Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад « Непоседа» г. Можайска
(МАДОУ «Непоседа» г. Можайска»)
143200, Московская область, г. Можайск, ул. Полосухина, д. 19
«Утверждаю»
Приказом по МАДОУ «Непоседа» г. Можайска
от «____»____________ 2017 г.
Зав. МАДОУ «Непоседа» г. Можайска
_____________________/ Т. И. Кынчева/
Организация коррекционной помощи дошкольникам с задержкой психического развития во взаимодействии специалистов дошкольного образовательного учреждения
Подготовила:
Учитель – дефектолог
Волошина А. И.
2017 год
Организация коррекционной помощи дошкольникам с задержкой психического развития во взаимодействии специалистов дошкольного образовательного учреждения
Мир особого ребенка – он закрыт от глаз чужих.
Мир особого ребенка – допускает лишь своих.
Мир особого ребенка интересен и пуглив.
Мир особого ребенка безобразен и красив.
Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.
Мир, особого ребенка иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен? почему не говорит?
Мир особого ребенка – он закрыт от глаз чужих.
Мир особого ребенка – допускает лишь своих!
На современном этапе модернизации российского образования крайне важной остается задача коррекционно-педагогической помощи детям с особыми образовательными потребностями.
Мир, в котором живёт современный ребёнок, образ жизни среднестатистической семьи, по сравнению с недавним прошлым, существенно изменился. Социально-экономические проблемы жизни общества, оказывающие негативное влияние на большинство семей, ухудшение экологической ситуации в России порождают условия, при которых значительно снижается уровень физического и нервно-психического здоровья детей.
Особую тревогу вызывает рост количества детей с задержкой психического развития (ЗПР), которые составляют самую многочисленную группу среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Все они характеризуются своей неоднородностью и полиморфизмом. Подобное разнообразие обуславливает значительный диапазон выраженности нарушений - от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости. Этим объясняется необходимость создания определенных специальных условий обучения и воспитания детей с ЗПР в зависимости от их индивидуальных возможностей.
Дети с ЗПР «могут реализовывать свой потенциал социального развития при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания, обеспечивающего удовлетворение как общих с нормально развивающимися детьми, так и особых образовательных потребностей, заданных спецификой нарушения психического развития». (Основные положения Концепции специального федерального образовательного стандарта для детей с ОВЗ).
Создание педагогических условий на основе личностно-ориентированного подхода, оптимальных для каждого воспитанника, предполагает формирование адаптивной социально-образовательной среды, включающей все многообразие различных типов образовательных учреждений.
Учитывая значительный разброс показателей нарушенного развития детей с ЗПР, важным является определение приоритетов коррекционной помощи и комплексного профессионального сопровождения.
Эффективность коррекционной работы с детьми данной категории определяется, прежде всего, четкой организацией их пребывания в дошкольном образовательном учреждении, правильным распределением нагрузки в течение дня и преемственностью в работе дефектолога и других профильных специалистов детского сада.
Целью работы дефектолога с детьми с задержкой психического развития является:
повышение уровня психического развития ребёнка:
интеллектуального,
эмоционального,
социального.
Основные задачи:
1) создание ребёнку возможности для осуществления содержательной деятельности в условиях, оптимальных для его всестороннего и своевременного психического развития;
2) обеспечение охраны и укрепления здоровья;
3) коррекция (исправление или ослабление) негативных тенденций развития;
4) стимулирование и обогащение развития во всех видах деятельности (познавательной, игровой, продуктивной, трудовой);
5) профилактика (предупреждение) вторичных отклонений в развитии и трудностей в обучении на начальном этапе.
Технология организации специального коррекционно-развивающего воспитания и обучения детей в дошкольном образовательном учреждении предусматривает соблюдение следующих условий:
- построение образовательно-воспитательного процесса (с учетом индивидуальных возрастных, психофизиологических, личностных особенностей и возможностей детей), обеспечивающего коррекцию нарушений умственного, речевого и эмоционального развития и стимулирование, обогащение развития во всех видах детской деятельности (познавательной, игровой, продуктивной, трудовой, коммуникативной);
- использование адекватных технологий, характеризующихся эмоциональной окрашенностью, прикладной направленностью и ценностной значимостью для ребёнка того, что он делает, познаёт, с чем играет и взаимодействует;
- взаимодействие с семьёй (активное включение родителей в жизнь учреждения, просвещение родителей);
- проведение спортивно - оздоровительной работы, создающей благоприятную базу для организации занятий, игр, других видов деятельности детей.
Помимо воспитателей, с группой воспитанников с задержкой психического развития работают: учитель-дефектолог, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре и инструктор по плаванию. Для того, чтобы процесс коррекционно – педагогической работы был более успешным, необходимо скоординировать свои действия, объединить их всем участникам образовательного процесса. Взаимодействие в работе начинается с психолого – медико – педагогического обследования, которое проводится всеми участниками педагогического процесса. Учитывается не только то, что ребёнок знает и умеет, но и чему его можно научить, чем он может овладеть, то есть учитывается зона его ближайшего развития. После завершения комплексного обследования, на заседании ПМПк, педагоги обсуждают результаты диагностики и приступают к планированию коррекционной работы. Данные, полученные в результате комплексного изучения ребёнка, позволяют подобрать для каждого воспитанника эффективные методы и приёмы педагогического работы. С этой целью, необходимо разрабатывать индивидуальный маршрут коррекционной помощи каждому ребёнку с задержкой психического развития, который заполняется всеми участниками педагогического процесса в начале учебного года и в конце.
Обязательным условием при проведении коррекционно-педагогической работы с данной категорией детей, является непосредственное участие родителей, с целью обеспечения единства и преемственности семейного и общественного (дошкольного) воспитания, развития интеллектуальной и речевой компетентности у детей.
Ведущая роль в коррекционно-развивающем процессе принадлежит учителю – дефектологу, который координирует действия всех участников педагогического процесса и в системе планирования непосредственной образовательной деятельности с детьми придерживается принципа понедельного изучения лексических тем.
Взаимодействие между специалистами осуществляется в таких формах работы, как консультации, анкетирование, тестирование, совместные досуги, заседания клуба для родителей, семинары-практикумы, совместные беседы по подведению итогов коррекционно-воспитательной работы и определению перспектив дальнейшей деятельности.
Эффективная коррекционная помощь детям с задержкой психического развития может быть осуществлена только при условии комплексного медико-психолого-педагогического воздействия, направленного на преодоление и предупреждение нарушений развития, а также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе.