психологов, готовили дома синквейн об Ассоль и о Грэе. Давайте послушаем, что получилось.
Мечта
Далекая, манящая
Надеяться, верить, ждать
Заветные мечты сбываются
Мечта
Реальная, далекая,
Делать, упорствовать, воплощать
Мечта становится реальностью
А. Грин.
Я верю в чудеса и в сказки тоже верю,
И верю в силы я душевной чистоты.
А коль живешь достойно и уверенно,
Тогда сбываются заветные мечты.
Вот и подошло к концу наше плавание на корабле. Мне пора. Но я не говорю вам: «Прощайте», я говорю вам: «До свидания».
Рефлексия.
Я вижу, вы смогли собрать немало кусочков для нашего парусника. Давайте взметнем паруса наших знаний, прикрепив кусочки к кораблю. Но на кусочках вы напишите, чему нас учат герои произведения, и само произведение.
Зачитываем мнения учащихся.
Объявление оценок.
Домашнее задание. Написать сочинение на тему: «Мои пожелания героям произведения»