Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

44057

Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Как разместить публикацию Как получить свидетельство Способы оплаты

Адаптация студентов в условиях техникума посредством нетрадиционных техник

Дата публикации: 08.01.18

Автор:
Кирячек Анна Сергеевна педагог-психолог, ГБПОУ КК ТТКР, Краснодарский край г. Тимашевск

Актуальность проекта

В поисках успешной адаптации студентов-первокурсников педагогика и психология ориентируются на самоценность человеческой личности, ее внутренние ресурсы и саморазвитие.

Большое значение для развития личности имеет психическое здоровье, т. е. состояние полного душевного, физического и социального благополучия. Если подросток попадает в ситуацию дискомфорта, то в первую очередь фрустрируется эмоциональная сфера, т. е. он реагирует на эту ситуацию негативными переживаниями, которые, в свою очередь, вызывают тревожность.

Тревожность – это склонность индивида к переживанию тревоги, которая представляет собой эмоциональное состояние, возникающее в ситуации неопределенной опасности и проявляющееся в виде ожидания неблагоприятного развития событий. Тревога может выражаться в ощущении беспомощности, неуверенности в себе, бессилии перед внешними факторами, преувеличении их влияния и угрожающего характера.

В подростковом возрасте появляется интерес к собственному внутреннему миру, возникает желание понять, лучше узнать себя. Возникшее острое "чувство Я", увеличение значимости проблем, связанных с самооценкой, сопровождаются трудностями думать и говорить о себе, слабым развитием рефлексивного анализа, что приводит к повышенной тревожности, возникновению чувства неуверенности в себе.

Таким образом, требуется целенаправленная работа на успешность в адаптационный период, а так же последующая коррекционная работа с подростками с повышенным уровнем тревожности, что предполагает развитие рефлексии, т. е. самопознание внутренних психических актов и состояний и формирование устойчивой положительной самооценки.

Психолог вынужден решать сложнейшие задачи: ему необходимо специально организовать ведущую для подросткового возраста деятельность, создать в ходе выполнения этой деятельности атмосферу сотрудничества, взаимного доверия между детьми, между взрослым и детьми, оказать помощь подростку в его саморазвитии.

Всем известно, что социализация длится всю жизнь. Юность завершает активный период социализации. Этот этап влечёт за собой психофизиологические изменения. Этот период называют «трудным возрастом», «переломным периодом». Его содержание заключается в изменении поведенческих характеристик: от почти полного послушания юноши переходят к сдержанному непослушанию – скрытому или открытому неповиновению родителям. У личностей этого возраста выстраивается параллельная система ценностей и взглядов на мир.

В этот период заканчивается формирование фундамента личности, достраиваются её верхние – мировоззренческие этажи. Осознание своего «Я» происходит как осмысление своего места в окружающем социуме. Одновременно наблюдается постоянный поиск нравственных ориентиров, связанных с переоценкой смысла жизни.

Трудности социализации в этот период связаны с 3 главными обстоятельствами:

  • Несовпадением высокого уровня притязаний и, как правило, низким социальным статусом, который задан возрастом;
  • Несовпадением старого стиля родительства, и новых потенциальных возможностей этого возраста;
  • Противоречием между усилившейся ориентацией на самостоятельность и зависимость от мнения сверстников;

Поэтому, одним из возможных решений вышеуказанных трудностей является использование в работе с первокурсниками – программ социально-психологического тренинга, в ходе которых решаются вопросы адаптации к новым условиям в техникуме, развития личности, формирования коммуникативных навыков, оказания психологической помощи и поддержки.

Одной из главных целей психолога в техникуме является создание и поддержание психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого подростка. Следовательно, учебно-воспитательный процесс становится больше ориентированным на личность студента, его индивидуальные возможности, способности и интересы, которые выявляются в ходе психологической диагностики и адаптационных тренингов.

При социально - психологической адаптации существенное значение имеют личностные особенности учащихся и адаптирующая способность группы. Процесс адаптации учащихся в новом для себя коллективе зависит от обстановки в группе, от ее психологического климата, от того, насколько интересно, комфортно, безопасно чувствует себя учащийся во время уроков, в ситуациях взаимодействия с товарищами и педагогами.

Самым сложным периодом для первокурсников является первый месяц обучения в техникуме, когда происходит знакомство, как с коллективом однокурсников, так и с незнакомой, во многом не простой системой обучения в техникуме: с новыми требованиями, подходами к организации обучения, с преподавателями и т.д. Для многих первокурсников процесс адаптации является проблемным и даже стрессовым. Помочь студентам в этот период призваны классные руководители и мастера производственного обучения групп. Однако в условиях, когда студенты с первого сентября начинают осваивать сложные теоретические курсы, привыкать к требованиям, выстраивать отношения с сокурсниками, а преподаватели, мастера производственного обучения в этот момент тоже не могут полностью посвятить свое время первокурсникам, так как заняты непосредственно преподавательской деятельностью, – взаимодействие педагогов и первокурсников часто бывает не систематичным, эпизодическим. Это затягивает и осложняет процесс адаптации первокурсников к процессу обучения в вузе, делает его часто неконтролируемым. Во избежание таких проблем необходимо проведение адаптационной программы для первокурсников, которая, с одной стороны, способствует более интенсивному и целенаправленному привыканию студентов к условиям техникума, формированию коллектива группы; с другой – помогает студентам и педагогам наладить взаимодействие, создать доброжелательную атмосферу в коллективе.

Программа "Мы вместе" предназначена как для подростков, так и для родителей и педагогов. Она поможет первокурсникам познать себя и научиться управлять своим внутренним миром, а взрослым (педагогам и родителям) – найти индивидуальный подход к каждому подростку, согласно его индивидуальным особенностям.

В ГБОУ КК ТТКР работа с первокурсниками начинается задолго до тренинговых занятий. В конце лета, на собрании вновь поступивших студентов и их законных представителей психолог не только знакомится, но и рассказывает о принципах работы с первокурсниками, «развеивает» мифы о психологах, которые ставят диагнозы и распространяют полученную информацию всем участникам педагогического процесса. Когда родители и первокурсники понимают, что психология- это прежде всего наука о душе и существует принцип конфиденциальности, то психолог предлагает игру «Знаете ли Вы своих детей?». Это помогает сделать обстановку более неформальной и снять барьеры: педагог-родитель, педагог-студент, родитель- ребенок.

Зачастую психолог односторонне получает информацию о детско-родительских отношениях, что затрудняет особенно психокоррекционную работу со студентами в дальнейшем. Поэтому на собрании так же раздаются анкеты «Диагностика детско-родительских отношений» и добровольные согласия на дальнейшую диагностику и работу со студентами.

В свою очередь, первокурсник получает бланк с заданием «Мой личный герб», где собраны вопросы, которые помогают психологу «нарисовать» портрет студента еще до адаптационных тренингов.

Вся эта собранная информация является полезной для создания общей картины семейных отношений в контексте ребенок-родитель и изучения личности каждого подростка в целом.

Самым сложным периодом для первокурсников является первый месяц обучения в техникуме, когда происходит знакомство, как с коллективом однокурсников, так и с незнакомой, во многом не простой системой обучения в техникуме: с новыми требованиями, подходами к организации обучения, с преподавателями и т.д. Для многих первокурсников процесс адаптации является проблемным и даже стрессовым. Помочь студентам в этот период призваны классные руководители и мастера производственного обучения групп. Однако в условиях, когда студенты с первого сентября начинают осваивать сложные теоретические курсы, привыкать к требованиям, выстраивать отношения с сокурсниками, а преподаватели, мастера производственного обучения в этот момент тоже не могут полностью посвятить свое время первокурсникам, так как заняты непосредственно преподавательской деятельностью, – взаимодействие педагогов и первокурсников часто бывает не систематичным, эпизодическим. Это затягивает и осложняет процесс адаптации первокурсников к процессу обучения в техникуме, делает его часто неконтролируемым. Во избежание таких проблем необходимо проведение совместных адаптационных тренингов для первокурсников, которые, с одной стороны, способствуют более интенсивному и целенаправленному привыканию студентов к условиям техникума, формированию коллектива группы; с другой – помогает студентам и педагогам наладить взаимодействие, создать доброжелательную атмосферу в коллективе.

Именно такая форма работы помогает двум сторонам педагог-студент найти общие интересы, узнать друг друга не только в процессе учебной деятельности, но и в неформальной обстановке. Именно на тренингах каждый из участников раскрывает свой потенциал и возможности, что в дальнейшем помогает увидеть в каждом студенте индивидуальность и выстроить свой педагогический подход в дальнейшем обучении.

В процессе адаптационной тренинговой работы, психолог техникума использует нетрадиционные формы работы: использование различных техник - телесно-ориентированная терапия, сказко- и музыко-терапия.

После завершения адаптационных тренингов, у психолога, по результатам диагностики и наблюдений выявляется «группа риска». Работа ведется на протяжении всего учебного года, как в индивидуальном порядке, так и подгруппами. Широко используются такие методы, как

- песочная терапия (работа в психологической песочнице), у подростков могут возникать существенные трудности при попытках рассказать, что они чувствуют или как на них повлияло, то, что они пережили. Песочница и фигурки помогают в форме игры проиграть все жизненные ситуации. А так же психологическая песочница является диагностическим материалом для психолога.

- методика "Волшебные краски" помогают подросткам в самовыражении, снижению эмоционального напряжения, развитии креативности;

- психологическая игра "Тебе, дорогая моя девочка". Этот курс посвящен воспитанию девушек, который направлен на размышления о внутреннем мире, воспитанию ценностных ориентаций, познанию себя;

- психологическая игра "Мастер сказок". Карты помогут разбудить интуицию и обрести ответы на многие жизненные вопросы- как строить свою жизнь, как находить адекватные решения из критических ситуаций

- работа с бросовым материалом (бисер, вырезки из журналов, пластилин) развивают креативность, помогают выражать свой внутренний мир посредством различных способов взаимодействия с материалом.

Таким образом, подбирая каждому подростку индивидуально тот или иной метод, в ходе коррекционной работы создается мост между бессознательным и сознательным, физическим и духовным, рациональным и эмоциональным, вербальным и невербальным, помогает выразить свои чувства, появляется возможность материализовать прошлый опыт или травмы семьи и разрешить их.

Согласно полученным результатам, педагоги и родители приглашаются на индивидуальные консультации, получают рекомендации, согласно личностным особенностям каждого студента.

В конце первого полугодия, в каждой группе проводится совместное детско-родительское собрание, где психологом подводятся итоги адаптационного периода, а так же проводятся совместные игры с использованием накопившегося материала в процессе работы с подростками. Это прежде всего сочинения «Моя семья», где подросток описывает свое отношение к родителям, высказывает пожелания в их адрес по воспитанию. А родитель на собрании пишет пожелания своему сыну (дочери). В конце обмениваются своими работами и уже с помощью психолога решают спорные вопросы. Это помогает не только наладить детско-родительские отношения, но и каждый из участников этого процесса бессознательно оценивает свои ошибки в воспитании или поведении.

Не нужно забывать, что психолог - практик - не исполнитель, а скорее творческий производитель. Ведь в конечном итоге цель работы психолога - «произвести» изменения, направленные на становления профессионала и развитие личности, а это уже процесс глубинного преображения личности. Поэтому, при подборе упражнений, игр, совместных бесед психологом учитывается, насколько интересны игры лично, а так же необходимо чувствовать и понимать психологическую наполненность упражнения и программы занятия в целом. Только в этом случае можно работать уверенно и свободно импровизировать, внося в используемые упражнения собственное, содержательное и эмоциональное наполнение.

Описание проекта

На первых двух этапах процесса адаптации группа учащихся не представляет коллектива в полном смысле слова, поскольку она создана из поступающих в техникум ребят, имеющих различный жизненный опыт, взгляды. Работа психолога в группе в первые несколько месяцев существования формирующегося коллектива заключается во внимательном изучении личностных особенностей каждого учащегося (его характера, привычек, интересов).

Адаптация студентов включает в себя три периода:

1 период - передадаптационный:

а) сбор и анализ необходимой информации о ребёнке;

б) прогнозирование характера адаптации;

в) планирование тренинговой и коррекционной работы в случае адаптационных нарушений.

2 период - адаптационный:

а) адаптационный тренинг;

б) наблюдение и анализ результатов адаптации студентов;

3 период- коррекционная работа:

а) работа со студентами, попавшими в «группу риска».

б) консультирование родителей, предоставление психолого-педагогических характеристик на студентов, проведение родительских собраний;

в) консультирование педагогов по индивидуальным особенностям каждого студента для эффективного взаимодействия.

Таким образом, адаптационная работа в техникуме должна охватывать не только работу со студентами, но и работу с педагогами и родителями.

В нашем техникуме работа с первыми курсами начинается в летний период – первое совместное родительское собрание вместе со студентами. Именно на этом этапе начинается сбор информации о студентах и родителях, детско-родительских отношениях. Психолог рассказывает о направлениях в своей работе, родителям предоставляются в добровольном порядке анкета на выявление стиля воспитания, а так же заполнение добровольного согласия на проведение диагностики и работы психолога в техникуме. Студенты получают бланки «Мой личный герб». Это помогает составить общую картину о каждом участнике дальнейшего адаптационного тренинга.

Начиная учебный год, адаптационные тренинги проводятся с сентября месяца по ноябрь включительно. Программа адаптационных тренингов рассчитана на Программа рассчитана на 8 занятий (1 раз в неделю), реализуется по 3-5 часов, которые включают в себя психологическую диагностику личности, выявление «группы риска», в дальнейшем - дискуссии, игры, направленные на телесно-ориентированную Терапию, сказко- и музыко-терапию.

Идея любого тренинга заключается в следующем: в реальной жизни у нас очень мало возможностей посмотреть на себя со стороны и понять, как нас воспринимают другие люди, почему они реагируют на наше поведение тем или иным образом. И в результате этого возникает много недоразумений, как в личной, так и в студенческой жизни.

Задача адаптационных психологических тренингов - оказание помощи

подросткам - в адаптации к новым для них социальным условиям, закладка основ благоприятного психологического климата в группе, который формируется постепенно, в течение всей «совместной жизни» ребят в техникуме.

педагогам- в изучении индивидуальных особенностях студентов для дальнейшего эффективного взаимодействия.

родителям- помощь в налаживании детско-родительских отношениях, согласно индивидуальным особенностям подростка.

Не нужно забывать, что психолог - практик - не исполнитель, а скорее творческий производитель. Ведь в конечном итоге цель работы психолога - «произвести» изменения, направленные на становления профессионала и развитие личности, а это уже процесс глубинного преображения личности. Поэтому, при подборе упражнений, игр, совместных бесед учитывается, насколько они интересны лично, а так же необходимо чувствовать и понимать психологическую наполненность упражнения и программы занятия в целом. Только в этом случае можно работать уверенно и свободно импровизировать, внося в используемые упражнения собственное, содержательное и эмоциональное наполнение.

На адаптационные тренинги приглашаются классные руководители и мастера групп. Это помогает увидеть в каждом студенте индивидуальность и выстроить свой педагогический подход в дальнейшем обучении.

Первый тренинг начинается с приветственного слова, знакомства с правилами поведения на тренингах. После чего, первое упражнение направлено на знакомство с каждым участником группы.

В рамках тренинга психолог просит студентов придумать свои правила, которые будут действовать не только в рамках данного мероприятия, но и на протяжении всего периода совместной работы данной группы - то есть и при дальнейшем обучении. Данный фактор поможет с большей эффективностью избежать студентам в дальнейшем спорных моментов и сразу приучит к порядку и поведению. То есть мы совместно обсуждаем с участниками следующие пункты: что должно присутствовать в команде (терпимость, взаимоуважение и т.д.), а так же чего не должно быть в команде. Тренинговые занятия разнообразны по своему содержанию. Частично используются занятия из авторской программы игрового тренинга "Путешествие на корабле". Именно они помогают первокурсникам в совершенствовании навыков общения, формировании созидательных жизненных ценностей, развитии эмоциональной сферы.

Активно применяется и пользуется популярностью упражнение «Ассоциации». Для психолога очень информативна каждая ассоциация.

Каждый участник тренинга должен по кругу, передавая клубок, назвать ассоциацию на первую букву своего имени. Нет ничего более препятствующего сплочению группы, как незнание имен участников, поэтому предварительно попросить каждый участник до начала тренинга пишет имя на стикере, чтобы без труда общаться.

Переходя к основной части тренинга, целью которой является формирование навыков успешного межличностного общения, студентам предлагаются не только игры на сплочение и взаимодействие, но и различные техники - телесно-ориентированная терапия, сказко- и музыко-терапия. Это помогает студентам выразить себя, почувствовать свою Зону комфорта.

В заключительной части психолог совместно со студентами подводит итоги тренинга в виде свободных высказываний или заполнения бланков для саморефлексии.

После завершения адаптационных тренингов, у психолога, по результатам диагностики и наблюдений выявляется «группа риска». Работа ведется на протяжении всего учебного года, как в индивидуальном порядке, так и подгруппами. Широко используются такие методы, как

- песочная терапия (работа в психологической песочнице), у подростков могут возникать существенные трудности при попытках рассказать, что они чувствуют или как на них повлияло, то, что они пережили. Песочница и фигурки помогают в форме игры проиграть все жизненные ситуации. А так же психологическая песочница является диагностическим материалом для психолога.

- методика "Волшебные краски" помогают подросткам в самовыражении, снижению эмоционального напряжения, развитии креативности;

- психологическая игра "Тебе, дорогая моя девочка". Этот курс посвящен воспитанию девушек, который направлен на размышления о внутреннем мире, воспитанию ценностных ориентаций, познанию себя;

- психологическая игра "Мастер сказок". Карты помогут разбудить интуицию и обрести ответы на многие жизненные вопросы- как строить свою и жизнь, как находить адекватные решения из критических ситуаций

- работа с бросовым материалом (бисер, вырезки из журналов, пластилин) развивают креативность, способствуют выражению своего внутреннего мира посредством различных способов взаимодействия с материалом.

Таким образом, подбирая каждому подростку индивидуально тот или иной метод, в ходе коррекционной работы создается мост между бессознательным и сознательным, физическим и духовным, рациональным и эмоциональным, вербальным и невербальным, помогает выразить свои чувства, появляется возможность материализовать прошлый опыт или травмы семьи и разрешить их.

Согласно полученным результатам, педагоги и родители приглашаются на индивидуальные консультации, получают рекомендации, согласно личностным особенностям каждого студента.

Соблюдение всех компонентов в адаптационном процессе приводит к дальнейшему успешному обучению и социализации в новом обществе, а так же является профилактикой суицидальных наклонностей. Такая работа проводится во всех группах первого курса. В тесном взаимодействии с педагогами и родителями она принесет заметные результаты, и уже к концу первого полугодия тревожность учащихся первого курса заметно снижается и появляются первые признаки психологически-здоровых, успешных коллективов групп.

Скачать публикацию Скачали: 51 раз

Способы оплаты

Линии